| |
4-е издание,
доп. СПб.: Питер, 2005. – 330 с. |
Игорь Семёнович Кон |
Ребенок и общество
Раздел 5
|
Родители и дети в
постсоветской России
Все проблемы, существующие на Западе, актуальны и для современной
России, причем многие из них стоят у нас значительно острее, потому что
общие трудности демографической модернизации усугубляются
социально-экономическим кризисом страны, а сопутствующая ему волна
консервативного сознания препятствует развитию трезвой социальной
рефлексии, подменяя ее наивной морализацией и призывами "вернуться" из
трудного настоящего в воображаемое прошлое.
Прежде всего, налицо общее ослабление института брака. В 1999 г. почти
28% всех родившихся в России детей появились на свет вне
зарегистрированного брака, за 10 лет внебрачная рождаемость выросла
более, чем вдвое. Быстрый рост внебрачной рождаемости не является
исключительно российским явлением и его не следует выводить из "падения
нравов", тем более, что половина внебрачных рождений признается отцами,
что свидетельствует о неслучайном характере отношений между родителями.
По данным крупных выборочных переписей в 1996 г. в незарегистрированных
браках состояло 14% женщин от 20 до 24 лет, а в 1999 г. - уже 17.4%.
Однако незарегистрированные отношения дают женщине значительно меньше
правовых гарантий. В сочетании с быстрым увеличением количества разводов
с конца 1980-х до 1994 г., когда этот показатель начал снижаться, это
способствует росту социальной и психологической безотцовщины.
Изменились и социально-психологические установки на рождаемость. С
суждениями, что "долг каждой женщины стать матерью" и "долг каждого
мужчины растить детей" гораздо чаще соглашаются представители старших,
нежели младших поколений. Особенно заметны сдвиги в установках женщин.
На вопрос "Должна ли каждая женщина стать матерью?" среди опрошенных в
конце 1990-х гг. петербургских женщин от 18 до 29 лет утвердительно
ответили лишь 20% , а среди 30 -39-летних - только 17%. Это значит, что
материнство, которое религиозная мораль всегда считала главной ипостасью
женщины, становится лишь одной из ее социальных идентичностей.
В представлениях россиян о справедливом распределении семейных функций и
об обязанностях матери и отца традиционалистские установки борются с
эгалитарными, сопровождаясь жесткими взаимными обвинениями мужчин и
женщин.
Судя по имеющимся социологическим данным, реальное разделение труда и
ответственности в семье, даже городской, является скорее традиционным.
Роли добытчика и распорядителя денег отчетливо распределены между мужем
и женой соответственно - он зарабатывает, она тратит. Мужья работают
больше часов и зарабатывают больше своих жен. 80% опрошенных москвичей
считают зарабатывание денег преимущественно заботой мужа, но в тоже
время больше трети их предпочитают, чтобы деньгами распоряжались жены.
Только 15% женатых мужчин предпочитают сами распоряжаться деньгами - в
2.5 раза меньше, чем число женщин. Однако многие жены воспринимают это
не как привилегию, а как бремя .
Что касается заботы о детях, то 81% опрошенных хотели бы делить ее
поровну. На вопрос "Способно ли большинство мужчин так же, как и
женщины, заботиться о детях?" среди состоящих в браке положительно
ответили 65.6% женщин и 67.7% мужчин, отрицательно - четверть женщин и
почти треть мужчин. Однако фактически, хотя более молодые и образованные
мужья готовы взять на себя часть семейных дел, эти сдвиги происходят
очень медленно. Если судить по реальным затратам времени, то разница
между мужчинами и женщинами в постсоветский период даже увеличилась. В
1992 г. женщины тратили на домашнее хозяйство 8 часов, а мужчины - 3
часа.
Участие отца в воспитании детей, за исключением дисциплинирования
ребенка, участие в котором признал каждый четвертый отец, часто остается
символическим. По остальным вопросам отцовское участие колеблется от
8.5% (помощь ребенку в приготовлении уроков) до 1.9% (уход за больным
ребенком). В описании процессов принятия решений супруги часто резко
расходятся: мужья склонны думать, что большинство семейных решений
принимается совместно, тогда как жены выше оценивают собственную роль. А
по ключевому для нашей темы вопросу "Что детям можно делать?" решающую
роль мужьям отвели только 8.7% жен и 8.2 мужей.
Еще больше падает влияние отца в случае развода. По данным опроса
большой группы разведенных жен и мужей, только треть таких отцов, по их
словам, достаточно часто видят своих детей и могут в какой-то степени
заниматься их воспитанием. Жены оценивают положение еще пессимистичнее,
вдвое чаще говоря об отсутствии каких-либо бы то ни было отношений между
отцом и ребенком. Такая же картина и во Франции. Однако дело тут не
только и может быть даже не столько в нежелании отцов, сколько в
настроении самих женщин. Только 17% разведенных жен сказали, что они
хотели бы более частых контактов отца с детьми, тогда как 41% предпочли
бы, чтобы таких контактов не было вовсе. Некоторые разведенные отцы
вынуждены отстаивать свои права на ребенка в суде и даже создали
собственную правозащитную организацию
Эти социальные факты необходимо учитывать не только педагогам и
психологам, но и политикам, которые часто склонны переоценивать
эффективность нравственных призывов и административно-силовых методов.
Разумеется, детей нужно защищать и охранять. Но сами по себе
административные меры так же мало способны создать ответственное
родительство, как повышение легального возраста согласия - изменить
тенденции развития подростковой сексуальности и сделать молодежную
культуру более целомудренной .
Социальная политика - не ритуальный плач по России, "которую мы
потеряли", и не зычный командирский окрик "Все по местам!" Здесь нужен
прежде всего социологический реализм.
Содержание
Индекс
www.pseudology.org
|
|