| |
Московский
комсомолец, 18 октября 1981 |
Игорь Семёнович Кон
|
Истоки личности
|
"Я человек ленивый". Это
была первая фраза профессора, с которой началось наше знакомство, и меня
смущало, как может лень помогать работе и жизни. Но тот вопрос я так и
не задала.
Познакомились мы в "Артеке". Пахмутова и Шаинский, Крылатое и Толкунова,
Кобзон и Богатиков, и даже выступавший на большой артековской костровой
Иван Семенович Козловский не удивляли своим появлением здесь. Но доктор
философских наук? Только потом я поняла, что известные артисты и
композиторы приехали в гости, а Игорь Семенович был здесь свой. Дети не
окружали его толпой и не просили автографы, но общение было постоянным.
Он был не очень заметен среди них, но живо интересовался всем. Они
рассказывали ему о себе, делились и сокровенными мыслями. А он с
интересом смотрел футбольные и баскетбольные матчи, и артековские
соревнования предпочитал международным. Иногда что-то подсказывал
вожатому, чего тот за суетой не увидел в своем пионере.
Отношения между учителем и учеником никогда не бывают и не могут быть
абсолютно равными - сказываются и возрастные различия, и неодинаковость
жизненного опыта, и асимметричность социальных ролей. Учитель,
нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в ложное
положение, но и обманывает ожидания ученика, жаждущего найти в
воспитателе не сверстника, а именно старшего Друга и наставника. Но в
одном равенство между ними обязательно- в степени искренности. И эта
искренность вознаграждается сторицей. Раскрываясь навстречу ученику и
получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигает
границы и обогащает содержание собственного "я". Это не тезис в его
учебнике, а жизненное правило, убеждение, и не только в отношениях с
учениками.
- Игорь Семенович, в чем особенности и сложности положения и жизни
современных подростков и юношей?
- Как сказал один советский юморист, плоды акселерации растут быстро, но
созревают медленно. Сложностей много. Тут и рассогласованность темпов
физического и социального созревания, и неравномерность индивидуального
развития, и проблема координации усилий различных общественных
институтов воспитания, и до сих пор недооцениваемая педагогикой проблема
психологических половых различий, и ряд других, более конкретных
вопросов.
Каждый старшеклассник представляет собой противоречивое единство
детскости и взрослости, и от воспитания зависит, какую грань он
предпочтет высветить, на какое начало - детское или взрослое -
опереться. Многие учителя и родители чаще апеллируют к детскому началу в
подростках, уповая главным образом на зависимость и послушание. Такая
установка бессознательно льстит самолюбию взрослых: чем беспомощнее и
инфантильнее кажутся дети, тем значительнее и нужнее выглядят в своих
собственных глазах учителя и родители. Но установка эта ложная и
вредная. У постоянно опекаемого человека вырабатывается привычка к
пассивной зависимости или бессмысленный, анархический негативизм. То,
что кажется некоторым педагогам инфантильностью. фактически представляет
собой уже сформулировавшуюся иждивенческую, потребительскую установку.
В философии и психологии давно уже установлена близость, даже
синонимичность понятий личности, свободы и творчества. Лисность есть
только там, где есть освобода и творчество. Это важнейшее требование к
условиям ее формирования.
- Игорь Семенович, я вспоминаю свои школьные годы, сравниваю свое
отношение к школе и отношение сегодняшних школьников. Мне кажется их
отношение более негативным.
- Большая часть претензий старшеклассников к школе сводится именно к
тому, что в ней недостает творчества и самостоятельности. Объясняя такое
положение, учителя нередко ссылаются на пассивность и инфантильность
самих старшеклассников, не проявляющих инициативы и чувства
ответственности. Однако это - прямое следствие соответствующего стиля
воспитания. Нельзя внушать ребенку, что дорогу осилит идущий, и
одновременно не позволять ему ходить.
Психологические последствия школьных конфликтов иногда весьма серьезны.
Ленинградский ученый-педагог Т. В. Шадрина, изучив отношение к
образованию более двух с половиной тысяч молодых рабочих, не окончивших
средней школы, считает, что это отношение в высокой степени зависит от
прошлого учебного опыта, отношений со школьными учителями. Преодолеть
прошлый отрицательный опыт очень трудно.
Воспитателя часто сравнивают со скульптором. Но человеческое дитя - не
глина, из которой можно вылепить все что угодно, и даже не мрамор,
противопоставляющий усилиям мастера неподатливость камня. Педагога можно
скорее сравнить со скульптором по дереву, вроде Коненкова или Эрьзя.
который осуществляет творческий замысел не вопреки материалу, а выявляя
его собственные возможности.
- А с чем связан ваш интерес к юношескому возрасту?
- Получилось так, что я поступил в вуз в 15 лет, сдав экстерном экзамены
за старшие классы. Учиться мне было нетрудно, но мои однокурсники, часть
которых уже прошла фронт, были намного старше меня. Общение со
сверстниками, которое в этом возрасте исключительно важно,
восстановилось у меня лишь через три года. Поэтому навсегда остался
живой интерес к тому, как этот возраст переживают другие. Однако
заниматься этим профессионально я и не думал. Но в 1964 году общество
"Знание" проводило большой семинар по молодежной проблематике. Меня
попросили выступить с докладом, в котором обсуждался, в частности,
вопрос, как стоит сегодня проблема отцов и детей. Поскольку начилие
такой проблемы тогда многие отрицали, доклад казался острее, чем был на
самом деле. Однако аудитории он понравился. Разговор о трудностях и
противоречиях взросления вызвал определенный общественный отклик, и я
невольно оказался вовлечен в обсуждение актуальных социально -
педагогических проблем. Много ценных наблюдений дали мне "Артек" и
"Орленок". Так и пошло...
Поэтому, когда меня попросили подготовить учебное пособие по психологии
юношеского возраста - такого учебника в СССР не было почти 50 лет, -
поддался соблазну и написал.
- Так просто: попросили, и написал? А если бы предложили написать
учебник физики?
- Ну, конечно, не совсем так. Но лично у меня поворот к новым темам
большей частью связан с каким-то внешним толчком, и лишь потом
понимаешь, что это закономерный результат внутреннего развития.
По образованию я историк, но всегда итересовался философией, много лет
занимался (и сейчас продолжаю) проблемами философии истории и истории
социологии. Первотолчком обращения к теории личности послужил заказ на
статью для "Философской энциклопедии". Увлекся, подготовил спецкурс, а
затем книгу "Социология личности".
Мне помогает природная лень. Начав что-либо, я уже не могу это бросить,
жаль потраченных усилий. А заверш|ив определенный этап работы, видишь,
то это-только начало. Волей-неволей приходится продолжать. Так, в основе
моей книги по сексологии, которая частично публикована в виде статей,
были лекции, прочитанные для врачей - психиатров и сексопатологов.
- А вы не боитесь вторгаться в область медицины?
- Боже сохрани! Эта книга вовсе не медицинская. Разделом медицины
является с:ексопатолотия. Но она может развиваться только на основе
законов нормального сексуального поведения, изучением которого и
занимается сексология. Человеческая сексуальность не есть чисто
биологическое явление. Она неразрывно связана с культурой, социальными,
этическими другими факторами, и, конечно, с психологией.
Изучение этой сферы жизни долгое время находилось под запретом. В Англии
прошлом веке даже попросить соседку за столом передать цыплячью ножку
считалось неприличным, так как слово "ножка" называло сексуальные
ассоциации. Немецкий писатель Ганс Фаллада в своей автобиографической
книге "У нас дома в далекие времена" описывает инцидент в гостях у
старой тетки, когда ему, одиннадцатилетнему мальчику, мать сказала,
чтобы он не болтал ногами. Тетка пришла в ужас. "Настоящей даме лучше не
упоминать про это, внизу, - она глазами покаала на мои ноги... - Но если
уж ей необходимо это назвать, то она говорит "пьедестал" или во всяком
случае "постамент"... Ганс, оставь в покое свой постамент, вот так
звучит прилично, Луиза!".
Заниматься сексологией в таких условиях было довольно трудно. Даже
сейчас некоторые убеждены, что интерес к этой сфере жизни является
"нездоровым" и свидетельствует о каких-то личных аномалиях автора. Если
применить эту "логику" к другим отраслям знания, придется предположить,
что языкознанием занимается косноязычные, физиологией питания - обжоры
(а может, язвенники), а психологией мышления - кретины. Современная
сексология - наука в основном послевоенного периода. И ее представления
сильно отличаются от тех, которые господствовали пятьдесят и даже
тридцать лет назад.
- Эти сдвиги заметны. Ужа не вызывает споров необходимость службы
знакомств и консультативных центров в системе здравоохранения. Но вот
введение в ряде школ Москвы экспериментальных уроков по подготовке к
семейной жизни, включая и вопросы полового просвещения, вызвало споры и
у родителей и в педагогической среде.
- К сожалению, наша педагогика в этом вопросе сильно отстает от запросов
жизни. Курсы, подобные тем, какие сейчас вводятся в нескольких
московских школах, давно существуют во всех социалистических странах, а
также в Прибалтийских республиках, например, в Эстонии, Литве.
Трудность, однако, в том, что уровень полового просвещения в школе не
может быть намного выше, чем уровень сексуальной культуры взрослого
населения. Поэтому просвещение детей и взрослых должно идти параллельно.
Директор одной из подмосковных школ сначала для учителей организовал
лекции по этой тематике, потом-для родителей, и только затем - для
школьников. Уровни лекций были разные. Но возникло понимание и общая
заинтересованность в важности этих знаний. Задача в том, как сочетать
нравственно-этическое воспитание, без которого немыслима здоровая семья,
и собственно половое просвещение. Некоторые педагоги хотели бы
ограничиться первой задачей, отложив вторую на потом. Если в дни нашей
юности чему-то не учили, это вовсе не значит, что такие знания не нужны.
И, конечно, нужны научные исследования и подготовка кадров. С этим пока
плохо.
Хотя в последнее время больше выпускают популярной литературы и дл>
взрослых, и для подростков, ни в медицинских, ни в педагогических вузах
студенты до сих пор не получают даже самых элементарных сексологических
знаний. По этому консультативную, пропагандистскую работу иногда некому
вести. И этим сплошь и рядом занимаются недостаточно подготовленные люди
и просто халтурщики.
- Игорь Семенович, 21 год вы стал" кандидатом сразу двух наук - истории
и философии. Как это произошло?
- Случайно. По окончании истфака я был в аспирантуре на кафедре новой
истории, а в порядке комсомольского поручения работал внештатным
инструктором райкома комсомола по школам. Много времени проводил со
старшеклассниками по возрасту они были ближе мне чем сокурсники. Мы
организовывали диспуты о морали, о любви, о дружбе. Никакой специальной
литературы или опыта проведения таких диспутов тогда, в первые
послевоенные годы, не было. Все разрабатывали сами. И вот на одном из
диспутов возник вопрос - "Как оценивать теорию разумного эгоизма
сегодня?". Что я тогда ответил, уже не помню. Но при дя домой, стал
внимательно перечитывать Чернышевского. К тому времени было уже около
шестисот диссертаций по Чернышевскому, но этикой его почему-то не
занимались. Так что можно считать, что моя вторая кандидатская выросла
из общественной работы.
- Вы занимаетесь вопросами философии и истории, этики и психологии,
сексологии и социологии, а работаете в Институте этнографии Академии
наук СССР.
- За редкими исключениями, я не занимаюсь ни социологией, ни
психологией, ни историей в чистом виде, а только пытаюсь перекинуть
между ними мостки. В каком состоянии берега и захотят ли их обитатели
прогуляться на другую сторону, чтобы взглянуть на свои проблемы глазами
своих соседей, - от меня не зависит. Я никому ничего не навязываю,
никого не подменяю, я всего лишь посредник. Иногда мне кажется, что
такая работа нужна, иногда - что бесполезна...
Если же говорить об организационной стороне дела, то в социологических
учреждениях слишком часты разные реорганизации, а наука, как и служение
муз, не терпит суеты. А если по существу, то без сравнительно -
исторических исследований, которыми занимается прежде всего этнография,
нельзя понять ни закономерности мира детства, ни особенности воспитания
и формирования личности у разных народов. Именно этим мы и занимаемся.
Так что, по-моему, я работаю на своем месте.
Беседу вела Н. Осипова
Статьи и другие публикации
www.pseudology.org
|
|