| |
|
Фатех
Вергасов |
Крученых Алексей (Александр)
Елисеевич
09.02.1886 – 17 июня 1968 |
Родился
в деревне Оливке Вавиловской волости Херсонского уезда в семье мещанина
Елисея Петровича и жены Епистимьи Никифоровны, Херсонской губернии в
крестьянской семье.
В 1894 г. семья
переехала в Херсон (в дом на ул. Пионерской, 100).
В 1902 г.
закончил Херсонское трёхклассное училище и поступил в
Одесское художественное училище, по
окончании которого в 1906 г. получил диплом учителя рисования и чистописания
в средних учебных заведениях.
В 1908 г.
познакомился с Д.Бурлюком и В.Хлебниковым.
Дебют в
изобразительном искусстве состоялся в 1906г. Это были литографические
портреты вождей революционного движения и в 1908 – 1910 годах – два выпуска
альбомов «Весь Херсон в карикатурах, шаржах и портретах».
В публикациях
Кручёных 1908 – 1910 гг. в херсонской прессе отразились его
литературно-эстетические взгляды, его «понимание» новой психологии новых
писателей», отношение к
декадансу.
В сентябре 1909
г.
Кручёных принимал участие в устроенной
Давидом Бурлюком выставке картин
«Венок» в Херсоне.
Живопись
Кручёных как первый этап творчества была новаторской, соединяла традиции
кубизма
и народного
лубка,
была тесно связана с его будущей «заумью».
2
В 1910 г.
Кручёных уехал в Москву, навсегда покинув Херсон. Его поэтическим дебютом
стали, вышедшие в Москве литографированные книги «Старинная любовь»
(лирический цикл) и «Игра в аду» (совместно с В.Хлебниковым).
Авторами
новаторского художественного оформления этих книг были М.Ларионов и
Н.Гончарова. Поэт долго не расставался с живописью, пока не почувствовал,
что он «должен звучать». «Кручёных-художник не менее интересен, чем
Крученых-поэт, но для широкой публики так же необычен, как и всё, что он
творит», — писал о нём другой художник-новатор Кирилл Зданевич.
Поэзия кубофутуристов была тесно связана с живописью, в которой каждый
художник-новатор развивал свою концепцию художественной формы: это
«супрематизм» К. Малевича, «конструктивизм» В. Татлина, «лучизм» М.
Ларионова и Н. Гончаровой, «пространственный реализм» М. Матюшина,
«аналитическое искусство» П. Филонова.
3
В 1913 году
литературная группа «Гилея»,
(организованная за два года до того в Херсоне) соединилась с «Союзом
молодежи», образовав единое общество поэтов и художников. Совместными
усилиями они издавали литографированные книги футуристической поэзии, где
иллюстрацией к тексту часто были сами буквы и слова.
«Нет, это не стихи.
Это рисунки; в
них преобладает графика, но графика буквенная, несущая с собой в качестве
аккомпанемента ощущение звучания и наросты ассоциации, сопряжения с
речезвуками» (С. Третьяков).
В 1912 г. Д.Бурлюк предложил Алексею войти в объединение «Гилея».
В 1913 году Д.
Кручёных организовал собственное издательство «ЕУЫ» для
выпуска литографированных небольших книжек, в которых не будет «никакой лжи,
всё своё... вплоть до последней кляксы», где «буквы летают!».
Всё поэтическое творчество Алексея
Кручёных Владимир
Маяковский
назвал «помощью грядущим поэтам». Автором
первой теоретической книги о новаторстве и художественных открытиях поэзии
Маяковского был
Кручёных.
4
Главной
загадкой, тайной поэтического творчества
Кручёных до сих пор остается его
«заумь» («Чары слова, даже непонятного. остаются чарами и не утрачивают
своего могущества» (Хлебников).
В основе
заумного словесного творчества лежит принцип фонологики, абстрагирования
звука от смысла, движимое высшей интуицией; это аналог «слова на свободе»
(Маринетти) итальянского футуризма; взгляд на «мир с конца», смещение
сюжетных эпизодов во времени.
Заумная поэзия
опирается на глубокие фольклорные корни: заклинания, заговоры, шаманство и
т. п. Заумь в поэзии, как и супрематизм в живописи — это царство «чистых»
звуков и красок, освобождённых от предметности, понимаемых как
«пространственно-космические явления» (Р.М. Циглер).
5
Опера «Победа
над солнцем» — либретто А.
Кручёных, музыка М. Матюшина, декорации и костюмы
К. Малевича — стала программно-футуристическим выражением алогизма в слове,
изображении и музыке. 3—5 декабря 1913 г. состоялась скандальная и успешная
премьера, занавес был не раскрыт, а разорван пополам.
Алогичный
эксцентризм спектакля шёл от традиционного балаганного действа
Кручёных прекрасно сыграл свою роль «неприятеля», дерущегося с самим собой.
Композитор Матюшин после работы над оперой сказал прекрасные слова о
подлинной глубине и смысле словесных экспериментов
Кручёных как
поэта-новатора: «Его идеи, спрятанные в словотворческие формы, кажутся
непонятными, но я и Малевич, работавшие с ним, многое поняли».
Сам Алексей
Кручёных изложил свою теорию зауми в декларации «Слово как
таковое» (1913 г.), в статье «Новые пути слова» (1913 г.): «Переживание не
укладывается в слова (застывшие понятия) — муки слова — гносеологическое
одиночество. Отсюда стремление к заумному свободному языку».
Заумь была
попыткой выразить невыразимость невыразимого, явить во плоти бесплотное. По
мнению современного исследователя авангардного искусства М. Эпштейна,
авангард стал реализмом апокалиптического века, эстетикой конца, смехом
юродивого, обличающего идола, воплощением авангардизма как черты самой нашей
истории.
Художественные
установки авангарда были закономерно обоснованы новыми научными данными в
начале века о материи и пространстве. Кроме теоретических построений, А.
Кручёных оставил и поэтическое определение зауми:
баячь — поэзия
баячь — поэт
эко-эз — самая
всеобщая и краткая
(заумная) поэзия.
А её автор — «А. Крученых — гений, эпоха, нуль».
6
Большое
значение в понимании заумной поэзии отводится ее исполнению; известно, что
чтение вслух своих стихов у А.Крученых было подлинным сеансом шаманства,
завораживающим выпеванием звуков.
С 1913 по 1915 год
Кручёных работал учителем рисования в Смоленской
губернии, в 1915 – в городе Баталпашинске, в 1916 – 1917 гг. – работал
чертёжником на строительстве железной дороги в Сарыкамыше.
1917 – 1919 –
время интересной работы
Кручёных в Грузии с поэтами Ильёй Задневичем и
Игорем Терентьевым, образовавшими литературную группу кавказского авангарда
«41о». 1920 год – период работы в отделении РОСТА в г. Баку.
С 1921 года и до конца жизни
Кручёных жил и работал в Москве. В 20-е гг.
сотрудничал в ЛЕФе вместе с Маяковским, пишет теоретические работы,
сценарии, кино рецензии.
После 1930 года
не вышло ни одной из его книг, начался долгий «рукописный» период: писал
стихи, рисовал, вёл музейную, архивную деятельность, в его 100 рукописных
альбомах отразилась история советской литературы 30 – 60-х гг.
Сочинения:
Игра в аду (в соавт. с
Хлебниковым).
-М., 1912, 1913;
Старинная любовь. -М., 1912;
Мирсконца (в соавт. с
Хлебниковым).
-М., 1912;
Полуживой. -М., 1913;
Пустынники. -М., 1913;
Помада. -М., 1913;
Слово как таковое (в соавт. с
Хлебниковым).
-М., 1913;
Бух лесинный (в соавт. с
Хлебниковым).
-П., 1913;
Декларация слова как такового. -П., 1913;
Возропщем. -П., 1913;
Взорваль. -П., 1913, 1914;
Поросята (в соавт. с Зина В.). -П., 1913, 1914;
Стихи В.Маяковского. -П., 1913;
Чёрт и речетворцы. -П., 1913, 1914;
Победа над солнцем. -П., 1913;
Старинная любовь. Бух лесинный (в соавт. с
Хлебниковым).
-П., 1914;
Утиное гнёздышко дурных слов. -П., 1914, 1914;
Те ли ле (в соавт. с
Хлебниковым).
-П., 1914;
Собственные рассказы и рисунки детей. -П., 1914;
Тайные пороки академиков (в соавт. с К.Малевичем и И.Клюном). -М., 1915;
переиздана как: Апокалипсис в русской литературе. -М., 1923, и Против попов
и отшельников. -М., 1925;
Заумная книга (в соавт. с Алягровым). -М., 1915;
Вселенская война. -П., 1916;
Учитесь худоги. -Тифлис, 1917;
Лакированное трико. -Тифлис, 1919;
Малохолия в капоте. -Тифлис, 1919;
Миллиорк. -Тифлис, 1919;
Крепкий гром. -М., 1919;
Замауль. -Баку, 1921, четыре издания;
Мятеж. -Баку, 1921;
Декларация заумного языка. Баку, 1921;
Заумь. -М., 1921;
Заумники (в соавт. с
Хлебниковым
и Петниковым).
-М., 1922;
Голодняк. -М., 1922;
Чудесник. -М., 1922;
Фактура слова. -М., 1923;
Сдвигология русского стиха. -М., 1923;
Фонетика театра. -М., 1923, 1925;
500 новых острот и каламбуров Пушкина. -М., 1924;
Заумный язык у Сейфулиной. -М., 1925;
Язык Ленина. -М., 1925;
Календарь. -М., 1926;
Гибель Есенина. -М., 1926;
Чёрная тайна Есенина. -М., 1926;
Четыре фонетических романа. -М., 1927;
15 лет русского футуризма. -М., 1928;
Говорящее кино. -М., 1928;
Рубиниада, 1930;
«Турнир поэтов», том I-III. -М., 1930-1934.
Источник
www.pseudology.org
|
|