| |
Книгоиздательство "Берег",
Москва 1922, 95с.
тираж 10.000 экз., 20-я
Государственная типография
|
Воробьёв
О.А.
|
Освальд
Шпенглер и закат Европы |
Предисловие
Предлагаемый сборник статей о книге Шпенглера "[Der] Untergang des
Abendlandes"1 не объединен общностью миросозерцания его участников.
Общее между ними лишь в сознании значительности самой темы - о духовной
культуре и ее современном кризисе. С этой точки зрения, как бы ни
относиться к идеям Шпенглера по существу, книга его представляется
участникам сборника в высшей степени симптоматичной и примечательной.
Главная задача сборника - ввести читателя в мир идей Шпенглера. Более
систематическому изложению этих идей посвящена статья Ф.А.
Степуна. Но
и остальные авторы, делясь своими впечатлениями от книги и мыслями о
Шпенглере, пытались по возможности воспроизводить объективное содержание
его идей. Таким образом - по заданию сборника - читатель из четырех
обзоров должен получить достаточно полное представление об этой,
несомненно, выдающейся книге, составившей культурное событие в Германии.
При своем изложении авторы пользовались вышедшим в 1920-м году 32-м
изданием I-го тома** и отчасти также брошюрой Шпенглера "Preussentum
und Sozialismus"2** , составляющей эскиз к невышедшему еще II-му тому.
Москва, декабрь 1921.
Предисловие
ко второму изданию
Впервые сборник "Освальд Шпенглер и закат Европы" увидел свет в
московском издательстве "Берег" в 1922 году1. Это достаточно крупное
частное книгоиздательство существовало в период 1921-22 гг. В числе его
основателей были известные деятели культуры и науки Н.А.
Бердяев,
Я.М. Букшпан, А.Д. Кассель и С.Л. Франк.
В официальном Бюллетене комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) по наблюдению над
частным книжным рынком в Москве в октябре-ноябре 1922 г. отмечалось, что
"Берег" выступает в защиту
Шпенглера и ищет спасения от революции в
славянофильстве. По поводу вышедшего в 1922 году сборника, приравненного
многими исследователями к новому изданию нашумевших "Вех" (1909)2, В.И.
Ленин также писал: "По-моему это похоже на литературное прикрытие
белогвардейской организации"3. В своей статье "К десятилетнему юбилею
"Правды"" от 5 мая 1922 г.4 он определяет идеологию Шпенглера и его
последователей как выражение скорби "образованных мещан" по поводу
гибели буржуазной Европы, которая загнила и лопнула в первой
империалистической бойне.
Чтобы понять враждебное отношение советской власти к упомянутой критике
шпенглеровского шедевра, уместно привести краткие сведения как о самом "певце
заката", так и об авторах посвещенного ему и его книге сборника, двое из
которых (Бердяев и Франк) в свое время принимали участие в знаменитых "Вехах",
а один (Степун) долгое время считался большевиками одним из апостолов
антикоммунизма.
Освальд Шпенглер (Spengler) (1880-1936) получил известность как немецкий
философ и историк, представитель философии жизни. Он развил учение о
культуре как множестве замкнутых "организмов" (египетского, индийского,
китайского и т. д.), выражающих коллективную "душу" народа и проходящих
определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия. По его мнению,
умирая, органическая культура перерождается в свою противоположность -цивилизацию,
в которой господствует голый техницизм, а на смену творчеству и развитию
приходят бесплодие и окостенение. Главное сочинение Шпенглера - "Закат
Европы" (т. 1-2, 1918-22).
Несколько слов о критиках Шпенглера. Заглавную статью сборника написал
Федор Августович Степун (1884-1965), русский философ, писатель и
литературный критик. В 1922 г. он был выслан из РСФСР, после чего долгое
время жил в Германии. В его философско-эстетических трудах, близких
философии жизни, прослеживаются трагические проблемы современного
безрелигиозного сознания, духовно-опустошенной культуры (сборники "Жизнь
и творчество", "Основные проблемы театра", оба 1923 г.). Степун является
автором художественно-автобиографических книг "Из писем
прапорщика-артиллериста" (1918) и "Николай Переслегин" (1929). Его перу
также принадлежат мемуары "Бывшее и несбывшееся" (на немецком языке,
1947-1950; на русском языке, 1956), очерки о Ф. М. Достоевском, Л. Н.
Толстом, А.А. Блоке, И. А. Бунине и другие произведения, вошедшие в
сборник "Встречи" (1962).
Авторство статьи "Кризис Западной культуры" принадлежит российскому
религиозному философу Семену Людвиговичу Франку (1877-1950). В 1922 г.
он был также выслан за границу. От "легального марксизма" Франк перешел
к религиозной философии, разрабатывая учение "о всеединстве" в традиции
апофатической теологии и христианского платонизма. Он резко выступал
против социализма как крайней степени общественного рационализма.
Основные труды Франка: "Предмет знаний" (1915), "Смысл жизни" (1926), "Духовные
основы общества" (1930), "Непостижимое" (1939), "Реальность и человек.
Метафизика человеческого бытия" (издан в 1956 году).
Включенная в сборник статья "Предсмертные мысли Фауста" была написана
Николаем Александровичем Бердяевым (1874-1948), русским религиозным
философом и публицистом. Примкнув в 1894 году к марксистским кружкам, в
1898 году он за участие в них был исключен из университета и арестован.
В 1900-03 годах Бердяев находился в ссылке в Вологодской губернии, во
время которой, в 1901-02 годах, проделал эволюцию, характерную для
идейной жизни России тех лет и получившую название "движение от
марксизма к идеализму". Бердяев участвовал в таких эпохальных сборниках
как "Проблемы идеализма" (1902), "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918).
В
1922 году его, как Степуна и Франка, выслали из Советской России. С 1925
года, во Франции, Бердяев издавал религиозно-философский журнал "Путь" (Париж,
1925-40). Философ проделал нелегкий путь от марксизма к философии
личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.
Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым
необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание,
рабство.
Смысл истории, по Бердяевау, мистически постигается в мире
свободного духа, за пределами исторического времени. Основные сочинения
Бердяева (переведены на многие языки): "Смысл творчества" (1916), "Миросозерцание
Достоевского" (1923), "Философия свободного духа" (т. 1-2, 1927-28), "Русская
идея" (1948), "Самопознание" (1949). Кроме того из всего многочисленного
творческого наследия Бердяева стоит выделить характерные для него статьи:
"Борьба за идеализм" ("Мир Божий", 1901), "Критика исторического
материализма" (там же, 1903), "О новом русском идеализме" ("Вопросы
философии и психологии", 1904).
Наконец, автором статьи "Непреодоленный рационализм" является Яков
Маркович Букшпан (1887-1939) - экономист, сотрудник Института экономики
РАНИОН и профессор Московского университета. В сферу его научных
интересов входили прикладная экономика, мировое хозяйство, а также
внешняя торговля. Как и многие интеллигенты, оставшиеся в России,
Букшпан в период "большого террора" был репрессирован и расстрелян
Оглавление
Литература
www.pseudology.org
|
|