| |
Москва 'Искусство', 1988 |
|
Телевидение и мы.
Четыре беседы
Предисловие |
Завидую
читателю, который впервые откроет эту книгу, начнет вчитываться в неё и
осмысливать все сказанное её автором. Четверть века назад впервые вышла
она в свет, но и по сей день не утратила своей привлекательности.
Помню, какое сильное впечатление на меня, недавнего выпускника
факультета журналистики МГУ, произвела эта книга при первом знакомстве в
1963 году. Телевидение тогда ещё только искало свои пути. Масштабы его
деятельности были, по нынешним меркам, довольно скромны. До вступления в
строй крупнейшего в Европе Останкинского телецентра оставалось четыре
года. Но все, кто был причастен к телевизионному делу, испытывали в те
времена острую жажду нового, стремились к неизведанному в теории и
практике домашнего экрана, горячо спорили о его творческих возможностях.
И вот эта книга с простым и емким названием, которая явилась для меня
как бы вторым открытием Телевидения и заставила на многое в
нём
посмотреть другими глазами.
Уже в начале 60-х годов Вл. Саппак разглядел большое будущее Телевидения
и как уникального средства Информации и как удивительного,
синтетического Искусства. Теперь мы видим: прозорлив был автор.
Телевидение в наши дни стало всеохватным. Даже кино вынуждено уступить
своему младшему брату пальму первенства по части популярности. Когда
показывают интересный многосерийный телефильм, пустеют улицы городов.
Программа "Время" собирает у телеэкранов свыше 80 процентов взрослого
населения страны. А некоторые спортивные состязания ныне одновременно
смотрят более миллиарда людей на всей планете.
Для Телевидения нет границ и расстояний. Люди, живущие в разных странах,
с помощью телемостов знакомятся друг с другом, вступают в диалог прямо в
эфире. Нас не удивляют уже репортажи с борта космических кораблей и даже
приходящие на наши экраны телевизионные изображения поверхности других
планет. Телевидение заглядывает в толщу земли и в глубь океана.
Оно — в школе и институте, в театре и концертном зале, в магазине, на
стадионе — повсюду. Оно вошло в жизнь каждой семьи. И об этой
вездесущности Телевидения Вл. Саппак сказал свежо и сильно.
Конечно, Телевидение — мощный инструмент воздействия
на общественное мнение. У нас в стране оно играет все более важную роль
в идеологической работе партии, в политическом, культурном и
нравственном воспитании людей.
Телевидение — трибуна миллионов. Особенно ясно это видно при проведении
прямых передач, в ходе которых зрители имеют возможность по телефону
задавать вопросы людям, находящимся в студии, и тут же получать ответы.
Все более эффективной формой обмена мнениями становятся телевизионные
дискуссии по широкому кругу вопросов. В таких передачах наиболее полно
раскрываются те природные свойства малого экрана, которым Вл. Саппак
посвятил немало страниц своей замечательной книги.
Телевидение — "окно в мир": с его помощью мы узнаем столько нового, что
никакое другое средство Информации не может сравниться с ним в этом
качестве.
Телевидение — электронный учитель, прекрасный популяризатор знаний.
Телевидение — незаменимое средство организации досуга населения. Оно
предлагает зрителю обширный выбор программ — фудожественных,
развлекательных, спортивных. И все это легко доступно: достаточно
повернуть ручку переключателя в телевизоре.
Немало написано и сказано о магии Телевидения. Вл. Саппак одним из
первых попытался объяснить её истоки, определить те качества, которыми
так привлекает нас телеэкран.
Телевидение создает "эффект присутствия", поскольку с его помощью мы
становимся свидетелями события в момент его свершения.
Телевидение достоверно, поскольку, видя воочию событие на экране, мы
можем самостоятельно судить о нём и делать выводы.
Телевидение интимно: ведь любой из нас, усаживаясь перед телевизором,
испытывает ощущение, будто именно к нему в дом пришло изображение,
именно к нему обращаются с экрана.
В своей книге Вл. Саппак точно подметил и ряд других черт, органически
присущих Телевидению. "Абсолютный слух" на
Правду — вот что от природы
получило Телевидение", — справедливо утверждал он. И проявляется этот
"абсолютный слух" прежде всего в том, как замечательно раскрывает
Телевидение личность, характер человека.
Действительно, в передаче предстает перед вами совсем незнакомый
человек. Но вот он говорит, откликается на слова собеседников или даже
просто молчит — и вы постепенно начинаете чувствовать его как бы изнутри.
Эта удивительная особенность Телевидения позволила Вл. Саппаку назвать
его "рентгеном личности", "рентгеном характера".
В заключение приведу, может быть, самые главные слова, содержащиеся в
этой книге, главный её вывод:
"...Телевидение — в своей идее —
поднимает или, скажем даже, утверждает
значение человеческой личности, свободу и непосредственность её
выявления, новый, интимный характер её контактов с широкой общественной
средой.
На вопрос — быть или не быть Телевидению Искусством?—
я отвечаю: быть!"
Прекрасно сказано, и тут трудно что-либо добавить.
----------------------
Кравченко,
Леонид Петрович - первый заместитель Председателя Гостелерадио СССР
Содержание
www.pseudology.org
|
|