А.М. Жданов

Валентин Дмитриевич Шашин

Валентин Дмитриевич ШашинСегодня трудно писать о ветеранах, ибо почти никого не интересует их огромный, беззаветный труд на благо своей страны, богатый накопленный опыт работы. А много ли можно без этого рассказать о человеке, посвятившем всю свою жизнь любимому делу и заботе о благе окружающих его людей. Таких людей украшают не только их личные человеческие качества, но прежде всего их дела. Именно таким мы знали Валентина Дмитриевича Шашина, которому в этом году исполнилось бы 85 лет.

Мне приходилось работать с Валентином Дмитриевичем в разные периоды его жизни. Впервые мы встретились в г. Октябрьске Башкирской АССР. Город ещё только развивался, и, как это бывало в небольших населенных пунктах, каждый вновь прибывший, особенно руководитель, обращал на себя внимание многих жителей.

Так было и тогда, когда Валентин Дмитриевич, ещё молодой руководитель, и его супруга, Лидия Филипповна, прибыли на работу в трест “Башзападнефтеразведка”. Валентин Дмитриевич выгодно отличался от многих других руководителей своей культурой, общительностью и умением держаться, а Лидия Филипповна - приветливостью и доброжелательностью.

Более близкое знакомство с Валентином Дмитриевичем открыло для меня другие его замечательные качества: обязательность, чувство юмора, интеллигентность. По работе в тресте мы с ним связаны не были, но часто встречались на общегородских мероприятиях. В г. Октябрьске он пробыл сравнительно недолго и переехал в Татарию на освоение новых нефтяных месторождений.

На довольно продолжительный срок наши пути разошлись и вновь сошлись уже в период, когда Валентин Дмитриевич работал в Российском Совнархозе, а я был начальником объединения “Башнефть”, (тогда официальное название – Управление нефтедобывающей промышленности Башкирского Совнархоза). Валентин Дмитриевич выступал в роли моего вышестоящего руководителя.

Могу прямо сказать, что счастлив тот подчиненный, который имеет такого руководителя. Отношения между нами строились на полном доверии, а необходимые указания давались в виде совета. Мы, начальники объединений, чувствовали помощь руководства Российского Совнархоза в работе и относились к Валентину Дмитриевичу с большим уважением. В тот период он получил большую известность как ведущий специалист и крупный организатор нефтяной промышленности во многих нефтяных районах страны.

2

Вскоре меня избрали секретарем Башкирского обкома КПСС. Здесь пожалуй уместно сказать несколько слов о ранее существовавших взаимоотношениях между хозяйственными и партийными органами. Сегодня много говорят о прежней диктатуре партии и о том, что партийные органы управляли всем, а хозяйственные руководители всегда их слушались.

По моему мнению это не так. Если хозяйственные руководители действовали со знанием дела и полной ответственностью, партийные органы прежде всего были у них помощниками в решении стоящих перед ними задач. Валентин Дмитриевич умел строить отношения с партийными органами всех уровней, и его уважали и оказывали всемерную поддержку.

В 1965 г. по решению Правительства был осуществлен переход руководства промышленностью страны на отраслевой принцип. Для руководства нефтяной промышленностью было создано союзно-республиканское Министерство нефтедобывающей промышленности. В октябре меня вызвали в ЦК КПСС и на беседе в секретариате спросили, знаю ли я В.Д. Шашина. Я ответил, что знаю. “Товарищ Шашин В.Д. назначен Министром вновь образованного Министерства, он просил утвердить Вас к нему заместителем”.

Так начался мой новый период работы с Валентином Дмитриевичем. Работа заместителя Министра с Министром строилась не на принципе “начальник-подчиненный” и состояла не в выполнении отдельных указаний Министра, хотя в ряде случаев это имело место. Наша работа основывалась на совместных действиях по кругу вопросов, порученных Министром соответствующему заместителю.

Недаром в обиходе, особенно в некоторых странах на Западе, заместителей Министра называют “товарищ Министра”, а слово “товарищ” в русском языке означает человека, близкого кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условиям жизни и т.п. Естественно, что слаженность работы в этом случае во многом зависит от того, насколько люди хорошо знают друг друга, правильно оценивают возможности, совместимость характеров и многое другое.

На первой же нашей с В.Д. Шашиным встрече было оговорено, что в круг моих обязанностей будут входить работа с кадрами, организация производства и ряд общих вопросов. Начинать нужно было прежде всего с организации аппарата нового Министерства, так как в то время официально назначенных на свои должности нас было только двое. Валентин Дмитриевич очень хорошо понимал важность и ответственность этой работы и уделял ей много времени.

Мы установили тесный контакт с партийными органами и определили свою генеральную линию: нужно было укомплектовать аппарат из высокопрофессиональных специалистов управления и производственников, добиться правильного соотношения молодых и опытных кадров. Кадровой основой явились специалисты, ранее работавшие в различных организациях г. Москвы, и специалисты, приглашенные из разных нефтяных районов страны.

Каждая кандидатура на зачисление в аппарат Министерства, в зависимости от номенклатуры, глубоко изучалась и многократно обсуждалась. Я не буду называть фамилии, ибо перечислить всех нет возможности, а назвать лишь некоторых будет несправедливо, ибо каждый зачисленный в то время в штат аппарата Министерства являлся личностью со многими положительными качествами. Сформированный в довольно короткий срок новый штаб отрасли отличался в своей работе слаженностью, глубоким знанием дела и высокой ответственностью.

3

Валентин Дмитриевич уделял большое внимание расстановке кадров в нефтедобывающих объединениях. Многие из них были в номенклатуре Министерства, и он старался как можно чаще лично встречаться с ними. Он ценил в человеке глубокие профессиональные знания, эрудицию, откровенность и честность. Беседуя с людьми, он слушал их с большим вниманием и интересом, уважительно относился к их мнению. В поле его зрения всегда находились и социальные вопросы: обеспеченность жильем, организация нормального быта, питания и отдыха.

Большой вклад внес Валентин Дмитриевич в организацию нефтяного производства и управление отраслью. Созданное Министерство нефтедобывающей промышленности быстро установило контроль над всеми нефтяными районами страны и обеспечило заданные темпы развития. Но уже через сравнительно непродолжительное время в организационной схеме управления стали ощущаться существенные недостатки.

В то время как в союзных республиках существовали свои дополнительные органы управления, такие как республиканское Министерство нефтедобывающей промышленности в Азербайджане или Управление нефтедобывающей промышленности при Совете Министров Украинской ССР, статус союзно-республиканского Министерства снижал оперативность руководства отраслью, затруднял проведение единой политики, усложнял документооборот. Кроме того, при создании Министерства ему не был передан нефтепроводный транспорт, который находился в подчинении Госнефтеснаба РСФСР, хотя входил в единую технологическую цепочку добычи нефти.

Учитывая это, Валентин Дмитриевич решил поставить вопрос о преобразовании союзно-республиканского Министерства в союзное, а также передаче ему всех предприятий нефтяной промышленности в прямое управление. Вопрос был не очень простым. Нашлось немало тех, кто возражал и тормозил его решение как на местах, так и в центральных органах. Но благодаря настойчивым действиям и исключительному умению Валентина Дмитриевича находить веские доказательства, приводить нужные аргументы и четко их формулировать, вопрос удалось решить положительно.

Решением Правительства союзно-республиканское Министерство нефтедобывающей промышленности было преобразовано в Союзное Министерство нефтяной промышленности и ему в подчинение был поставлен весь нефтедобывающий комплекс страны, включая нефтепроводный транспорт и переработку попутного нефтяного газа.

4

Комплексное развитие отрасли шло высокими темпами, росли объемы добычи нефти, совершенствовались техника и технология производственных процессов, внедрялись средства автоматизации. В.Д. Шашин считал, что в соответствии с таким развитием должна меняться и организация производства и управления. К решению этих вопросов были привлечены научно-исследовательские организации.

Под руководством и при непосредственном участии Валентина Дмитриевича были разработаны концепции автоматизации и диспетчеризации производственных процессов, а работу по созданию автоматизированной системы управления он возглавил лично в качестве научного руководителя. Внедрение этой системы впоследствии возволило значительно повысить эффективность управления отраслью и упростить существовавшую прежде организационную структуру, оставив в ней три звена: министерство - производственное объединение - предприятие.

Производственные процессы на предприятиях по бурению и добыче нефти управлялись диспетчерскими и инженерно-технологическими службами, сведения о их работе обрабатывались в вычислительных центрах производственных объединений, а затем поступали в головной вычислительный центр отрасли в Министерстве. Автоматизированная система управления Министерства нефтяной промышленности СССР считалась одной из лучших в стране. Такую оценку ей дал Государственный комитет по науке и технике после рассмотрения нашего доклада на одном из заседаний коллегии.

К сожалению, после смерти В.Д. Шашина внимание к вопросам организации и управления производством было ослаблено, и созданный потенциал автоматизированной системы управления в полной мере не был использован.

Валентин Дмитриевич Шашин был сильной личностью. Он был создан стать Министром, благодаря его деловым качествам, общественной значимости, личному обаянию. На этом посту полностью раскрылся его талант, а делу, которое он выбрал для себя, Владимир Дмитриевич отдал всю свою жизнь без остатка.

-------------------

Юбилейная конференция к 85-летию Шашина В.Д.

16 июня 2001 года исполнилось бы 85 лет со дня рождения государственного деятеля, выдающегося руководителя нефтяной промышленности Советского Союза Валентина Дмитриевича Шашина.

В связи с этой датой в Российском государственном университете (РГУ) нефти и газа им. И.М.Губкина состоялась юбилейная конференция, в организации которой также приняли участие нефтяная компания “РИТЭК”, Совет пенсионеров-ветеранов войны и труда, НК “Роснефть” и Центральное правление Научно-технического общества нефтяников и газовиков им. акад. И.М.Губкина. Финансовую поддержку в проведении конференции оказали нефтяные компании “РИТЭК”, “Сургутнефтегаз”, “Роснефть” и “Татнефть”.

Участники конференции, многие из которых работали с Шашиным В.Д., посетили Новодевичье кладбище, где возложили цветы к его могиле, а затем в конференц-зале РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина делились воспоминаниями о Валентине Дмитриевиче не только как о крупнейшем инженере и организаторе нефтяного производства, но и как о доброжелательном, обаятельном, терпеливом, но вместе с тем требовательном руководителе.

Весь послевоенный период развития нефтяной промышленности страны вплоть до конца 70-х гг. был связан с именем Шашина В.Д. Он родился в Баку в семье кадрового рабочего-нефтяника, после окончания 8-летней школы работал учеником токаря, а затем, после окончания нефтного техникума, два года работал в каротажной партии треста “Ишимбайнефть”. Жажда знаний привела его сначала в Грозненский нефтяной институт, откуда после первого курса Шашин В.Д. перешел в Московский нефтяной институт, который закончил уже в годы войны - в 1943 г.

Трудовая деятельность инженера Шашина В.Д. началась в конторе бурения треста “Туймазанефть”, откуда через год он был переведен в трест “Башнефтеразведка”, где уже в 1947 г. был назначен главным инженером треста, а затем управляющим. В дальнейшем трудовой путь Шашина В.Д. продолжался в качестве заместителя начальника и начальника объединения “Татнефть”. Выдающийся вклад Шашина В.Д. в развитие нефтедобывающей промышленности Татарии увековечен присвоением его имени объединению “Татнефть” и одной из улиц г. Лениногорска, где Валентину Дмитриевичу Шашину был открыт памятник.

В 1960-1964 гг. Шашин В.Д. руководил Главным управлением нефтяной и газовой промышленности Совнархоза РСФСР, а с 1965 г. в течение 12 лет возглавлял Министерство нефтедобывающей промышленности страны.

Годы, когда Шашин В.Д. работал министром, были периодом самого интенсивного развития и огромного подъема нефтяной отрасли СССР. За эти годы добыча нефти в стране увеличилась вдвое, бурными темпами развивалась добыча нефти в Башкирии, Татарии, Пермской и Куйбышевской областях, а также в главном добывающем регионе - Западной Сибири. При Шашине В.Д. началась подготовка производства, техники и разработка технологии выхода на шельфы морей.

Валентин Дмитриевич был инициатором создания и расширения нефтяных научных учреждений страны, постоянно следил за развитием отраслевой науки, достижениями в смежных отраслях, придавал большое внимание внешнеэкономическим связям. Он отмечал большую роль общественного движения в развитии научно-технического прогресса.

Авторитет Шашина В.Д. среди нефтяников, руководителей смежных отраслей был огромным. К сожалению, в 1977 г. слишком рано прервалась жизнь этого прекрасного человека и выдающегося руководителя отрасли.

На конференции выступили соратники Шашина В.Д., проработавшие рядом с ним, под его руководством многие годы. Генеральный директор АО “РИТЭК” В.И. Грайфер, председатель Совета пенсионеров-ветеранов войны и труда НК “Роснефть” Т.Ф. Рустамбеков, ректор РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина А.И. Владимиров, заместитель министра иностранных дел В.И. Калюжный, другие профессионалы нефтяной отрасли, занимавшие ответственные должности в период расцвета нефтегазовой промышленности (И.И. Лещинец, Е.И. Осадчук, Г.И. Шмаль, В.И. Игревский, Л.Д. Чурилов, Н.М. Еронин, П.А. Арушанов, А.М. Жданов, В.И. Тимонин, Р.Х. Фаткуллин, А.С. Парасюк, И.П. Кузнецова, Ю.М. Марков, Г.П. Гирбасов, Р.Я. Исакович, Б.И. Кузьмин, И.Д. Пустовойтов, Л.Г. Лазарева, К.С. Басниев, Н.А. Савостьянов и др.) вспоминали о Валентине Дмитриевиче, встречах с ним.

В работе конференции участвовали вдова Шашина В.Д. Лидия Филипповна Шашина-Ильина и дочь Татьяна Валентиновна Федорова. Участники конференции приняли решение продолжить работу по сохранению памяти выдающихся деятелей нефтяной и газовой промышленности, ушедших из жизни. Центральному правлению НТО НГ им. акад. И.М.Губкина рекомендовано опубликовать материалы конференции.

В связи с 85-летием со дня рождения Шашина В.Д. ветераны-нефтяники решили обратиться к Правительству Москвы и ОАО “НК “Роснефть” с просьбой об установке мемориальной доски на доме 26/1 по Софийской набережной (здании бывшего Министерства нефтяной промышленности СССР), где в 1965-1977 гг. работал Валентин Дмитриевич Шашин.

Источник


www.pseudology.org