Игорь Семёнович Кон
От интимного дневника к социальным сетям
Важным аспектом  подростковой жизни издавна были  интимные дневники. Внутренний диалог и потребность зафиксировать события собственной жизни  тесно связаны с развитием самосознания и ощущением некоего коммуникативного дефицита, когда, как писал 15-летний Добролюбов, необходимо поговорить "хоть с самым собой, за недостатком другого собеседника, который бы с участием выслушал мои признания". дневник – это воображаемый, по нынешнему – виртуальный друг.

Потребность в нём  возникает у девочек значительно раньше.  Девочки чаще и раньше мальчиков начинают вести дневники и делают это систематичнее, да и сами их  дневники более интимны. Как правило, это описание собственных чувств и переживаний, особенно любовных, сплошной разговор с собой и о себе. Девичий дневник – средство не только внутренней, но и внешней коммуникации. Девочки охотно показывают свои дневники подругам, а при случае – и мальчикам.
 
Юношеские дневники встречаются значительно реже, они более разнообразны и предметны, в них шире отражаются интеллектуальные увлечения,  интересы и практическая деятельность автора, зато свои эмоциональные переживания мальчики описывают  более скупо и сдержанно.  Постоянно ведут дневники преимущественно одинокие или склонные к литературным занятиям мальчики, для которых ведение дневника служит профессиональной школой. Показывать свои дневники посторонним мальчики не любят, это знак очень высокого доверия.

С появлением Интернета наши  коммуникативные возможности необычайно расширились. Теперь можно не только придумать себе друга, но и найти его в виртуальном пространстве.  Прежние интимные дневники и журналы в значительной степени вытеснены такими формами  интимно-публичного (десять-пятнадцать лет назад такое словосочетание показалось бы абсурдным)  общения как блоги и социальные сети. Формы  онлайновой активности подростков быстро меняются.
 
Если в 2003-2006 годах количество блогов быстро росло, то с 2006 до 2009 г., по данным опросов Pew Internet & American Life Project, доля блогеров среди американских подростков и молодых взрослых  сократилась с 28 до 14 %.   Вместо этого подростки и молодежь чаще предпочитают проводить время в социальных сетях, типа Facebook и MySpace, которыми пользуются 73% всей американской молодежи, имеющей доступ в сеть (в 2006 г  это делали 55 % тинейджеров).
 
В России подростковые сетевые ресурсы меньше, а социологические опросы посвящены главным образом проблемам безопасности, что делает правдивость ответов более проблематичной.  Тем не менее,  среди опрошенных в 2009 г.  4338 старшеклассников вообще не пользуются Интернетом только 5 % , для остальных  его главной функцией является общение: 90% ведут онлайн-дневники, 87 %  общаются с друзьями через Skype, 57% -  присутствуют в разных социальных сетях, типа Живого Журнала (ЖЖ).

Содержание и  формы онлайнового общения чрезвычайно разнообразны.  Важное место в нём занимает художественное творчество.  В 2006 г. 39 %  12-17-летних "сетевых" американских подростков размещали в сети свои рисунки, фото, рассказы,  видео и т.п.,  каждый четвертый включал  найденный им  онлайновый контент в собственное творчество.  Однако главная функция Интернета – свободное общение,  возможность себя показать и подружиться  с кем-то интересным. Ключевое понятие здесь дружба: "MySpace is a place for friends.”  На компьютерном жаргоне, и не только американском, "другом" становится любой человек, который хочет общаться с  тобой в сети.  Это явная инфляция дружбы и интимности.

Однако не все так просто. Создавая свой блог или присоединяясь к ЖЖ, подросток обычно начинает с подражания сверстникам или по их  прямому настоянию, но затем  старается выработать собственный стиль.  Ориентация на других дополняется маркированием собственной идентичности и экспериментированием с ней.  Хотя Интернет допускает полную анонимность, многие блогеры и участники социальных сетей, независимо от пола и возраста, этой возможностью не пользуются. Создание новых идентичностей встречается сравнительно редко.
 
Онлайновая идентичность подростка, образ, который он представляет другим, большей частью соответствует  его внесетевой идентичности. Хотя представляемый образ Я, как правило, в чем-то приукрашен (было бы странно, если бы было иначе), он вполне узнаваем.  Так,  79 %  российских  старшеклассников сообщают номер своего домашнего телефона, 65 % - номер мобильника, 60 % - номер школы или класса, 58 % - свои фотографии и фотографии родственников. 8 школьников из 10 пытаются встречаться с людьми, с которыми познакомились в Интернете, а 43% делают это часто. 

С точки зрения Интернет-безопасности, это реальный и  значительный риск, но многим подросткам он доставляет удовольствие, а главное  - облегчает самораскрытие. И это не просто иллюзия. Канадские, американские и голландские психологические исследования показывают, что онлайновое общение улучшает коммуникативные свойства подростка и качество его реальных дружеских отношений. Если происходит обратное -  виртуальное общение вытесняет реальное – это значит, что личные отношения подростка его не удовлетворяли.

Здесь есть возрастные различия. Если младшие подростки чаще экспериментируют со своей идентичностью, то старшие больше озабочены поддержанием ее стабильности и внутренней последовательности.  Кроме того,  дети чаще рассказывают о своих делах и достижениях,  а подростки и юноши – о личных чертах, чувствах и отношениях.

Так же предсказуемы гендерные различия. В центре интереса как мальчиков, так и девочек стоит собственное Я. Это проявляется и в рассказах, и в отборе фотографий. Это основано не столько на эгоцентризме, сколько  на логичном предположении, что твоих друзей, в отличие от посторонних, больше всего интересует твоя собственная жизнь. Но мальчики и юноши чаше обсуждают социальные и внесемейные проблемы, тогда как девочки говорят о своем непосредственном окружении. 
 
Мальчики-тинейджеры чаще помещают разнообразные  визуальные образы,  зато сильно уступают девочкам в создании блогов  (20 %  против 35 %). В этом тоже нет ничего удивительного: девочки с детства больше приучены  рассказывать о себе,  у мальчиков исповедальность и  эмоциональность  не поощряются, считаются признаком слабости. Девочки также уделяют больше внимания оригинальности оформления своих блогов и сайтов, это для них так же важно, как оригинальность одежды, которой мальчики могут пренебречь.

Важная особенность подростковой онлайновой активности – стремление отгородиться от взрослых, учителей и родителей.  Чтобы затруднить "узнавание" их сетевых образов, подростки стараются замаскировать их с помощью какой-то ложной информации,  в которой компьютерно-малограмотные взрослые не могут разобраться.  Контроль со стороны взрослых кажется им более серьезным покушением на их свободу, чем  рациональные доводы специалистов по Интернет-безопасности. На упреки родителей в скрытности и недоверии отвечают: "Но ведь это мое пространство!"  Ссылки на то, что это публичное и, возможно, опасное пространство,  всерьез не принимаются.

Изменение подростковых (и не только) представлений об интимности имеет свои макросоциальные корни. Для взрослых тинейджеры  –  с одной стороны, угроза, нарушители (девианты), которые  все время делают что-то не так, а с другой - предмет озабоченности, потенциальные жертвы чьих-то чужих покушений, от которых их нужно  охранять.  Сами подростки не чувствуют себя  ни тем, ни другим, они хотят быть и  на самом деле являются субъектами. Однако, как и в других сферах жизни,  онлайновая свобода от контроля со стороны взрослых зачастую сочетается с жестким давлением собственной возрастной группы.

Для многих современных подростков онлайновая жизнь обязательна. На вопрос одной американской матери,  почему для ее 18-летней дочери так важен MySpace , последовал ответ: "Если ты не в MySpace, ты не существуешь". Онлайновая активность выражает личную потребность подростка выйти за пределы пространственных границ своего социального мира. Свобода выбора виртуальных друзей -  способ преодолеть навязанную взрослыми  жесткую систему возрастной сегрегации,  присутствующей  не только в школе, но и во внешкольных учреждениях, спорте и рассчитанной на подростков потребительской культуре
 
Но внутри подросткового сетевого  сообщества  существует такая же жесткая  иерархия, борьба за статус и популярность,  как в школе или классе. Если ты не создашь удачный блог или не присоединишься к популярной сети, тебя будут считать (и ты фактически станешь)  изгоем.  Глупый вопрос "Сколько у тебя (сетевых) друзей?"  - кто же не знает, что "настоящих друзей" много не бывает? -   может оборачиваться мучительным чувством социальной и личной  неполноценности.

Практическим психологам и социологам нужно исследовать и  обсуждать эти вопросы всерьез. Иначе и забота о сетевой безопасности подростков окажется неэффективной.
 
Источники

Солдатова Г.В., Кропалева Е.Ю. Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и подростков России 2009 //
Report: Teens, Social Networking, Mobile, Generations, Blogs, Web 2.0 Social Media and Young Adults/by Amanda Lenhart, Kristen Purcell, Aaron Smith, Kathryn Zickuhr/  Feb 3, 2010
Boyd, D.M. Taken out of context: American teen sociality in networked publics. Unpublished dissertation. 2008
Davis K. Girls’ blogs coming of age online: The developmental underpinnings of girls’ blogs  // Journal of Adolescent Research, 2010, vol. 25(1), pp. 145–171
Mazur E. and Kozarian L. Self-presentation and interaction in blogs of adolescents and young emerging adults// Journal of Adolescent Research, 2010, vol, 25(1), pp. 124–144
Hinduja S., Patchin J.W. Personal information of adolescents on the Internet: A quantitative content analysis of MySpace// Journal of Adolescence, 2008,  vol. 31, pp, 125–146
Сокращенный вариант статьи опубликован в журнале "Психология на каждый день", 2010, № 4, с.50-51

Статьи и другие публикации

 
www.pseudology.org