| |
|
Валерий
Леонидович Сердюченко
|
Б. Акунин
Состоявшийся
проект
|
"Ты
победил, Галилеянин!"
Честное слово, в этом эпиграфе нет никакого преувеличения. Речь идёт о
Б. Акунине. На фоне литературного заката всего и вся сей предприимчивый
деловар залудил серию сногосшибательных романов, покоривших читательское
стадо полумира.
Лично автор этих строк их не читал и читать не собирается. Он вообще
давно уже ничего не читает, кроме "Библии" и "Ремонта квартиры
собственными силами". Но каково попадание в десятку! Это же надо:
вычислить предпоследних любителей книжного чтива и адресовать им
детективно-беллетристические изыски, повторившие величайшие литературные
проекты 19-20-го веков, типа, например, "Александр Дюма" или "Михаил
Шолохов"!
Заказав в Интернете ключевое слово "Б. Акунин-Чхартишвили", едешь
мозгами. Десятки, если не сотни тысяч ссылок, наименований, названий.
Пишут высоколобые литературные критики и окололитературная шелупонь,
сражаются друг с другом записные доктора филологических наук и младые
студиозусы.
Получив заказ на предлагаемую статью, ваш слуга прошёлся по "Б. Акунину"
по диагонали. Мне кого-нибудь похвалить, что соляной кислоты напиться,
но скажу, сгорая от белой зависти: это - класс. В беллетристическом
котле сварена вся история России, от её средневекового прошлого до
настоящего. Эрудиция автора не подлежит сомнению. Ешё бы: он,
оказывается, не только "Б. Акунин", но ещё и Чхартишвили, бывший зам.
главред "Иностранной литературы", переводчик и популяризатор японской
литературы, исследователь темы "писатель и самоубийство" и вообще,
человек-оркестр. Господь Бог отпустил ему немереные, невообразимые
килограммы витальной энергии - при том, что энергии культурно озвученной
и литературно доброкачественной. Он мастерски разменивает на медную
разнночинную монету высоколобое наследие Толстого-Достоевского. Он
говорит с читательским "пиплом" на его языке. Вот выдержка одного из его
многочисленных интервью:
"Я не писатель - я беллетрист - это две принципиальные разницы.
Беллетрист - это литератор, работающий в сфере массовой литературы,
имеющий дело с рынком, с большим количеством читателей, покупателей,
иначе не имеет смысла писать."
Или вот ещё:
"- Вы как-то сказали, что герой ваших книг Эраст Петрович - гомункулус,
созданный в пробирке холодным рецептурным путем. Каковы же составляющие
этого рецепта?
- Очень простые. Берешь своих любимых литературных героев - только те
черты, которые тебе в них нравятся: вечное одиночество Печорина, строгую
красоту Болконского, нравственный камертон князя Мышкина, траурную
бравурность полковника Най-Турса. Прибавляешь кое-что от себя.
Встряхиваешь, но не перемешиваешь. И ждешь, пока гомункулус начнет
подавать признаки жизни."
Согласись, читатель, рецепт сварен безошибочно и круто. Вот он,
гениальный карт-бланш для предпоследних жертв страсти к писательству.
Боже, сколько их, годами толкущихся в редакионных предбанниках
всевозможных "Знамён" и "Новых миров"… Эта многоглаголющая
сочинительская секта сандалит свои многотысячные опусы автору этих
строк, того не понимая, что он сам нищ, как церковная крыса, и
перебивается с хлеба на квас собственною филологическою долею.
"Не-на-вижу!" - назвал он очерк о самом себе.
А вот проект "Фандорин-Б. Акунин-Чхартишвили" наполнил его (но я
повторяюсь) искренней белой и даже чёрной завистью. Мужик вычислил
реальные знаменатели современного литературного Парнаса. "Я уже не
человек, а целое учреждение", - выразился однажды о себе Максим Горький.
В лице Б. Акунина мы имеем человека, который ухитрился создать вокруг
себя целую цивилизацию. Зайди, читатель, вслед за мной в Интернет, и ты
убедишься в этом.
Обсуждать достоинства или недостатки его тысячестраничных писаний не
собираюсь. Они приговорены самим автором: "Я не писатель - я
беллетрист".
Да, но как интересны, "читабельны" его сюжеты! Это ж надо, строчить с
утра до вечера и с вечера до утра, вешая лапшу на уши многоликой
читательской массе!
…Когда пишешь безо всякого плана в голове, никогда не знаешь, куда тебя
занесёт очередная строчка. В том числе в дебри размышлений о современном
писательском успехе. Уверен, ни Лев Толстой, ни Достоевский не имели бы
в сегодняшнем углекислом литературном пространстве малейшего шанса. А
вот Б. Акунин - имеет. Он работает, как машина. Во-время уловив, что
цикл о Фандорине начинает пробуксовывать, он переключился на некую
"монашку Пелагию" и с её помощью тоже настрогал очередную порцию
детективно-исторических текстов. Одновременно и параллельно -
непрекращаяся чреда биографической саморекламы по всем возможным и
невоззможным СМИ-каналам. Он уже формирует портрет будущей российской
власти, плетёт с три короба о её тотальной бесперспективности - его
фанаты внимают и аплодируют.
О, Борис ! Подари мне хоть каплю своего поразительного, уникального
пиар-таланту. Согласен стать твоим Санчо-Пансой, Эккерманом при Гёте,
Белинским при Пушкине, и так далее тому подобное. Воистину, "Ты победил,
Галилеянин!"
Источник
Сердюченко
www.pseudology.org
|
|