Игорь Семёнович Кон
Состояние общественного сознания
В связи с тем, что российские фашисты (хотя некоторые из них на такое название обидятся) используют сексуальность вообще и гомосексуальность в особенности в качестве разменной монеты в своих грязных политических играх, так что эти вопросы становятся ключевым моментом будущей избирательной компании, хочу познакомить читателя с содержание соответствующего раздела второго издания моей книги "Лунный свет на заре" (книга выйдет в ближайшие месяцы)

Советское общество отличалось крайней нетерпимостью к любому инакомыслию и необычному поведению, даже совершенно невинному. Гомосексуалы же были самой стигматизированной социальной группой. При опросе ВЦИОМ в ноябре 1989 г. на вопрос "Как следовало бы поступать с гомосексуалистами?" 31% опрошенных россиян ответили - "ликвидировать", 32% - "изолировать от общества", 12% - "предоставить их самим себе" и 6% - "оказывать помощь". Отношение к ним было значительно хуже, чем к проституткам, наркоманам, неполноценным от рождения, больным СПИДом, бродягам, алкоголикам и выдуманным (и потому особенно опасным) "рокерам".

В последующие 10 лет россияне стали терпимее. В 1999 г. доля желающих "ликвидировать" гомосексуалистов снизилась до 15%, за "изоляцию" высказались 23%, за "помощь" 16% и за то, чтобы предоставить их самим себе - 18% ( Левада, 2000, с.458). При этом молодые люди (до 24 лет) в три с лишним раза либеральнее пожилых, а люди с высшим образованием вдвое терпимее тех, кто не окончил средней школы.

Сходные результаты дают и другие массовые опросы (см. Кон, 1997). В целом уровень гомофобии в России выше, чем во многих других странах Европы, но отнюдь не самый высокий. В июне 1993 г. на вопрос ВЦИОМ "Как бы вы оценили по шкале от 1 до 5 поведение людей, которые имеют гомосексуальные связи?" отрицательный полюс ("это заслуживает осуждения") выбрали 69.4% мужчин и 71.6% женщин, а положительный полюс ("не вижу в этом ничего предосудительного") - только 8.8 и 7.8%. Но при разбивке в младшей возрастной группе (от 16 до 25 лет) такие полярные ответы соотносятся как 54.3% : 18.5% , а в старшей (старше 55 лет) -- как 82.6% : 4.1%.

В экспресс-опросе ВЦИОМ феврале 2001 г. был предложен такой вопрос: "Люди очень по-разному относятся к гомосексуалистам и лесбиянкам. Как Вы лично думаете, это - …". Вариант "распущенность, вредная привычка" выбрали 36% опрошенных, "болезнь или результат психической травмы" - 31%, "сексуальная ориентация, имеющая равное с обычной право на существование" - 20%, "признак особой одаренности, таланта" - 1%, "затрудняюсь ответить – 12% ( Общественное мнение – 2001, с. 143).

Даже не одобряя гомосексуальность, большинство молодых россиян не склонны дискриминировать ее носителей. В таблице 3 представлены ответы петербуржцев по данным репрезентативного опроса 1996 года.

Таблица 3
 
 
Мужчины 18-34
М 35-54
М 55-74
Всего
Совсем не согласен
9.7
19.1
26.5
17.0
Согласен в незначительной степени
4.2
5.5
5.6
5.0
Трудно сказать
20.8
27.8
29.6
25.3
Согласен в значительной степени
19.8
16.7
6.2
15.8
Полностью согласен
45.5
31.5
32.1
37.0
%
100
100
100
100
N
308
330
162
800


Вопрос 10. Гомосексуальные отношения между взрослыми людьми – это их личное дело, государственным властям и закону не следует в это вмешиваться
 
 
Ж 18-34
Ж 35-54
Ж 55-74
Всего
Совсем не согласна
5.9
17.4
33.8
17.9
Согласна в незначительной степени
5.6
4.5
3.0
4.5
Трудно сказать
18.2
22.3
25.0
21.7
Согласна в значительной степени
18.7
15.5
8.4
14.7
Полностью согласна
51.6
40.3
29.7
41.3
%
100
100
100
100
N
374
466
296
1136

При нашем опросе учащихся 7-9 классов в 1997 г. с суждением "Гомосексуальные отношения не должны осуждаться, это личное дело каждого" полностью согласились 37.7% мальчиков и 53% девочек, скорее согласны, чем несогласны 17% и 19%, не согласны 24.4% мальчиков и 10.4% девочек, затруднились ответить 20.7% и 17.2%. Подростки в этом вопросе значительно, в 2-3 раза терпимее своих родителей и учителей.

Хотя тенденции развития в России в этом вопросе те же, что и в странах Запада, вопрос о сексуальных меньшинствах остается сложным и политически острым.

С появлением гласности и особенно после отмены статьи 121 однополая любовь стала модной темой искусства и средств массовой информации Связанные с нею проблемы открыто обсуждаются на ТВ и в массовых газетах. В кинотеатрах и по телевидению идут классические фильмы Джармена, Висконти и других. Гомосексуальные аллюзии уже мало кого шокируют. На русский язык переведены классические произведения Ж. Кокто, Ж. Жене, Д. Болдуина, К. Ишервуда, Т. Капоте, Ю. Мисимы, У.Берроуза, C.Спендера. Г. Стайн, Э.М. Форстера, К. Кавафиса и многих других. Издаются и переиздаются сочинения Михаила Кузмина и современных российских голубых поэтов и писателей (Д. Бушуева, Д. Волчека, А. Ильянена, Д. Кузьмина, Я Могутина, А.Шаталова, Н. Шарандак и др). Издан двухтомник Евгения Харитонова (1941-1981). Особенно большую работу в этом плане проводят издательства "Глагол" и "Колонна". Большим успехом у публики (и не только голубой) пользуется творчество театрального режиссера Романа Виктюка и эстрадного певца и танцора Бориса Моисеева. Последний стал своего рода символом гомосексуальной массовой культуры и неоднократно подвергался за это гонениям (нередко его концерты запрещают и сейчас).

Многое меняется в повседневном быту. В Москве, Петербурге и некоторых других крупных городах успешно функционируют голубые дискотеки и бары, на самые разные цены и вкусы. Много гомосексуальных сайтов разного уровня и направленности появилось в российском Интернете. Свидетельство признания коммерческой ценности гомосексуальной потребительской субкультуры – посвященный ей специальный выпуск журнала "Рекламный мир" (№ 9 [94], 2000 ).

Однако нападки на гомосексуалов в коммунистической и националистической прессе в последние годы даже усилились. Никаких законов, ограждающих геев и лесбиянок от дискриминации и диффамации в России нет и не предвидится, хотя фактов и того и другого очень много. Я лично знаю случаи необоснованного увольнения молодых людей с работы только потому, что их начальники узнали об их нетрадиционной ориентации. Большинство российских геев, даже в максимально терпимой столице, предпочитают, чтобы на работе об их ориентации не знали.

Жесткую непримиримую позицию по отношению к гомосексуальности занимает Русская православная церковь. Не ограничиваясь морально-религиозным осуждением, РПЦ публично заявила, что будет добиваться отстранения от педагогической деятельности людей, пропагандирующих гомосексуализм. Поскольку "пропаганду гомосексуализма" РПЦ трактует очень широко, ее глобальные притязания на контроль над умами противоречат конституционному принципу свободы совести и отделению церкви от государства и школы от церкви.

Гомофобные настроения разделяют и некоторые представители либеральной интеллигенции. На встрече деятелей российской интеллигенции с президентской администрацией 19 августа 1996 г. выдающийся писатель Фазиль Искандер, поддержанный знаменитым пианистом Николаем Петровым, предложил даже ввести нравственную цензуру "в связи с нашествием на телеэкраны агрессивной прослойки секс-меньшинств", - "всяких пенкиных и моисеевых". По словам газетного отчета, "вялое сопротивление "духу цензуры" оказал только Мстислав Ростропович, сказав: "Лишь благодаря знакомству с творчеством Элтона Джона я понял, что такое "рок" (Полевая, 1996).

Большинство российских СМИ говорят о сексуальных меньшинствах преимущественно иронически или в связи с проблемами, возникающими у "нормальных" людей (мать, заставшая пятнадцатилетнюю дочь в постели с одноклассницей, жена, от которой муж ушел к другому мужчине, и т.п.). "Чужие" проблемы прессу не волнуют. Евгений Лесин со страниц "Книжного обозрения" (11 октября 1999 г.), походя, поведал миру, что "алкоголизм, как известно, это скрытый гомосексуализм, а антисемитизм (в целом) и любовь к нацистской символике (в частности) – это гомосексуализм явный" (бедные макашовцы и баркашовцы, кто засвидетельствует их сексуальную благонадежность?!) Психолог Марина Левченко уверяет многомиллионных читателей "Комсомольской правды" (16 ноября 2001 г., стр.11) , что "гомосексуализм – это врожденное отклонение на хромосомном и психологическом уровне", и советует озабоченной матери, если ее дочь в 15-16 лет "по-прежнему не будут интересовать парни, тогда стоит обратиться к специалисту" (интересно – какому?). Иногда гомофобские выходки объясняются не столько личными антипатиями авторов и редакторов, сколько низким общим профессиональным и нравственным уровнем современной российской журналистики. Единственная массовая газета, занимающая открыто про-геевскую позицию, - "Московский комсомолец".

Зачастую газеты даже консервативнее своих читателей. Двое новосибирских голубых парней, уехавших в Германию и зарегистрировавших в Гамбурге свой брак, поделились своей радостью с "Комсомольской правдой". Газета напечатала интервью с ними - как ни как, сенсация! - сопроводив его ироническим комментарием и вопросом "Стоит ли разрешить в России однополые браки?" И вот какие ответы редакция получила по Интернету. До 11 декабря 2001 г. ответили 9149 человек:

да, пускай себе женятся - 6012 (66%)
нет, это против природы человека 1777 (19%)
за гомосексуализм надо вообще наказывать 1172 (13%)
рано или поздно все равно разрешат 60 (0.7%)
а как насчет проблемы рождаемости? 118 (1.4%)

Разумеется, эта выборка нерепрезентативна, - молодежь, тем более - компьютеризованная, значительно либеральнее населения в целом. Но разрыв между редакцией и читательской массой очевиден, и он явно не в пользу редакции.

Статьи и другие публикации

 
www.pseudology.org