| |
|
Игорь
Семёнович Кон
|
Маскулинность и гомосоциальность |
Доклад на Международной
научной конференции «Мужское и женское в культуре» //
Санкт-Петербургский государственный университет. ИППК – Республиканский
гуманитарный институт, 26 сентября 2005
Вопреки мнению молодых исследователей, возводящих это понятие к работе
Сэджвик (1985), термин «гомосоциальность» появился в социальной
психологии много раньше и обозначал просто общение с себе подобными, без
всяких сексуально-эротических коннотаций (Maisonneuve, 1966). Сексология
и социология сексуальности лишь конкретизируют его применительно к
собственным задачам. Например, сексологический словарь Роберта Франкура
(1995) определяет гомосоциальность как тенденцию некоторых лиц общаться
преимущественно с людьми собственного пола, гендерную сегрегацию,
которая в одних обществах поощряется, а в других – нет.
Содержательно это явление рассматривается в трех качественно разных
контекстах : макросоциальном (институциональном), изучением которого
занимаются социология, история, антропология и другие общественные науки,
психологическом (мотивационно-эмоциональном), где решающую роль играет
психология, и сексологическом, где центральным сюжетом является
соотношение гомосоциальности и гомоэротизма. Разумеется, все эти
контексты взаимосвязаны.
Историческая антропология и социология гомосоциальности
Историко-антропологические исследования однозначно свидетельствуют,
что какие-то формы гендерной сегрегации, вплоть до существования особых
мужских и женских культур, институтов и культов, существуют в любом
человеческом обществе. При этом у мужчин тенденция к обособлению от
женщин и созданию закрытых мужских сообществ и союзов, способствующих
формированию и поддержанию специфических маскулинных ценностей,
самосознания и стиля жизни, гораздо сильнее, чем у женщин, а сами
мужские организации и группировки качественно отличаются от женских.
Особые мужские дома, союзы и тайные общества существовали едва ли не во
всех архаических обществах. Более того, сходные по типу группировки
самцов существуют и у некоторых животных, включая приматов. Как бы мы ни
объясняли феномен гендерной сегрегации и связанной с ним мужской
групповой солидарности, он кажется исторически всеобщим.
Общие признаки мужских союзов:
Это - добровольно формирующиеся мужские организации, основанные на
принятии общих норм и духовных целей;
В большинстве случаев они иерархически организованы;
Во главе их часто стоит харизматический вождь;
Они часто имеют особые инициации;
Часто предполагают наличие некоего тайного знания;
Исключают женщин или отводят им подчиненную роль;
Требуют полного подчинения индивида воле вождя или группы;
Часто связаны с гомоэротическими проявлениями подавленной сексуальности;
Их общность часто поддерживается иррациональным групповым опытом,
переживаниями;
Их члены в большинстве случаев осознают себя как элиту;
Они часто служат трамплином для социального и экономического возвышения
своих членов.
Институционализированная гомосоциальность имеет свой социализационный
аспект.
Говоря словами Шекспира, «сын женщины есть тень мужчины, а не его
подобие». Многие народы убеждены в том, что мальчика делают мужчиной не
женщины, а другие мужчины, - собственный отец, с которым он
идентифицируется, или взрослые мужчины, совершающие над ним обряд
инициации, или сообщество однополых сверстников, о которых Франсуа
Мориак писал, что они лучшие воспитатели, чем родители, потому что они
безжалостны
В древних обществах закрытые мужские сообщества (мужские дома,
возрастные группы и т.п.) и связанные с ними обряды инициации были
институционализированы и имели священное, сакральное значение.
Обобщение
этнографических данных по 186 доиндустриальным обществам (Schlegel and
Barry, 1990) показало, что в жизни мальчиков группа однополых
сверстников играет значительно большую роль, чем в жизни девочек.
Мальчики раньше отделяются как от родительской семьи, так и от общества
взрослых мужчин, и имеют больше внесемейных обязанностей. Мальчишеские
группы отличаются высокой внутригрупповой и межгрупповой
соревновательностью, имеют выраженную иерархическую структуру и
дисциплину. Кроме того девичьи группы обычно функционируют на основе
принятых в данном обществе норм и правил, тогда как юношеские группы
часто конфликтуют с этими правилами, у мальчиков значительно больше
антинормативного поведения, причем взрослые считают это естественным,
неустранимым и даже необходимым.
Раннебуржуазное европейское общество пыталось ослабить эти мужские узы,
сосредоточив социализацию детей в родительской семье или передав их в
руки профессиональных взрослых воспитателей. Однако неформальные
однополые группы неизменно воссоздаются самими мальчиками как в школе (
даже при совместном обучении), так и вне ее, а дети, замеченные в
нарушении этих символических границ и в кросс-гендерном поведении,
подвергаются стигматизации и дискриминации. Несмотря ни на какие
педагогические усилия, специфические нормы мужского общения, языка и
ценностей сохраняются и передаются из поколения в поколение. Верность
своей группе – важнейшая нравственная ценность мальчиков и юношей. Хотя
совместное обучение, преобладающее в большинстве западных стран, имеет
много бесспорных плюсов с точки зрения воспитания гендерного равенства и
смягчения мальчишеской агрессивности, у некоторых педагогов оно вызывает
сомнения. Именно в однополых группах сверстников мужчины вырабатывают
тот специфический кодекс чести, на который они оглядываются (и иногда
корректируют его) в последующей жизни.
Говорить о мужской гомосоциальности вообще, без учета конкретной
исторической обстановки, непродуктивно. Степень и формы гендерной
сегрегации менялись в ходе истории и тесно связаны с социальной
структурой общества и разделением мужских и женских деятельностей и
функций. В одних обществах мужской и женский миры выглядят абсолютно
полярными, в других дифференциация затрагивает только некоторые сферы
жизни.
Интересно, что по мере исчезновения или ослабления одних специфически
мужских институтов, их немедленно заменяют другие. В средние века место
первобытных мужских домов и тайных обществ занимают рыцарские ордена,
позже их сменяют студенческие братства, масонские ложи и т.п. Как бы
сильно ни вовлекались мужчины в семейные узы, забота о доме всегда
дополняются очень важным для мужчин внесемейным, преимущественно
однополым, общением, для которого городская жизнь создает специальные
институты – пивные, кофейни, клубы. Гомосоциальность кажется надстройкой
над имманентными различиями мужских и женских интересов, но одновременно
она сама создает, усугубляет и воспроизводит эти различия.
В современном обществе число и удельный вес исключительно мужских
сообществ и учреждений резко уменьшилось. Ломка гендерного разделения
труда способствует тому, что мужчины и женщины все чаще работают
совместно. В молодежной субкультуре все слышнее женские голоса. Даже
армия, включая военные училища, перестала быть чисто мужским институтом.
Тем не менее потребность в закрытом для женщин общении с себе подобными
у мужчин по-прежнему велика. Мужское товарищество и дружба остаются
предметами культа и возрастной ностальгии. Чем заметнее присутствие
женщин в публичной жизни, тем больше мужчины ценят такие занятия и
развлечения, где они могут остаться сами с собой, почувствовать себя
свободными от женщин, нарушить стесняющие их правила этикета,
расслабиться, дать простор агрессивным чувствам и эмоциям. Это сопряжено
с известными социальными издержками (хулиганство, пьянство, акты
вандализма), но выполняет важные компенсаторные функции и потому не
может быть искоренено. Подчас трудно понять, являются ли исключительно
или преимущественно мужские формы развлечений и массовой культуры, такие
как футбол или рок-музыка, проявлением специфики мужских групповых
интересов или же их главный смысл заключается именно в консолидации
мужской обособленности.
Психология гомосоциальности
По данным современной психологии развития, игровое общение детей
имеет ярко выраженные гендерные свойства и предпочтения. У детей моложе
двух лет гендерные предпочтения (выбор партнера собственного пола)
малозаметны, хотя есть данные, что 14-месячные дети более совместимы с
сиблингами своего, нежели противоположного, пола. Явное предпочтение в
игре сверстников своего пола появляется на 3 году жизни, сначала у
девочек, а потом у мальчиков. К 5 годам эти предпочтения уже определенно
установлены. Дети, особенно мальчики, определенно предпочитают играть с
детьми своего пола.
Это связано с процессом формирования гендерной идентичности и усвоением
соответствующих социальных стереотипов. Гендерные стереотипы,
представления о подходящих данному полу занятиях и интересах, появляются
у детей уже в 2.5 – 3 года. При этом девичьи стереотипы более гибки, а
мальчиковые более ригидны. Это может быть связано как с опережающим
когнитивным развитием девочек, так и с тем, что общество определяет
мужские роли более жестко, чем женские, и придает им большую ценность.
По мере формирования гендерной идентичности, игровое общение детей,
равно как и их эмоциональные привязанности, все больше дифференцируются
по полу. По данным лонгитюдного исследования Маккоби и Джеклин (1987) ,
у 4.5-летних детей однополые игры относятся к разнополым как 3:1, а у
6.5-летних – как 11: 1. В кросс-культурном исследовании Б. Уайтинг и К.
Эдвардс (1988), объектом которого были дети десяти разных культур в
Африке, Индии, Филиппинах, Мексике и США, 3-6-летние дети две трети
игрового времени проводят с детьми своего пола, а 6-10-летние – три
четверти.
В среднем детстве гендерная сегрегация усиливается, между 8 и 11 годами
мальчики и девочки почти все время играют отдельно. При этом, начиная с
4 лет, эту сегрегацию чаще инициируют и энергичнее поддерживают мальчики,
осуждая и высмеивая тех, кто эти границы нарушает. Предпочтение
гендерно-типичных игр и занятий у мальчиков сильнее и устойчивее, чем у
девочек. Эта тенденция усиливается от 5 до 14 лет, однако девичьи
предпочтения во всех возрастах более гибки, чем у мальчиков, которые
особенно ценят общество мальчиков с обычными мальчишескими интересами.
Для девочек в выборе подруг важнее одинаковость чувств, то для мальчиков
– сходство занятий и интересов.
Эти психологические особенности проявляются и в самой структуре мужских
групп. Мальчиковые группы строже поддерживают принцип гендерной
сегрегации и имеют более стабильное членство. Для них авторитетно только
мальчиковое мнение. Мальчиковые группы более автономны и от взрослых.
Рискованные приключения и нарушение установленных взрослыми правил
поведения служат средствами сплочения группы и укрепления групповой
солидарности и дисциплины. Нарушение «внешних» правил и одновременно –
безоговорочное подчинение собственной группе, что считается важнейшим
свойством маскулинности, формируется именно в детстве и раннем
подростковом возрасте.
Различия между мальчиками и девочками, независимо от конкретного стиля
их социализации, настолько велики, что Элинор Маккоби считает возможным
говорить о существовании двух разных культур детства, благодаря которым
формируются и закрепляются те свойства, с которыми чаще всего
ассоциируются маскулинность и фемининность.
В общем, можно согласиться с Майклом Киммелем, что маскулинность
неотделима от гомосоциальности, одно не существует без другого. Хотя
женщины и взаимоотношения с ними – важный элемент мужского мира,
последний остается в какой-то степени самодовлеющим и самодостаточным.
Главной референтной группой и значимыми другими для большинства мужчин
на протяжении значительной части их жизни остаются другие мужчины и
мужские сообщества, которые как бы подтверждают из собственную
маскулинность и служат критериями и образцами самооценки.
Гомосоциальность и гомоэротизм
Гендерная сегрегация и высокая гомосоциальность определенно
способствуют развитию гомоэротизма и гомосексуального поведения. Это
доказывает опыт любых закрытых мужских сообществ, начиная с
аристократических и церковных школ и кончая военными и пенитенциарными
учреждениями, вроде тюрем и концентрационных лагерей.
Чем более всеобъемлющим и закрытым является мужское сообщество, тем
больше в нем будет гомосексуальных чувств и отношений. Среди
обследованных в начале 1960-х учащихся английских школ-интернатов
наличие гомосексуальных контактов признали 44 % и собственное участие в
них - 28 % мальчиков, а среди учащихся обычных дневных школ
соответственно 18 % и 3 %. В начале 1990х годов, учившиеся в закрытых
школах англичане имели в 2,5 раза больше гомосексуального опыта и в 3
раза больше генитальных контактов с мужчинами, чем учащиеся смешанных
школ.
Подобные данные можно привести не только по школам, но и по молодежным
лагерям, военным училищам, воинским частям, исправительным колониям и
тюрьмам. Закрытое мужское сообщество всюду и везде порождает
гомосексуальные чувства и отношения. Однако значение и личностный смысл
этих отношений столь же многообразны, как вызывающие их обстоятельства.
В них можно выделить по крайней мере 4 автономных типа.
Компенсация сексуальной депривации, связанной с гендерной сегрегацией.
Высокая концентрация в замкнутом пространстве молодых самцов усиливает
их сексуальные желания, которые мужчины, при отсутствии других
возможностей сексуальной разрядки, неизбежно обращают друг на друга. Тем
более, что мужчинам свойственно описывать и символизировать любые свои
отношения в сексуальных терминах..
Эротизация индивидуальной эмоциональной привязанности. Пространственная
близость и совместная деятельность неизбежно порождает между людьми,
независимо от их гендера и сексуальной ориентации, индивидуальные
эмоциональные привязанности. При определенных условиях эти привязанности
могут эротизироваться , превращая обычную дружбу в «романтическую» или «особенную»
дружбу (это понятие уже в средние века служило эвфемизмом для
обозначения однополой любви).
Сексуализация отношений господства и подчинения. Отношения внутри любого
мужского сообщества , как правило, бывают иерархическими. В некоторых из
них (уличные банды, армия, тюрьма) иерархия является особенно жесткой.
Символическая сексуализация оформляет и закрепляет сложившиеся в группе
отношения господства и подчинения. Подобно тому, как кобель «метит»
мочой свою территорию, доминантный самец, «опуская» другого мужчину,
своего потенциального соперника и конкурента, там самым утверждает свою
неограниченную власть над ним, превращая его в свою собственность. Эта
сексуальная собственность может быть как индивидуальной, так и групповой
(армейская дедовщина, лагерная иерархия и т.п.).
Реализация собственных сексуальных предпочтений. В любом мужском
сообществе есть люди, предрасположенные к гомоэротизму. Гендерная
сегрегация облегчает им реализацию своих желаний. Но если в первых трех
случаях гомоэротизм производен от гомосоциальности, выступая как ее
надстройка, дополнение или проявление, то в данном случае зависимость
переворачивается: преимущественное общение с мужчинами служит фоном,
средством или прикрытием для реализации гомосексуального желания
Будучи имманентным свойством маскулинности, гомосоциальность порождает
одновременно и гомоэротизм, и гомофобию. Гомофобия выражает страх не
столько перед гомосексуалами, сколько перед другими мужчинами вообще, «страх,
что другие мужчины могут разоблачить нас, лишить мужского достоинства,
показать нам самим и всему миру, что мы не тянем, что мы не настоящие
мужчины” (Kimmel, 1996, p.8). Именно неуверенность в себе порождает у
мужчины напряженную потребность в гипертрофированных признаках
маскулинности – высоком росте, физической силе, большом члене и т.п.
Даже успех у женщин многим мужчинам важен не сексуально, а социально,
как доказательство собственного превосходства над другими мужчинами.
Хвастовство и преувеличение своих достижений в этой области -
неотъемлемый элемент мужской культуры. Но свою гегемонию можно утвердить
и без посредства женщин, путем сексуального подчинения и овладения
другим мужчиной. Поэтому у мужчин гомофобия значительно сильнее, чем у
женщин.
Изучение разных проявлений гомосоциальности – необходимый аспект
исследования маскулинности. Однако важно разграничивать
социально-структурные, нормативные, мотивационные и специфически
сексуальные аспекты этих явлений.
Статьи и другие публикации
www.pseudology.org
|
|