| |
|
Игорь Семёнович Кон
|
В поисках себя
Единство в многообразии
|
Быть
или казаться?
Ты - то, что представляешь ты собою.
Надень парик с мильоном завитков,
Повысь каблук на несколько вершков,
Ты - это только ты, не что иное.
И. В. Гёте
Слова Гёте кажутся бесспорными. Однако несколько волшебных волосков на
голове уродливого карлика Цахеса из новеллы Гофмана мгновенно превращают
его в обаятельного и могущественного министра Циннобера. И разве
изменение социального статуса - тот же высокий каблук! - не сказывается
на самовосприятии человека и отношении окружающих? Можно привести и
"положительные" примеры. "Знатность обязывает" - гласит французская
поговорка. Надев мундир героя, человек вынужден и вести себя
соответственно, а вместе с поведением меняется и его "образ Я", Где же
тогда его единство и подлинность?
По образному выражению Луиджи Пиранделло, "каждый из нас напрасно
воображает себя "одним", неизменно единым, цельным, в то время как в нас
"сто", "тысяча" и больше видимостей... В каждом из нас сидит способность
с одним быть одним, с другим - другим! А при этом мы тешим себя
иллюзией, что остаемся одними и теми же для всех, что сохраняем свое
"единое нутро" во всех наших проявлениях! Совершеннейшая чепуха!"1.
Ситуативно - ролевой подход, если видеть в нем сведение личности к
простой совокупности выполняемых ею социальных функций или, еще хуже, к
ложному, разыгрываемому поведению, кажется нелепым и безнравственным.
"Конечно, ребенок усваивает то, как он должен вести себя с мамой,
скажем, что ее нужно слушаться, и он слушается, но можно ли сказать, что
при этом он играет роль сына или дочери? - писал А. Н. Леонтьев. - Столь
же нелепо говорить, например, о "роли" полярного исследователя,
"акцептированной" Нансеном: для него это не "роль", а миссия. Иногда
человек действительно разыгрывает ту или иную роль, но она все же
остается для него только "ролью", независимо от того, насколько она
интернализирована. "Роль" - не личность, а, скорее, изображение, за
которым она скрывается"2. Но коль скоро сам Леонтьев перед этим
определил "роль" как программу, "которая отвечает ожидаемому поведению
человека, занимающего определенное место в структуре той или иной
социальной группы", как "структурированный способ его участия в жизни
общества"3., "роль" никак не может быть "изображением" лица. Иначе
пришлось бы признать, что личность существует не только вне общества, но
даже вне своей собственной социальной деятельности. Ведь
"структурированный способ участия в жизни общества" есть не что иное,
как структура деятельности индивида.
Источник кажущегося противоречия - логическая подмена понятий, точнее,
системы отсчета. "Ролевое" описание имеет в виду процесс взаимодействия
индивидов, выводя из него их самосознание, А. Н. Леонтьев же говорит о
том, как сам индивид воспринимает и оценивает свои действия. Ребенок
может быть искренне любящим и послушным или только притворяться таковым,
и эта разница весьма существенна. Но она не отменяет существования
какого - то социально - нормативного определения детской роли, в свете
которого оценивается поведение конкретного ребенка, что не может не
преломляться в его собственных самооценках ("Я хороший, потому что
слушаюсь маму").
"Ролевое" описание диалектики индивидуального и социального
осуществляется на трех различных уровнях: в рамках безличной
макросоциальной системы (социологический уровень), в рамках
непосредственного межличностного взаимодействия (социально -
психологический уровень) и в рамках индивидуальной мотивации
(внутриличностный уровень).
В социологии "социальная роль" чаще всего понимается как безличная норма
или функция, связанная с определенной социальной позицией и не зависящая
от личных свойств занимающих эту позицию индивидов. "Роль" учителя,
инженера или отца семейства социологически задана общественным
разделением труда и иными объективными процессами, не зависящими от воли
отдельного индивида. Хотя требования, предъявляемые к человеку,
занимающему эту позицию, далеко не всегда формулируются так однозначно,
как в воинском уставе или должностной инструкции, они тем не менее
вполне объективны. Чтобы понять, к примеру, соотношение отцовской и
материнской ролей в современной семье, надо учитывать прежде всего
макросоциальное разделение труда между мужчиной и женщиной, соотношение
их семейных и внесемейных обязанностей, структуру семьи, способы
воспитания детей и т. п. Мнения же конкретных мужчин и женщин по этому
вопросу, при всей значимости индивидуальных вариаций, чаще всего лишь
отражение стереотипов массового сознания, за которыми в конечном счете
стоят закономерности социальной структуры.
Социальная психология в известной мере оставляет эти макросоциальные
отношения "за скобками", понимая "роль" как структуру непосредственного
межличностного взаимодействия. Привычные формы поведения неизбежно
стандартизируются и подкрепляются системой взаимных ожиданий. От
человека, который несколько раз проявил остроумие, ждут, что он и в
дальнейшем будет развлекать своих товарищей, "роль шутника" как бы
приклеивается к нему и так или иначе включается в его "образ Я".
Наконец, при исследовании внутриличностных процессов словом "роль"
обозначают определенный аспект, часть, сторону деятельности лица.
Внимание здесь акцентируется на том, как сам индивид воспринимает,
сознает и оценивает ту или иную свою функцию, деятельность,
принадлежность, какое место занимает она в его "образе Я", какой
личностный смысл он в нее вкладывает.
Обыденное сознание часто делит жизнедеятельность на две части, из
которых одна - формальная, застывшая, мертвая - приписывается
"безличному" миру социальных ролей, а вторая - "личная", эмоционально
окрашенная - представляет то, чем индивид является "сам по себе",
безотносительно к социальным условиям. В житейском обиходе сказать про
человека, что он "исполняет роль" отца или учителя, - все равно что
сказать, что он "притворяется", что он "не настоящий" .отец или учитель.
Самому индивиду "ролевой" кажется только такая деятельность, которую он
воспринимает как нечто более или менее внешнее, периферийное или
условное, "разыгрываемое" для других, в отличие от "подлинного Я", без
которого он не может себя представить. Но независимо от того, считает ли
индивид свою работу ремеслом, призванием или даже миссией, что весьма
существенно для него самого и для моральнопсихологической оценки его как
личности, социологически он во всех случаях исполняет определенную
профессиональную роль. И если энтузиастов на данный вид работы не
находится, а обойтись без него общество не может, оно включает такие
вполне объективные механизмы, как материальное стимулирование,
государственное распределение специалистов и т. п. Любая классификация
социальных ролей4 предполагает точку зрения либо общества (группы), либо
индивида, причем учитывается как степень жесткости, структурированности
соответствующих отношений ("позиционно - статусные" или "ситуативные",
"структурные" или "соционормативные", "конвенциональные" или
"межличностные" роли), так и уровень индивидуальных усилий, не обходимых
для их получения ("предписываемые", "приписываемые" или "достигаемые"
роли).
Но хотя социальные роли и идентичности - необходимый компонент и
отправная точка самокатегоризации, ни экзистенциальное, ни рефлексивное
"Я" не сводится к ним.
Во - первых, разные социальные идентичности и роли (скажем,
профессиональные и семейные) не совпадают и часто противоречат друг
другу. Связанные с этим межролевые конфликты создают контекстуальный
диссонанс и активизируют работу самосознания, побуждая индивида
координировать и иерархизировать разные стороны своей жизнедеятельности
соответственно какой - то шкале ценностей.
Во - вторых, каждая "социальная роль" есть взаимоотношение, которое его
участники могут определять и фактически определяют по - разному
(например, требования, предъявляемые к учителю школьной администрацией,
коллегами, родителями и учениками, могут существенно расходиться).
Внутриролевые конфликты также предполагают необходимость
самостоятельного, индивидуального определения собственной роли со всей
вытекающей отсюда мерой ответственности.
В - третьих, отношение индивида к выполняемым ролям избирательно: одни
функции и виды деятельности воспринимаются как органические,
центральные, неотделимые от собственного "Я", другие - - как более или
менее внешние, периферийные, "искусственные". Любая перестройка ролевой
системы личности сопровождается соответствующими изменениями в "образе
Я"; потеря социально и личностно значимых ролей, не компенсированная
получением новых, равноценных или лучших ролей, обычно переживается
болезненно. Но самоуважение индивида зависит не только от социальной
престижности его ролей, но и от того, как он оценивает свою успешность,
эффективность в осуществлении главных, личностно - значимых ролей.
Еще теснее выглядит взаимопереплетение "социального" и "личностного" в
свете "драматургической" концепции, основанной на метафоре "жизнь -
театр".
Эта концепция акцентирует внимание на том, что человеческое поведение
всегда имеет какой - то смысл, который не просто проявляется во
взаимодействии индивидов, а создается, устанавливается в нем. Всякий
личностный смысл, включая "образ Я", проблематичен, причем его
средоточием является не изолированный индивид, а ситуация межличностного
взаимодействия. И поскольку человек выступает при этом прежде всего как
"коммуникатор", то и подходить к нему следует не ретроспективно, в свете
его обусловленности собственным прошлым, а перспективно, с учетом его
жизненных целей и представлений о будущем.
Например, чем объясняется и что выражает идентификация личности с какой
- то "ролью" или, наоборот, подчеркнутое дистанцирование, отдаление от
нее, нарушение подразумеваемых ею правил и ожиданий? На первый взгляд
все дело в уровне развития индивидуальности - более яркая личность более
независима и допускает больше вариаций в своем поведении. На самом деле
тут могут действовать и социальные обстоятельства5. Например, фотография
собственных детей под стеклом служебного письменного стола руководящего
работника явно демонстрирует нежелание резко разграничивать свою
служебную и личную жизнь, косвенно давая понять посетителю, что хозяин
кабинета и в своей служебной деятельности не склонен к формализму, готов
к "человеческим контактам". Это как бы символизирует определенный стиль
управления (другое дело - принимать ли намек всерьез). Для хирурга
умение вольно пошутить в напряженный момент операции - часть
профессиональной экипировки, средство поднять настроение персонала, то
есть здесь тоже проявляются не просто личные качества, а некоторый стиль
работы.
Подчеркивание "ролевого расстояния" в одном случае выражает отчуждение
личности от данной роли, желание подчеркнуть свою автономию от нее, а в
другом, наоборот, именно прочная идентификация, слияние с ролью
позволяет индивиду относительно свободно варьировать свое поведение, на
что неспособен новичок, строго придерживающийся "предписанных" рамок.
Психология личности немыслим а помимо и вне общения. Характерен
повышенный интерес, который проявляют сейчас не только театроведы, но и
философы, психологи и даже нейрофизиологи (П. В. Симонов) к диалектике
"воплощения" и "остранения", о которой спорили в свое время К. С.
Станиславский и Б. Брехт.
На сцене сталкиваются две, казалось бы, ничего общего друг с другом не
имеющие системы - личность актера и персонаж, сочиненный драматургом.
Полностью они никогда не сольются. Но чтобы пьеса была сыграна, какое -
то взаимопроникновение актера и персонажа необходимо.
Работа актера над ролью и одновременно над собой включает два
противоположных процесса. С одной стороны, актер должен воплотиться в
образ, начать жить его жизнью, прийти, говоря словами К. С.
Станиславского, от ощущения "себя в роли" к ощущению "роли в себе".
Только поставив себя на место персонажа, представив себе его жизненную
ситуацию и характер, актер может сыграть его так, чтобы сценические
действия персонажа, какими бы странными и нелепыми ни выглядели они со
стороны, стали для зрителя понятными, естественными и единственно
возможными. "Только побывав на месте Софьи, узнаешь и оценишь силу удара
по ее избалованному самолюбию после того, как обнаружился оскорбительный
обман Молчалина!.. Надо самому встать на место Фамусова, чтобы понять
силу его гнева, озлобление его при расправе и ужас при финальной его
фразе: "Ах! Боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!"6.
Но "войти в роль", "вжиться в образ" - не значит полностью раствориться
в нем, потеряв собственное "Я". Это невозможно, да и не нужно. По
замечанию Б. Брехта, тот, "кто вживается в образ другого человека, и
притом без остатка, тем самым отказывается от критического отношения к
нему и к самому себе"7. Чтобы понять и оценить скрытые возможности
ситуации или человека, необходимо отстраниться, рассмотреть их в
нескольких различных ракурсах, порвав с привычным представлением, будто
данный объект не нуждается в объяснении.
Исходя из принципа "остранения", Брехт ставил актеру задачу показать
своего героя не только таким, каков он "в себе" и каким он сам себя
представляет, но и каким он мог бы стать; "наряду с данным поведением
действующего лица... показать возможность другого поведения, делая,
таким образом, возможным выбор и, следовательно, критику"8.
В нашу задачу не входит обсуждение собственно режиссерских принципов К.
С. Станиславского и Б. Брехта. С точки зрения социальной психологии
"воплощение" и "остранение" - две стороны одного и того же процесса.
Идентификация с другим без сохранения определенной дистанции означала бы
растворение в другом, утрату собственного "Я". Гипертрофия "остранения",
напротив, означает неспособность к эмоциональной близости,
предполагающей сочувствие.
К. С. Станиславский справедливо подчеркивал, что переживание "роли в
себе" не только не уничтожает актерское "Я", но даже стимулирует
самоанализ, заставляя актера задать себе вопрос, какие присущие ему как
личности живые, человеческие помыслы, желания, качества и недостатки
могли бы заставить его относиться к людям и событиям пьесы так, как
относилось изображаемое действующее лицо.
Актер обязательно привносит в создаваемый им образ какие - то черты
собственного "Я". Не сумев раскрыть образ "изнутри", он не может донести
внутренний мир персонажа до зрителя. Вместе с тем любая идентификация с
другим, даже сценическая, заведомо временная и условная, накладывает
какай - то отпечаток, точнее, способствует прояснению внутреннего мира
личности. Свыше 70% большой группы опрошенных психологами американских
актеров отметили, что испытывали "перенос" каких - то черт своих
сценических образов на свою реальную жизнь9. Речь идет, конечно, не о
том, что актер усваивает черты своих персонажей (кто бы тогда захотел
играть дураков или злодеев!), а о том, что образ помогает актеру увидеть
и раскрыть нечто существенное в самом себе. Когда Иннокентия
Смоктуновского спрашивали, повлияли ли на него сыгранные роли, особенно
князя Мышкина и Гамлета, артист сначала отвечал, что под их воздействием
он стал добрее. Но потом пояснил, что Достоевский и Шекспир помогли ему
найти в себе доброту и еще какие - то иные качества, о которых раньше
он, может быть, и не подозревал.
Мир театра соткан из условностей, а актерский самоотчет не надежнее
любого другого. Но двусторонность рефлексии подтверждает и кибернетика.
С точки зрения теории информации личность принадлежит к классу
саморегулирующихся целеустремленных систем, функционирующих на основе
соотнесения информации двух типов: о состоянии среды (ситуации) и о
собственном состоянии системы. Рефлексия и автокоммуникация -
необходимые предпосылки функционирования такой системы. Операциональное
определение самосознания в теории целеустремленных систем гласит:
"Субъект (А) осознает себя, если он воспринимает одно или несколько
собственных умственных состояний"10. Но способность субъекта встать в
позицию наблюдателя или управляющего по отношению к самому себе, своим
действиям и мыслям предполагает также способность становиться в позицию
исследователя по отношению к другому "действующему лицу", с которым
данный субъект взаимодействует. Общение двух целеустремленных систем
невозможно без наличия особых рефлексирующих структур, функцией которых
является осознание своей позиции и позиции партнера по взаимодействию.
Рефлексия выступает при этом как глубокое последовательное
взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение
внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем
мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого
"исследователя"11.
Ролевая игра и вообще театрализованные формы воздействия занимают важное
место в теории и практике современной психотерапии, будь то психодрама
или групповой тренинг. Перефразируя названия популярных книг В. Леви,
можно сказать, что психическое здоровье и "искусство быть собой"
неотделимы от искусства становиться другим, играть, входить и выходить
из роли, становиться на другую точку зрения и т. п. Неспособность к
таким переменам говорит не столько о верности себе, сколько о
монотонности бытия личности и ее психических процессов.
В эксперименте С. Копеля и Г. Арковица 45 девушек - студенток
подвергались небольшому электрошоку, причем одних просили изображать при
этом спокойствие, а других - страх. Болевая чувствительность и порог
терпимости испытуемых измерялись одновременно объективно (кожно -
гальваническая реакция) и по самоотчетам. И что же? Девушки,
изображавшие спокойствие, в самом деле переносили электрошок значительно
легче, чем контрольная группа и особенно те, кто изображал страх.
А как обстоит дело с убеждениями? Что происходит, если человек говорит
вслух противоположное тому, что он на самом деле думает, становясь
соучастником заведомого обмана? Исходя из теории "когнитивного
диссонанса", психологи предположили, что личность, поступающая вопреки
своим установкам, будет испытывать диссонанс, который окажется тем
сильнее, чем слабее внешние силы, оказывающие на нее давление (при
сильном давлении она просто не будет чувствовать себя субъектом
действия). Один из способов уменьшить диссонанс - изменение
первоначальной установки в духе ее приспособления к совершенному
поступку. А поскольку психологическое давление пропорционально силе
диссонанса, то наибольшее изменение установки произойдет в ситуации
наименьшего внешнего принуждения.
Экспериментальная проверка этих гипотез состояла в том, что двум группам
студентов поручили выполнять однообразную, скучную работу, уверяя при
этом ожидавших в коридоре других студентов, что работа увлекательна и
интересна. За это студенты из первой группы получали по одному, а из
второй - по двадцать долларов. Когда 'после этого испытуемых еще раз
попросили оценить характер работы, оказалось, что те, кто получил один
доллар, уверовали, что работа приятна и интересна, тогда как
"двадцатидолларовые" сохранили свое отрицательное мнение о ней12.
На обыденном языке результаты эксперимента объяснялись следующим
образом. Когда человека подкупают и при этом взятка мала, он вынужден -
раз уж взялся за дело - признаться себе, что его "купили по дешевке".
Такое признание снижает его самоуважение и, чтобы избежать этого, он
убеждает себя, что поступил так не из - за "жалких денег", а по
искреннему убеждению. Если же сумма велика, он объясняет свое поведение
тем, что "никто не отказался бы от такой сделки". Менять свои
действительные взгляды на предмет ему в этом случае не нужно, ибо его
поведение откровенно цинично.
Разумеется, социально - психологические эксперименты не могут учесть все
многообразие житейских ситуаций. Последующие исследования "вынужденного
соучастия" доказали, что сдвиг в установках зависит не только от силы
давления, но и от других условий, в частности возможности изменить
принятое решение. Если человек, при слабом внешнем давлении, публично
связывает себя с чуждым ему мнением, ему трудно оправдать свою
беспринципность и остается лишь приспособить свои первоначальные взгляды
к публично занятой позиции. Если он может взять свои слова и поступки
назад, внутренний конфликт уменьшается. Если же личность вообще не
отождествляет себя с совершенным ею поступком (например, если поступок
был анонимным, совершен по принуждению или при коллективных решениях,
когда мера индивидуальной ответственности не ясна), когнитивного
диссонанса может вовсе не быть, и как только внешний нажим ослабевает,
человек возвращается к своей первоначальной позиции.
Кроме того, существенно, добивается ли субъект извинения или оправдания.
Человек, ищущий извинения, пытается уменьшить меру своей ответственности
за происшедшее, отрицая свое участие, ссылаясь на внешнее давление
("Меня заставили") или на психологические резоны ("Я был не в себе").
Тот, кто хочет оправдать себя, обычно признает свою ответственность, но
пытается преуменьшить отрицательные последствия действия ("Ничего
страшного не произошло" или "Они это заслужили"). Остается открытым и
вопрос, насколько искренни подобные заявления, не рассчитаны ли они на
публику и т.д. и т. п.13.
В плане нашей темы интересны не конкретные эксперименты и их
интерпретация в свете той или иной специальной теории сами по себе, а
стоящая за ними этико - философская проблема принципиальных границ
поведенческого экспериментирования. Социальное поведение всегда включает
какие - то элементы "представления". Но, думая обмануть других, люди
очень часто обманывают сами себя, причем весьма трагически. Герой
антифашистского романа Клауса Манна "Мефистофель", по которому
венгерскими кинематографистами снят фильм, воображает, что
сотрудничество с гитлеровцами откроет перед ним новые творческие
возможности и позволит спасти какие - то элементы немецкой культуры. Но
это - самообман, за которым неминуемо следует политическое и творческое
банкротство. Точно так же и Рыбак из повести Василя Быкова "Сотников" и
снятого по этой повести фильма "Восхождение" (режиссер Л. Шепитько),
думая, что сумеет перехитрить врагов и спасти жизнь ценой небольших
компромиссов, в действительности становится палачом, совершает шаг,
откуда пути назад уже нет.
Как же осознать роковую черту, критический рубеж, отделяющий взлет от
падения, подлинное значение которого проясняется только постфактум? В
одиночку человек еще мог бы уклониться от принятия каких бы то ни было
решений. Но человек не один. Ценности, с которыми он отождествляет свое
"Я", неразрывно связаны с существованием какого - то "Мы". И это
одновременно упрощает и усложняет проблему.
Самостоятельность и сопричастность
...Свободная воля и воля, подчиненная
нравственным законам, - это одно и то
же.
И. Кант
Только в коллективе существуют для
каждого индивида средства, дающие ему
возможность всестороннего развития
своих задатков, и, следовательно, только
в коллективе возможна личная свобода.
К. Маркс и Ф. Энгельс
Понятие личности неотделимо от понятий свободы и самостоятельности. Не
случайно термины "самоуправление", "самоопределение", "саморегуляция"
занимают почетное место в науках о человеке. Только в этих процессах,
через них и благодаря им формируются и реализуются творческие потенции
человека и достигается полнота бытия. Однако в любом языке слова и
выражения такого типа тонко нюансируются, вплоть до наделения, казалось
бы, сходных по смыслу понятий противоположным ценностным значением:
самостоятельность, но не своеволие, самоуважение, но не самодовольство,
самолюбие, но не себялюбие, уверенность в себе, но не самоуверенность...
Стоит чуть - чуть изменить пропорцию, и положительная черта сразу же
становится отрицательной.
Однако дело не только в степени. Самостоятельность, как и свобода, имеет
два измерения. Первое, описывающее объективное положение, жизненную
ситуацию индивида, подразумевает независимость, свободу от внешнего
принуждения и контроля, право и возможность самому принимать решения,
руководствоваться в жизни своими собственными стимулами. Второе
измерение, относящееся к субъективной реальности, обозначает способность
разумно пользоваться своим правом выбора и предполагает
целеустремленность, последовательность и волю к достижению.
Самостоятельный человек осознает и умеет иерархизировать свои цели,
способен успешно контролировать не только внешние обстоятельства, но и
собственные порывы.
Люди, воспитанные в духе индивидуализма, понимают самостоятельность
внешним образом, сводя ее к противостоянию "Я" и "другие". Для "человека
из подполья" мир распадается на два стана: в одном - "Я", в другом -
"они", то есть все без исключения "другие", кто бы они ни были14.
Но даже самый крайний, озлобленный, загнанный в угол индивидуалист
принадлежит к каким - то группам и общностям, члены которых для него
"Мы". Как же складываются взаимоотношения "Я" и "Мы", каковы реальные
пределы личной независимости? В западной социальной психологии 50 - х
годов эта проблема была поставлена весьма абстрактно и жестко, как
вопрос о способности или неспособности индивида противостоять групповому
давлению, как проблема конформности.
В политическом и моральном смысле слово "конформизм" обозначает
сознательное приспособленчество к господствующим вкусам и мнениям,
ориентацию на то, чтобы соответствовать какому - то признанному или
требуемому стандарту. Социально - психологическое понятие конформности
или конформного поведения не имеет выраженного негативно - оценочного
характера и обозначает такое поведение, когда в случае расхождения во
мнениях между индивидом и группой индивид поддается, уступает групповому
нажиму. Противоположное понятие - независимое, самостоятельное
поведение, когда индивид сам вырабатывает мнение и отстаивает его перед
другими. Эта оппозиция распространяется также и на внутренние свойства
личности.
Конформность необходимо отличать от некоторых других похожих на нее
явлений. Например, единообразие общественных верований, ценностей и
привычек вовсе не обязательно связано с групповым давлением. Выполнение
раз личных условностей (например, правил вежливости) также не
свидетельствует о конформности: человек может следовать этикету, моде и
другим общепринятым условностям и быть вполне независимым в своих
суждениях и поведении, а вызывающие манеры нередко прикрывают именно
отсутствие внутренней самостоятельности.
Понятие конформности применимо только к определенному способу разрешения
конфликта между индивидом и группой. Мера конформности - степень
подчинения индивида групповым стандартам и требованиям. Это подчинение
может быть чисто внешним: индивид не меняет своих взглядов, но не
высказывает их вслух, делая вид, что разделяет позицию группы. В этом
случае, как только давление прекращается или как только индивид выходит
из - под контроля соответствующей группы, он снова действует в
соответствии со своей личной установкой. Гораздо сложнее и глубже
"внутренняя конформность", когда под давлением группы человек меняет
свое первоначальное мнение, установку, усваивая точку зрения
большинства, причем не в силу убедительности аргументов (их может вообще
не быть), а просто из боязни оказаться в изоляции.
Такое же уточнение необходимо и в отношении понятия "независимости",
"независимого субъекта". Далеко не вся кий, кто в том или другом случае
не поддается групповому давлению, может быть назван "независимым". И в
обыденной жизни, и в психологических экспериментах часто встречается
явление негативизма - установка действовать и говорить "наоборот". Это
может объясняться враждебным отношением индивида к группе и желанием
подчерк - путь свою независимость от нее. Чаще всего за этим скрывается
тот факт, что наиболее авторитетной референтной группой для данного
индивида является какая - то другая группа, с другими нормами и
ценностями. Например, общеизвестный негативизм подростков по отношению к
родителям и вообще старшим, будучи одним из способов утверждения своей
самостоятельности, сочетается с весьма жесткой конформностью внутри
коллектива сверстников. Как бы то ни было, зная ценности, на которые
ориентируется группа, можно легко предсказать поведение негативиста (он
будет утверждать или делать противоположное), тогда как мнение
независимого субъекта из групповой позиции вообще не вытекает, его
решение является автономным.
Явление конформности, как таковое, известно давно. Вероятно, никто не
описал его ярче, чем Андерсен в сказке о голом короле. В 50 - х годах
американский психолог С. Аш поставил такой опыт15. Группа студентов,
состоящая из семи - девяти человек, получала следующую инструкцию:
"Перед вами два белых листа. На левом - одна черта, на правом - три
черты разной длины. Они имеют порядковые номера 1, 2 и 3 - й. Одна из
этих линий равняется контрольной линии слева. Вы должны сказать, какая
это линия, назвав соответствующий номер. Будет 12 таких сравнений.
Отвечает каждый по очереди, справа налево. Ответы будут регистрироваться
по специальной форме". Разница в длине предъявлявшихся отрезков была
настолько значительна, что при контрольных опытах, где испытуемые
отвечали поодиночке, никто не ошибался. Но секрет эксперимента состоял в
том, что вся группа, за исключением одного человека, была в сговоре с
экспериментатором и единодушно давала заранее согласованные неправильные
ответы. Как же поступит испытуемый "наивный субъект", которому
приходится отвечать последним или предпоследним и на которого давит
неправильное, но единодушное мнение группы? Поверит он собственным
глазам или мнению большинства? Ведь речь идет о простом пространственном
восприятии, где расхождение с группой не затрагивает никаких социальных
или идеологических ценностей, да и сама группа является искусственной.
В первой серии опытов Аша 123 испытуемых "наивных субъекта" высказали по
12 суждений каждый. Из общего числа ответов 37% были неправильными, то
есть соотвегствовали мнению большинства. При этом обнаружились сильные
индивидуальные вариации: от полной независимости одних индивидов до
полного подчинения во всех 12 тестах других.
После каждого опыта Аш интервьюировал испытуемых, выясняя их реакцию на
происходившее. Все они говорили, что мнение большинства было для них
чрезвычайно важно. Обнаружив расхождение своего мнения с мнением
остальных, они подвергали сомнению собственное восприятие, а не
восприятие большинства. Даже "независимые" субъекты, не поддавшиеся
давлению, признавали, что чувствовали себя крайне дискомфортно. Как
сказал один из них, "несмотря ни на что, у меня был какой - то тайный
страх, что я чего - то не понял и могу ошибиться, страх обнаружить какую
- то свою неполноценность. Гораздо приятнее, когда ты согласен с
другими".
С некоторыми изменениями методики опыты Аша были повторены в 60 - х
годах ленинградским психологом А. П. Сопиковым на нескольких группах
детей и подростков. Результаты оказались аналогичными, но дополнительно
выяснилось, что конформность в младших возрастах выше, чем в старших;
она постепенно уменьшается с возрастом до 15 - 16 лет, после чего
заметных сдвигов уже не наблюдается. У девочек конформность в среднем на
10% выше, чем у мальчиков тех же возрастов (7 - 18 лет). Конформные
реакции довольно устойчивы, от них нельзя освободиться по желанию:
группе школьников, которые уже раз прошли эксперимент и знали, в чем его
суть, было предложено "провериться" еще раз, но и на сей раз процент
неверных ответов остался прежним или даже возрос, так как испытуемые
пытались угадать, правильно ли подсказывает группа. Конформность
возрастает по мере усложнения поставленной задачи. И это естественно,
так как, чем сложнее задача, тем меньше уверенность индивида в
правильности своего решения.
Как осмысливают и переживают люди расхождение собственного восприятия и
мнения большинства? Есть несколько типичных реакций:
Индивид винит себя, объясняя расхождение с остальными своей
некомпетентностью или личными недостатками ("У меня плохое зрение", "Я
не понял задачи"). Здесь сказывается низкая самооценка и недоверие к
себе. Впрочем, это можно объяснить и иначе: действительная причина
конформности - боязнь расхождения с группой, а то, что в дальнейшем
выдается за причину, - фактически запоздалая "рационализация" поступка.
Индивид винит группу, объясняя расхождение с ней тем, что другие "не
поняли задачи", "поспешили" и т.д. Такая реакция, естественно, помогает
сопротивляться давлению группы.
Индивид пытается примирить несовпадающие мнения, ссылаясь на объективные
условия ("Вероятно, с разных точек зрения объект виден по - разному,
поэтому я вижу его так, а другие иначе"). Хотя такое объяснение в
принципе допускает возможность нескольких правильных ответов, многие
люди тем не менее отказываются от собственного мнения в пользу точки
зрения большинства.
Некоторые объясняют несовпадение взглядов индивидуальными различиями,
особенно когда речь идет о вопросах, предполагающих какую - то личную,
субъективную реакцию ("что поделаешь, такова жизнь, люди устроены по -
разному").
Отдельные люди пытаются просто "не замечать" факта расхождения мнений. В
опытах другого американского психолога Р. Крачфилда, где мнение группы
выражалось световыми сигналами (зажигались лампочки разного цвета),
некоторые испытуемые заслоняли глаза, чтобы не видеть этих сигналов и
таким путем сохранить независимость своих суждений, изолировавшись от
группы. Другие, наоборот, старались не смотреть на доску и следили толь
- ко за сигналами. Не чувствуя себя в силах разрешить противоречие, они
пытались отключиться от него, отрицать самый его факт. Такое часто
бывает и в обыденной жизни: человек, догматически усвоивший определенную
точку зрения, не желает вникать в аргументы оппонента и отклоняет
предлагаемую дополнительную информацию, так как боится запутаться.
Экспериментальные исследования конформности поста вили перед психологией
ряд вопросов: 1) Каковы предпосылки конформного поведения? 2) С какими
личными чертами соотносится конформность, можно ли говорить о конформной
личности? 3) Какие психические механизмы обусловливают или опосредствуют
конформное поведение и каково при этом соотношение мотивационных
(защитные механизмы) и когнитивных факторов? 4) Каковы психологические
последствия конформных действий, как сказывается вынужденный отказ от
собственных мнений и установок ("противоустановочное поведение") на
эмоциональном состоянии, убеждениях и социальном поведении личности
после того, как внешнее давление и связанный с ним конфликт проходит?
В центре внимания С. Аша, Р. Крачфилда и их последователей были первые
два вопроса. Разумеется, они понимали, что однозначно ответить на эти
вопросы нельзя. Прежде всего степень конформности зависит от характера
соответствующей ситуации, как объективной, так и субъективной,
переживаемой субъектом. Реакция каждого человека на групповое давление
будет различной в зависимости от конкретных условий. Так, имеют значение
состав и структура группы; значимость (авторитетность) группы для
индивида; его собственное положение в группе; значимость обсуждаемых
вопросов, насколько они затрагивают непосредственные интересы
испытуемого и насколько он к ним подготовлен; степень авторитетности
участников взаимоотношения и т.д. Критически анализируя опыты Аша,
советские психологи отмечали, что его опыты, строго говоря, проверяли не
столько влияние на мнение индивида групповых норм, сколько его отношение
к группе как к источнику информации. Кроме того, лабораторные опыты не
воспроизводят всей сложности реальной социальной ситуации16. Есть
разница между случайной группой, составленной для эксперимента, между
членами которой отсутствуют устойчивые личные и функциональные
отношения, и органичным коллективом, члены которого связаны друг с
другом значимой совместной деятельностью. Давление группы будет
ощущаться тем сильнее, чем важнее для индивида принадлежность к данной
группе, чем строже групповая дисциплина и чем больше данное расхождение
затрагивает основные групповые ценности. Одно дело - разойтись со
случайными людьми в оценке длины отрезков, другое дело - разойтись с
товарищами по работе в решении принципиального вопроса.
Расхождение с авторитетным коллективом, принадлежность к которому
существенна для личности, неизбежно затрагивает ее ценностные ориентации
и самоуважение. Человек не может ежесекундно проверять и взвешивать все
свои слова и жесты, очень многие его мысли и действия являются
автоматическими. Делая то, что принято в его кругу, он считает это само
собой разумеющимся. Но как быть, если вдруг возникает расхождение?
В этой ситуации и сказывается, что личность не есть простая функция
частной "социальной роли", что в каждом нашем поступке аккумулирован
весь наш осознанный и даже неосознанный жизненный опыт.
Отдельные эпизоды конформного поведения в экспериментальных или реальных
условиях еще не дают оснований считать человека психологически
конформным. Помимо многообразия жизненных ситуаций значение имеет
сложность ролевой структуры личности и ее референтных групп. Личность
может проявлять высокую степень конформности в одной, более жестко
структурированной роли и самостоятельность - в другой, допускающей более
широкую вариативность.
Многое зависит и от уровня компетентности.
В одном эксперименте17 группа испытуемых решала задачи на мысленную
перестройку пространственных форм. Каждый участник, не общаясь с
другими, сообщал свое решение экспериментатору и одновременно указывал,
насколько он уверен в правильности своего решения. Наиболее способные к
такого рода деятельности люди обнаружили не только объективно более
высокие результаты, но и большую уверенность в них, а тем самым и в
своей способности к решению подобных задач. Во второй серии опыта
испытуемым разрешили, прежде чем ответить самим, прослушать, как решили
задачу другие участники, причем им "подсказывались" неверные ответы. У
более способных людей число правильных ответов в новой ситуации
несколько уменьшилось, одновременно снизилась и их уверенность в себе.
Менее способные испытуемые, следуя подсказке, стали теперь, как правило,
отвечать неверно, а их уверенность в правильности своих решений
значительно возросла. Таким образом, изменившаяся ситуация (групповое
давление) повлияла на всех, но в разной степени и в разных направлениях.
Более способные и, что Особенно важно, сознающие свои способности люди в
своих суждениях ориентируются преимущественно на собственное мнение,
хотя расхождение с группой в какой - то мере снижает их самооценку.
Менее компетентные и способные, напротив, ориентируются преимущественно
на чужое мнение, а главным критерием самооценки служит для них
совпадение с мнением большинства, то есть налицо конформное поведение.
Однако есть люди, проявляющие высокую конформность постоянно, в самых
разнообразных ситуациях. Изучив группу таких людей, тот же Р. Крачфилд
пришел к выводу, что им свойственны некоторые общие черты: в
познавательный, когнитивной, сфере - менее развитый интеллект,
замедленность мыслительных процессов, отсутствие оригинальных идей; в
сфере мотивации и эмоций - меньшая сила характера, пониженное
самообладание в стрессовых ситуациях, эмоциональная скованность,
подавленные импульсы, тревожность; в сфере самосознания - выраженное
чувство личной неполноценности, пониженное самоуважение, недостаток веры
в себя, большая поверхностность и меньшая реалистичность представлений о
себе, чем у "независимых"; в сфере общения - повышенная озабоченность
мнением о них других людей, пассивность, внушаемость, зависимость и в то
же время недоверчивость и настороженность в межличностных отношениях.
Способность правильно судить о людях у конформистов ниже, чем у
"независимых" субъектов. Их личные установки и ценности отличаются
обыденностью, тяготением к морализированию, нетерпимостью ко всему, что
кажется "отклонением от нормы", что связано с общим догматизмом,
стереотипностью мышления. По некоторым данным, конформность
статистически коррелирует с невротизмом, хронической тревожностью,
авторитарностью.
Повод для определенной личностной интерпретации конформности
представляло сходство черт "конформиста" и так называемой "авторитарной
личности". Понятие это было первоначально введено Э. Фроммом для
обозначения типа "социального характера", делающего человека
потенциально предрасположенным к восприятию и усвоению фашистской
идеологии. Позже группа американских ученых во главе с Т. Адорно
попыталась эмпирически обосновать это понятие, проследив связь между
расово - этническими предубеждениями и антидемократическими взглядами, с
одной стороны, и некоторыми психологическими особенностями личности - с
другой18. "Авторитарную личность" характеризуют, по мнению этих
исследователей, следующие главные черты: конвенционализм - строгая
приверженность обыденным, общепринятым нормам и ценностям американского
"среднего класса"; авторитарное подчинение - некритическое отношение к
идеализированным моральным авторитетам своей группы; авторитарная
агрессия - подозрительность, презрительно - враждебное отношение к
людям, поведение которых чем - то выделяется из массы; антиинтрацепция -
негативное отношение к эмоциям, чувственным удовольствиям, воображению,
культ практицизма в противоположность эстетической активности; суеверия
и стереотипность мышления; ориентация на власть и "твердость" -
идентификация с властными фигурами, всяческое подчеркивание силы и
твердости; разрушительность и цинизм - враждебное отношение к людям
вообще и стремление их принизить; проективность - настороженное
отношение к миру и тенденция проецировать вовне собственные подавленные
импульсы, приписывать их кому - то другому.
Подвергнув две крайние группы людей - наиболее и наименее авторитарных -
клиническому обследованию с помощью проективных тестов, исследователи
заключили, что они сильно отличаются друг от друга и по характеру
самосознания. "Неавторитарная (толерантная) личность" обнаруживает
гораздо большую готовность и способность осознавать свои отрицательно
оцениваемые тенденции и импульсы (такие, как страх, слабость,
пассивность, агрессивные чувства). "Авторитарная личность", напротив, не
способна удовлетворительно интегрировать их в своем самосознании и
поэтому - защитная реакция! - не осознает их. Стремления "авторитарной
личности" направлены главным образом к достижению внешнего успеха,
престижа и материальных благ, оставляя мало места для личных, интимных
привязанностей и удовлетворенности деятельностью как таковой.
Неспособность к эмоциональным и глубоким личным отношениям в сочетании с
представлением о мире как угрожающем и враждебном заставляет ее
стремиться либо самой овладеть властью, либо привлечь людей, облеченных
властью, на свою сторону.
Теория "авторитарной" личности имела явно антифашистскую направленность.
Однако ее теоретико - методологические основы весьма шатки.
Социологически главный порок концепции "авторитарной личности" в том,
что идеологические ориентации, имеющие явно социальную природу
(этническая и расовая предубежденность, антидемократизм и т. п.), она
пытается вывести "изнутри" индивидуального сознания как проявления
личностной неадекватности19. Хотя какие - то свойства личности делают ее
неодинаково восприимчивой к тем или иным идеям, содержание этих идей не
может быть выведено из внутрипсихических процессов. Расист совсем не
обязательно невротик или психопат. Население южного американского штата
Миссисипи сильнее предубеждено против негров, чем население штата
Миннесота не потому, что в Миссисипи больше невротиков, а потому, что
расизм составляет здесь неотъемлемую часть общественной психологии, что,
в свою очередь, объясняется социальными, а не индивидуально -
психологическими причинами.
Не меньше возражений вызывает психоаналитическая трактовка
"авторитарного синдрома" как исключительно эго - защитного феномена.
Авторитаризм может быть про. сто частным случаем более общей когнитивной
черты - догматизма. Догматическое сознание - "закрытое сознание",
невосприимчивое к информации, противоречащей ранее сложившимся
убеждениям. Оно отличается узостью кругозора, побуждающей личность
воспринимать окружающий мир в черно - белом варианте, как нечто
неизменное, раз и навсегда фиксированное. "Овеществление" мира,
естественно, распространяется и на собственное "Я", подвижность и
изменчивость которого кажется недостатком по сравнению со стабильностью
нормативного эталона, воспринимаемого как идеал. Но когнитивная
авторитарность может быть следствием не только "закрытости сознания", а
также низкого образовательного, культурного уровня в сочетании с
недостатком самостоятельности в труде и общественной деятельности. На
первый план при этом снова выходят макросоциальные условия - классовое
угнетение, отчуждение труда и т.д.
Экспериментальные исследования конформности, абстрагирующиеся от этих
факторов, дают весьма противоречивые результаты. Разные авторы по -
разному трактуют соотношение конформности с такими явлениями, как
подражание, внушение, потребность в одобрении, соглашательство,
обыденность и т.д. Что же касается рефлексивного "Я", то, Хотя
установлено наличие слабой обратной связи между конформностью и
самоуважением (сопряжение высокой конформности с низким самоуважением),
корреляция некоторых других черт личности и ее поведения, особенно
авторитаризма, с конформностью представляется психологам весьма
проблематичной.
Дело здесь не только в неопределенности и несогласованности
психологических категорий. Постановка экспериментов Аша и других
строилась на абстрактном противопоставлении индивида и группы,
допускавшем только два типа поведения - конформное и неконформное.
Личность могла утвердить в них свою независимость только отрицательно,
сказав "нет". Между тем, как убедительно показали многолетние
исследования группы советских психологов под руководством А. В.
Петровского, если вместо произвольной подставной группы берутся
взаимоотношения людей в реальных коллективах, сплоченных совместной
деятельностью, общими делами и т.д., конфликт может разрешаться путем не
только подчинения индивида группе (конформность) или сохранения прежней
позиции (независимость), но и сознательного принятия личностью групповых
норм и стандартов, что как раз и характерно для взаимоотношений внутри
социалистических трудовых коллективов. Наряду с внутригрупповой
внушаемостью, когда индивид бесконфликтно принимает, усваивает мнение
группы, и конформностью, когда расхождение мнений индивида и группы
разрешается путем уступки групповому давлению, существует
коллективистическое самоопределение, когда личность сознательно
принимает основные ценности коллектива и готова отстаивать их даже
вопреки мнению большинства, которое от этих ценностей отступило.
В серии экспериментов психолога И. А. Оботуровой сначала выяснялись
ценностные ориентации группы школьников, а затем от имени подставной
группы им предъявлялись противоречащие этим ценностям суждения.
Создавалась своего рода "психологическая центрифуга", позволявшая
выявить людей, способных в условиях группового давления отстаивать
первоначально принятую группой (и ими самими) позицию, которой группа
якобы изменила, и отделить их от индивидов, поддавшихся давлению и
изменивших первоначальному выбору. Этот эксперимент подтвердил, что сила
коллективистического самоопределения зависит как от общих, ранее
сформировавшихся ценностных ориентаций личности, так и от степени
сплоченности группы, вовлеченности ее членов в совместную деятельность и
ценностно - ориентационного единства коллектива.
Сознательное коллективистское самоопределение внешне может показаться
похожим на конформность, но в действительности в корне противоположно
ей. Самостоятельность проявляется здесь не негативно, как отсутствие
зависимости, а позитивно, как сохранение верности ранее выбранным
ценностям, высокая социальная включенность и выдвижение конструктивных
предложений и альтернатив.
Еще на одну слабую сторону американских исследователей конформности
указал французский социальный психолог С. Московиси, отметив, что,
каковы бы ни были их субъективные намерения, функционалистская модель
"социального влияния", из которой они исходят, идеологически
консервативна20. "Группа" изображается в ней как нечто единое и
стабильное, а социальное влияние - как распределенное неравно и
направленное прежде всего на поддержание и укрепление социального
контроля и согласия. Между тем реальные социальные группы и коллективы
большей частью неоднородны, в них происходит борьба мнений, интересов и
т.д.
Это верно и применительно к социалистическим коллективам. Исчезновение
классового антагонизма не означает всеобщего согласия и
бесконфликтности. Ничто новое не утверждается без борьбы. В коллективе,
где отношения строятся на демократических, подлинно коллективистских
началах, потенциальным источником и реципиентом влияния является каждый
его член, независимо от своего ранга, и это влияние может быть
направлено как на поддержание существующих норм, так и на их изменение в
соответствии с новыми потребностями и задачами общей деятельности. Но
это неизбежно влечет за собой возникновение и разрешение конфликтных
ситуаций, причем главным фактором здесь является не влияние
арифметического большинства, а стиль поведения той части группы (степень
ее активности, способности убедить колеблющихся), новаторские,
инициативные требования которой обоснованны и отвечают коренным
потребностям развития данного коллектива, а также общества в целом.
Поэтому в социально - нравственной оценке деятельности любого
конкретного коллектива имеет значение не только уровень его сплоченности
и ее идейная основа, но и нравственный климат, предполагающий
демократичность, самокритичность, обеспечивающий возможность
беспрепятственного выдвижения, обсуждения и в случае одобрения
реализации новых идей и начинаний.
Групповые и общественные интересы, особенно если речь идет о
непосредственных, ближайших интересах, далеко не всегда совпадают. И
групповой эгоизм нисколько не лучше индивидуального.
Проявления группового эгоизма и местничества не только противоречат
принципам социалистической социально - экономической политики и
несовместимы с нравственными нормами нашего общества, но и нередко
наносят прямой ущерб, создавая диспропорции или иные помехи для
планомерного и эффективного развития экономики. Не случайно в
постановлениях пленумов ЦК КПСС, состоявшихся в 1983 - 1984 гг., в
выступлениях руководителей нашей партии и государства подчеркивалась
необходимость поставить решительный заслон подобного рода явлениям.
Отнюдь не однородна и индивидуальная мотивация поведения членов группы.
Эксперименты убедительно показывают, что желание быть "как все", как
большинство вовсе не так всеобще, как полагали американские
исследователи. Эта установка противоречит не менее значимой потребности
личности быть и сознавать себя самобытной, оригинальной. Отсюда разные
реакции на расхождение с группой. Один человек, осознав, что отличается
от других, старается уподобиться им (конформность), другой апеллирует к
идее сосуществования, добиваясь признания своих мнений такими же
законными и нормальными, как мнение большинства (принцип нормализации),
третий же идет на открытый конфликт с большинством, добиваясь изменения
общей ситуации, перестройки ее в соответствии со своими идеями (принцип
обновления).
В принципе каждый человек способен действовать по всем трем канонам, в
зависимости от своей установки в конкретной ситуации. И социально -
нравственная оценка поведения личности определяется не тем, идет ли она
"вместе" с коллективом или "против" него, а тем, насколько ее поведение
соответствует общим социально - этическим принципам, отражающим коренные
интересы общества.
Альтернатива "независимость или конформность" представляется
неразрешимой только в том случае, когда она сформулирована отрицательно,
не оставляя места для конструктивного творчества индивида. В
действительности это частный случай позитивной диалектики
самостоятельности и сопричастности.
Оба понятия имеют положительную социально - нравственную ценность и
предполагают одновременно различение и взаимопроникновение "Я" и "Мы".
Самостоятельность подразумевает независимость, свободу от внешнего
принуждения, умение и желание жить своим умом, постоять за себя и т.д.
Однако индивидуальная автономия, подразумеваемая этим понятием,
практически реализуется благодаря включенности индивида в некоторое
социальное целое, осознаваемой как сопричастность21. Это не просто
принадлежность к какой - то общности, но и глубокая личная
вовлеченность, соучастие, благодаря чему индивид сознает себя
одновременно частью коллектива, его ответственным представителем вовне и
автономным субъектом деятельности внутри.
Последнее обстоятельство особенно важно для раскрытия сущности феномена
деиндивидуализации. Социальной психологией уже в XIX в. было отмечено,
что, находясь в толпе, индивид нередко утрачивает самоконтроль,
рациональность и критичность, легче поддается иррациональным импульсам,
внушению и т.д. Неправомерно отождествив на этом основании "толпу" и
"массу", Г. Лебон и Г. Тард сделали далеко идущие реакционные выводы,
подхваченные современными буржуазными теориями "массового общества". Но
что такое деиндивидуализация в психологическом плане?
По определению американского психолога Э. Динера, одна из главных черт
процесса деиндивидуализации заключается в том, что определенные
групповые ситуационные факторы блокируют развитие индивидуального
самосознания. Деиндивидуализированные лица психологически отрезаны от
осознания себя как отдельных индивидов и от наблюдения за собственным
поведением22. Этому могут способствовать разные факторы - слишком тесная
идентификация с группой; анонимность; утрата чувства ответственности,
точнее, перенос ее на кого - то другого; эмоциональное возбуждение;
потеря чувства времени; сенсорная перегрузка (громкий шум, музыка,
яркие, быстро сменяющиеся зрительные восприятия); интенсивная физическая
вовлеченность; снижение уровня сознательности под влиянием алкоголя,
наркотиков и т. п. Под воздействием этих факторов у индивида снижается
уровень самонаблюдения, самооценивания и озабоченности социальной
оценкой, в результате чего ослабляется самоконтроль, основанный на
чувствах вины, стыда и страха, снижается порог совершения таких
действий, которые при нормальных обстоятельствах затормаживаются
(например, агрессия). Поведение человека в таких ситуациях становится
эмоционально - импульсивным, влияние обычных сдерживающих стимулов
ослабевает, действия трудно прекратить; ослабевает память и появляются
искажения в восприятии; усиливается чувство привязанности к данной
группе и нечувствительность к другим, более отдаленным референтным
группам; короче - индивид теряет как внешний, так и внутренний
самоконтроль, перестает осознавать себя автономной личностью.
Экстатическое слияние с непосредственным окружением и забвение всего
остального, включая собственное "Я", может быть эмоционально очень
приятным. Некоторые западные философы и психологи даже усматривают в
таких состояниях единственное доступное человеку "подлинное
существование". Но в контексте группового, социального поведения
деиндивидуализация крайне опасна. Она часто влечет за собой рост
агрессивности, проявлений немотивированной жестокости, вандализма и
иного антисоциального поведения. Причем дело здесь не только в
анонимности, позволяющей индивиду, не боясь ответственности, проявлять
свойственную ему, но сознательно подавляемую в других условиях
жестокость. Снижение уровня индивидуального самосознания как бы отдает
личность на произвол внешних воздействий, сила и направленность когорых
за висит от той группы, которой человек доверился, и особенно от ее
лидеров.
Коллективизм в марксистском его понимании вовсе не означает отказа от
собственной индивидуальности. Определение "Я" через "Мы" всегда
предполагает два вопроса,
Во - первых, каков объем этого "Мы"? Это может быть и непосредственная
первичная группа принадлежности (семья, школьный класс, производственный
коллектив, общественная организация), и более общие референтные группы,
и широкие социальные общности - народ, страна, человечество. От
соотношения и иерархии разных "Мы" зависит масштаб социально -
нравственных самооценок, характер идеалов и само содержание
рефлексивного "Я". Чем шире его социальное "Мы", тем самостоятельнее
индивид по отношению к конкретной, частной группе, предписания которой
он воспринимает в более широком ценностном масштабе.
Во - вторых, как мыслится соотношение "Мы" и собственного "Я", насколько
глубок здесь момент активности и ответственности? Социалистическое
общество существенно сблизило понятия "мое" и "наше". Один английский
писатель тонко подметил, что советские люди и его соотечественники по -
разному говорят об одних и тех же вещах. Например, в Братске ему
говорили: "Здесь мы ставим дома", или "Мы пускаем новый завод", или "Мы
построили новую плотину". В Англии же всегда слышишь только: "Говорят, в
будущем году они начнут строиться на том земельном участке". Если
спросить рабочего в Ноттингеме: "Что это вы тут строите, приятель?", он
ответит: "Да вот они хотят ставить электрическую станцию", "Они опять
строят новые дома для учреждений". А в Советском Союзе все говорят: "Мы
строим", будь то писатель, заместитель председателя горсовета, боксер,
водитель такси, студент, работница, выкладывающая плитками пол в
помещении электростанции.
Такое ощущение сопричастности к делам страны, общества - важная морально
- психологическая сторона социалистического образа жизни. Но у всех ли
личностно - активно это "Мы"? Если боксер говорит: "Мы строим", значит,
стройка ему небезразлична. Но отсюда еще не вытекает, что он сам в, ней
участвует. Формула "Мы" обманчива. Муха на рогах у вола тоже говорит:
"Мы пахали". Подлинная сопричастность обязательно предполагает
соучастие, которое, в свою очередь, невозможно без личной автономии. И
это не абстрактная теория, а живая реальность нашей повседневной жизни и
практики коммунистического воспитания.
Практика коллективных взаимоотношений, в ходе которой индивид усваивает
определенные правила поведения, предшествует осознанию этих правил и
выработке самостоятельного к ним отношения. Именно это имел в виду А. С.
Макаренко, когда писал, что главным объектом воспитания должен быть
коллектив как целое и "самой реальной формой работы по отношению к
личности является удержание личности в коллективе, такое удержание,
чтобы эта личность считала, что она в коллективе находится по своему
желанию - добровольно, и, во - вторых, чтобы коллектив добровольно
вмещал эту личность. Коллектив является воспитателем личности"23.
Однако Макаренко всячески подчеркивал противоположность советской
дисциплины как дисциплины преодоления, борьбы и движения вперед
дисциплине торможения, основанной на системе запретов (не делай того, не
делай другого!). Без запретов и ограничений, как таковых, не обходится
ни одно общество, ни один коллектив. Но дисциплина торможения сама по
себе не способствует воспитанию активного, самостоятельного члена
общества. Она прививает одним покорность и конформизм, а у других
вызывает слепой индивидуалистический протест, бунт не только против
принудительности норм, но и против коллективности как таковой. Недаром
июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС связывает задачу укрепления трудовой и
государственной дисциплины не только и не столько с административным
контролем, но прежде всего с ростом социалистической сознательности
самих трудящихся, с развитием у них чувства хозяина.
Формирование разносторонней, творческой индивидуальности - одновременно
цель коммунистического общества и необходимое условие общественного
прогресса. Там, где нет уважения к личности, где индивиды нивелируются,
не может быть и подлинной коллективности, а демократия становится чисто
формальным механизмом.
Конформность иногда кажется просто несовершенной, незрелой нормой
коллективизма. На самом же деле она вырастает из тех же социально -
психологических корней, что и индивидуализм: в основе обоих лежит
представление (чаще всего неосознанное) о коллективе как о некой внешней
силе. Только в одном случае с этой силой пытаются бороться, а во втором
- ей пассивно подчиняются.
Иногда говорят: "Коллектив не может ошибаться", "Человек, который
выступает против коллектива, - эгоист". Но вряд ли без оговорок с этим
можно согласиться. Бывает, что коллектив может стоять и на ложных
позициях. Еще важнее психологическая сторона дела. Вдумаемся, что значит
утверждение: "Коллектив не может ошибаться". Мой коллектив - это мои
товарищи, включая меня самого. Утверждая непогрешимость коллектива, я
утверждаю тем самым свою собственную непогрешимость. За этой формулой
может стоять и такое рассуждение: "Коллектив - это не я, и я не могу
отвечать за решение коллектива". Конформист - равнодушный индивидуалист,
стремящийся переложить ответственность за свою деятельность на кого - то
другого. Он "всегда с коллективом" только потому, что так спокойнее, не
нужно ни бороться, ни думать. Как сказал один сатирик, ничто так не
способствует душевному спокойствию, как полное отсутствие собственного
мнения. Но это спокойствие есть род предательства и по отношению к
коллективу, и по отношению к самому себе.
Возьмем нарочито простой пример. Идет комсомольское собрание. В зале сто
человек. Я один из них. Обсуждается персональное дело. Если бы мне
предстояло единолично решить судьбу своего товарища, мне было бы очень
трудно. Вероятно, я долго сомневался бы, рассматривая вопрос с разных
сторон, взвешивая "за" и "против", мне потребовались бы дополнительные
материалы, и даже после принятия решения я бы думал о его возможных
последствиях. Но я не один. Нас сто человек. И я снимаю с себя
ответственность, не думаю, даже не очень вслушиваюсь в суть дела, я
просто полагаюсь на большинство: "людям виднее". Но каждый из остальных
99 тоже может полагаться на остальных 99, в том числе и на меня. В
результате единогласно принимается решение, за которое никто
индивидуально не несет моральной ответственности. И если потом окажется,
что решение было неверным, все со спокойной совестью говорят: "Мы не
знали", "Мы не ведали", "Мы поверили другим". Но так ли существенна
разница между равнодушным, который не хотел знать, и трусом, который
знал, но побоялся сказать? Коллективность решений без индивидуальной
моральной ответственности практически оказывается формой коллективной
безответственности.
Хорошо сказал один ленинградский инженер, начальник цеха большого
завода, о своем принципе подбора кадров: "Опереться можно только на то,
что оказывает сопротивление"24. Воспитание в людях самостоятельности -
величайшая социально - педагогическая задача. В условиях развитого
социализма исчезли классовые антагонизмы, но существует борьба нового и
старого, возникают трудности и противоречия. Необходимое условие
своевременного разрешения этих противоречий - свободный обмен мнениями,
прямое и открытое обсуждение всех острых вопросов. Всесторонность,
необходимая для принятия правильного решения, возможна только на основе
обобщения множества разных точек зрения, каждая из которых освещает один
какой - то аспект. Не надо бояться многообразия взглядов, напротив,
стоит приветствовать его как необходимую предпосылку обоснованного
решения. Инициативу, остроту, самостоятельность - вот что особенно ценил
в людях В. И. Ленин. Нам нужны такие люди, говорил он, за которых "можно
ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против
совести", которые не побоятся "признаться ни в какой трудности" и не
испугаются "никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе
цели"25.
Но чтобы люди в массе поступали таким образом, необходимы не только
объективные условия, в виде системы демократических институтов, но и
определенные внутренние, мотивационные предпосылки, включая доверие к
себе и своему разуму, развитое чувство собственного достоинства и
самоуважение.
Самоуважение и последовательность "Я"
Нет несчастней того,
Кто себя самого испугался,
Кто бежал от себя,
Как бегут из горящего дома.
Нет несчастней того,
Кто при жизни с душою расстался,
А кругом - все чужое,
А кругом все ему незнакомо.
М. Петровых
В целостном "образе Я" важная роль принадлежит мотивационному уровню.
Недаром в обыденном сознании самоописания часто отождествляются с
самооценками, да и психологические исследования рефлексивного "Я" на 90%
посвящены изучению процессов самооценивания и производного от них
самоуважения. Потребность быть хорошего мнения о себе и чувство личного
постоянства, последовательности "Я", - важнейшие мотивы самосознания. Но
четкое определение элементов мотивационной сферы затруднительно.
Слово "самоуважение" в обыденной речи, а отчасти и в научной литературе
подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и сознание
собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и
согласованность своего наличного и идеального "Я". Психологические тесты
и шкалы самоуважения стремятся измерить и зафиксировать более или менее
устойчивую степень положительности отношения индивида к самому себе. По
определению С. Куперсмита, "самоуважение выражает установку одобрения
или неодобрения и указывает, в какой мере индивид считает себя
способным, значительным, преуспевающим и достойным. Короче, самоуважение
- это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида по
отношению к себе"26. В зависимости от того, идет ли речь об общей
самооценке личности или о каких - то отдельных ее ролях и идентичностях,
различают общее и специфическое (например, учебное или профессиональное)
самоуважение. Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с
положительными, а низкое - с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения
- это "личная потребность сделать максимальным переживание положительных
и минимальным - отрицательных установок по отношению к себе"27.
Высокое самоуважение не синоним зазнайства, высокомерия или
несамокритичности. Человек с высоким самоуважением не считает себя лучше
других, а просто верит в себя и в то, что может преодолеть свои
недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает чувство
неполноценности, ущербности, недостойности, что оказывает отрицательное
воздействие на психическое самочувствие и социальное поведение личности.
Для юношей и взрослых с пониженным самоуважением характерна общая
неустойчивость "образов Я" и мнений о себе. Они больше других склонны
"закрываться" от окружающих, представляя им какое - то "ложное лицо",
"представляемое Я". С суждениями типа "Я часто ловлю себя на том, что
"разыгрываю роль", чтобы произвести на людей впечатление" и "Я склонен
надевать "маску" перед людьми" юноши с низким самоуважением соглашались
почти в 6 раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения28.
Люди с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко
всему, что затрагивает их самооценку. Они болезненно реагируют на
критику, смех, порицание, остро переживают, если у них что - то не
получается в работе или если они обнаруживают в себе какой - то
недостаток. Их больше, чем других, беспокоит плохое мнение о них
окружающих. Многим из них свойственна застенчивость, склонность к
психической изоляции, к уходу от действительности в мир мечты, причем
этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения
личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества (из опрошенных
юношей с самым низким самоуважением от одиночества страдают две трети, а
с высоким - только 14%). В общении такие люди чувствуют себя неловко,
заранее уверены, что окружающие о них плохого мнения (так думает каждый
четвертый юноша с низким самоуважением и только один из ста - с
высоким). Пониженное самоуважение и коммуникативные трудности снижают и
социальную активность личности. Люди с низким самоуважением принимают
значительно меньшее участие в общественной жизни, реже занимают выборные
должности. При выборе профессии они избегают специальностей, связанных с
необходимостью руководить, а также предполагающих дух соревнования. Даже
поставив перед собой определенную цель, они не особенно надеются на
успех, считая, что у них нет для этого необходимых данных.
Люди, являющиеся лидерами в своих группах, обычно обладают более высоким
самоуважением и чувством уверенности в себе, чем рядовые участники.
Индивиды с высоким самоуважением более самостоятельны и менее внушаемы.
Положительно относясь к себе, они обычно "принимают" и окружающих, тогда
как отрицательное отношение к себе часто сочетается с недоверчивым или
недоброжелательным отношением к другим людям.
Люди с высоким самоуважением значительно больше удовлетворены своей
жизнью. Низкое самоуважение - один из характерных спутников депрессии. У
обследованных в рамках Мичиганского лонгитюда 2213 юношей -
десятиклассников низкое самоуважение коррелировало с многочисленными
эмоциональными расстройствами: отрицательными эмоциональными
состояниями, переживанием "несчастья", соматическими симптомами и
агрессивными побуждениями29.
Американский психолог Г. Каплан на основе обобщения научных данных и
собственного 10 - летнего лонгитюдного исследования 9300 семиклассников
пришел к выводу, что пониженное самоуважение положительно коррелирует
едва ли не со всеми видами отклоняющегося от нормы поведения:
нечестностью, членством в криминальных группах и совершением
правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением и
различными психическими расстройствами.
Но как измерить уровень самоуважения? Первоначально исследователи этой
проблемы, опираясь преимущественно на данные медицинской психологии,
считали главным показателем пониженного самоуважения расхождение образов
"наличного" и "идеального" "Я". Но оказалось, что такое расхождение
вполне нормально; часто самооценка снижается, потому что повышаются
требования к себе. Такая рассогласованность - важнейший стимул
самовоспитания и самосовершенствования. Кроме того, самоуважение зависит
от соотношения позитивных (принятие себя, самовозвышение) и негативных
(отвержение себя, самоуничижение) установок, которые до некоторой
степени автономны.
Уровень самоуважения и факторы, от которых он зависит, с возрастом
меняются. Самоуважение подростков и юношей еще во многом зависит от
условий семейного воспитания, отношений с родителями: родительская
забота и любовь способствуют росту, а чрезмерная суровость, частые
наказания - снижению самоуважения. С возрастом влияние на самоуважение
этих факторов, как и школьных отметок, заметно снижается. У большинства
старшеклассников, независимо от их успеваемости, уровень самоуважения
растет. Рост продолжается и после окончания школы, когда трудовая
деятельность перевешивает отрицательный семейньий и школьный опыт.
Впрочем, и в детстве связь между уровнем самоуважения и реальными
достижениями неоднозначна.
В целом же общее самоуважение - черта весьма устойчивая, и его снижение
может иметь долгосрочные последствия, порождая целый ряд трудностей в
сфере общения и межличностных отношений.
Самоуничижение, отрицательное отношение к себе, как уже говорилось,
тесно связано с девиантным, отклоняющимся от принятых норм, поведением и
является одной из главных психологических причин преступности среди
молодежи.
Сравнивая динамику долгосрочного самоуважения подростков, начиная с 12 -
летнего возраста, с их участием или неучастием в девиантном поведении,
Г. Каплан выявил, что у подавляющего большинства подростков позитивные
самооценки превалируют над отрицательными, причем с возрастом эта
тенденция усиливается, а самокритика, недовольство собой помогают
преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение.
Однако у некоторых подростков это не получается, они постоянно чувствуют
себя неудачниками. Их негативное самовосприятие проистекает из трех
источников:
1. Они считают, что не имеют личностно - ценных качеств или не могут
совершить личностно - ценные действия, а, напротив, обладают
отрицательными чертами или совершают отрицательные действия.
2. Они считают, что значимые для них другие не относятся к ним
положительно или относятся отрицательно.
3. Они не умеют эффективно использовать эго - защитные механизмы,
позволяющие снять или смягчить последствия двух первых элементов
субъективного опыта.
Потребность в самоуважении у таких людей особенно сильна, а поскольку
она не удовлетворяется социально - приемлемыми способами, они обращаются
к девиантным формам поведения. Каплан сравнил уровень
самоуничижительного отношения к себе 12 - летних подростков с их
последующим участием в 28 различных формах девиант - ного поведения. В
26 случаях корреляции оказались статистически значимыми: из числа
школьников с низким, средним и высоким самоуничижением (при первом
тестировании) в мелких кражах год спустя или позже признались
соответственно 8, II и 14%, исключались из школы 5, 7 и 9%, думали или
угрожали совершить самоубийство 9, 14 и 23%, выходили из себя и ломали
вещи 21, 27 и 31%.
Дело, конечно, не только в индивидуальных свойствах. Чувство своей
неадекватности предъявляемым требованиям способствует образованию у
подростка ассоциативной связи между неприятными, мучительными для него
переживаниями и той социальной средой, из которой исходят эти
требования. Желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества
ослабевает, а желание уклониться от них, напротив, растет. Вследствие
этого установки группы, на мнение которой подросток ориентируется, и его
собственное поведение становятся все более антинормативными, а
принадлежность к девиантной группе дает ему новые способы
самоутверждения, позволяет максимизировать свое "Я" уже не за счет
социально - положительных, в которых он оказался банкротом, а за счет
социально - отрицательных черт и действий. Бывший минус становится в его
сознании плюсом, в результате чего уровень самоуважения повышается.
Разумеется, это не лучший и тем более не единственный способ избавиться
от чувства своей неполноценности. "Высокое самоуважение" преступника
большей частью проблематично, в нем много напускного, демонстративного.
В глубине души он все - таки не может не измерять себя общесоциальным
масштабом. Кроме того, компенсаторные механизмы самоуважения так же
многогранны, как и сам "образ Я", и большей частью специфичны для той
или иной ипостаси "самости". Например, сомнение в своей мужественности
может побудить подростка начать курить или пить, и это повысит его
мнение о себе как о "крепком парне", но данный сдвиг не обязательно
распространится и на другие его самооценки.
Как видим, здесь завязан целый клубок психолого - педагогических
проблем.
Учителя и родители часто любой ценой стараются "замкнуть" самоуважение
ребенка на учебной успеваемости, не принимая во внимание его достижений
в других сферах деятельности. Но тем самым они придают его жизненным
целям и его самосознанию опасную односторонность, которая в случае
неудачи в учебе может обернуться долгосрочным чувством личной
неполноценности, потенциально чреватым психопатологией. Особенно важно
учитывать фактор самоуважения при воспитательной работе с так
называемыми трудными подростками.
Второй, значительно менее исследованный внутренний мотив - потребность в
постоянстве, устойчивости "образа Я". Поскольку, как было показано выше,
реальная степень постоянства личностных черт у разных людей различна, их
представления о своей изменчивости также варьируются.
Одни охотно признают свою изменчивость. Р. Роллан писал в своих
воспоминаниях: "Когда через сорок лет перелистываешь сокровенный
"Дневник" своей юности, часто изумляешься: там находишь человека, о
существовании которого уже успел забыть. Он кажется совсем чужим... Я
вижу перед собой странного мальчика, носящего мое имя и похожего - нет,
не на меня (я не узнаю в нем себя!), а на кого - то другого, мне
знакомого... Кто же он?"30.
Другие люди склонны скорее преувеличивать, чем преуменьшать постоянство
своих черт. 56% 13-17-летних подростков, описывая свое нынешнее "Я" и
то, какими они были 3 - 5 лет назад, нарисовали практически один и тот
же образ; существенные изменения в себе признали лишь четверть
опрошенных31. Чувство личного постоянства характерно и для большинства
взрослых и пожилых людей.
Даже самые изменчивые, непредсказуемые индивиды склонны считать свое
поведение вполне последовательным32. Люди гораздо легче воспринимают и
лучше запоминают информацию о себе, которая соответствует их "образу Я",
нежели ту, которая с ним расходится. А люди, признающие свою
изменчивость, кажутся хуже социально приспособленными и более
тревожными, чем те, которые особых изменений в себе не замечают, причем
это верно как для подростков, так и для взрослых.
Спор о стабильности или, наоборот, пластичности рефлексивного "Я"
нередко основан на подмене понятий. Частные самооценки, локальные,
специализированные "образы Я" действительно весьма изменчивы. Но их
изменение не означает общего изменения "Я - концепции", составляющей
ядро личности. Ситуативные сдвиги в "образе Я" исчезают так же быстро,
как и появляются. Информация о себе, расходящаяся с собственными
представлениями субъекта, принимается во внимание и всерьез учитывается
только в том случае, если субъект не может отвергнуть и обесценить ее. И
хотя возрастной период стабилизации представлений о себе проблематичен,
"образ Я" взрослого человека (начиная с 25 лет) отличается высоким
постоянством и мало изменяется вплоть до глубокой старости. При этом
самооценка и оценка человека близкими ему людьми (например, супругом)
нередко бывают сходными.
Большей частью мотивы самоуважения и последовательности "Я" совпадают.
Но как объяснить случаи, когда личность упорно лелеет отрицательный
"образ Я", отказываясь прислушиваться к положительным суждениям о себе?
Это противоречит теории максимизации "Я" и дает аргументы в пользу
теории когнитивной последовательности, в свете которой поддержание
существующих представлений о себе для личности важнее, чем ее оценочный
тонус. Думается, однако, что противопоставление когнитивных и
мотивационных факторов в этом случае, как и в других, неправомерно.
Человек с пониженным самоуважением ценит положительные отзывы выше и
страдает от отрицательных отзывов даже сильнее, чем тот, кто уверен в
своих достоинствах. Но он склонен меньше доверять положительным оценкам.
Причем, как это ни парадоксально, самоуничижение часто бывает средством
поддержания самоуважения. С одной стороны, отказываясь пересматривать
общее самоуважение в свете частной положительной информации, субъект как
бы утверждает этим свою честность (пусть другие хвалят меня, но я - то
знаю, что это незаслуженно). С другой стороны, сохранение негативного
"образа Я" уберегает и от риска новых проверок и испытаний в
столкновении с реальностью. Таким образом, индивидуально - личностные
черты (готовность бороться, преодолевать трудности или, напротив,
склонность уходить, тушеваться) снова переплетаются с социально -
психологическими (ценностные критерии самоуважения).
Итак, индивид должен принимать и уважать себя. Тот, кто этого не может,
трудный человек как для себя, так и для окружающих. Но трудный не
обязательно плохой. Грань между пониженным самоуважением и повышенной
самокритичностью, уверенностью в себе и самоуверенностью,
удовлетворенностью собой и самодовольством подвижна и далеко не всегда
очевидна. Недаром проблема самооценки особенно остро стоит у творчески
одаренных людей.
Творчество невозможно без веры в себя и самостоятельности. Но "езда в
незнаемое", используем образное выражение В. Маяковского, напряженный,
бескомпромиссный поиск предполагает также большой и мучительный разрыв
между "наличным" и "идеальным" "Я". Гибкость и самобытность часто
сочетаются у творческих натур, особенно художественных, с повышенной
ранимостью, быстрой сменой настроений и неудовлетворенностью собой.
Правда, в отличие от невротического самоуничижения, оправдывающего
выключение из активной деятельности, творческая личность постоянно
стремится к самосовершенствованию и преодолению новых рубежей. Тем не
менее две души Фаус - та не могут жить в согласии, и это делает его
самосознание противоречивым. За творческим подъемом, возвышающим
человека, следуют глубокие падения:
Но вновь безволье и упадок,
И вялость в мыслях, и разброд.
Как часто этот беспорядок
За просветленьем настает!33
Далеко не каждый может совладать с такими перепадами. Многие великие
поэты и художники, открывшие нагл глубины человеческой души, - Петрарка,
Гоголь, Достоевский, Блок, Флобер, Шуман, Гофман, Кафка, Врубель и
другие - не отличались душевным здоровьем. "Мы наслаждаемся чудесной
музыкой, прекрасными картинами, всем, что есть на свете изящного, но мы
не знаем, что творцы расплачивались за это бессонницей, рыданиями,
истерическим смехом, нервной лихорадкой, астмой, падучей, смертельной
тоской, а это уже хуже всего..."34 - писал Пруст.
Разумеется, среди великих художников были люди разного психического
склада, и отождествлять гениальность с болезнью не следует. Но и
гордиться своим житейским реализмом, приспособленностью и психической
уравновешенностью, за которой стоят врожденные особенности нейро -
динамической конституции, не стоит. Эмоциональное "приятие" или
"неприятие" себя может зависеть от общего баланса положительных и
отрицательных переживаний, склонности к самообвинительным или
внешнеобвинитель - ным реакциям и т.д. Самоуважение личности есть нечто
большее, за ним стоит вопрос: "Имею ли я моральное право на уважение?" В
его основе лежат определенные представления о человеческом достоинстве и
его критериях. Психологическая рефлексия перерастает в рефлексию
нравственную, в которой эмпирически - реальное сопоставляется с идеально
- должным без всяких скидок на смягчающие обстоятельства.
Оглавление
Индекс
www.pseudology.org
|
|