07 февраля 2008 года
Игорь Семёнович Кон
Справка для ПАСЕ
В СССР однополая любовь была одновременно уголовным преступлением, психическим заболеванием и порождением буржуазного образа жизни. Переход на европейские нормы требовал освободиться от этого наследия. В 1993 году гомосексуальность была декриминализована. Сделано это было не потому, что власть стала просвещенной или испытывала сильное давление снизу (ЛГБТ организации реального влияния не имели, а всем остальным это было безразлично), а исключительно по политическим соображениям, чтобы войти в Совет Европы.
 
В 1999 г. декриминализация была дополнена депатологизацией: страна перешла на классификацию болезней Всемирной организации здравоохранения, где такой диагноз отсутствует. На Западе этим сдвигам предшествовали многолетние исследования и споры, российских же медиков, как ранее – юристов, просто поставили перед фактом. Почему страшное "половое извращение" вдруг стало вариантом нормы, никому, даже врачам, толком не объяснили.

Легализация однополой любви сделала её более видимой и слышимой, это вызывает раздражение консервативных людей и всех тех, кому не нравится демократия, предполагающая плюрализм и толерантность к разным стилям жизни. При отсутствии в стране какого бы то ни было сексуального образования, отношение к сексуальным меньшинствам остается противоречивым и достаточно враждебным. По данным репрезентативных национальных опросов Левада-центра в 1998, 2001 и 2005 гг., 31 % россиян стабильно считают гомосексуальность болезнью или результатом психической травмы, 36 % - следствием распущенности, вредной привычкой и только 20 % - сексуальной ориентацией, имеющей равное с обычной право на существование ( в 2005 г. среди 18-24 летних доля таких ответов выросла до 39.5%).

Бытовая, трайбалистская гомофобия дополняется политической. Нападки на сексуальные меньшинства со стороны фашистско-националистических организаций усиливались на протяжении всех 1990-х годов. В 2001/2002 гг., на фоне возрождения имперского сознания, усиления национализма и ксенофобии и клерикализации российского государства, они вступили в новую фазу. Весной 2002 г. в Думу был даже внесен законопроект, предлагавший восстановить уголовное наказание за мужеложство.
 
Естественно, он был отклонен, - в случае его принятия, России пришлось бы "выйти" из Европы, - но компания по дискредитации сексуальных меньшинств в СМИ продолжилась. Гомосексуалов демонизировали и назначили ответственными козлами отпущения не только за их собственные грехи, но за все беды и противоречия современной жизни, включая ослабление семьи и снижение рождаемости Главной движущей силой компании по разжиганию моральной паники стала РПЦ, занявшая место прежнего коммунистического Агитпропа. Её аргументы члены Европарламента слышали непосредственно из уст Патриарха.

Специфическая черта российской политической гомофобии – её резко выраженная антизападная направленность. В начале нового тысячелетия Россия и Запад стали политически и идеологически развиваться в противоположных направлениях. На Западе после завершения процессов декриминализации и депатологизации сексменьшинства стали бороться за признание своих гражданских и человеческих прав и при поддержке демократических сил добились в этом значительных успехов.
 
В России они перестали быть преступниками и больными, но никаких прав и гарантий безопасности не получили. Хотя у них есть свои клубы и Интернет-сайты, социально они как бы не существуют. Московские власти с 1995 г. отказывают геевским правозащитным организациям в регистрации "по моральным основаниям". В электронных СМИ их обычно изображают карикатурно или враждебно. С начала 1990-х гг. в России проведено много массовых опросов общественного мнения об отношении к гомосексуалам в контексте общей социальной толерантности.
 
Их выводы можно свести к следующему

1. Общий уровень неприязни к инаколюбящим в стране высокий, однако он сильно варьирует в зависимости от пола, возраста, уровня образования, местожительства, а также религиозных и политических взглядов.

2. У подавляющего большинства людей эта неприязнь, причем враждебность к мужчинам-геям в 5 раз сильнее неприязни к лесбиянкам, проистекает не из личного опыта общения, а является следствием традиционного воспитания и воздействия СМИ; люди, лично знакомые с гомосексуалами, относятся к ним значительно лучше, чем остальные. Это особенно ярко проявляется в столицах и мегаполисах.

3. Подавляющее большинство населения России, включая интеллигенцию, не обладает даже самыми элементарными научными знаниями о природе гомосексуальности, и получить эту информацию практически негде;

4. Отношение россиян к сексуальным меньшинствам не сводится к антитезе: гомофобия или толерантность. 40-45 % населения эти вопросы безразличны и кажутся искусственно раздутыми. Доля последовательных гомофобов, сторонников репрессивной политики, по подсчетам аналитиков Левада-центра, составляет около 22 % , доля последовательно толерантных людей примерно такая же.

5. Разжиганием гомофобии и моральной паники занимаются те же самые люди и организации, которые проповедуют традиционализм, национально-религиозную исключительность и ненависть к демократическим ценностям.

До 2005 г. особого беспокойства властям российские сексменьшинства не доставляли. Несмотря на многочисленные факты диффамации и дискриминации, многие геи и лесбиянки считали отмену уголовного преследования, возможность беспрепятственного удовлетворения своих сексуальных пристрастий и наличие собственной субкультуры и индустрии развлечений (клубы, дискотеки и т.п.) достаточными условиями социального благополучия. Возникшие в 1990-х годах немноголюдные и разобщенные местные ЛГБТ организации (создать национальный центр им не позволили ), занимались преимущественно локальными проектами, созданием инфраструктуры общения, психологическим консультированием и, совместно с разными медицинскими центрами, профилактикой ВИЧ-инфекции.
 
В политику они не лезли и правозащитной деятельностью занимались мало. Социально-успешных и аполитичных геев такое положение в целом удовлетворяло. Однако контраст между тем, что они видели на Западе и в собственной стране, не мог не вызывать психологического напряжения и чувства обиды. Новый виток борьбы за преодоление гомофобии в Европе нашел отклик и в России. Помимо их собственной воли и желания, российские ЛГБТ оказались заложниками нового идеологического противостояния России и Запада.

Инициированный в Париже, без учета особенностей социально-политической ситуации в России и вопреки мнению большинства российских ЛГБТ активистов, гей-парад, будучи юридически и морально абсолютно законным, стал для российских националистов и фундаменталистов желанным предлогом для нагнетания социального напряжения и массовых акций устрашения. Призывы к насилию были совершенно открытыми, а его жертвами стали ни в чем не повинные люди, точное число которых неизвестно.
 
Позиция властей и милиции была в лучшем случае двусмысленной, часто они были заодно с погромщиками. Эти события раскололи и без того аморфное российское ЛГБТ-сообщество; способствовали консолидации черносотенно-гомофобных сил и сближению соперничающих друг с другом конфессий; дали мощный импульс агрессивной гомофобной пропаганде, отвечать на которую было некому и негде; резко усилили антизападные настроения, позволив консервативным силам и власти представить гомосексуальность как образ врага и как нечто навязываемое русской культуре извне.

Подавляющее большинство россиян идею гей-парада не поняло ( никто им её не объяснил) и не поддержало. По данным национальных опросов Левада-центра и Фонда "Общественное мнение" (июнь 2006 г. ) решение московских властей о запрете гей-парада одобрили 76-77 % россиян, только 9 % считают уличные манифестации сексменьшинств допустимыми. Менее однозначно, но в целом отрицательно и отношение к однополым бракам. По опросам Левада-центра (апрель и август 2005 ), их считают недопустимыми 72 % , поддерживают 15 % респондентов. Опрос ВЦИОМ (январь 2005) дал другие цифры: 54 % осуждают, 14% поддерживают и 17 % занимают неопределенную позицию.

С тех пор, при поддержке государственных СМИ, в стране идет активная гомофобная пропаганда, сказать о ЛГБТ что-нибудь плохое стало хорошим тоном. Это сказывается на общественном сознании. При опросе Левада-центра "Считаете ли вы морально приемлемым или морально неприемлемым...?" (декабрь 2007) гомосексуальность, наряду с курением марихуаны, возглавила список "неприемлемых" качеств, её осудили 84 % , сочли приемлемой 4 % , лишь 5% опрошенных считают, что "это не является вопросом морали".
 
Результаты опросов не стоит переоценивать, очень многое зависит от контекста и формулировки вопросов. Если суждение подается как "моральное", это увеличивает долю негативных оценок, люди осуждают даже то, что сами делают и чему не придают значения. Доля вменяемых людей в России, несомненно, превышает 5 %. Тем не менее проблема гомофобии и политических спекуляций на ней стоит очень остро. Клерикалам и популистам очень хочется, если уж нельзя вовсе запретить гомосексуальность, снова сделать её "неназываемой".
 
Из четырех представленных в Думе фракций, две – "Справедливая Россия" и КПРФ – воинствующе гомофобны, представители "Единой России" высказываются в том же духе, но более осторожно. Проправительственные партии и СМИ называют любую публичную активность ЛГБТ следствием "европейского заговора", направленного на подрыв российской морали и государственности. Оппозиционные демократические и либеральные партии и политики дружно открещиваются не только от гей-парада, но и от сексуальных меньшинств как таковых Готовность признавать гражданские права ЛГБТ выразили только мало кому известные "Транснациональная радикальная партии" и "Свободные радикалы".

Однако есть и противоположная тенденция. Майская акция 2007 г. нашла больше понимания и сочувствия в стране, чем предыдущая. Несмотря на сложные отношения с её организаторами, в их поддержку выступили ведущие российские правозащитные организации. Пример группы мужественных людей, отстаивающих свое гражданское и человеческое достоинство, вызывает растущее уважение в обществе. Чем больше людей чувствуют себя опущенными и неназываемыми, тем сильнее будут симпатии к ЛГБТ. Сочувствие униженным и оскорбленным – старая русская традиция. 24 января в ходе Интернет голосования на популярной радиостанции "Эхо Москвы" почти половина респондентов признали, что права гомосексуалов в России нарушаются.

Положение сексуальных, как и любых других, меньшинств в России зависит от судьбы её демократических институтов, предсказывать которую я не рискую. Резолюции ПАСЕ повлиять на них не могут. Однако принципиальная позиция ПАСЕ очень важна.
 
Поэтому позволю себе высказать несколько соображений

1. Если речь идет не просто о декларации общих принципов, но и о способах их реализации, необходимо учитывать исторические особенности развития и уровень реально достигнутой политической культуры соответствующих стран.

2. Наряду с уличными акциями, вроде гей-парада, к которым разные страны могут быть неодинаково восприимчивы, следует уделять больше внимания повседневной органической работе по преодолению гомофобии.

3. Очень важно добиться легализации правозащитных и культурных ЛГБТ организаций и уважительного отношения государственных органов к их деятельности, в том числе – по профилактике ВИЧ. Это имеет не только практическое, но и символическое значение.

4. Необходимо законодательное запрещение дискриминации и диффамации ЛГБТ и систематический международный мониторинг их реального положения.

5. Важный аспект этой работы – систематическое сексуальное образование молодежи, включая научную информацию об альтернативной сексуальности. Главной группой риска являются мальчики-подростки.
-------------------------
Более подробная информация по всем указанным вопросам содержится в:
 
Гомофобия как лакмусовая бумажка российской демократии //Вестник общественного мнения, 2007, № 4 (90), с.59-69
Sexual Revolution in Russia. From the Age of the Czars to Today. New York: The Free Press, 1995
Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. 2 изд., переработанное и дополненное. М.: Олимп – АСТ, 2003
Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Айрис-пресс 2005
В публикациях на моем сайте

Статьи

Кон И.С.

 
www.pseudology.org