| |
|
Валерий
Леонидович Сердюченко
|
Львовский дурень
|
…Новая украинская
действительность обернулась для моих соотечественников не Икарией с
молочными реками и кисельными берегами, а жестким каменистым материком,
выжить на котором дано не каждому.
А как прекрасно все начиналось! Еще недавно львовскую "клумбу" заполняли
десятки поликомиссаров национально-патриотического призыва, пылали
костры и головы, ожидалось чего-то решительного, окончательного и
невероятного, вплоть до прилета птицы Каган или добровольного
самосожжения редакции компартийной "Львовской правды". На главной
площади кипел круглосуточный митинг, две галицкие Жанны д'Арк – Ирина
Калинец и Лариса Скорик в УНС-совских "кашкетках" – пламенно требовали
возрождения Галичины в исторических пределах доримского владычества, а "Союз
патриотических попов" во главе с паном Иваном Гелем торжественно
причащал участников марафона "Голодовка- 97". "Хай живе! Vive le Ukraine
P'emont! Панове, на Київ! – звучало над кронами дерев. "Живого
коммуниста поймали! – разносилось по кустарникам. – Патриот, будь
бдительным!"
Короче говоря, это было время, когда Западная Украина впервые узнала
имена Косива и Базива, как бы Григория Сковороду и Ивана Франко нашей
современности.
"Смотри-ка, - удивлялись в верхах. – Складно излагают, собаки. А ну,
давайте, хлопцы, показывайте, какая такая у вас конституция". Трепеща от
гордого возбуждения, составители конституций и биллей о правах принялись
учить новую власть уму-разуму. Ученики оказались на редкость понятливыми.
Они исправно зубрили "Историю Украины-Руси" Грушевского, а по вечерам,
натянув сорочки-вышиванки, добросовестно выпивали на всевозможных
патриотических вернисажах и презентациях. Казалось, наступает Век
Возрождения…
Но тут начались непредвиденные заминки. "Новые украинцы", которым было
положено народить из своей среды благочестивых меценатов украинской идеи,
демонстрировали склонности скорее противоположного рода, коллекционируя
приватизационные чеки и грин-карты. Власти внезапно бросили читать "Историю
Украины-Руси" и исчезли за фешенебельными киевскими фасадами, прищемив
носы и пальцы ринувшимся было вослед наставникам. Некоторое время те
выкрикивали свои лозунги и инструкции с тротуара, но в проеме окна
возник кто-то квадратный, ткнул пальцем "тот, тот и этот", а остальным
пригрозил кулаком внушительных размеров. Век Возрождения, кажется,
откладывался на лучшие времена.
...Несколько лет тому назад знаменитый украинский диссидент (впоследствии
министр культуры) Иван Дзюба предложил научное исследование "национального
дебила". Инициатива мэтра осталась нереализованной, но вот новая тема
для размышлений - "львовский дурень". "Львовский дурень" - это тот, кто
сидит сегодня на пособии по безработице, побирается у сельских родичей,
а по субботам и воскресеньям ходит к памятнику Шевченко, где кучка
обанкротившихся интеллигентов призывает к "священному походу" на Киев,
Москву и близлежащие лотки с русской литературой. Соседи и знакомые
этого персонажа уже давно сообразили, кто есть кто в сегодняшней Украине,
и подались на заработки в Европу, а то и в ту же самую Россию, но не он.
Он продолжает таращиться в "народную" газету "За Вильну Украину" и
слушать радиоточку (кинескоп давно навернулся), откуда его с утра до
вечера поздравляют с блистательным выбором: еще недавно он был рабом
крепостного режима, а сейчас строит такую прекрасную, такую
национально-сознательную и европейски ориентированную державу с
прекрасным президентом во главе!
С некоторых пор на площадях Львова появилось уличное телевидение. Оно
стало приглашать к микрофонам каждого, кто желает высказаться.
- О, а тут мы видим представителя старшего поколения, - ухватили за
рукав нашего Петра. - Скажите, уважаемый, вы действительно считаете, что
каждый имеет право иметь право? Говорите, не стесняйтесь, если не вы, то
кто же, ну, "чи вже пора, чи ще не пора", высказывайтесь, шарахните
своей мыслью в проблему двухпалатного парламента!
Петро открыл рот и сказал все правильно и четко, даже самому понравилось.
Но отходя, услышал за своей спиной "щось незрозумиле" - диктор бубнил в
мобильную трубку, причем на чистом российском: "Студия? Норму по
патриотам выполнили. Начинать про экологию?"
В советские времена таким Петрам жилось хорошо. Они работали на своих
ЛАЗах и "Биофизприборах" (не обязательно в низших чинах), получали по
200-300 рэ и раз в году ездили на моря в заводские пансионаты. Внезапно
все переменилось. Львов был провозглашен украинским Пьемонтом, а Петрам
и Миколам сказали строиться в колонны и петь песни сечевых стрельцов. На
востоке Украины ничего подобного бы не вышло, потому что она не имела
особых претензий к советской власти. Но здесь, на Львовщине, каждый
третий был репрессированным или происходил из семьи репрессированных. За
что? Вот именно за свою "украинскость". Что такое украинскость? Этого не
выразишь в Эвклидовом слове, она сидит в твоих кровяных шариках,
руководит каждым твоим жизненным движением. И как бы ты ни хотел от нее
избавиться, проклятой и благословенной, ничего не получится, и поэтому
любой, кто прикоснется к ней проникновенным перстом, вызовет у тебя
рефлекторный отклик любви и доверия. Именно поэтому патриотический
призыв мог найти отклик только во Львове.
Но дальше - не хочется и вспоминать. Честолюбивые пастыри оставили свое
стадо и подались в Киев, где частично развеялись, частично спились, а в
основном были перекуплены. А разбуженные Петры и Миколы оказались во
власти политических проходимцев типа неудавшегося редактора, затем
скотопромышленника пана Базива, ныне украинского дипломата от правящей
киевской кулисы. И уже совсем другие персты стали касаться украинской
души галичанина и водить его путаными дорожками, в конце которых
неизменно возникал офис "Trade Mark Ukraina" или какая-нибудь другая
хитромудрая контора во главе с m-r Gnatiuk из диаспоры.
Но ведь все они так красиво говорили про независимость Украины!..
Они уже отучили "львовского дурня" от русского языка, а другому
иностранному языку не научили. Потому что дурень должен оставаться
дурнем. Он должен читать народный часопис "За Вильну Украину" и махать
флагами у российского консульства.
Ты думаешь, читатель, речь идет о маргиналах, пролетариях? Ничего
подобного. Среди одураченных оказались люди с высшим образованием,
литераторы, кафедральные доценты. Именно на них ставило мировое
олигархическое сообщество, а когда они вытащили на своем горбу его
хитрый гешефт, им было сказано "thank's".
Жалко их? Не очень. Интеллигенция на то и интеллигенция, чтобы
рассчитывать и сомневаться, предвидеть и уточнять. Львовская же
интеллигенция полезла в воду, не зная броду. Седовласые мужчины вели
себя, как дети. Им почему-то представилось, что гранты, визы, интервью в
заграничных изданиях являются свидетельством признания "украинского
вопроса" во всем мире. Мечталось о каких-то украинских Нью-Васюках, о
национально-ориентированной медицине, биологии, кибернетике "украинскою
мовою"! Сам академик Юхновский (!) создал научный бюджет (!), исходя из
которого Галичина станет прикарпатской Швейцарией, а каждый галичанин
будет читать "Историю Украины-Руси" Грушевского, идя за плугом. Все это
транслировалось в головы простых галичан, производя в головах этих смуту.
А подлинные заказчики этого помрачения умов считали проценты и дивиденды.
Когда заводы и фабрики остановились, громадный город превратился в
сплошной базар, а романтическим дурням с "высшим патриотическим
образованием" перестали платить зарплату, проблема была закрыта. И вот
они ходят сегодня все вместе, соблазненные и покинутые, вокруг памятника
Шевченко (импортированного, между прочим, из South America), а он молча
взирает на эти обманутые толпы и повторяет про себя:
Та неоднаково менi,
Як Украiну злii люде
Присплять, лукавi, i в огнi
Ii, окраденую збудять
Ох, неоднаково менi.
...Но не так все безнадежно в сегодняшнем галицком королевстве. И та
часть галичан, которая принялась копать, месить, строгать, пилить,
строить, удобрять, выращивать, отвоевывать у постперестроечного хаоса
физическую нишу жизни, не может не вызывать уважения. Потому что это
настоящие "новые галичане". Не на митингах, а на крестьянских полях и
дачных участках отстаивают они свое человеческое достоинство. Они были
инженерами, научными работниками, служащими, партработниками, но, когда
очередная партия политических прохвостов принялась сокрушать очередной
период собственной истории, они в этой геростратовой затее отказались
принимать участие и перешли, так сказать, в индивидуальную трудовую
оппозицию. Эта массовая робинзонада - исход миллионов с вечно пьяного
корабля украинской государственности - составляет, по нашему глубокому
убеждению, главное событие новейшей галицкой истории.
Обидно, конечно, на рубеже третьего тысячелетия оказаться в положении
сынов Авраама и стад его, а с другой стороны, есть некая педагогическая
польза в этом добровольно-вынужденном возвращении от "zoon politicon" к
"zoon naturae". Возлюбленного соотечественника не грех иногда ударить о
землю так, чтобы встряхнулся и пришел в норму весь его жизненный состав.
Ибо кто сказал, что человек рожден для счастья, как птица для полета?
Никто ему этого не обещал, это неправда. Сказано другое: "В поте лица
твоего будешь есть хлеб свой, доколе не возвратишься в землю, из которой
взят". Это как раз для тех, кто еще вчера был сыт, пьян, летал на
курорты самолетами "Аэрофлота", а в свободное время выкрикивал на
знаменитой львовской "клумбе" "Геть с москалями!".
Источником существования для галицкого большинства стали сегодня,
попросту говоря, натуральное хозяйство и упорный физический труд.
Поговорите с любым из этой армии "новых аграриев" на какую-нибудь
возвышенно-патриотическую тему - а лучше не говорите. Ему некогда. Он
уже понял, что все эти патриотические призывы местного панства приведут
только к тому, что Галичина вновь превратится в глухой прикарпатский
угол. Оставьте вашего собеседника в покое. Он перестал быть дурнем. Он
приспособился к новым порядкам и работает как проклятый. Пройдет
какое-то время, и оголодавшие спасители Украины появятся на пороге его
усадьбы с просьбой выменять свои манифесты и универсалы на ведро
картошки.
Источник
Сердюченко
www.pseudology.org
|
|