| |
|
Карл Юнг
|
Архетипы и
коллективное бессознательное |
”Архетипы — это,
так сказать, органы бессознательной души. Они — всегда наследуемые формы и идеи,
которые в начале не имеют конкретного содержания. Их конкретное содержание
появляется только в течение жизни индивидуума, когда личный опыт укладывается
именно в эти формы. Как органы тела — не просто части бесчувственной инертной
материи, но динамичные функциональные комплексы, заявляющие о себе с властной
настойчивостью, так и Архетипы как органы души являются динамичными комплексами
подсознания, непостижимым образом определяющими психическую жизнь. Вот почему я
называю их также доминантами бессознательного.
Мы постоянно сталкиваемся с определенными типическими образами и мотивами,
лежащими в основе мифологии. Эти образы возникают со значительным постоянством;
повсюду мы обнаруживаем идею волшебной силы или вещества, духов и их деяний,
героев и богов, легенды о них.
В великих мировых религиях мы видим совершенство этих образов. Они появляются
даже в точных науках в качестве основы некоторых незаменимых вспомогательных
понятий, таких как энергия, эфир и атом. Мы настолько привыкли оперировать
общепринятыми и самоочевидными понятиями, что мы даже не осознаем, в какой
степени они основаны на архетипических формах восприятия.” (К. Юнг)
***
Область бессознательной души, состоящая из этих универсальных динамических форм,
я именую коллективным бессознательным.” (К. Юнг)
***
“Психическая наследственность существует, так как наследуются психические
свойства, такие как предрасположенность к болезням, черты характера, талант и т.
д. Они являются главными явлениями жизни, имеющими в основном психическое
выражение подобно тому, как есть другие наследуемые свойства, которые
проявляются преимущественно на физическом уровне как физиологические функции.
Среди этих психических свойств есть особый класс
, который не является родовой
или расовой принадлежностью. Это универсальные характеристики ума, и их можно
сопоставить с платоновскими формами (эйдосами), в соответствии с которыми ум
организует свое содержание. Эти формы можно также называть категориями по
аналогии с логическими категориями, поскольку основные принципы разума являются
всеобщими и вечными. Различие состоит только в том, что эти «формы» являются не
категориями разума, а категориями воображения. Так как воображаемое всегда
визуально, его формы с самого начала должны иметь вид образов, к тому же
типических образов, и поэтому, следуя Блаженному Августину, я называю их «Архетипами»
.
Насколько мне известно, память о внутриутробном и довнутриутробном существовании
индивидуума не наследуется, но, несомненно, наследуются Архетипы, которые,
однако, лишены содержания, так как не содержат личного опыта. Они проникают в
сознание, только когда личный опыт делает их видимыми.
***
”В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что наша психика имеет доступ ко
множеству пантеонов различных мифологических персонажей и к тем сферам, где они
обитают. По К.Г. Юнгу, это манифестации изначальных универсальных моделей,
являющихся неотъемлемыми компонентами коллективного бессознательного. Эти
архетипические фигуры можно подразделить на две категории.
Первая включает в себя божественные или демонические существа, воплощающие
специфические универсальные роли и функции. Наиболее известными из них являются
Великая Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Старец, Вечная Юность,
Любовники, Неумолимый Пожинатель и Обманщик. Юнг обнаружил также, что мужское
бессознательное хранит обобщенное представление женского принципа, называемого
Анима. Двойником Анимы служит Анимус — обобщенное представление мужского
принципа в женском бессознательном. Представление же в бессознательном темного,
разрушительного аспекта человеческой личности называется в юнговской психологии
Тенью.
В холотропных состояниях все эти персонажи могут оживать в виде сложных
изменчивых феноменов, голографически конденсирующих несчетные варианты того, что
они собой являют.
Архетипические фигуры второй категории представляют различных божеств и демонов,
относящихся к отдельным культурам, географическим пространствам и историческим
периодам. Например, вместо обобщенного универсального образа Великой
Богини-Матери мы можем созерцать одну из ее конкретно-культурных форм — например,
Деву Марию, индуистских богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду, греческую
Геру и многих других. Важно еще раз подчеркнуть, что эти образы не ограничены
расовым и культурным наследием переживающего их человека. Они могут быть
извлечены из мифологии любого народа, даже если переживающему раньше ничего о
них не было известно.
Особенно часты встречи или даже отождествления с различными божествами, которые
были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем вернулись к жизни.
Эти персонажи, олицетворяющие смерть и воскресение, имеют тенденцию появляться
спонтанно, когда процесс внутреннего самоисследования достигает перинатального
уровня и принимает форму психодуховного возрождения. В этот миг у многих людей
могут, например, возникнуть видения распятия или они переживают отождествление с
муками Иисуса Христа, распятого на кресте.
Появление этой темы в евро-американском ареале вполне объяснимо, ибо
христианство столетиями играет в западной культуре важную роль. Впрочем, на
семинарах по холотропному дыханию, проводившихся в Японии и Индии, (note: по
данным Д. Янга около 4% населения Индии и 3% населения Японии – христиане) мы
также не раз наблюдали интенсивные отождествления с Иисусом.” (С. Гроф)
***
“Вполне возможно, что архетипические образные представления способны
передаваться от организма к организму на клеточном и даже на атомном уровне.”
(А. Кобринский. “Архетип времени”, ИР)
Информация
www.pseudology.org
|
|