| |
Москва,
2000
|
редакция
- Шерель А.А.
|
Радиожурналистика
Работа с режиссером
|
Специфика работы над
передачей как в прямом эфире, так и в условиях ее предварительной
звукозаписи включает обязательное сотрудничество журналиста и
радиорежиссера в любом направлении вещания, а более всего в
радиопублицистике, где журналист вместе с режиссером добиваются наиболее
выразительного смыслового и эмоционального звучания передачи, будь то
информационный выпуск, интервью, дискуссия, ток-шоу, музыкальная
программа и т.п.
Следует помнить непреложную истину, что радиожурналист выступает не
только как автор своей передачи, но и как ее исполнитель, и как ведущий
программы, а следовательно, он должен владеть в определенной степени
основами актерского мастерства, пониманием и знанием особенностей работы
режиссера на радио, обладать режиссерскими навыками. Это поможет ему в
повседневной работе, ибо нередки случаи, когда корреспондент выступает
как "сам себе режиссер".
Коммерческое вещание на ранней стадии профессиональных режиссеров не
использовало. Должный технический уровень записи и воспроизведения,
необходимые музыкальные наложения обеспечивали звукорежиссеры.
Журналисты в меру своего профессионализма, понимания специфики канала и
выразительных средств радиожурналистики сами выстраивали свою передачу,
программу или программный блок, придавая им определенный стиль. Однако
отсутствие радиорежиссера очень быстро стало сказываться на качестве
вещания.
Эта болезнь роста на ряде станций была преодолена довольно быстро, хотя
и не везде. Но тенденция определилась.
Один из выдающихся мастеров отечественного театра, В. И.
Немирович-Данченко, так сформулировал принципы режиссуры вообще:
"Режиссер – существо трехликое:
1) режиссер-толкователь, он же показывающий, как играть, так что его
можно назвать режиссером-актером или режиссером-педагогом,
2) режиссер – зеркало, отражающее индивидуальные качества актера, и
3) режиссер – организатор всего спектакля".
Применительно к радио режиссеру вменяется в обязанность еще одна
функция: он (как в Кинематографе) диспетчер, контролер выразительных
средств, используемых актером. Искусство радио (как и кино) в отличие от
театра – искусство фиксированное. В Кинематографе талант актера
проявляется в конце концов в той мере, в какой позволяет ему это монтаж.
На радио же степень проявления таланта актера зависит от
профильтрованной режиссером (в соответствии с общим замыслом) звуковой
характеристики образа.
Отсюда и специфика дарования режиссера радио: абсолютный слух, причем,
как его называют физиологи, слух аналитический, т.е. способность не
просто запоминать голоса и шумы, но анализировать их и собирать в новые
сочетания, создавая единую тональность из нескольких составляющих. Выбор
тона разговора со слушателем и выражает индивидуальность режиссера
радио.
Режиссер информационного и публицистического вещания работает не с
актерами, а с радиожурналистами – авторами, которые одновременно
являются исполнителями своих передач, и с гостями передачи – людьми,
нередко впервые пришедшими в студию. Но принципы, методы и приемы,
разработанные мастерами художественного вещания, оказываются полезными и
здесь.
При этом очень важно, чтобы режиссер радио видел целостную картину не
только "своей" конкретной передачи, но и всей программы, канала, четко
представлял бы себе специфику данной радиостанции. Тогда передачи,
создаваемые им в творческом сотрудничестве с автором (журналистом),
исполнителями, звукорежиссером, музыкальным редактором, продюсером,
будут, с одной стороны, яркими самостоятельными работами, с другой –
неотъемлемым элементом программы данного канала, органичной составной
частью того звукового образа, который сложился у станции (в зависимости
от тематики, направленности, адресности, формата передач и т.п)..
"Чувство композиции", о котором говорил и писал известный русский актер
и режиссер А.Д. Попов, – качество, необходимое как радиорежиссеру, так и
радиожурналисту. Иными словами, предварительные записи участников
события – участников передачи надо скомпоновать таким образом, чтобы они
сложились в органичную эстетическую форму. Исходить в работе надо из
того, что любой материал – от информационного блока до сложного
репортажа, радиорассказа или "канала" – требует построения по одним и
тем же драматургическим законам, а именно: заявка темы, зачин,
непрерывное логическое развитие, кульминация, развязка, вывод, который
напрашивается сам или делается автором. В этой схеме возможна, конечно,
перестановка отдельных фрагментов, конфликтное, контрастное по характеру
столкновение эпизодов, но не в ущерб достоверности материала.
Режиссер и журналист не должны ощущать себя механическими исполнителями
какого-то заказа или чьей-либо заявки. Они должны быть творцами,
обладать мужеством, высокими моральными устоями, высокой культурой и
хорошим вкусом. Эти качества позволят и радиожурналисту, и
радиорежиссеру обрести свою индивидуальность и стать заметной фигурой в
эфире.
Хороший режиссер, несмотря на то, что у него есть помощники (операторы,
наладчики, тонмейстеры, т.е. звукорежиссеры), должен уметь все делать
сам. Это дает ему свободу действий, способствует творческому процессу и
экономит время, затраченное на всю работу, что немаловажно, особенно
когда готовится передача непосредственно "под эфир".
Студийная аппаратная современных радиостанций оснащена телефонным
"гибридом" на одну или более линий для проведения прямого эфира с
участием радиослушателей, различными аудиоисточниками, в том числе и
компьютерными, а также аппаратурой для воспроизведения в эфир готовых
фонограмм.
Монтажная аппаратная предназначена для первичного монтажа и обработки
различных радиопередач, реставрации фонограмм низкого качества.
Творческий процесс работы режиссера над передачей начинается с момента
его ознакомления с текстом. В связи с оперативной обстановкой знакомство
с текстом, как правило, происходит индивидуально. Идеально, конечно,
было бы собрать всю творческую группу: автора, редактора, режиссера,
музыкального редактора, звукорежиссера и исполнителей. И хотя в этом
случае каждый может высказать свои пожелания, касающиеся музыкального
оформления, изменений в тексте и т.п., но последнее слово всегда
остается за режиссером (при условии, если он может доказать и обосновать
свое мнение и если обладает достаточно высоким авторитетом, чтобы вся
творческая группа согласилась с ним и приступила к работе с хорошим
настроением и уверенностью в успехе).
Необходимо отметить, что от профессионализма и организаторских
способностей режиссера, его мудрости и такта зависит весь творческий
процесс, а, в конечном счете – качество передачи. Удача сопутствует
группе, если режиссер обладает реальными качествами лидера. Это в полной
мере относится и к журналисту, который принимает на себя обязанности
режиссера программы.
Микрофон – тонкий и очень капризный инструмент, требующий бережного
отношения. Он "подпускает" к себе не всякого журналиста и диктует
несколько правил:
1) микрофон не приемлет напряженного, резкого, в упор направленного на
него звука;
2) выступающему необходимо научиться дышать беззвучно, выдыхая воздух
мимо микрофона;
3) все звуки – скрип стола или стула, шорох передвигаемой бумаги, стук
или звон украшений и др. – усиливаются микрофоном и поэтому недопустимы
при записи;
4) все недостатки речи и голоса безжалостно подчеркиваются микрофоном и
звучат особенно утрированно, мешая восприятию текста.
Первые три пункта преодолеваются более или менее быстро, но, чтобы голос
приобрел свой тембр, приятный для слухового восприятия, приходится
работать месяцы, а то и годы.
Но как быть, когда в студии непрофессионалы: ученые и врачи, композиторы
и писатели, дети и очень пожилые люди, представители разных
национальностей... Записывать и давать в эфир их выступления такими, как
они звучат в жизни, практически невозможно – очень часто невольно
случается издевательство над человеком. И здесь важен монтаж.
Выступающего записывают несколько раз. Естественно, он ошибается,
волнуется, бывает, что без нецензурных слов и фразы сказать не может
(как это было, например, со знаменитым покорителем Северного полюса И.Д.
Папаниным), иногда говорит сиплым голосом или еле слышно (как раненный в
горло маршал Баграмян). И, тем не менее, слушать такие выступления
намного интереснее, чем стерильно записанный текст в исполнении диктора
или актера.
Материал разобран с журналистом и другими участниками передачи,
проанализирован, обсуждены и оговорены все этапы и тонкости работы с
оператором, который поставил на магнитофонные аппараты пленки или диски
в том порядке и с того места, какие понадобятся режиссеру во время
записи. Режиссер все сам проверил и прослушал: скорость записи пленки и
скорость, на которой должна идти запись (музыку лучше начинать выводить
из-под текста, поэтому надо, чтобы она выходила чуть раньше начала
темы). Если записи фотодокументов недостаточно качественны (их могли
создавать во внестудийных условиях, с помехами, низким или завышенным
уровнем звучания), оператор и звукорежиссер могут откорректировать
звучание и тем самым улучшить его качество. Оператор вместе с режиссером
проверили звучание голосов из студии. Участники записи пересажены так,
как это выгоднее и удобнее для создания ансамбля.
– Тишина в студии! – говорит режиссер в переговорник, строго, а для
кого-то и ободряюще, а кого-то и, приструнив, – для всех и каждого –
особый подход, тут нет правил, кроме соблюдения общей дисциплины, тут
должен быть творческий контакт. – Внимание! Запись!..
Если решено записывать всю передачу сразу, текст идет из студии,
наложением звучит музыка. Вот отзвучала целая песня или другое
музыкальное произведение, а иногда заранее смонтированный режиссером
"венок из песен" – композиция из разных музыкальных фрагментов. Автор
передачи (журналист вместе с режиссером) должен строго рассчитать время
звучания музыки, текста и иных фрагментов так, чтобы уложиться в
хронометраж передачи.
Часто приходится переписывать программу по несколько раз, иногда часами,
иногда перенося запись на следующий день: то выступающий гость
бесконечно ошибался, то журналист охрип, то музыка "не легла" на текст.
И все надо начинать сначала. Если же времени для исправления ошибок и
бесконечных перезаписей больше нет, режиссер принимает решение: записать
в студии только текст, т.е. сделать "текстовой негатив". После этого,
отпустив участников записи, он вместе с оператором и звукорежиссером
выполняет в монтажной всю ту работу, о которой мы говорили выше:
наложение, чистка, корректировка уровня записи и т.д.
Все сказанное относится к передачам, которые записываются на пленку до
эфира.
Работа режиссера прямого эфира – это несколько другое качество той же
работы и другая степень напряжения. Прямой эфир накладывает на режиссера
высокую ответственность именно потому, что он не имеет права делать
ошибок. Эфирные передачи напоминают премьеры в театре и требуют от всех
участников собранности, серьезной подготовки и достаточно большого опыта
работы на радио. Все так же режиссер за пультом, всё так же в
определенных местах "выводит в эфир" музыкальные "заставки" (секунда в
секунду, по сигналу точного времени), но его работа значительно
усложняется той обстановкой, которую называют оперативной.
Как правило, на эфир приглашают много выступающих. Эти люди, к
сожалению, иногда опаздывают или совсем не приходят, что очень
затрудняет работу: приходится срочно менять план передачи, музыку,
тексты ведущих, выпускать в эфир незапланированные выступления. Конечно,
тут без оператора, музыкального специалиста и помощника режиссера не
обойтись, но в том-то и состоит задача режиссера, чтобы работа шла
слаженно и не давала сбоев. А сбои могут быть самые разные: то не на ту
кнопку нажал – отвлекли вопросом; ведущий говорит, а радио молчит... В
таких случаях следует помнить, что между студией и аппаратной имеется
связь не только через переговорник, но и с помощью наушников.
Бывает и так: перед эфиром все проверили, но в спешке поставили не ту
фонограмму. Значит, надо срочно найти ей замену.
И тут мы подходим к методике работы журналиста, укоренившейся на
отечественном радио только в 90-е годы, т.е. к творчеству у микрофона
информационно-музыкальной радиостанции.
Содержание
www.pseudology.org
|
|