| |
|
Вильгельм Райх
|
Психология масс и фашизм
Глава 11. Значение существенно необходимого труда
|
В последнее время во всем мире началось изменение социальных условий.
Начало этому процессу положила капитуляция фюрера итальянского
политического
иррационализма. За ней неизбежно последует капитуляция немецкого
политического иррационализма. Процесс политической перестройки начнется
в
Европе с вакуума в социальной жизни, которая будет преимущественно
характеризоваться политическим хаосом. Для преодоления социального хаоса
трудящимся всех существенно необходимых занятий и институтов понадобится
осознать значение труда. Маловероятно, что какая-либо старая или новая
политическая партия будет способна организовать фактическую и
рациональную
перестройку общественной жизни.
Поэтому, как только позволят
обстоятельства,
самые выдающиеся, самые умные и политически нейтральные представители
всех
существенно необходимых сфер труда должны собраться на национальных и
интернациональных совещаниях для обсуждения и решения в духе
рабоче-демократического сотрудничества практических задач индивидуальной
и
социальной жизни, за которую они несут ответственность. Как только
начнется
работа таких аполитичных, строго практических совещаний, их деятельность
будет неуклонно следовать логике, присущей объективно-рациональному
процессу
труда. Ясно, что ответственность за результаты будущего развития
общества
лежит не на каком-либо чисто идеологическом органе, а на представителях
существенно необходимых профессий. К этому заключению пришли, независимо
друг от друга, ученые в различных странах Европы и в Америке.
Что
представляет собой "Рабочая демократия"?
Рабочая Демократия - это естественный процесс любви, труда и познания,
который определял, определяет и будет определять экономическую,
социальную и
культурную жизнь до тех пор, пока существовало, существует и будет
существовать общество. Рабочая Демократия - это совокупность всех видов
жизнедеятельности, определяемых рациональными межличностными
отношениями,
которые возникли и развиваются естественно-органическим путем.
Рабочая Демократия не является идеологической системой. Не является она
и "политической" системой, которую могла бы навязать обществу с помощью
пропаганды какая-либо партия, политический деятель или группа лиц с
общей
идеологией. Не существует ни одного формального, политического критерия,
в
соответствии с которым можно было бы "установить" рабочую
Демократию. Её
невозможно установить так, как устанавливают республиканскую или
тоталитарную диктатуру. Это объясняется тем, что рабочая Демократия
всегда
существует и действует независимо от того, известно или не известно о её
существовании той или иной политической партии или идеологической
группе.
Процесс развития естественной рабочей Демократии может соответствовать
или
не соответствовать задачам социальных институтов. Реализация
рабоче-демократического процесса требует обеспечения соответствия между
социальными идеологиями и институтами, с одной стороны, и естественными
потребностями и межличностными отношениями, с другой, аналогично тому,
как
этот процесс проявляется в естественной любви, существенно необходимом
труде
и естественной науке. Развитию этих существенных видов общественной
деятельности можно препятствовать или содействовать; трудящиеся (мужчины
и
женщины) могут сознавать или не сознавать их существование. Но их
невозможно
уничтожить. Поэтому они составляют надежную основу любого рационального
социального процесса.
В основе идеологических и политических систем лежит представление о
естественном процессе жизни.
Они могут содействовать или препятствовать
развитию естественного процесса жизни. Но эти системы не входят в состав
основы общества. Они могут быть демократическими, и тогда они
способствуют
естественному развитию жизни. Они могут быть авторитарно-диктаторскими,
и
тогда они вступают в конфликт с этим процессом.
Рабочую Демократию невозможно навязать народу в качестве политической
системы. Те, кто выполняет существенно необходимую работу, могут
сознавать
свою ответственность за социальные процессы. Такое сознание развивается
столь же органично, как и дерево или тело животного. Органическое
развитие
сознания социальной ответственности составляет непременное условие
предотвращения распространения политических систем подобно опухоли на
социальном организме. Рано или поздно политические системы приводят к
социальному хаосу. Кроме того, сознание социальной ответственности
трудящихся (мужчин и женщин) составляет непременное условие постепенного
приведения общественных институтов в соответствие с естественными
функциями
рабочей Демократии. Политические системы появляются и исчезают, не
затрагивая основы социальной жизни. Социальная жизнь не прекращается. Но
если естественный процесс любви, труда и познания остановится хотя бы на
один день, тогда перестанет биться пульс социальной жизни.
Естественная любовь, существенно необходимый труд и естественная наука
являются рациональными функциями жизни. По своей природе они могут быть
только рациональными. Поэтому они выступают в качестве главного врага
любой
формы иррационализма. Политический иррационализм отравляет, уродует и
разрушает нашу жизнь. В строго психиатрическом смысле он представляет
собой
извращение социальной жизни, вызванное непониманием естественных функций
жизни и исключением этих функций из регуляции социальной жизни.
Каждая форма авторитарно-тоталитарного правления опирается на
иррационализм, внедренный в сознание народных масс. Каждая политическая
диктатура (независимо от того, кто является её выразителем) ненавидит и
боится своего злейшего врага - естественный процесс любви, труда и
познания.
Они не могут сосуществовать.
Диктатура способна только подавлять
естественные функции жизни или использовать их в своих узких интересах.
Она
не в состоянии обеспечить их развитие. Не может она и сама выполнять эти
функции, ибо при этом она уничтожает себя.
Отсюда можно сделать ряд выводов.
1. Нельзя вводить новые политические системы, ибо такое введение лишь
приведет к катастрофическим последствиям. Что действительно необходимо
сделать, так это обеспечить соответствие между естественными функциями
жизни
и регуляцией будущих социальных процессов. Нет нужды создавать что-то
новое;
необходимо лишь устранить препятствия на пути развития естественной
деятельности общества, независимо от формы проявления этих препятствий.
2. Представители сфер естественной жизнедеятельности - это те люди,
которые выполняют качественную работу во всех существенно необходимых
областях профессиональной деятельности. Рабочий демократизм этих
представителей определяется не их политическими увлечениями, а их
деятельностью в качестве промышленных рабочих, фермеров, учителей,
врачей,
детских воспитателей, писателей, администраторов, техников, ученых,
исследователей и т.д. Если представители существенно необходимого труда
создадут интернациональную организацию с конкретными социальными и
юридическими правами, такая организация будет непобедима.
3. Между общественным производством и потреблением существует
естественно-органическая взаимосвязь. Создание организаций,
обеспечивающих
практическую реализацию этой естественной взаимосвязи, послужит надежной
социальной гарантией от будущих катастроф, вызываемых иррационализмом.
Ответственность за удовлетворение потребностей человека будет лежать
только
на производителях и потребителях.
Никакая авторитарно-государственная
администрация не вправе навязывать им такую ответственность вопреки их
желанию. Принятие ответственности за свою судьбу, представленное в уже
существующих (т. е. не вновь созданных) организациях производителей и
потребителей во всех областях, составит существенный шаг на пути к
рабоче-демократическому самоуправлению общества. Поскольку все процессы
труда взаимозависимы и, более того, потребление определяет производство,
естественно возникшая и органически функционирующая организация задана в
общественном базисе, который способен взять на себя ответственность за
будущее социальное развитие Европы.
4. В политическом отношении рабочая Демократия не ориентируется ни на
"правых", ни на "левых". В рабоче-демократическом процессе участвуют те,
кто
выполняет существенно необходимую работу. Поэтому рабочая Демократия
ориентируется только на будущее. Ей не свойственно стремление к борьбе
против идеологий вообще и политических идеологий в частности. Но для
обеспечения своей реализации рабочая Демократия, в силу своей природы,
неизбежно должна выступать против любой идеологии и политической партии,
иррационально препятствующей её развитию. Тем не менее в своей основе
рабочая Демократия выступает не против, а за конкретную постановку и
решение
проблем.
Что
нового содержит рабочая демократия?
Идея Демократии как лучшей возможной формы совместной социальной жизни
и идея труда и потребления как естественной основы общественной жизни не
отличаются новизной. Не новы и антидиктаторские установки рабочей
Демократии
и её решимость бороться за естественные права трудящихся (мужчин и
женщин)
всех народов планеты. На протяжении столетий либеральные,
социалистические,
раннекоммунистические, христианско-социалистические и другие
политические
организации выступали в защиту всех этих требований, идеалов, программ и
т.д.
Новым в рабочей Демократии является следующее. Представители рабочей
Демократии не создавали политических партий для реализации некой
рабоче-демократической структуры.
Они не ограничивались повторением
старых
требований, идеалов и программ. С подлинно научных позиций они ставили
вопрос: почему до сих пор все демократические требования, программы и
идеалы
терпели неудачу и уступали дорогу реакционным диктаторам в Европе и
Азии?
Впервые за всю историю социологии возможность регулирования
общественной жизни выводится не на основе идеологий и условий, которые
необходимо создать, а на основе естественных, изначально существующих и
развивающихся процессов.
Отличительная особенность
рабоче-демократической
"Политики" заключается в том, что она отвергает все формы Политики и
демагогии. Большинство трудящихся (мужчин и женщин) не будет освобождено
от
социальной ответственности. Рабочие-демократы не претендуют на роль
политических фюреров. Им никогда не позволят сформировать такие
претензии.
Рабочая Демократия стремится превратить формальную Демократию, которая
выражается лишь в избрании политических представителей и не влечет за
собой
дальнейшей ответственности избирателей, в подлинную, фактическую,
практическую Демократию на международном уровне. Эта Демократия
возникает на
основе любви, труда и познания. Её развитие имеет органический характер.
Она
ведет борьбу с мистицизмом и идеей тоталитарного Государства не с
помощью
политических идей, а на основе практической жизнедеятельности, которая
подчиняется своим собственным законам. Все это является новым в рабочей
Демократии.
Рабочая Демократия вносит существенный вклад в познание всего спектра
представлений о свободе.
Трудящиеся, на плечах которых лежит бремя
социальной жизни, не сознают свою социальную ответственность и не
способны
взять на себя ответственность за свою свободу. Это вызвано многовековым
подавлением рационального мышления естественных проявлений любви и
научного
понимания всего живого. В основе всего связанного с "эмоциональной
чумой" в
общественной жизни лежит эта неспособность и отсутствие сознания.
Рабочая
Демократия полагает, что по самой своей природе Политика является и
должна
быть антинаучной, т. е. выражает человеческую беспомощность, нищету и
угнетенность.
Резюмируя сказанное, можно сказать, что рабочая Демократия представляет
собой вновь открытую, биосоциологическую, естественную, основную форму
деятельности общества. Она не является политической программой.
Я один несу ответственность за это краткое резюме.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|