| |
Литературная
газета, 1970-е гг. |
Игорь Семёнович Кон
|
Мужчинам, желающим жениться
Шутка социолога
|
(В оригинале заметки
"возлюбленная" называлась любовницей, а "домашняя хозяйка" -
домработницей. Редакция это смягчила)
Широкая общественность крайне озабочена проблемами любви и семейного
счастья. Раньше их обсуждали, так сказать, кустарно; теперь в ход пошла
статистика. Почему у некоторых людей не задаётся семейная жизнь? Если
они сами не знают ответа на этот вопрос, на помощь им приходит наука -
социология. Социологи, столкнувшись с трудным вопросом, задают его
публике, а публика, в свою очередь, спрашивает социологов.
Исследования по социологии труда убедительно показали , что
неудовлетворенность профессией у многих людей объясняется в первую
очередь чрезмерно завышенными притязаниями (экспектациями). Не
происходит ли то же самое в семейных отношениях?
Если разложить образ "идеальной жены" в представлении "среднего" мужчины
на составные компоненты, то он сведется к трем главным ипостасям: друг,
возлюбленная, домашняя хозяйка. Мужчина наивно ожидает, что его
избранница будет совершенством во всех трех отношениях. Но практически
так бывает крайне редко. Отсюда - разочарования, конфликты...
Где выход из положения? Есть два возможных пути. Первый, который мы
условно назовем субъективно-психологическим, состоит в том, чтобы
определить свою собственную доминанту (ведущую ценностную ориентацию) и
соответственно выбирать себе невесту. Иначе говоря, если ты ценишь жену
прежде всего как друга, выбирай невесту по морально-интеллектуальным
качествам и не придирайся к ее кулинарным способностям. Если тебе нужна
жена - домашняя хозяйка, не требуй от нее философского мышления, знания
Сент-Экзюпери и возвышенных страстей. И так далее. Совпадение ценностных
ориентаций мужа и структуры реального поведения жены минимизирует
возможные конфликты и обеспечит устойчивый брак.
Есть и другой, так сказать, объективно-статистический метод. Он более
сложен. Нужно определить статистически степень социальной дефицитности
каждой из перечисленных ипостасей и действовать в соответствии с этим.
Тогда получится, что дружба может связывать даже людей одного и того же
пола и к тому же не требует ежечасной близости. Любовь, по свидетельству
классической литературы, также возможна и помимо уз Гименея.
Следовательно, самой дефицитной является функция домашней хозяйки,
причем с ростом эмансипации женщин эта проблема становится все более
острой.
Разумеется, всё сказанное - пока лишь научная гипотеза, требующая
эмпирической проверки. Но это не столь уж сложно. В печати уже
высказывалась глубокая и многообещающая мысль, что у нас каждый может и
должен быть социологом. Поэтому пусть каждый читатель проанализирует по
предложенной схеме себя и своих знакомых и о результатах сообщит в
редакцию. Применив новейшие методы высшей математики, мы обобщим
полученные данные и выработаем конкретные практические рекомендации для
подбора невест.
Ну, а кого наш научно-аналитический подход не устраивает, тот пусть
пользуется старым, донаучным способом - влюбляется, страдает,
сомневается. Но пусть пеняет на себя. Гарантировать прочность такого
брака наука не может.
Статьи и другие публикации
www.pseudology.org
|
|