Американский
политолог, представитель бихевиористского (Бихевиоризм) подхода к
политической науке.
С влиянием
чикагской школы социологии связаны
многолетние усилия Лассуэлла по созданию единой интегрированной политической
науки, ориентированной главным образом не на "библиотечные", а на полевые
исследования, преодолевающей внутреннюю институциональную разобщенность и
сопряженной с потребностями политической практики.
В этой связи Лассуэлл разрабатывает проблемы функционального подхода к
политике (напр., большое распространение получила предложенная Лассуэллом
схема анализа принятия политических решений); использует методы социальной
психологии, психоанализа и психиатрии в изучении политического поведения и
пропаганды; выявляет роль массовых коммуникаций в оформлении,
распространении и воспроизводстве символики политической власти.
Лассуэлл одним из первых исследует проблему количественного контент-анализа
политической (в т. ч. и массовой) коммуникации; предлагает ставшую
классической в социологии массовой коммуникации формулировку, согласно
которой "акт коммуникации" рассматривается по мере ответа на вопрос: "КТО -
сообщает ЧТО - по какому КАНАЛУ-КОМУ- с каким ЭФФЕКТОМ?"
Согласно
Лассуэллу, все науки являются политическими, поскольку они позволяют понять
процесс осуществления политики или поставляют данные, необходимые для
принятия рациональных политических решений. Политическую науку в широком
смысле следует рассматривать как орган самопознания и самосовершенствования
человечества в процессе общекосмической эволюции.
На современном этапе человеческой истории, когда под действием
технологических революций резко возрастает взаимозависимость всех форм
общественной жизни и в результате освоения космического пространства
человечество соотносит себя с миром в целом, начиная на практике относиться
к себе как к единому организму, первоочередное значение, по Лассуэллу,
приобретает создание международного правового порядка, способного служить
утверждению человеческого достоинства.
Лассуэлл
подчеркивает ключевое значение понимания общения людей как "открытого форума
для постоянного обсуждения вопросов взаимной терпимости и доступа к основным
ценностям жизни". В этой связи новое звучание приобретают традиционные для
Л. исследования "элит" и "гарнизонного гос-ва" (понятие введено в 1937 г.).
Выявляя "властвующие (правящие) элиты" (т. е. политически наиболее
влиятельные группы об-ва), Л. указывает на опасность утверждения в совр.
мире господства идеи "гарнизонного государства", т. е. общества, наиболее
мощной группой которого являются специалисты по осуществлению насилия,
использующие современные технические возможности осуществления власти.
Противоположностью "гарнизонного государства" является общество, в котором
ведущая роль принадлежит деловым кругам; промежуточные формы - "государство,
управляемое аппаратом партийной пропаганды"; "государство партийной
бюрократии"; различные сочетания монополий партийной и рыночной власти.
Защита прав человека от посягательств "правящих элит" требует, согласно
Лассуэллу, как международных действий, например, усиления роли ученых в
выявлении общих интересов человечества, координации технологического
развития, отказа от идеологической конфронтации при решении международных
проблем, так и изменений внутри социальной системы.
Соч.: 1)
Propaganda technique in the world war. L.; N. Y., 1927. 2) Propaganda,
communication and public order (with Smith B. L., Casey R. D.). Princeton,
1946. 3) The analysis of political behavior. L" 1947
Источник
www.pseudology.org
|