| |
|
Валерий
Леонидович Сердюченко
|
Тайные
писательские биографии Владислава Отрошенко |
Хочу
признаться: на чтение Владислава
Отрошенко меня
впервые подвигло участие в одном из интернет-литературных жюри,
создаваемых неутомимой волей Леонида Делицына, Главного жреца и жертвы
Сети. Перебирая трудолюбивые сочинения собратьев по перу и преисполняясь
читательской тоски по поводу всего этого, я неожиданно натолкнулся на
текст, который буквально лучился интеллектуальной и эмоциональной
энергетикой: Владислав Отрошенко, "Гоголь
и паспорт". Заинтригованный, я принялся за другие критические тексты
Отрошенко, и вот, рискну поделиться впечатлениями с кафедры "РП".
Впечатления же чрезвычайны. Приходилось ли тебе, читатель, испытывать
ощущение абсолютного духовного слияния с чужим текстом, когда каждый
абзац, предложение, слово и даже запятая написаны как бы твоею
собственною рукою? Когда читаешь - и постоянно восклицаешь про себя:
"Мать честная, да это же как будто я сам написал!" Так что записываюсь в
пожизненные поклонники Владислава Отрошенко и готов заранее подписаться
под любым его новым словом.
Перечислю, однако, персонажей его рубрики в "РП":
Гоголь;
еще (и еще раз) Гоголь;
Платонов;
Шопенгауэр;
Овидий;
Пушкин.
Казалось бы, что общего между ними? Да, но именно они стали объектом
авторского внимания, и со второй статьи начинаешь понимать, почему.
Дело в том, что из великого литературного множества Отрошенко извлек то,
что никакому эвклидовому объяснению не поддается и представляется
здравому человеческому уму фантастикой, мороком, "зоной шиза".
У Владислава Отрошенко есть еще один единомышленник в подобном
литературном интересе. Вот ты, читатель, ты можешь себе представить
такое прочтение гоголевской "Шинели":
"И вот, если подвести итог, рассказ развивается так, бормотание,
бормотание, лирический всплеск, бормотание, лирический всплеск,
бормотание, лирический всплеск, бормотание, фантастическая кульминация,
бормотание, бормотание и возвращение в хаос, из которого все возникло.
На этом сверхвысоком уровне искусства литература, конечно, не занимается
оплакиванием судьбы обездоленного человека или проклятиями в адрес
имущих. Она обращена к тем тайным глубинам человеческой души, где
проходят тени других миров, как тени безымянных и беззвучных кораблей."
Кто автор этого поразительного критического пассажа? Совершенно верно,
мой начитанный и просвещенный друг. Это - Владимир Набоков, и это такое
видение художественного текста, которого мы с тобой совершенно лишены.
Наши мозги и глаза устроены иным, нормальным образом. Мы созерцаем мир в
пределах отпущенных нам семи цветов радуги, слышим его в пределах восьми
знаков нотной грамоты и осязаем, как холодный, теплый или горячий. Мы
скроены по типовому антропологическому проекту. Большинство писателей -
тоже. Их отличие от нас состоит лишь в том, что они беспрерывно пишут,
затем называют написанное "стихами", "повестями" и "романами" и таскают
все это по редакциям, а мы с тобою - нет.
Те, кому посвящена "Тайная история творений" Владислава Отрошенко,
составляют в этом писательском множестве исчезающе малый процент. Они
"не такие". Вот как говорит о них тот же Набоков:
"Для того, чтобы по достоинству его Гоголя - В. С.) оценить, надо
произвести нечто вроде умственного сальто, отвергнуть привычную шкалу
литературных ценностей и последовать за автором по пути его
сверхчеловеческого воображения /.../. Русские, которые считают Тургенева
великим писателем или судят о Пушкине по гнусным либретто опер
Чайковского, лишь скользят по поверхности таинственного гоголевского
моря и довольствуются тем, что кажется им насмешкой, юмором и броской
игрой слов. Но водолаз, искатель черного жемчуга, тот, кто предпочитает
чудовищ морских глубин зонтикам на пляже, найдет в "Шинели" тени,
сцепляющие нашу форму бытия с другими формами и состояниями, которые мы
ощущаем в редкие минуты сверхсознательного восприятия. Проза Пушкина
трехмерна; проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна ."
Или вот еще:
"В таком мире не может быть нравственного поучения, потому что там нет
ни учеников, ни учителей; мир этот есть, и он исключает все, что может
его разрушить, поэтому всякое усовершенствование, всякая борьба, всякая
нравственная цель или усилие достичь ее так же немыслимы, как изменение
звездной орбиты. Это мир Гоголя, и как таковой он совершенно отличен от
мира Толстого, Пушкина, Чехова или моего собственного. Но по прочтении
Гоголя глаза могут гоголизироваться, и человеку порой удается видеть
обрывки его мира в самых неожиданных местах."
Вот она, авторская цель Владислава Отрошенко: писать лишь о тех и о том,
что является художественным мышлением в самом прямом и альтернативном
смысле этого слова. Пытающемуся представить себе это мышление в
более-менее уловимых картезианских формах, не могу дать иного совета,
кроме как читать Набокова и Отрошенко.
Судя по фотографии в "Русском переплете" Владислав Отрошенко далеко еще
не пожилой человек. Но тогда становится непонятным, как он успел освоить
такую гигантскую территорию письменной культуры? Позвольте, он цитирует
источники и авторов, которых даже ваш покорный слуга, профессиональный
филолог с тридцатилетним стажем, в жизни не читал! И сознаться в этом не
стыдно, потому что культурологическая оснащенность головы Отрошенко
лежит за пределами вообразимых человеческих способностей. Десятки, сотни
имен и названий! "Упанишады", "Авеста", римские первоисточники, личная
переписка, скрупулезно точное воспроизведение биографий и реалий жизни
своих персонажей - и при этом абсолютная внятность изложения, умение
разменять загадку художественной личности на демократическую монету
общего понимания. Помимо того, что читать Владислава Отрошенко
поучительно, читать его еще и безумно интересно. Это "вкусные" тексты,
если читатель понимает, что я хочу сказать. Они проглатываются, как
яичный желток. Они изящны, композиционно отбалансированы, стилистически
выверены, сюжетно самодостаточны. И при этом - почти разговорны. Да вот,
берем награжденное "Тенетами" эссе "Гоголь и паспорт" и начинаем с
первой строки:
"Заграничный паспорт Гоголя, служивший ему верным залогом
беспрепятственных путешествий, невыразимо любезных его загадочному
сердцу, был в полном порядке всегда. Он был в полном порядке и в ту
декабрьскую минуту 1846 года, когда Гоголю, вдруг явилась на ум
необыкновенная мысль - испросить себе у императора Николая Павловича...
заграничный паспорт. Это случилось в Неаполе, в доме графини Софьи
Апраксиной, где Гоголь тогда зимовал. Мысль была настолько резкой и
оживляющей, что Гоголь, который уже не первый месяц бездействовал
воображением, уже не первый месяц ожидал в тоскливом оцепенении удобного
парохода и возвышенного расположения духа, чтобы отплыть в Палестину, к
Гробу Господню, для смиренных молитв, тотчас же и с былым жаром взялся
за перо.
"Всемилостивейший Государь!..."
Вынужден прервать смакование текста, иначе пришлось бы цитировать его от
начала до конца. Если бы ваш покорный слуга обладал в "Русском
Переплете" диктаторскими полномочиями, он встречал бы каждого,
остановившегося у входа, вопросом: "Читал Отрошенко?" И пропускал бы во
внутренние покои только тех, кто ответил на этот вопрос положительно. Не
уверен, впрочем, что от этого посещаемость литературного сектора "РП"
резко бы возросла. А потому что, побывав в гостях у Отрошенко, заходить
в другие рубрики становится уже не так интересно: там пишется про
заурядное, общедоступное, "нормальное". "Есть главное, а есть самое
главное", - учил Достоевский. Отрошенко пишет исключительно о самом
главном в художественной культуре. Он, подобно Сальери, въедается во
внелогическое ядро художественной личности, в ее доклеточную прану - и
какие же поразительные правды открываются нам о подлинной природе
подлинного творчества! Как далеко все это, оказывается, отстоит от
литературной беллетристики и от писателей, имя которым Пелевин! Сколь
фантасмагоричен внутренний мир Платонова, Шопенгауэра, Овидия!
В "Русском переплете", на мой взгляд, тоже есть автор с загадочной
психологической конституцией. Назову его, пожалуй. Это Надежда Горлова.
Во всякой уважающей себя рецензии положено содержаться ложке дегтя. И
вообще, автору сего похвалить что-нибудь все равно, что соляной кислоты
напиться. Но вот - не нахожу изъяна в критических изделиях Владислава
Отрошенко.
Источник
Сердюченко
www.pseudology.org
|
|