| |
|
Андре́й Арсе́ньевич Тарко́вский |
Запечатлённое время
Вступление
|
Когда-то, лет пятнадцать
тому назад, делая первые наброски к будущей книге, я часто недоумевал: а
стоит ли мне вообще за неё браться? Не правильнее ли просто снимать
фильм один за другим, практически решая те умозрительные задачи, которые
обычно возникают в процессе работы над картиной.
Однако в течение многих лет моя биография складывалась не лучшим образом.
Долгие межкартинные простои предоставляли мне мучительный досуг, чтобы
обдумать от нечего делать, какую именно цель преследую я в своей работе,
чем отличается искусство Кинематографа от всех прочих искусств, какой
кажется мне специфика его возможностей, сравнить свой опыт с опытом и
достижениями моих коллег. Читая и перечитывая работы по теории
Кинематографа, я пришел к заключению, что они не удовлетворяют меня,
вызывают во мне желание спорить и противопоставлять свое понимание
проблем и целей, связанных с кинематографическим творчеством. Что
осознание принципов моей профессии и желание выразить собственное
понимание основных законов искусства, с которым навсегда связана моя
жизнь, формируется чаще всего при помощи отталкивания от известных мне
кинематографических теорий.
Необходимость высказаться возможно более полно по этому поводу вызревала
также и но мере довольно частых встреч со зрителями в самых разных
аудиториях. Их настойчивое желание понять природу кинематографического
переживания, связанного с моими работами, получить ответы на их
бесчисленные вопросы подталкивало меня к тому, чтобы, в конечном счете,
привести к одному знаменателю свои разрозненные и хаотические мысли о
Кино и об искусстве вообще.
Должен сознаться, что я с огромным вниманием и интересом, иногда
огорчаясь, иногда, напротив, чрезвычайно воодушевляясь, отношусь к
зрительским письмам, которые за все годы моей работы на родине составили
весьма внушительную кипу обращенных ко мне вопросов и недоумений самого
разного рода.
Не могу удержаться от того, чтобы не привести здесь наиболее характерные
из писем, дабы подчеркнуть свойства контакта (иногда полного непонимания!)
со своей аудиторией.
Пишет инженер-конструктор из Ленинграда:
Посмотрела ваш фильм "Зеркало". Досмотрела до конца, хотя уже через
полчаса у меня началась сильная головная боль от честных усилий вникнуть
в него и хоть что-то понять, как-то связать между собой действующих лиц,
события и воспоминания. Мы, бедные зрители, видим фильмы: хорошие,
плохие, очень плохие, обычные и весьма оригинальные. Но любой из них
можно понять, восторгаться им или отвергнуть, но этот ?!...
Инженер по оборудованию из Калинина также возмущен до крайности:
Полчаса назад посмотрел фильм "Зеркало". Силен!!!... Тов. режиссер,
вы-то его видали? Мне кажется, нельзя считать этот фильм нормальным...
Желаю вам больших творческих удач, но не надо таких фильмов.
И ещё один инженер, но уже из Свердловска, вовсе не может сдержать
своего яростного неприятия:
Какая пошлость, какая дрянь! Тьфу, как противно! Итак, считаю, ваш фильм
— это пустой выстрел. До зрителя он не дошел, а это главное.
Этот инженер даже требует к ответу руководителей Кинематографа:
Приходится удивляться, как люди, ответственные за показ фильмов у нас в
СССР, могут допускать такие промашки.
В оправдание своего кинематографического руководства должен сказать, что
такие "промашки" оно допускало весьма не часто, в среднем один раз в
пять лет — а я, получая подобные письма, бывало, и в отчаяние приходил:
действительно, для кого и зачем я работаю?...
Несколько обнадеживала другая категория писем, полных непонимания, но
хотя бы искреннего желания понять то, что было увидено на экране. Такие
зрители писали, например:
Уверена, что я не первая и не последняя, кто в недоумении обращается к
вам за помощью разобраться в вашем фильме "Зеркало". Отдельные эпизоды
очень хороши, но как увязать их воедино"?
Или другая зрительница из Ленинграда писала мне:
Я не подготовлена к восприятию этой картины ни по форме, ни по
содержанию. Чем это объяснить? Сказать, чтобы я совсем не разбиралась в
Кино, нельзя... Видела Ваши прежние работы "Иваново детство" и "Андрей
Рублев". Там все было понятно. А здесь нет... Перед демонстрацией фильма
нужно было бы подготовить зрителя. После просмотра фильма остается
чувство досады на собственную беспомощность и серость. Уважаемый Андрей,
если ответить на мое письмо Вы не сможете, сообщите хотя бы, где можно
прочесть об этом фильме...
К сожалению, мне было нечего посоветовать таким корреспондентам,
публикаций по "Зеркалу" не было никаких, если не считать публичного
обвинения моей картины в недопустимой "элитарности", высказанного моими
коллегами на заседании Госкино и Союза кинематографистов и
опубликованного в журнале "Искусство Кино".
Однако это положение Вещей не сбивало меня уж вовсе с толку, потому что
я всякий раз с достаточной определенностью убеждался в существовании
моей аудитории, людей ждущих и любящих мои фильмы. Только никто не хотел
или не был заинтересован в том, чтобы помочь этому контакту
осуществиться с возможно большей полнотой. Один из сотрудников ФИАН
переслал мне заметку, опубликованную у них в стенной газете института:
Выход на экран фильма Тарковского "Зеркало" вызвал большой интерес ФИАН,
как и во всей Москве.
Далеко не все желающие смогли попасть на встречу с режиссером (автор
заметки, к сожалению, был в их числе). Мы не можем понять, как
Тарковскому удалось методами Кино сделать такое глубокое философское
произведение. Привыкнув к тому, что Кино — это всегда фабула, действие,
характеры и обычный хеппи-энд, зритель пытается искать те же самые
компоненты и в фильме Тарковского, и часто, не найдя их, уходит
разочарованным. О чем этот фильм ? О Человеке. Нет, не конкретно о том,
голос которого звучит за кадром в исполнении Иннокентия Смоктуновского.
Это фильм о тебе, о твоем отце, дяде, о человеке, который будет жить
после тебя и который все равно "Ты".
О Человеке, который живет на земле, является её частью, и Земля является
частью его самого, о том, что человек своей жизнью отвечает перед
прошлым и перед будущим. Этот фильм надо просто смотреть и слушать
музыку Баха и стихи Арсения Тарковского; смотреть, как смотрят на звезды,
на море, как любуются пейзажем. Математической логики здесь нет, и она
не объяснит, что такое человек и в чем смысл его жизни.
Должен сознаться, что даже в тех случаях, когда профессиональные критики
хвалили мои работы, я часто оставался разочарован их концепциями и
взглядами — по крайней мере, довольно часто у меня возникало ощущение,
что по сути дела критики эти то ли оставались равнодушными к моей работе,
то ли оказывались беспомощными, очень часто подменяя непосредственность
живого зрительского восприятия клише, заимствованными из расхожих
киноведческих высказываний и определений. Когда я получал письма, а
иногда просто встречался со зрителями, которые оказались под
впечатлением моего фильма, когда я читал письма-исповеди о чужих жизнях,
я понимал, для чего я работаю. Я ощущал свое подлинное признание. Долг и
ответственность перед людьми, если хотите... Я никогда не мог поверить,
что какой-либо художник может творить ради себя самого, уверенный в том,
что его произведения никогда и никому понадобиться не смогут...
Но об
этом позже...
Зрительница из Горького писала мне:
Спасибо Вам за "Зеркало". У меня было такое же детство. .. Только как об
этом узнали Вы ? Был такой же ветер и гроза... "Галька, выгони кошку!" —
кричит бабушка... В комнате темно... И так же гасла керосиновая лампа и
заполняло всю душу чувство Ожидания матери. .. .А как прекрасно в Вашем
фильме пробуждение сознания, мысли у ребенка!.. И как это верно. Господи...
ведь мы действительно не знаем лиц наших матерей. И как просто. Вы
знаете, в темном зале, глядя на кусок полотна, освещенный Вашим талантом,
первый раз в жизни я почувствовала, что не одинока"...
А меня самого так долго убеждали в том, что мои фильмы никому не нужны и
непонятны, что подобные признания согревали мне душу, придавая смысл
моей деятельности, укрепляли во мне сознание правоты и неслучайности
выбранного пути.
Рабочий одного из ленинградских заводов — студент вечернего института —
писал мне:
Поводом для моего письма послужило "Зеркало", фильм, о котором я даже не
могу говорить, я живу им.
Великое достоинство — умение выслушать и понять... Ведь в этом заложена
первооснова человеческих отношений: умение понять и прощать людей за их
невольные грехи, естественные неудачи. Если два человека смогли хоть
однажды почувствовать одно и то же, они всегда смогут понять друг друга.
Даже если один из них жил в эпоху мамонтов, а другой в век электричества.
И дай Бог, чтобы понимали и чувствовали люди лишь общие гуманные
побуждения — свои и чужие.
Зрители защищали и ободряли меня:
Пишу Вам по поручению и одобрению группы зрителей разных профессий,
связанных знакомством или дружбой с автором письма. Сразу же хочется
сообщить Вам, что Ваших доброжелателей и поклонников Вашего таланта,
следящих за выходом на экраны всех Ваших работ, гораздо больше, чем
может показаться по статистическим данным журнала "Советский экран". Я
не располагаю обширными данными, но ни один из широкого круга наших
знакомых и знакомые моих знакомых никогда не посылал данных по оценке
фильмов по специальным запросам. А в Кино они ходят. Правда, нечасто. Но
на фильмы Тарковского ходят охотно. (Жаль, что фильмы Ваши выходят редко).
Мне и самому, признаться, жаль... Поэтому так хочется напоследок успеть
как можно больше, выговориться и договорить до конца все то, что, видимо,
кажется важным не только мне одному.
Учительница из Новосибирска сообщала мне:
Никогда не писала своих впечатлений авторам книг и фильмов. Но здесь
особый случай: сам фильм снимает с человека заклятье безмолвия, чтобы он
мог освободить душу и мозг от груза тревог и суетных мыслей. Я была на
обсуждении фильма. Физики и лирики были единодушны: фильм гуманный,
честный, нужный, спасибо автору. И каждый из выступавших говорил: "Этот
фильм обо мне"...
Или вот есть одно послание:
Пишет Вам уже старый, ушедший на пенсию, но интересующийся
киноискусством, хоть и в профессиональном плане очень далекий от
искусства, человек (я радиоинженер). Ваш фильм вызывает у меня чувство
потрясения. Ваш дар проникать в мир чувств взрослого и ребенка, вызывать
ощущение красоты окружающего мира, показать подлинные, а не фальшивые
ценности этого мира, заставить играть каждую Вещь, каждую деталь картины
сделать символом, добиваться философского обобщения с помощью
минимальных изобразительных средств, наполнить поэзией и музыкой каждый
кадр... Все эти качества свойственны Вашей и только Вашей системе
изложения... Очень хотелось бы в печати прочитать Ваши высказывания по
поводу Вашего фильма. Очень жаль, что Вы редко выступаете в печати.
Уверен, что Вам есть, что сказать!
Честно говоря, я отношу себя к тому разряду людей, которые способны
формировать свои мысли в основном в полемике (совершенно соглашаясь с
той точкой зрения, что истина достигается в споре). Во всех остальных
случаях сольного размышления я склонен впадать в состояние
созерцательности, которая скорее благоприятствует этакой метафизической
склонности моего характера и противодействует энергическому, творческому
мыслительному процессу, давая лишь эмоциональный материал для более или
менее стройных конструкций идей и концепций.
Эпистолярный или самый непосредственный контакт со зрителями так или
иначе подталкивал меня в направлении к этой книге. Как бы то ни было, я
ни в чем не стану упрекать тех, кто осудит меня за решение заняться
умозрительными проблемами, так же как я нисколько не удивлюсь, обнаружив
и доброжелательный энтузиазм иных читателей.
Рабочая из Новосибирска писала мне:
В течение недели посмотрела Ваш фильм четыре раза. И ходила не для того,
чтобы просто смотреть, а для того, чтобы хоть несколько часов пожить
настоящей жизнью, с настоящими художниками и настоящими людьми... Все,
что мучает меня, чего недостает, о чем я тоскую, чем возмущена, от чего
тошнит, от чего душно, от чего светло и тепло, чем жива и что меня
убивает, - все это, как в Зеркале, я увидела в Вашем фильме. Для меня
впервые фильм стал реальностью, и вот почему я на него, в него иду
пожить.
Трудно рассчитывать на большее признание того, что ты делаешь, — моей
самой сокровенной мечтой всегда было желание высказаться в своих фильмах
с максимальной искренностью и полнотой, не навязывая никому своей точки
зрения. Но если твое мироощущение, выраженное в фильме, может
восприниматься и другими как нечто неотъемлемое от них, а просто не
высказываемое до времени — что может оказаться большим стимулом в твоей
работе!
Одна Женщина переслала мне письмо своей дочери, адресованное не
мне, а ей лично. Мне кажется, что весь смысл творчества, его
коммуникативные функции и возможности на самом тонком уровне выражены
этой девочкой с удивительной полнотой:
... Сколько слов знает человек? — задает она своей матери риторический
вопрос. — Сколько использует в своем повседневном лексиконе? Одну сотню,
две, три? Мы облекаем в слова чувства, пытаемся словами выразить горе,
радость, любое волнение, то есть то, что по сути выразить нельзя. Ромео
говорил Джульетте прекрасные слова, очень яркие и выразительные, но
разве они выражали хоть наполовину то, от чего сердце было готово
выпрыгнуть из груди, дыхание замирало, что заставило Джульетту забыть
все, кро¬ме любви ? Есть другой язык, другая форма общения: общение
посредством чувств, образов. При таком контакте преодолевается
разобщенное, разрушаются границы. Воля, чувство, эмоции - вот что
стирает препятствия между людьми, которые раньше стояли по обе стороны
зеркального стекла, по обеим сторонам дверей... Рамки жанра раздвигаются,
и мир, отгороженный раньше от нас, входит в нас, становясь реальностью...
И это дается уже не через маленького Алексея, а сам Тарковский
обращается непосредственно к зрителям, сидящим по другую сторону экрана.
Смерти нет, есть бессмертие, время едино и неделимо, как сказано в одном
из стихотворений: "за столом и прадеды и внуки"... Кстати, мама, я к
этому фильму подошла больше с эмоциональной стороны, хотя вполне
допускаю и совершенно другой подход. А ты? Напиши мне, пожалуйста...
Этой своею работой, зревшей в связи с моим затянувшимся мертвым
кинематографическим сезоном (который я сейчас насильственно прерываю,
пытаясь изменить свою судьбу), я никого не склонен поучать, навязывать
свою точку зрения. Эта работа продиктована стремлением прежде всего
самому пробиться сквозь дебри возможностей этого молодого и прекрасного
искусства, ещё так мало, в сущности, исследованного, ради того, чтобы и
себя обрести в нём наиболее независимо и полно.
Немаловажно также и то, что творчество не подвержено абсолютным
закономерностям, истинным во веки веков, а, будучи связанным с общей
задачей освоения мира, имеет бесчисленное количество аспектов и связей
человека с живой деятельностью и не пренебрегает для успешного
следования по бесконечному пути познания самой скромной попыткой
составить в конечном итоге самое полное представление о смысле
человеческой жизни.
Значительность пусть даже мелочи, в общем-то, довольно мелком ручейке
теорий и концепций по поводу Кино и желание уяснить некоторые его
закономерности и толкают меня на то, чтобы постараться изложить
некоторые свои соображения по этому поводу.
Остается только добавить, что эта книга складывалась из наполовину
написанных глав, записей дневникового характера, выступлений и бесед с
Ольгой Сурковой, которая ещё студенткой-киноведом Института
Кинематографии в Москве пришла к нам на съемки "Андрея Рублева", а затем
провела с нами в тесном общении все последующие годы, будучи уже
профессиональным критиком. Я благодарю её за помощь, которую она оказала
мне в то время, когда я работал над этой книгой.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|