| |
"Психологическая
газета", № 9 (36) с.31-32
|
Каган В.Е |
Возможность выйти на солнечный свет |
И. С. Кон --
Лунный свет на заре: лики и
маски однополой любви. М., Олимп, 1998--496с.
Метафора выхода "людей лунного света", как называл В. Розанов
гомосексуалов, на свет солнечный обрамляет и определяет книгу известного
философа и сексолога с мировым именем, академика И. С. Кона, которому
только что исполнилось 70 лет. Книга эта -- первое в России
профессиональное (как и любой выходящий из-под пера И. С. Кона текст)
исследование однополой любви. Хотя она продолжает серию предыдущих
прекрасно известных книг автора, читатель не найдет в ней повторов и
перепевов однажды или многажды уже сказанного ранее, в том числе и в
двух последних: Сексуальная культура в России: Клубничка на березке. М.,
O.Г.И., 1997 и Вкус запретного плода: Сексология для всех. 2-е изд., М.,
Семья и школа, 1998.
Хотя однополая любовь, наконец, покинула психиатрические классификации,
перестав считаться признаком сумасшествия, перверзией, психопатией и т.
д., ей по-прежнему отводится большое место в разного рода
ксенофобических и экстремистских проскрипционных списках как тому, чего
не должно быть, что не имеет права на существование, равно как и те, кто
эту любовь исповедуют. История этой ненависти стара, как и сама
однополая любовь, а обе они стары, как мир. Ее сакрализация, апологетика,
поэтизация теснейшим образом переплетаются с представлениями о ее
греховности, недопустимости, грязности. Пускаться в плавание по этому
всегда бурному океану отношений и взглядов всегда рискованно.
Будучи глубоким и широким междисциплинарным исследованием, книга
представляет собой спокойное, неспешное, не бряцающее "учеными"
терминами рассуждение, равно интересное и доступное не только
профессионалам, но и любому, кто умеет и любит читать со вкусом -- не по
диагонали, не в поисках клубнички, а в поисках себя и размышлениях о
себе и мире. За простотой (но не заигрывающей упрощенностью) текста --
огромная и отвечающая самым высоким требованиям научного исследования
работа со скрупулезным вниманием к обоснованности каждого утверждения.
Однополой любви посвящена огромная литература, в которой разброс мнений,
позиций, установок, теорий предельно широк. В работе с такими массивами
чрезвычайно трудно избежать искуса разделения на "черное и белое", "овнов
и козлищ". Но как раз от этого книга совершенно свободна, причем никоим
образом не в ущерб собственным взглядам автора. Книга, безусловно,
привлекает той научной и человеческой корректностью, которой в
обсуждении этой окруженной ореолом скандальности темы недостает так
многим пишущим.
Автор исходит из того, что понимание сексуальной ориентации и связанных
с ней поведения, обычаев, культурных стереотипов, законов и т. д.
остается проблемой необычайной трудности независимо от того, идет речь о
любви разнополой или однополой. Слово любовь -- отнюдь не просто слово
ради красного словца, не эвфемизм "траханья" и не гуманитарный сбоку
бантик. Это та рамка, в которой И. С. Кон рассматривает влечение друг к
другу людей одного пола; конечно, не все, что встречается в жизни,
умещается в этой рамке, но это никак не уменьшает ее значения и ценности.
Сегодня, когда психоанализ в России переживает свое второе рождение, мы
редко вспоминаем, что далеко сии переживает свое второе рождение, мы
редко вспоминаем, что далеко не все приверженцы 3. Фрейда разделяли его
взгляды на формирование сексуальной ориентации и толерантность
основателя психоанализа к разным ее проявлениям и формам. Если
отвращение подвергшегося в детстве гомосексуальному покушению К. Юнга к
гомосексуальности привело его просто к отказу от ее изучения как
врожденного свойства, то В. Райх испытывал откровенную ненависть к
гомосексуалам, а А. Адлер относился к гомосексуальности как к извращению
и неврозу.
До сих пор, насколько мне известно, в отечественной литературе, где
доминировала биомедицинская теория гомосексуальности, не приводились
данные Э. Хукер, исследования которой стали в 50-60-х гг. сенсацией --
она пришла к заключению, что "Гомосексуальность как клиническое явление
не существует. <...> Роль специфических форм сексуального желания и его
проявлений в структуре и развитии личности, по-видимому, не столь велика,
как принято считать". Хукер исследовала гомосексуалов, не обращавшихся к
врачам, и в этом смысле ее подход продолжил, хотя и иными средствами,
линию на массовые, неклинические обследования, начатые А. Кинзи. Но
толкование статистических данных такого рода едва ли возможно без ответа
на вопрос о сущности гомосексуальности. Хотя и есть определенные
биологические предпосылки гомосексуальности, показывает И. С. Кон, речь
должна идти о многообразии гомосексуальностей, а не о едином для всех
гомосексуализме.
Основная часть книги посвящена культурным и историческим контекстам
однополой любви, сравнению ее в этих контекстах у мужчин и женщин, ее
месту в литературе и искусстве. В завершающей части речь идет о
психологических перипетиях гомосексуальности. Как она переживается самим
человеком? Как он воспринимает отношение к ней и к себе других людей?
Как строит свою жизнь, адаптируется в обществе, в котором живет, находит
свое счастье, разрешает связанные с любовью проблемы и конфликты?
Плотность информационного потока всей книги столь велика, что ни
пересказывать содержание, ни даже бегло перечислить основные блоки нет
ни возможности, ни смысла -- зачем совершать такое насилие над
замечательным текстом? Да и дело, в конечном итоге, совсем в ином.
Неоценимо важно, что на столе у читателя оказалась первая и пока
единственная в стране глубокая, научная, интеллигентная книга на эту
тему, не отвергающая, а аргументирован-то опровергающая сказки и домыслы
о гомосексуальности, разделяющие людей и увеличивающие количество вражды
в мире, который и без того переполнен ею. Трудно переоценить и то, что
гомосексуальность, наконец, рассматривается как много- и широко-плановый
феномен человеческой жизни, значение которого определяется не тем --
присуща она человеку и людям или нет, а тем, что человек и люди с ней
делают, какую роль она играет в их жизни.
Не менее важно и то, что книга помогает осознать казалось бы простые, но
по сию пору не понятые и не принимаемые многими людьми вещи. Среди них и
то, что движения геев и лесбиянок (лесбигеев) это не "распространение
заразы", а лишь стремление освободиться от дискриминации и преследований.
Да, порой эти движения выглядят достаточно эпатирую-де. Однако, говорит
автор, "любое угнетенное меньшинство противопоставляет тезису о своей
неполноценности антитезис о своем превосходстве. И то и другое одинаково
ложно". Но -- добавлю -- такое гиперкомпенсаторное cамоутверждение
психологически вполне понятно и может оказаться ненужным лишь тогда,
когда остракизм или унижающее сочувствие уступят место принятию и
уважению права человека на индивидуальность и ее реализацию без сования
носа в его постель.
Употребив несколько раз по когнитивной инерции понятие сексуальной
ориентации, хочу подчеркнуть, что автор убедительно показал -- нет
единого для всех содержания этого понятия, которое на самом деле
является лишь обобщающим названием для вполне самостоятельных, хотя и
взаимосвязанных сторон человеческой жизни, которая на пороге третьего
тысячелетия, наконец, начинает осознаваться как всевозможностное
многообразие.
Пару лет назад, оказавшись в сибирской тайге, я вдруг увидел -- как
прозрел, что у каждого дерева -- свое лицо, своя энергетика, свой голос.
Но потом вдруг вспомнил, что ведь знаю это -- знаю по громадным каштанам
детства, по карликовым березам Заполярья... А одинаковыми только бревна
бывают -- и то, пока не приглядишься.
----------------
В.Е. Каган, доктор мед. наук, профессор, Санкт-Петербург
Содержание
Индекс
www.pseudology.org
|
|