|
"Третий путь"
сменовеховства обзор парижского еженедельника "Смена Вех" за 1921-22 гг. Из 181.432 эмигрантов, вернувшихся в РСФСР и другие республики СССР с 1921 по 1931гг., только в 1921г. возвратилось 121.843 человека1. Кажется немного фантастичным, но Советской России, столь остро нуждавшейся в начале 20-х гг. в лояльных интеллигентах и специалистах, серьезно помогло возвратить необходимый в построении коммунизма "человеческий материал" достаточно скромное по величине и даже не сформировавшееся в политическую партию движение национал-большевиков, принявшее свое название от вышедшего в июле 1921г. в Праге сборника "Смена Вех". Продолжением идей знаменитого своей трагичностью сборника, по сути явившегося могильным камнем на идеях либерального консерватизма П.Б.Струве и всей социально-христианской концепции сборника "Вехи" ("De profundis"), в свою очередь явился ежесубботний журнал "Смена Вех". Издававшийся в Париже2 под редакцией Ю.В.Ключникова 24-страничный журнал печатался в основанной в 1908г. типографии Л.Березняка. Его стоимость варьировалась от 2 франков (№№ 1-10) до 1 фр. 50 с. (№№ 11-19)3. Всего с 29 октября 1921 г. по 04 марта 1922г. вышло 19 номеров этого примечательного еженедельника. По словам редактора журнала "Новая Россия" ("Россия") и левого сменовеховца И.Г.Лежнева, "физиономия группы выявилась в гораздо большей мере в еженедельнике "Смена вех", чем в сборнике:"4 В дальнейшем, как отмечал доктор исторических наук А.В.Квакин, приводя слова сменовеховца А.В.Бобрищева-Пушкина, "деятельность нововеховцев натолкнулась на враждебность со стороны белоэмигранской контрреволюции и местных властей Французской республики, что привело к необходимости перевода редакции в Берлин, где проживала основная масса рядовой интеллигенции"5. В конце марта 1922г. на смену еженедельника "Смена Вех" приходит берлинско-московская ежедневная просоветская газета "Накануне", выпускавшаяся по указке Политбюро вплоть до 1924г. (одним из редакторов газеты был Г.Л.Кирдецов (Фиц-Патрик), всего вышел 651 номер). Параллельно с завершением еженедельника "Смена Вех" в Петрограде также начинает издаваться сменовеховский журнал "Новая Россия" (выходил и в Москве под названием "Россия" до 1926г., всего вышло 17 номеров)6. Однако такой тесной связи с большевистским руководством, какую обнаружила "Накануне", финансируемая напрямую из Москвы (ее курировали И.В.Сталин и Н.Н.Крестинский)7, журнал "Смена Вех" до сих пор не обозначил, хотя политика журнала несомненно вырабатывалась именно в Кремле. 1. Идеология В передовой статье № 1 журнала "Смена Вех" редактор Ю.В.Ключников писал: ":давно пора задуматься над тем, почему русская революция приняла свой страшный размах, почему она преодолела все попытки остановить или сорвать ее, почему она провозгласила одни идеалы и отвергла другие, почему она шла такими жуткими путями и где для нее выходы на новые пути." Далее русской эмигрантской интеллигеници, "цвету русской мысли" и "мозгу нашей страны" предлагается принять сам факт случившейся в России революции, признать ее национальный, русский характер, отказаться от трактовки всего произошедшего в России как крупной неприятности, прекратить мешать "родине и русскому народу в их борьбе за лучшее будущее". "Если это не безумие, не болезнь, - провозглашает Ключников, - то это преступление, которому нет прощения." В рамках вышеизложенного взгляда главного редактора и строится основа идеологии журнала, проповедующая наравне с активным возвращенчеством (а это главная подспудная цель журнала) безусловное "приятие" русской революции несознательными массами русских эмигрантов. Главная задача еженедельника, вещающего "от имени русской интеллигенции": примирить заграничную русскую интеллигенцию "с Россией и русской революцией. Вместе с тем, он ставит себе и еще одну важную цель: быть мостом между русской интеллигенцией заграницей и русской интеллигенцией в России:" Сердцевиной же, побудительным импульсом к такой, с примерным пафосом поданной позиции служит нескрываемая боязнь вновь наступления эры еще большей анархии, вполне осязаемой и столь близкой авторам журнала по гражданской войне. Краеугольным камнем, на который опирается подобный страх, в свою очередь является необходимость освятить революционные страдания, падения и искания родины - титаническая задача искупления в конечном итоге всех революционных жертв. Замечу, что на подобное могли решиться лишь немногие русские патриоты, много лет боровшиеся с большевизмом и ни на миг не мыслящие себя вне своей родины - великой и в падении своем, России. Вместе с тем Ключников призывает поверить в новую Россию и все прогрессивное человечество, непроизвольно, а может и умышленно, обнаруживая элементы советской интернациональной риторики: "Новую Россию нельзя мыслить враждебной остальным народам. Дело русского прогресса есть дело прогресса мирового. Поэтому мы горды сознанием, что, стремясь внести мир в истерзанную душу нашей прекрасной: родины, - мы вместе с тем, по мере наших слабых сил, служим делу мира во всем мире." Так соединяются вчерашний русский империализм с будущей советской экспансией, симбиоз которых добросовестно служил советскому государству долгие годы вплоть до афганского поражения. Передовая № 2 журнала подчеркивает, "что во всем мире не найти сил, способных сломить революционную волю воскресшего русского народа". Вместе с тем отмечается, что уже происходит "понижение революционной волны", которая вместе с тем означает чисто тактическое отступление, фактически, выигрыш времени: "отложить немедленное осуществление своих идеалов не значит вовсе отказаться от них". Чуть ниже обнажается внутреннее противоречие подобной посылки посредством постулирования "Сменой Вех" концепции перехода революции в эволюционную фазу. Тактика советской власти подменяется ее стратегией, после чего неизбежно обнаруживается необходимость помощи большевикам со стороны недавних их врагов - внешних и внутренних эмигрантов. Эмиграции предлагается в очередной раз смириться с фактом победы в России революции, принять революцию "как неизбежное, как расплату за недоброе в прошлом, как обязательную жертву: ", потому что "Русская революция не могла не быть ужасной". В итоге революция возвращается из зоны несчастий, расколов и становится самодостаточной, творчески разумной ценностью, конденсатором патриотического единения и своеобразной "добычей" русского народа, доставшейся ему "столь дорогой ценой". Интересные своей диалектикой мысли об относительности ошибок и преступлений революции причудливо сочетаются в сменовеховской идеологии с осанной разрушению старой России (видимому ими диалектически как процесс созидания России новой), а также с глубоко наивными мечтаниями о грандиозном перевоспитании "всего русского народа", о снятии с повестки дня национального вопроса, о тотальном социальном прогрессе вплоть до пресловутого "мира во всем мире". В международной политике еженедельник строго придерживается старого утопического постулата - осуществить счастье человечества (передовая в № 3 журнала). "Давно уже в самом деле пора государствам перестать только требовать друг от друга и попытаться начать уступать друг другу", - торжественно заключает редакция, предвосхищая появление Ллойд-Джорджа на Вашингтонской конференции. Здесь же дружественно настроенной к России Америке ставится в вину чрезмерная осторожность в благожелательности к Советам, не позволяющая полноценному представительству и деловому паритетному сотрудничеству официальных советских представителей на конференции. Дело доходит до прямого обращения к народу Соединенных Штатов: необходимо "внимательно и беспристрастно вглядеться в новую Россию", ощутить определенную общность идеалов с ней. В передовой № 10 журнала приветствуется фактическое признание Италией Советской России (обыгрывается подписание Воровским и делла Торретта итало-советского торгового соглашения 26 декабря 1921г.). "Смена Вех" констатирует реальность политики советского правительства, его готовность идти на уступки. Все это, по мнению журнала, прямо способствует прочным и последовательным дипломатическим победам Советов. "Хотят того иностранцы или нет, но время работает на Советскую Россию и: против всех тех, кто мешает ей в ее борьбе за существование и за прогресс." Еще одной важной задачей журнал считает для себя освещение борьбы с голодом в России. Передовая 7-го номера частично посвящена оксфордской лекции советского полпреда в Англии Л.Б.Красина о голодном бедствии, постигшем измученную войнами срану. В заключении своего доклада Красин связывает проблему голода с международным признанием советской России и заключением соответствующего международного займа. Выступление Красина объявляется еженедельником важной вехой в процессе признания Великобританией Советов, что также подтверждается вполне "сменовеховскими" статьями в английской прессе ("Daily Herald", "Times") и высказываниями просоветски настроенных Уэллса, Б.Шоу, А.Дункан, Сноуден. В подкрепление такой позиции параллельно дается краткий обзор лояльных большевикам статей Пауля Шеффера в "Berliner Tageblatt", французских статей Луизы Вейсс, а также книги бывшего итальянского премьер-министра Нитти, называющего Версальский мир "варварским" и тем самым объективно солидаризирующимся с проигравшими войну странами, включая и Россию. В области экономической авторы журнала стремятся попасть в униссон советским реформам, которые последовали за переоценкой теоретиками коммунизма русской действительности после непрекращающихся крестьянских восстаний, саботажа интеллигенции и Кронштадтского мятежа. Такая переоценка, по мнению "Смены Вех", вызвана субъективным (состояние психики народа) и объективным (осознание пределов производственных возможностей и богатства) неприятием идеи коммуны в России. Уже в первом номере еженедельника Михаил Григорьев констатирует: "В результате проверки на опыте оказалось, что коммуна сейчас в России неосуществима" (статья "Русская экономическая проблема"). Однако отказ от коммунистического опыта вовсе не связывается сменовеховцем с возвратом к частно-капиталистическому хозяйству. Наоборот, доказывается постепенность, многоступенчатость и неопределенная растянутость во времени этого процесса. Для иллюстрации многоукладности приводятся многочисленные примеры элементов коммунистической системы в его государственно-коллективном виде в военной и послевоенной Европе. Выходя из области сменовеховской идеологии в область ее практического применения, необходимо отметить, что в целом экономическая концепция "Смены Вех" служит оправданию и обоснованию своего рода системы "тормозов", не дающих возможности безусловно трансформировать советскую власть в некие дореволюционные формы. Сменовеховство ставит крепкий заслон на пути к буржуазной реставрации: "Разумно учесть запросы страны в хозяйственном отношении и только до этих пределов довести экономическую реорганизацию - такова, несомненно, задача момента." То же, что завоевано крестьянскими и рабочими массами, считают сменовеховцы, большевикам "придется в тех или иных формах сохранить". 2. Авторы 2.1. Среди многочисленных авторов журнала "Смена Вех" первенство по количеству публикаций держит, разумеется, его редактор, профессор Юрий Вениаминович Ключников (Ю.К., Ред., более 12 публикаций). Писатель, кадет, друг Н.В.Устрялова и министр иностранных дел у Колчака, один из авторов сборника "Смена вех". Автор книги "На великом историческом перепутьи" (Берлин, 1922), объединяющей 5 лекций по социологии международных отношений. После прекращения журнала "Смена Вех" он вместе с Ю.Н.Потехиным основал в Берлине ежедневную газету "Накануне". В 1922г. по предложению В.И.Ленина Ключников был приглашен в качестве эксперта советской делегации по вопросам международного права на Генуэзскую конференцию, а 2 его статьи были приняты к печатанию в "Правде"8. В июне того же года уже в качестве спецкора "Накануне" Ключников вместе с Потехиным приехали в Москву и затем прочли несколько лекций в Петрограде, Москве, Харькове, Полтаве, Киеве. В 1923г., по возвращению в СССР из эмиграции, он находился на научно-педагогической работе (получил должность зав. кабинетом международной политики Коммунистической Академии), печатался в журнале "Международная жизнь". 10 марта 1925г. Ключников принимал участие в известном диспуте "О судьбах русской интеллигенции". Среди публикаций Ключникова в журнале "Смена Вех" представлены такие как: "Международное значение России" (№ 1), "Вашингтон и Москва" (№ 2), "Наш ответ" (№ 4), "Из переписки" (№ 5), "Сила и Право" (№ 7), "Признание Советского Правительства" (№ 9), "Историческая неделя II." (№ 12), "Генуэзская Конференция" и "В Петрограде" (№ 13), "Из блок-нота" (№ 14), "Добровольный флот и Союз Моряков" (№ 16), "Упразднение В.Ч.К." (№ 18), "В.М.Дорошевич" (№ 19), а также передовые статьи (№№ 1, 2, 3, 7, 10). 2.2. Вторым по количеству публикаций в журнале выступает некто Ф.Кудрявцев (псевдоним ***, 12 публикаций). Информация об этом авторе журнала крайне ограничена, известно лишь, что он опубликовал следующие статьи: "К годовщине Крыма" (№ 4), "О "красном империализме" (№ 6), "Россия и Франция" (№ 7), "Оздоровление от окраин" (№ 8), "После Термидора" (№ 9), "От окружения к соглашению" (№ 10), "Гарантии" (№ 11), "Историческая неделя I." (№ 12), "После Канн" (№ 14), обзоры "За неделю" (№№ 15, 17), "Пойдем за ним!" (№ 18). 2.3. На третьем месте по количеству публикаций в журнале стоит "левый" сменовеховец А.В.Бобрищев-Пушкин (11 публикаций). Известный адвокат - убежденный противник смертной казни и публицист (печатался в "Голосе Москвы", журналистский псевдоним Громобой9), бывший товарищ председателя партии октябристов, член ее ЦК, в начале 1918г. защищавший Пуришкевича, а позднее занимавший важные посты в правительстве Деникина, участник сборника "Смена вех". Одно время Бобрищев-Пушкин исполнял обязанности юрисконсульта при русском отделе Лионской ярмарки. В августе 1923г. он вернулся в Россию, после чего возглавил группу сменовеховцев, с августа 1923г. по январь 1924г. читавших лекции и устраивавших диспуты в Москве, Харькове, Полтаве, Киеве, Ростове, Краснодаре, Минске, Гомеле, Орле, Тифлисе10. Уже после возвращения в СССР Бобрищев-Пушкин продолжал печататься, в том числе и за рубежом11. Перу Бобрищева-Пушкина принадлежат следующие статьи: "Драматический театр в России" (№ 2), "Мистика на службе" (№ 3), "Свобода, равенство и братство" (№ 4), "Об амнистии" (№ 7), "Кощунство" (№ 8), "Кошмар Ивана Ивановича" (№ 11), "Бывшие торговопромышленники" (№ 13), "Юридическое положение эмиграции" (№ 15), "Перед Генуэзской конференцией" (№ 17), "Китайские тени" и "Письма в редакцию" (№ 19). 2.4. Активным участником журнала (8 публикаций) является и известный "правый" сменовеховец, один из основных участников сборника "Смена Вех", публицист и политический деятель, знаменитый диалектик этатизма Николай Васильевич Устрялов (1890-1937). До революции приват-доцент Московского университета, идейный ученик и последователь П.Б.Струве; кадет (председатель калужского "обкома" партии к.д.), во время гражданской войны возглавлял Восточное бюро партии, один из руководителей Бюро печати при правительстве Колчака, редактор омской газеты "Русское дело". После эмиграции Устрялов работал профессором Юридического факультета Высшей школы Харбина, активно сотрудничал в сменовеховской харбинской газете "Новости жизни". В 1935г. он вернулся в СССР, где работал профессором экономической географии МИИТ-а. В 1937г. Устрялов был репрессирован и уничтожен, в 1989 году реабилитирован. Устрялов напечатал в журнале следующие свои статьи, многие из которых позднее вошли в его нашумевший сборник "Под знаком революции" (1925, 1927): "Фрагменты" (№ 1), "Национал-большевизм" (№ 3), "Две реакции" (№ 4), "Духовные предпосылки революции" (№ 9), "Проблема "возвращения" (№ 11), "Эволюция и тактика" (№ 13), "Три борьбы" (№ 16), "Пророческий бред" (№ 18). 2.5. Одним из ярких авторов "Смены Вех" является левый национал-большевик Исай Григорьевич Лежнев (1891-1955) (Альтшулер, псевдоним - Михаил Григорьев). Ему принадлежат 7 публикаций. Уроженец г.Николаева, в 1906-09гг. за участие в большевистском подполье (он был членом РСДРП(б) и участвовал в стачке) он был сослан царским судом в Киевскую губернию, затем отошел от партии. В качестве вольнослушателя Лежнев учился в Цюрихском университете, работал журналистом в Царицыне, Николаеве, позже в Москве. Следует отметить, что до Октябрьской революции он сотрудничал в газете "Русская воля" (ред. Л.Н.Андреев) и Петроградском телеграфном агентстве, в годы гражданской войны служил в РККА, побывал и заведующим отделом информации в "Известиях ЦИК". Известный публицист и литературовед (шолоховед), он активно сотрудничал в советской печати, главным образом в военных журналах. В 1922-26гг. Лежнев редактор сменовеховского журнала "Россия" ("Новая Россия")12; в 1926г. он был выслан в административном порядке за границу на 3 года, где продолжал находиться на советской службе в Берлине. С 1933г. Лежнев вновь член ВКП(б), в 1935-1939гг. заведовал отделом литературы и искусства газеты "Правда". Автор "Записок современника" (т.1, Истоки, Москва, 1935). Умер Лежнев в Москве. Публикации Лежнева следующие: "Русская экономическая проблема" (№ 1), "Денационализация промышленности" (№ 3), "Пути русской внешней торговли" (№ 6), "Кредит России и старые государственные долги" (№ 8), "О денационализации банков" (№ 11), "Об оздоровлении русского денежного обращения" (№ 13), "Государственные тресты" (№ 16), Библиография (№ 18). 2.6. Еще одним соратником по сборнику "Смена Вех" и одноименному журналу выступает Юрий Н.Потехин (7 публикаций). В прошлом - ближайший сотрудник монархической газеты, деятель кадетской партии, в годы гражданской войны он сотрудничал с Колчаком и Деникиным. Вместе с Устряловым и Ключниковым Потехин издавал в начале 1918г. в Москве еженедельник "Накануне". Как уже упоминалось выше, после прекращения журнала "Смена Вех" Потехин вместе с Ю.В.Ключниковым основал в Берлине ежедневную газету с тем же названием, что и у московского еженедельника - "Накануне". В июне 1922г. в качестве спецкора "Накануне" он вместе с Ключниковым приехал в Москву и затем прочел несколько лекций в Петрограде, Москве, Харькове, Полтаве, Киеве. В том же 1922г. Потехину был предложен пост руководителя отдела ВСНХ13. 6 апреля 1924г. он выступал на известном диспуте "Будущее интеллигенции" в Политехническом музее, в том же году в Москве вышла его книга "Павлины без перьев". Список статей Потехина состоит из: "Фатальный тупик" (№ 2), "Перед катастрофой" (№ 5), "Две правды" (№ 6), "Борьба за личность" (№ 10), "Россия и Австрия" (№ 14), "Мировой кризис" (№№ 18, 19). 2.7. 6 публикаций журнала "Смена Вех" принадлежат С.С.Лукьянову (С.Л.). Профессор, издатель материалов и поклонник Вл.Соловьева, директор института экспериментальной медицины, обер-прокурор Св. Инода в 1909-11гг., в свое время он был также близок к Столыпину. Лукьянов являлся одним из организаторов антисоветского мятежа в Ярославле. Участник сборника "Смена Вех" и лежневского журнала "Новая Россия", он позднее вернулся в советскую Россию. Известный исследователь национал-большевизма М.С.Агурский высказывал предположение о мистичности политических взглядов Лукьянова. Публикации Лукьянова в журнале "Смена Вех": "Голод и эмиграция" (№ 1), "Революционное творчество культуры" (№ 2), "Эволюция" (№ 5), "Из Фукидида" (№ 9), "Русско-Английские торговые переговоры" (№ 14), "Голод и политика" (№ 16), обзор "Восточная политика Советской России" (№ 7), обзор "Прибалтийская Экономическая Конференция" (№ 8), обзор "Борьба с голодом в России" (№ 11) и "Беседа с проф. Ипатьевым" (№ 17). 2.8. Среди остальных авторов еженедельника следует отметить фельетониста Скифа (5 публикаций), искусствоведа и поэта Э.Ф.Голлербаха (Э.Г., 4 публикации), русского писателя Виктора Васильевича Муйжеля (1880-1924), на счету которого также 4 публикации. В своих рассказах и повестях Муйжель изображал жизнь крестьянства ("Мужичья смерть", 1905; "Аренда", 1906). Он также известен как автор пьесы "Вешний ветер" (1923) и повести "Кухаркины дети" (1924). Достойны внимания статьи юриста и экономиста С.Б.Членова (4 публикации) о судбьах интеллигенции, подборки писем, осуществленные неким Н.С. (3 публикации). Серьезны размышления на международные темы Н.Насветевича14 (3 публикации), военная аналитика генерала Генерального Штаба А.А. Носкова15 (3 публикации), зарисовки из жизни студенчества в эмиграици пражского Студента (3 публикации). По 2 публикации на счету у обозревателя N., историка Ник. П. Ашешова, поэта-символиста Александра Александровича Блока (1880-1921), русского писателя, композитора и музыкального критика Михаила Алексеевича Кузмина (1875-1936)16, музейного работника Георгия Лукомского17, религиоведа Владимира Н. Львова18, специалиста по флоту Николая Михайловича Рыгалова19, респондента-москвича М. С-а, журналиста П. Садыкера. Отдельно хочется упомунуть две публикации ("Психология примирения" (№ 15) и "Чумазый" или "хам"? (№ 17)) участника сборника "Смена Вех" профессора Сергея С.Чахотина, физиолога, ученика Павлова, сотрудничавшего во время гражданской войны с Колчаком. По предложению Л.Б.Красина он некоторое время возглавлял отдел советского торгпредства в Берлине. Известно, что определенный период времени он прожил в Италии и Германии (где опубликовал популярную книгу по теории управления), а во время войны был в немецком концлагере. В конце 40-х гг. Чахотин вернулся в СССР, где работал в подмосковном институте биофизики (по состоянию на начало 1970-х гг.). Наконец, авторами по крайней мере 1 публикации (вероятно, не всегда с их согласия) выступили С.Багоцкий20 (письмо в редакцию), Вадим Белов (Ревель, Эстония), С.Борисов, Д.Варварин, профессор А.М.Горовцев, Сергей Митрофанович Городецкий21, Николай Андреевич Гредескул22, Роман Борисович Гуль23, Влас Михайлович Дорошевич24, И.Л., А.Кислицын25, профессор П.С.Коган, Вл.Лаврецкий, А.Львович, Николай Леонидович Мещеряков26, Фритьоф Нансен27, Александр Александрович Попов28, Я.Светляков, Е.Северская, Юрий Михайлович Стеклов (Нахамкис)29, С.Стелецкий, П.Стрегулин, А.Султанов, Н.А.Тан (Т., В.Г.) - Богораз Владимир Германович30, К.Треплев, Лев Давидович Троцкий (Бронштейн)31, Х, доктор П.Яковлев. 3. Отклики В журнале "Смена Вех" широко представлены отклики на появление летом 1921г. одноименного сборника, взбудоражившего всю русскую интеллигенцию. В первом же номере журнала помещена статья N. "О критике "Смены Вех", в которой критикуются статьи гг. Пасманика, Рысса, эсера Слонима. "Исторические факты - не случайность. "Факт, что русский народ преклонился перед советской властью" признает Пасманик. Довольно. Все остальное от лукавого." В четвертом номере Ю.Ключников в развернутой передовой статье "Наш ответ" дает трактовку отзывам русских эмигрантских СМИ: "Голоса России", "Общего Дела" (Пасманик, В.Л.Бурцев, Александр Александрович Яблоновский), "Последних Новостей" (П.Н.Милюков, П.Рысс, З.Г.Ашкенази), "Общего Дела", "Воли России" (статья Марка Слонима "От октябризма к большевизму"). Кроме того отмечается позиция выступивших во время доклада Ключникова и Потехина в октябре 1921г. в Праге гг. Архангельского, Григорьева, В.Я.Гуревича, Гуровича, Попова, Уланова и Шаповала. При этом авторы журнала кажутся невозмутимыми. "Мы не устали, мы не испуганы, мы не отчаялись. Мы и не собирались отрекаться от всего старого, так как наша задача вовсе не перескочить от старого к новому, а преемственно сохранить для русского будущего все лучшее, что - по нашему - хранилось в русском прошлом." В пятом номере еженедельника Ю.В.Ключников вместо передовой статьи приводит выдержки из своей переписки с одним из наиболее видных представителей антибольшевистского эмигрантского лагеря - человеком "обширного общественного и государственного опыта". Два письма, присланные редактору, вполне могли принадлежать лидеру эмиграции типа П.Н.Милюкова или П.Б.Струве. "С редкой добросовестностью мысли продумав точку зрения своих противников, автор этих писем в сжатой и яркой форме высказал все наиболее серьезное, что можно возразить нам по существу", - пишет Ключников. В номере шестом под заголовком "С другого берега" дается широкий обзор советской и просоветской печати о сборнике "Смена Вех". Приводятся перепечатки статей "Психологический перелом" Ю.Стеклова ("Известия" В. Ц. И. К., № 229, 13 октября 1921 года), "Знамение времени" Н.Мещерякова ("Правда", № 231, 14 октября 1921 года), "На новом пути" С.Борисова ("Новый мир" (Берлин), № 218, 16-Х-1921), "Смена вех" Д.Варварина ("Новый путь" (Рига), № 217, 21 октября 1921 г.), "Идеология "второго дня" ("Путь" (Гельсингфорс), № 206, 25 октября 1921 года), "Смена вех" проф. Н.Гредескула ("Известия" Ц. И. К., 11 ноября 1921 г.), "Победит пролетарий" ("Гудок", № 428, 15 октября 1921 г.) и отрывок из речи Троцкого на II Всероссийском съезде политпросветов (октябрь 1921 г.). Во втупительном слове к этим статьям отмечается, что "белая" пресса или "намеренно" не хочет понять, что происходит, или "в самом деле" не в состоянии этого постичь и поэтому только бранится. "Красная" же пресса выступает несравненно серьезнее. Ее представители "постарались добросовестно вдуматься в смысл нового явления (т.е. сменовеховтсва - О.В.) и: поняли его совершенно правильно. :этот факт: служит лишним подтверждением тех надежд, с которыми мы (сменовеховцы - О.В.) приступали к изданию сначала нашей книги, а позже нашего журнала. А именно: Россией руководит сейчас не узкая и нетерпимая партийность, но широкий государственный разум и ясное понимание международной обтсановки." В двенадцатом номере журнала помещено письмо в редакцию "Смены Вех" профессора А.Горовцева от 7 января 1922г., в котором он указывает на некоторые неточности в рецензии, помещенной на его лекцию "Вехи Смен" в предыдущем номере еженедельника. Пятнадцатый номер журнала повествует об отстранении живущего в Праге деятеля Земского Союза и "Земгора" А.А.Попова (редакционный материал "В пражском "Земгоре") от членства в Объединении Земских и Городских Деятелей в Чехословакии и от должности Заведующего Трудовым Отделом в "Земгоре" за проповедь на 1-м пражском диспуте о "Русской интеллигенции" 14 января 1922г. граничащих со сменовеховством взглядов. В шестнадцатом номере в материале под названием "Петроградские письма" Вл.Лаврецкий дает емкий обзор собеседований, устроенных Петроградским Домом Литераторов на Бассейной по поводу "Смены Вех". "Первые два собеседования, - пишет Лаврецкий, - :были посвящены докладам С.А.Адрианова и В.Г.Тана о "Смене Вех". Последнее собеседование, состоявшееся 5 января, было посвящено докладу А.С.Изгоева на тему: "Новые и старые Вехи". Доклад это был тоже характерным симптомом:" Далее сообщается, что хоть Изгоев и стоит все еще на позиции "Вех", но в "Смене Вех", которую он исследует сквозь призму веховства, он находит много ценного и значительного. Позиция Изгоева кажется петроградскому сменовеховцу симпатичной прежде всего попыткой объективно разобраться в "нео-вехизме", признать патриотизм участников движения, обозначить Россию как самоцель для них, а не предавать "Смену Вех" сходу анафеме и призывать к интервенции, чем грешило большинство оппонентов нововеховцев типа Д.С.Мережковского. Кратко обрисованы позиции участвующих в прениях по докладу Н.Д.Соколова, Н.А.Гредескула, П.К.Губер-Арзубьева, бывшего сотрудника "Речи" И.А.Клеймана и Як.Б.Лившица. * * * Участники журнала "Смена Вех" предлагают считать самоцелью попытки большевиков спасти "расползающийся во все стороны государственный организм". Одним из средств такого "спасения" обнаруживается тактика совмещения военно-государственного и социального коллективизмов (т.н. военный коммунизм). Вслед за тем, тактическим затишьем перед наступлением следующего бурного этапа "спасения" империи очевидно становится период нэпа, на начало которого и приходятся осмысленные "Сменой Вех" лозунги возвращенчества и сотрудничества с советской властью, которая опосредованно объявляется наследницей русской монархии (недаром в движении участвуют многие известные монархисты, которых язык не поворачивается назвать бывшими). В свою очередь прямой наследницей православия становится идея коммуны, временно кладущаяся под сукно на период адаптации (этому неплохо способствуют идеи Вл.Соловьева, нашедшие свое отражение в еженедельнике32). Возводя воссоединение большевиками России в ранг сверхзадачи, защитники советской власти в лице сменовеховцев неизбежно утверждают такие шаги большевиков по сплочению государства и народа в виде долгосрочной интеграционной стратегии, в перспективе исключающую коммунистическую составляющую (т.н. госкапитализм). Они не воспринимают ленинский нэп всерьез и тщательно продумывают свои действия в создавшейся ситуации. Промежуточное экономическое средство, на определенном этапе послужившее русским коммунистам в деле достижения конечных социальных задач советской утопии, сменовеховцы уверенно превращают в средство для собирания сил по восстановлению Российского государства как империи. Дальнейшая история деградации и дискредитации коммунистической идеологии, большей частью успевшей выродиться за последующие десять лет (наиболее одиозные представители которой были физически уничтожены в 1930-е гг.), если и не доказывает правоту выбранного сторонниками "Смены Вех" пути, то по крайней мере обнаруживает у сменовеховцев незаурядное политическое чутье и целеустремленность, воплотившуюся позднее в устряловско-сталинской идее построения социализма в одной, отдельно взятой, стране. Сила и мощь идеалов молодых русских патриотов легла в фундамент просуществовавшего почти 70 лет советского государства, распад которого удивительно совпал по времени с угасанием национал-большевистского импульса 1921-22 годов. О.А.Воробьeв Советник Российской Федерации 1 класса 25 апреля 1999г., 9 февраля 2000г. -------------------------------------------------------------------------------- 1 Алехин М. Эмиграция белая // Большая Советская Энциклопедия. 1-е изд. М., 1963. Т.64. С.162. 2 Париж (5е), рю Лагранж, 12. 3 Ср. со стоимостью сборника "Смена Вех", составляющая 8 франков. 4 Новая Россия. 1922. № 1. С.61. 5 Бобрищев-Пушкин А.В. Патриоты без отечества. Л., 1925. С.117-118. 6 См. анонс этого издания в № 13 журнала "Смена Вех" за 1922г. ("В Петрограде. (Из письма)."), С.24. 7 РЦХИДНИ. - Ф.17. Оп.3. Д.261. Л.3, Оп.60. Д.141. Л.18 и Оп.84. Д.399. 8 Ленин В.И. ПСС. Т.44. С.380, 628. 9 Ленин В.И. ПСС. Т.20. С.147-156. 10 Накануне. 28 февраля 1924. № 49. 11 Бобрищев-Пушкин А.В. Война без перчаток. Пр., 1925. 12 Агурский М.С. Идеология национал-большевизма. Париж, 1980. 13 Известия ВЦИК. 18 июля 1922. 14 Лейтенант флота. Бывший комендант гор. Мариехейн и офицер связи между морскими и сухопутными силами на Аландских островах. 15 Генерал Генерального Штаба, печатался в "Le Monde Nouveau". 16 Примыкал к символизму, затем к акмеизму. Выпустил сборники стихов "Александрийские песни" (1921), "Форель разбивает лед" (1929). Из прозы: повесть "Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро", 1919; роман "Тихий страж", 1916, и др. Выполнял переводы зарубежных классиков (Апулей). Сочинял вокальные произведения (многие на собственные тексты), музыку для драматического театра. 17 Бывший член Всероссийской Коллегии по делам музеев и охраны старины и Всеукраинской коллегии по охране памятников искусства. 18 Левый сменовеховец. В начале политической деятельности октябрист, затем правый националист, в 1911г. один из организаторов партии центра. Председатель комиссии по делам РПЦ 4-й Государственной Думы. В 1-м составе Временного правительства обер-прокурор Св. Синода. Участник Корниловского мятежа. В 1921г. выпустил национал-большевистскую брошюру. 22 ноября 1921г. демонстративно вышел из журнала "Смена Вех" за недостаточную его левизну, затем вернулся в советскую Россию. 19 Представитель Добровольного Флота - по последней службе - для Цейлона и Индии. 20 Делегат Росс. Общ. Кр. Кр. при Междунар. К-те Кр. Креста. 21 (1884-1967) - русский поэт. Один из организаторов "Цеха поэтов". В сборнике "Ярь" (1907) - темы и образы русского фольклора. Поэмы (в т.ч. "Красный Питер", 1922). 22 (1864 - 1930) - профессор. Окончил юридический факультет Харьковского университета, юрист, автор ряда исследований в области права и философии. Профессор Харьковского университета, декан юридического факультета. Член "Союза Освобождения" с 1904 г., член ЦК партии к.-д. с 1906 года. В 1905 г. сослан в Архангельск, но вскоре освобожден. Товарищ председателя 1-й Государственной Думы. Подписал Выборгское воззвание, за что отбыл 3-месячное тюремное заключение. После освобождения был профессором Петербургского политехнического института, сотрудничал с рядом либеральных изданий. В 1916 году из-за разногласий с руководством ЦК, вышел из его состава. После октябрьского переворота остался в России. В 20-х годах выступил с безоговорочным признанием советской власти. Преподавал в ленинградских вузах. 23 (1896-1986) - русский писатель. С 1919 за границей (Германия, Франция, США). В автобиографических книгах "Ледяной поход" (1921), "Жизнь на фукса" (1927), "Конь рыжий" (1952) - трагические события Октябрьской революции и Гражданской войны, сатирические картины жизни русской эмиграции. Романы "Генерал Бо" (1929) о Б.В.Савинкове, "Скиф" (1931) о М.А.Бакунине. Портреты М.Н.Тухачевского, К.Е.Ворошилова, В.К.Блюхера, Г.И.Котовского в книге "Красные маршалы" (1933). Мемуары. 24 (1864-24.2.1922) - российский журналист, публицист, театральный критик. Признанный "король фельетона", обличавший пороки современной общественной жизни. Запечатлел картину царской каторги в книге очерков "Сахалин (Каторга)" (1903). 25 Полировщик по металлу. 26 (1865-1942) - публицист, член-корреспондент АН СССР (1939). С 1918 член редколлегии "Правды", заведующий Госиздатом. В 1924-32 заместитель главного редактора БСЭ, в 1927-38 главный редактор МСЭ. В 1924-27 секретарь Крестинтерна. Труды по истории литературы, революционного движения. 27 (1862-1930) - доктор, полярный исследователь, гуманист. 28 Уполномоченный Главного Комитета Всероссийского Земского Союза всех составов, Член Объединения Российских Земских и Городских деятелей в Чехословацкой Республике (Земгора), бывший заведующий Трудовым Отделом Земгора. 29 (1873-1941) - политический и государственный деятель, историк, публицист. В 1917 член Исполкома Петроградского совета. С 1917 редактор "Известий" и других изданий. Труды по истории марксизма, революционного движения. Репресиирован; реабилитирован посмертно. 30 (1865-1936) - профессор, этнограф малых народов Севера, писатель, публицист. В начале 1880-х гг. революционный народник, участник студенческого кружка под руководством Желябова, неоднократно подвергался арестам. Один из организаторов Южнорусской организации "Народной воли", в 1889-98 в сибирской ссылке на Колыме. Один из авторов первых сборников революционных песен и стихотворений, изданных в Женеве ("Песни борьбы" (1902), "Перед рассветом" (1905) - под псевдонимом Вас.Чужой), большевистских листовок 1905-06 гг., газеты военной организации РСДРП "Казарма". После публичной лекции в 1905г. был причислен к либералам-народникам. С 1921 профессор ряда ленинградских вузов. Член редколлегии журнала "Новая Россия" ("Россия"). Один из зачинателей изучения народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, создатель письменности для них. Романы и повести из жизни первобытных людей и др. 31 (1879-1940) - политический и государственный деятель. В с.-д. движении с 1896, с 1904 выступал за объединение фракций большевиков и меньшевиков. В 1905 в основном разработал теорию "перманентной" (непрерывной) революции: по мнению Троцкого, пролетариат России, осуществив буржуазный, начнет социалистический этап революции, которая победит лишь при помощи мирового пролетариата. В ходе Революции 1905-07 проявил себя незаурядным организатором, оратором, публицистом; фактический лидер Петербургского совета рабочих депутатов, редактор его "Известий". Принадлежал к наиболее радикальному крылу в РСДРП. В 1908-12 редактор газеты "Правда". В 1917 председатель Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, один из руководителей Октябрьского вооруженного восстания. В 1917-18 нарком по иностранным делам; в 1918-25 нарком по военным делам, председатель Реввоенсовета Республики; один из создателей Красной Армии, лично руководил ее действиями на многих фронтах Гражданской войны, широко использовал репрессии. Член ЦК в 1917-27, член Политбюро ЦК в октябре 1917 и в 1919-26. Острая борьба Троцкого с И.В.Сталиным за лидерство закончилась поражением Троцкого - в 1924 взгляды Троцкого (т.н. троцкизм) объявлены "мелкобуржуазным уклоном" в РКП(б). В 1927 исключен из партии, выслан в Алма-Ату, в 1929 - за границу. Подверг резкой критике сталинский режим как бюрократическое перерождение пролетарской власти. Инициатор создания 4-го Интернационала (1938). Убит в Мексике агентом НКВД испанцем Р.Меркадером. Автор работ по истории революционного движения в России, литературно-критических статей, воспоминаний "Моя жизнь" (Берлин, 1930). 32 См., например, статью "Владимир Соловьев и наши дни" А.Блока в № 1 "Смена Вех", 1921, С.22-24. |