| |
2010
|
Игорь Семёнович Кон
|
Ответы на вопросы о
БДСМ |
Редакция журнала
"Частный репортер" попросила меня ответить на два вопроса:
1. Каковы корни BDSM? Можно ли, по-Вашему, назвать это сексуальным
отклонением?
2. Какие люди чаще всего увлекаются БДСМ-практиками
и вообще
подвержены склонностям "быть рабами или рабынями", или наоборот,
стремлению унижать партнера в сексе?
Сокращенный текст моих ответов, в рамках проведенного журналом обзора,
опубликован
Ниже публикуется их полный текст
Это очень сложные вопросы. В психиатрии и сексологии подобные
практики называют
парафилиями,
расстройствами сексуального предпочтения. Однако уже давно многие
исследователи считают данный диагноз слишком общим. Эти техники -
связывание и дисциплину (Bondage and Discipline) и/или доминирование и
подчинение (Dominance and Submission) - практикуют многие
социально успешные и психически здоровые люди.
После выхода книги знаменитого американского психиатра
и психоаналитика Роберта Столлера (Robert J.
Stoller. Pain and Passion:
A Psychoanalyst Explores the World of S&M, Plenum Press, 1991) ,
который начал изучать садомазохизм в качества психиатра, но был вынужден
превратиться в
этнографа и пришел к выводу, что никакой диагноз не в
состоянии описать многообразие этого мира, сомнения на сей счет
появились и у психиатров.
Лично мне книгу
Столлера в 1995 г.
порекомендовал крупнейший европейский специалист по этим сюжетам,
руководитель Гамбургского Института сексологических исследований и
судебной психиатрии профессор Вольфганг
Бернер.
Как почти все в сексологии, эти вопросы являются
междисциплинарными. Для установления степени распространенности БДСМ и
определения демографических и психологических свойств его адептов,
помимо клинических исследований, необходимы репрезентативные данные,
полученные на больших выборках. До конца ХХ в. таких исследований не
было, выборки не превышали 150-200 респондентов и были
нерепрезентативными. Теперь картина начала меняться. В 2001–2002 гг.
в Австралии был проведен национально репрезентативной телефонный опрос
(19,307 респондентов в возрасте от 16 до 59 лет), результаты которого
опубликованы в официальном журнале Международного общества по
сексуальной медицине. Их выводы
я изложил на своем сайте
Выяснилось, что в течение предыдушего года разными формами
BDSM занимались 1.8% всех сексуально активных людей (2.2% мужчин и
1.3% женщин). Эти практики сильнее распространены среди геев, лесбиянок
и бисексуалов. Вовлеченные в них люди чаще других имели также опыт
орального и /или анального секса, имели больше одного сексуального
партнера, а также чаще занимались телефонным сексом, посещали
сексуальные Интернет-сайты, смотрели порнографические фильмы или видео,
пользовались сексуальными игрушками, имели опыт группового секса и т.п.
Авторы проверяли три главные гипотезы:
1. Участники BDSM в прошлом чаще других подвергались
сексуальному принуждению;
2. Они психологически менее благополучны;
3. Они чаще испытывают сексуальные трудности, такие, как
отсутствие интереса к сексу или трудности с переживанием
оргазма.
Все три гипотезы не подтвердились
Общий вывод исследования:
BDSM – просто сексуальный интерес или привлекательная для определенного
меньшинства людей субкультура, которая не является патологическим
симптомом прошлого насильственного опыта или следствием трудностей с
"нормальным" сексом. К близким выводам пришли и другие новейшие
исследователи, изучавшие меньшие по численности выборки, но зато
использовавшие больше психологических тестов (Cross and Matheson 2006;
Weinberg 2006)
В крупнейшем - 22,543 респондентов - Интернет-опросе в
Германии (2008) наличие БДСМ
опыта признали 9.2 % опрошенных. По степени распространенности эта
практика у мужчин и женщин занимает одно и то же ( восьмое) место, но
женщины занимаются ею несколько чаще, чем мужчины ( 9.5 % против
8.3%).
Хотя эти цифры нельзя считать нормативными, тем более, что
они не совпадают, очевидно, что речь идет о значительной группе людей,
имеющих общие интересы, субкультуру и т.п. Эта группа весьма
неоднородна. Объяснить чрезвычайно разнообразные (иногда полярные)
сексуальные практики и установки и связанные с ними
индивидуально-личностные особенности этих людей какой-то одной причиной,
типа "детской травмы", невозможно.
Глобальные психоаналитические теории
помогают ретроспективно понять и описать феноменологию соответствующих
переживаний, но их предсказательная сила невелика. Столь же
абстрактны биоэволюционные теории, например, работы популярного у нас
Десмонда Морриса (его профессиональная репутация в
западной антропологии
весьма проблематична).
В связи с международной компанией за запрет телесных
наказаний, которую я в целом горячо поддерживаю, в последние годы на
Западе появились исследования, в том числе метаанализы, утверждающие,
что склонность к БДСМ порождается опытом родительской порки.
Статистические корреляции между БДСМ и поркой
действительно существуют, но еще
Фрейд подметил, что подобные фантазии гораздо чаще возникают у
детей в процессе взаимоотношений со сверстниками, причем эти фантазии
могут предшествовать реальному личному опыту.
Рассказы такого типа
часто присутствуют в БДСМ сайтах:
"У меня это тоже родом из детства... как и у всех,
наверное. Сперва, конечно, неосознанно. Любил разглядывать картинки в
учебнике по истории, изображавшие связанных рабов. Когда играли на
заброшенной стройке в войну, в индейцев и еще бог знает во что -
нравилось, когда попадал в плен. Особенно нравился вариант "мальчишки
против девчонок". Когда меня ловили, я обычно пытался вырваться - но не
слишком старался, мне нравилось, когда мне заламывали руки за спину,
заставляли вставать на колени... Осознанным это желание стало, когда мне
было лет 12...ближе к 13. Я в очередной раз попал в плен к девчонкам.
Меня привели в штаб - недостроенный дом - и тут одна девочка, блеснув
эрудицией, объявила, что пленников всегда пытают. На вопросы "как?" она
молча сунула руку мне в шорты и сжала кулак. У меня аж дыхание
перехватило. Она давила изо всех сил, а я только молча извивался в ее
руках. Девчонки жадно глядели на это. Когда она меня отпустила, началось
бурное обсуждение. Пытка всем понравилась, но попробовать остальные не
решились. В своих ощущениях я разобрался позже, а были они очень для
меня новыми и необычными. Во-первых, боль в паху была мне до того
момента незнакома - я и не думал, что будет так больно. Во-вторых, я
почувствовал себя абсолютно беспомощным. И, в-третьих, мне понравилось.
Признаться в этом самому себе было трудно, но потом все мои подростковые
сексуальные фантазии крутились вокруг этих незабываемых переживаний".
К тому же спанкинг (любовь к порке) – очень небольшая часть
репертуара БДСМ.
В книге о телесных наказаниях "Бить или не бить?", которую
я собирался закончить этим летом, но жара мои планы перечеркнула, я
пытался обобщить важнейшие данные об этом сюжете, но вопросов оказалось
больше, чем ответов.
Мне кажется бесспорным, что склонность некоторых людей к
БДСМ является врожденной и материализована нейрофизиологически. Рано
или поздно это докажут исследования с применением магнитно-резонансной
томографии (МРТ). У других это может быть следствием раннего детского
опыта. Впрочем, одно другого не исключает, в подобных случаях важен не
столько сам опыт, сколько его интерпретация субъектом, которая, в свою
очередь, опирается на нормативные установки культуры, представления о
соотношении "секса" и "унижения" и т.д. Философски и культурологически
эта тема неисчерпаема, для ее операционализации лучше всего подходит
сформулированная в 1973 году Джоном
Гэньоном и
Уильямом
Саймонсом (William Simons)
теория сексуального
сценария.
Существенная черта современной культуры – наличие
разветвленного виртуального БДСМ сообщества, существует оно и в России.
Диапазон БДСМ Интернет-сайтов простирается от примитивной порнографии и
обмена личным опытом и фантазиями, без которого люди существовать не
могут, до сложной научно-философской рефлексии, подчас более
эрудированной и нюансированной, чем представления некоторых
психиатров, все еще живущих в эпоху
Краффт-Эбинга.
Наиболее социально значимые и поэтому требующие строгих
дефиниций медицинские (болезнь или индивидуальные особенности) и
юридические (степень допустимости тех или иных сексуальных практик и
признание права соответствующей субкультуры на существование) аспекты
этой темы вращаются вокруг трех осей:
а) способен ли субъект контролировать свои сексуальные
желания, может ли он поставить им границы;
б) степень добровольности, соотношение условного (игрового)
и реального насилия в сексуальном взаимодействии пары и группы;
в) реальные и потенциальные последствия соответствующих
практик.
Все это требует серьезных профессиональных научных
исследований.
Статьи и другие публикации
www.pseudology.org
|
|