Одно
из глубоко укоренившихся предубеждений состоит в том, что человек в своем
поведении всегда руководствуется принципом разумной целесообразности, четко
осознает мотивы своих действий и может логично обосновать каждый свой шаг.
Усомниться в этом - значит отказать
человеку в разумном и осознанном поведении.
Однако, по мнению психологов,
возможности нашего сознания не следует преувеличивать. Многие поступки
бывают продиктованы такими мотивами, которые самим человеком не
осознаются. Это не значит, что они лишены смысла.
Дело в том, что условия нашей жизни
чрезвычайно многообразны и далеко не во всем благоприятны. Человек же
стремится
организовать свою жизнь таким образом, чтобы максимально
смягчить любые отрицательные влияния.
Такое поведение настолько естественно и
непроизвольно, что сознание зачастую даже не подключается к его
осуществлению.
Неужели можно совершить поступок, не отдавая, себе отчета, почему и
зачем это делается?
Психологические наблюде-ния
свидетельствуют, что с нормальным человеком, находящимся, как говорится,
в здравом уме и ясной памяти, такое происходит постоянно.
Каков же
психологический механизм этого явления?
Одним из первых обратил на
это внимание Зигмунд
Фрейд. Еще в конце прошлого
века, на заре своей блестящей карьеры, он в качестве простого стажера
посетил клинику во французском городе Нанси. В ту пору там практиковал
известный психиатр Ипполит Бернгейм, пытавшийся лечить различные
душевные заболевания с помощью гипноза.
Как известно, гипнотический сон представляет собой своеобразное
состояние психики, при котором высшие уровни с-знания как бы
отключаются. В этом состоянии, при отсутствии волевого контроля, в
подсознание гипнотизируемого могут быть внедрены разнообразные
установки и инструкции. (На этом
принципе основаны, в частности, попытки лечения вредных привычек методом
так называемого кодирования.) После пробуждения человек не отдает себе
отчета в приобретенных установках, поскольку они не подверглись
осмыслению и сознательному анализу.
Опыты и демонстрации Бернгейма произвели сильное впечатление на молодого Фрейда. Особое его внимание привлекли
случаи так называемого постгипнотического внушения. В состоянии
гипнотического сна человеку давалась инструкция по пробуждении открыть
зонтик, стоявший в углу комнаты.
И действительно, человек, пробудившись,
то есть включив механизмы своего сознания и житейского здравого смысла,
совершал это внешне абсолютно бессмысленное действие. Более того - когда
ему задавали вопрос, зачем понадобилось открывать зонтик в помещении,
следовал весьма убежденный ответ. Это могла быть демонстративная
реакция: "Мне так захотелось, и все!" Но чаще ответы были более логичны.
Например: "Я желал удостовериться, мой ли это зонтик" или "Хотел
проверить, не сломана ли у него спица" и т.п.
Поскольку внушенная инструкция миновала фильтр сознания, человек не мог
ее помнить. Тем не менее она побуждала его к совершению конкретного
действия, пускай и совершен-но нелогичного. Сознание же включалось для
того, чтобы обосновать и оправдать поведение.
Из подобных наблюдений Фрейд
сделал важный теоретический вывод о том, что
поведение человека может побуждаться мотивами, которые он сам не
осознает и истолковывает неправильно. На этой основе им была разработана
обширная теория, в которой роль главных побудителей человеческого
поведения отводилась глубинным бессознательным влечениям.
По прошествии лет эта теория даже многими
видными последователями Фрейда
подверглась критическому переосмыслению, поскольку
страдала некоторой односторонностью и включала ряд не вполне оправданных
преувеличений.
Однако и сегодня многие психологи не
могут не признать справедливости ряда закономерностей, выявленных в
русле этого подхода. Прежде всего это касается так называемых механизмов
психологической защиты.
В "Психологическом словаре" мы находим такое определение: "Психологическая
защита - система регуляторных механизмов, которые направлены на
устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность
переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами,
состоянием тревоги и дискомфорта."
Как же функционируют эти механизмы?
В "Психологическом словаре" мы находим
такое определение: "Психологическая защита - система регуляторных
механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму
негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними
или внешними конфликтами, со-стоянием тревоги и дискомфорта." Как же
функционируют эти механизмы?
На протяжении эволюции все живые организмы - от му-равья до человека -
выработали
три основных способа избавления от страдания.
Первый способ - самый действенный.
Это непосредственное отражение угрозы, устранение неудобства, разрешение
проблемы. Так хищник, оскалив клыки, бросается на соперника,
осмелившегося вторгнуться на его территорию. Или человек, измученный
холодом, разводит огонь или строит теплое жилище. Но не все проблемы
можно таким образом разрешить.
Тот же волк, столкнувшись с хищником
посильнее, предпочтет обратиться в бегство. Птица не умеет обогреться и
с наступлением холодов отправляется в теплые края. И человек, встретив
очень сильного врага, спасается бегством. А если условия его жизни
складываются неблагоприятно и нет надежды их улучшить, человек снимается
с места и отправляется на поиски лучшей доли. Таким образом, второй
способ избавления - это бегство, уход.
Но бывают ситуации, от которых уйти не удается. И тогда в действие
вступают внутренние защитные резервы. Их действие направлено на
то, чтобы путем изменения самого организма снизить возможный ущерб.
Например, воздействие холода способствует усилению выделения организмом
тепла, а также мышечной активности (дрожанию), которое уменьшает вредное
влияние охлаждения.
Если в тело проник инородный
предмет, например пуля, и организм не способен его вывести, то этот
предмет покрывается капсулой, препятствующей распространению продуктов
его окисления. Еще один механизм - мимикрия, стремление слиться со
средой посредством маскирующей окраски. Таким образом, внутренняя защита
вступает в действие тогда, когда внешняя защита в виде агрессии или
бегства не срабатывает.
В повседневной жизни человек пользуется всеми этими способами
Причем агрессия чаще существует не в
реальном поведении, а в умственном плане, обусловливая особую работу
мышления и воображения. Очень часто наша неприязнь к какому-то человеку
(и даже тайное желание ему всяческих неприятностей) порождается не его
объективными недостат-ками, а тем плохо осознаваемым фактом, что
поведение этого человека, само его существование угрожает нашему
благополучию.
Например, в подростковой среде отличник
нередко имеет репутацию "воображалы", "подлизы", "маменькиного сынка" и
т.п. и потому встречает презрение со стороны сверстников. Дело не в том,
что он действительно таков. Гораздо чаще такого рода неприязнь порождена
неспособностью посредственных учеников сравниться с ним в учебных
достижениях.
Успехи отличника раздражают и заставляют
видеть в нем множество отрицательных черт, в основном вымышленных или по
крайней мере преувеличенных. А если представляется случай подставить
"воображале" подножку (как в переносном, так и в буквальном смысле), то
такая агрессия обычно есть не что иное, как психологическая защита
троечника от угрозы признать собственную посредственность.
Бегство, уход из ситуации также может быть не только реальным, но и
внутренним, осуществляемым в самосознании. Нередко мы отказываемся от
какого-то дела, если не уверены в благоприятном исходе или заранее
подозреваем, что, взявшись за дело, получим в результате неприятные
переживания.
Человек, которого беспокоит чувство вины
от невыполненных обязанностей, постепенно приучается отказываться от них
в пользу более безопасных для себя занятий. Причем этот отказ происходит
незаметно для сознания и кажется сам собою разумеющимся: человеку просто
"не хочется" участвовать в каком-то деле. Так, стесняясь своего плохого
телосложения и не рассчитывая стать рекордсменом, он отказывается от
спортивных занятий.
Преподаватели физкультуры хорошо знают,
что их уроки прогуливают главным образом ребята с цыплячьими мышцами,
для которых каждый подход к турнику чреват конфузом. Но именно для них
такой уход (причем и в буквальном смысле) наиболее вреден: исключив
физкультуру из репертуара своей деятельности, они рискуют так и не
выработать здорового телосложения и правильной осанки, от недостатка
которых страдают.
Так или иначе, разного рода уходы в
конечном счете приводят не только к ограничению собственного Я, к
сужению своих возможностей, но и к усугублению своих проблем.
Бывает, что человек полностью погружается в какое-то занятие, которое
становится в его жизни основным в ущерб другим. Это явление психологи
называют компенсацией, а в тех случаях, когда такой уход делает
невозможными иные занятия, - сверхкомпенсацией. Тогда все душевные силы
человека находят приложение только в одной деятельности, приобретающей
почти навязчивый характер.
Иногда компенсация служит восполнением
неудовлетворенных желаний, неуверенности в себе и в конечном счете ведет
к тому, что человек может достичь даже выдающихся результатов в
избранной деятельности.
Например, подросток, отчаявшись
утвердиться в какой-то полезной деятельности, может стать звездой
местной дискотеки, поражая сверстников своей исключительной пластикой.
Но поскольку другие стороны его личности не получают развития, то
несмотря на достигнутые успехи, человек, оказывается,
не избавлен от
неосознаваемых внутренних терзаний
При
вдумчивом самоанализе можно установить, какие недостаточно развитые
стороны нашей личности и нереализованные стремления компенсируются в
наших увлечениях.
Это понимание нужно не для того, чтобы,
обнаружив компенсаторныи характер увлечения музыкой, компьютерными
играми или коллекционированием, категорически отказаться от этих
занятий, а для того, чтобы осознать нереализованные стороны собственного
Я и своевременно скорректировать их.
Уход иногда приобретает вид прямого отрицания внешних
обстоятельств. Например, школьник, своим бледным выступлением фактически
сорвавший постановку ученического спектакля, очень быстро
перестраивается, начинает вообще отрицать факт конфуза и даже
рассказывать о своем блестящем выступлении.
Озабоченная мать, утомленная
переживаниями в связи с хронической неуспеваемостью сына, вдруг
проникается мыслью о его исключительной одаренности и начинает всем
рассказывать о его достоинствах. Такого рода отрицание вызвано
стремлением сознания оградиться от мучительных переживаний.
Иногда отрицание приобретает характер искажения восприятия. Это
так называемая
перцептивная защита, при которой
воспринимаемые обстоятельства искажаются в желательном направлении.
Например, учителю, считающему свои уроки
очень интересными для учеников, особенно мучительно признать невнимание
класса. Отсутствующий взгляд ученика может казаться ему свидетельством
углубленной сосредоточенности. А увидев, как дети перешептываются и
шумят, он может парадоксальным образом расценить происходящее как
признак их большой заинтересованности. "Урок настолько увлек их, что они
не могут удержаться, чтобы не поделиться с соседом", - думает учитель,
причем совершенно искренне.
Перцептивная защита в некоторых случаях
бывает настолько сильной, что органы чувств буквально отказываются
работать. Известны случаи, когда ребенок, оказавшийся, например,
свидетелем безобразной сцены между родителями, временно терял зрение и
слух.
Стремление уйти из неприятных ситуаций часто выражается в
непреднамеренном забывании, которое в психологии называют
вытеснением. Человек может забыть имена своих обидчиков или события,
воспоминания о которых причиняют ему страдания. Нормальное самосознание
всегда способствует забыванию особо неприятных эпизодов нашей жизни.
Поэтому мы, вспоминая
прошлое, склонны чаще вспоминать именно хорошее
Однако беда в том, что вытеснение
происходит не "вовне", а "внутрь". Изгнанные из сознания, неприятные
образы и впечатления оказываются загнаны в глубины подсознания,
продолжая оттуда неявно влиять на
наше поведение. "Необъяснимый" упадок настроения,
безотчетная неприязнь к кому-то чаще всего объясняются действием именно
этого механизма.
Нетрудно заметить, что эти защитные механизмы работают в каждом из нас.
Например, многие искренне считают, что не способны к иностранным языкам.
Однако в большинстве случаев эта "неспособность" есть лишь проявление
бессознательных опасении оказаться не на высоте на фоне людей, хорошо
владеющих иностранным языком.
Бывает, что подросток, желая ничем не отличаться от своих товарищей,
отказывается одеваться так, как советуют родители. В этом проявляется
стремление "быть как все", что удовлетворяет потребность в безопасности.
Такого рода
социальная
мимикрия часто побуждает подростков во всех чертах
походить на членов своей компании из страха быть ими отвергнутыми.
Стыд от отсутствия модных аксессуаров
выступает в качестве защиты от еще более угрожающего страха перед
неприязнью сверстников. Узость сознания не позволяет подростку выявить
подлинную причину своего стыда и волевым усилием победить ее.
Социальная
мимикрия проявляется и в том, что
мы стараемся быть
похожими на людей, от которых мы зависим или..
Социальная
мимикрия проявляется и в том, что мы стараемся быть
похожими на людей, от которых мы зависим или которых мы боимся. Сын
старается походить на отца не только из восхищения им, но часто из
неосознанных соображений безопасности. Такого рода защита была
обнаружена, когда установили, что некоторые дети стараются походить на
своих обидчиков. Этот механизм получил название
идентификации с агрессором.
Каждому нелишне задуматься над тем, с
кем он идентифицирует себя и тем самым обеспечивает более
эффективное овладение обстоятельствами жизни.
Процессу
идентификации
мы научаемся в течение жизни неосознанно и стихийно, путем
переноса наблюдаемой у другого программы поведения на сходные
собственные ситуации. Это намного проще и экономичнее, чем создавать
новую программу поведения для самого себя.
Если в
идентификации
мы как правило приписываем себе положительные (или
воспринимаемые как таковые) свойства другого человека, то как же быть с
нашими отрицательными чертами?
Если человек вдруг обнаруживает себя как
трусливого, лживого, скупого, бездарного, то ему ненавистно осознавать
себя таким, тем более если представление о самом себе диктует ему быть
смелым, честным, щедрым, деятельным, талантливым.
Конечно, самосознание может отрицать
такое несоответствие. Но если оно бросается в глаза, и механизм
вытеснения оказывается бессилен? Тогда самосознание поступает иначе.
Рассуждение примерно таково: "Если не только я, но и другие трусливы и
лживы, то я не одинок в своих недостатках.
Более того - у других они выражены еще
сильнее. Значит, я менее труслив, а следовательно смел". Этот процесс
приписывания другим собственных свойств (как правило нежелательных)
получил в психологии название проекции. Мы склонны как бы
проецировать на других свои особенности, уподобляя их себе. Это своего
рода
идентификация наоборот.
Еще один пример психологической защиты заставляет вспомнить об
уже описанном опыте Бернгеима, в котором человек вопреки здравому смыслу
находил рациональное объяснение своему иррациональному поступку. С
подобными примерами мы встречаемся на каждом шагу. Когда ученик получает
двойку, у него всегда найдутся причины, с помощью которых он объясняет
себе и другим свою неудачу. Послушайте его, и вы узнаете, что учитель
был пристрастен, не в духе, попался "плохой" вопрос, временно отказала
память и т.п.
Редко кто признает, что
неудача вызвана собственной неподготовленностью. Такие "удобные"
объяснения объединяются под общим названием рационализации. Обнаружив
расхождение между своими представлениями о себе и собственным
поведением, человек ищет способы уменьшения чувства вины и тревоги и
начинает приписывать себе благовидные мотивы. В общественном сознании
мотивы поведения подразделяются на "хорошие" и "плохие". И выбор
"хорошего" мотива для приписывания его себе чаще всего приобретает
характер рационализации.
Рационализация может
принимать и особо извращенные формы
Например,
принижения, дискредитации объекта невыполнимого желания.. По аналогии с
известной басней тут можно вести речь о принципе "кислого винограда". В
басне Лиса, отчаявшись достать виноградные гроздья, успокоила себя
объяснением: виноград, мол, незрел, а потому вовсе ей и не нужен.
Такие самооправдания нередки. Повсюду
можно встретить благородных бессребреников, кичащихся своим презрением к
материальным благам. На поверку это "благородство" чаще все-го
оказывается неуклюже замаскированной неспособностью собственными
усилиями добыть эти блага.
Возможно и обратное объяснение, которое стоило бы назвать
принципом "сладкого лимона". Благодаря этому механизму человек
без страха воспринимает неудачи, убеждая себя в том, что речь,
собственно говоря, идет не о провале, а об успехе. Мол, постигшая его
неудача позволила предотвратить по меньшей мере несколько неминуемых
драматических последствии.
Но не стоит смешивать подобное манипулирование проблемами с умением
некоторых людей в каждой плохой ситуации находить что-то хорошее. Тут
есть одно существенное различие. Оптимистически настроенный человек
полностью осознает, что ему в чем-то не посчастливилось. Но только
вместо того, чтобы жалеть себя или вырабатывать защитные механизмы, он
находит позитивные стороны, опирается на них и уверенно движется по
жизни дальше.
Таким образом, психологическую защиту
нельзя однозначно рассматривать как полезное или вредное явление.
Позволяя сохранить устойчивость личности на фоне дестабилизирующих
переживаний, самозащита в то же время лишает человека возможности
активно воздействовать на ситуацию и устранить источник переживаний.
Полезный эффект защиты в большей степени
проявляет-ся, когда масштаб беспокоящей проблемы относительно невелик.
При серьезном кризисе, требующем устранения его причин, психологическая
защита играет скорее негативную роль, затушевывая его и снижая его
эмоциональную значимость.
В любом случае проблему невозможно
решить, отвернувшись от нее. Успех никому не гарантирован, но он весьма
вероятен. И только собственные конструктивные действия повышают эту
вероятность.
Статья публикуется по
"Психологической газете: Мы и Мир"
www.pseudology.org
|