На тему исследования личности Н.И. Махно написано немало, и рассказывать о его
жизненном пути - не наша задача. Основные этапы его жизни, в общем, достаточно
правдиво описывает большинство историков (см. вступление), какую бы
идеологическую позицию они ни занимали.
Никогда не подвергался, например, сильным искажениям дореволюционный период его
деятельности. Известно, что родился Махно в беднейшей крестьянской семье, в
большом украинском селе Гуляйполе, 27.10.1888 года. Тяжело работать начал в
десятилетнем возрасте, помогая матери (отец' умер, когда Нестору было около
года).
Был в семье пятым ребенком
В 14-15 лет был привлечен старшими товарищами в анархистскую группу, которую
возглавляли В. Антони и А.Семенюта. Первой активной деятельностью группы было
обуздание местных черносотенцев в 1905 году. За нападение на антисемитски
настроенных лиц, за покушение на жандармов, хранение оружия и нелегальной
литературы часть арестованных боевиков была приговорена к смертной казни. По
законам Российской империи Махно был несовершеннолетним, и посему виселицу ему
заменили каторгой. Отбывал каторгу до весны 1917 года в Бутырках.
Мерзость антисемитизма, совершенно нетерпимое отношение к великодержавному
шовинизму, ему, еще подростку, объяснил руководитель группы - Вольдемар
Антони;
на каторге следующим наставником и воспитателем крестьянского парня стал другой
анархист, Петр Аршинов-Марин, друг и сокамерник. Интернационализм воспитывали в
нем все политзаключенные старшего возраста, одновременно стараясь развивать
"одаренного мальчугана", как выходца из простого народа. Беседы со знаменитыми
революционерами сделали свое дело: Махно, свято блюдший память расстрелянных и
повешенных подельников-евреев, возненавидел антисемитизм лютой ненавистью.
Невысокого роста, щуплый, с высоким, "клекочущим" голосом, буйного, непокорного
нрава, парень таким и остался в памяти сокамерников: бесстрашный, жесткий, с
резкими, категорическими суждениями, ярый ненавистник юдофобов. Лучшими друзьями
в тюрьме у него были евреи-анархисты. В дальнейшем, по выходе на свободу,
освобожденный Февральской революцией, Махно кидается в гущу революционных
событий. Вот здесь и начинаются недомолвки и прямая ложь историков и
публицистов.
Советским историкам, как мы уже отмечали в первых главах, необходим был совсем
иной образ главы крестьянского войска, выступавшего против
большевиков на
фронтах гражданской войны. "Социальный заказ" требовал на роль руководителя
повстанческого движения не убежденного борца с
погромами, а как раз наоборот-
громилу, подонка, убийцу-садиста. Образ был получен стараниями писателей,
мемуаристов, просто газетчиков, и настолько въелся в народное представление об
анархизме, что успешно перекочевал на Запад с волнами эмиграции.
"Беспощадное подавление Троцким в 1918 году анархического махновского движения
во многом проистекало из-за того, что за махновцами прочно утвердилась репутация
погромщиков. Сам Нестор Махно…, возможно, и не был отъявленным погромщиком; во
всяком случае, в штабе этого партизанского командира работало несколько
евреев,
и даже разведку Махно возглавлял
еврей. Но
погромами запятнали себя все
участвовавшие в гражданской войне армии, громили евреев и махновцы, и
Троцкий
полагал, что у них "ненависть к городу и городскому рабочему дополнялась
воинствующим антисемитизмом"». Так пишет израильский историк Йосеф Недава", в
своей книге глубоко и обстоятельно рассматривавший многие вопросы, связанные с
личностью Л.Д. Троцкого. Создается впечатление, что историк, действительно
интересно и своеобразно осветивший различные события революционного времени, в
пункте о махновщине не потрудился заглянуть ни в один архив.
Голословные утверждения об антисемитской подоплеке происходившего в
районах,
контролировавшихся махновцами, были и остаются сугубо голословными
Ни один
исторический документ не сможет доказать антисемитизм штаба и полевых командиров
Революционной повстанческой армии Украины (махновцев), а наоборот - будет
утверждать обратное. Очень часто в публицистике авторы, знакомые с махновщиной
понаслышке, прибегают к инсинуациям, подчас даже невольным; иногда сваливают на
отряды махновцев действия, совершенные другими партизанскими отрядами
(Григорьев, Струк, Зеленый, Козырь-Зырка, Соколовский и другие крестьянские
атаманы действительно ненавидели евреев и вырезали их тысячами); иногда просто
повторяют заявления большевистских пропагандистов.
При этом не принимается в расчет, что среди десятков тысяч бойцов махновской
армии, естественно, были люди совершенно различных взглядов на еврейский вопрос.
В штабе, реввоенсовете и культпросвете махновской армии была масса
евреев;
полевыми командирами были в основном русские и украинцы, но "выдрессированные"
идейными анархистами так, что не только ни о каких
погромах речь идти не могла,
но, наоборот, неуклонно и непрерывно велась работа по разъяснению дикости и
подлости антисемитизма тем крестьянам, что составили абсолютное большинство
армии повстанцев. Рядовые партизаны, что высказывались в погромном духе, как
правило, очень быстро покидали театр действий: или уходили к другим атаманам"
позволявшим погромы и мародерство, либо их расстреливали махновские командиры.
Д-р Аня Маккаби-Иорш в своих воспоминаниях" настолько резко высказалась в адрес
махновцев, что заставила автора этих строк связаться с ней. В воспоминаниях г-жи
Иорш анархисты названы "бандитами батьки Махно", утверждается, что "во всех
колониях знали, что бандиты Махно полностью вырезали всех обитателей первых
еврейских колоний - Трудолюбовки и Нечаевки". Я процитировал г-же Иорш самые
"сильные" места ее мемуаров и попросил указать источники такой информации. В
ходе телефонного разговора выяснилось, что автор воспоминаний сама событий,
описанных выше, не помнит, а опирается на рассказ матери. На вопрос, не могла ли
мать перепутать махновцев с какими-нибудь другими отрядами, ответа не
последовало.
Я спросил, почему, в таком случае, написано, что о зверствах Махно
"знали все". Г-жа Иорш сослалась тогда на "разные энциклопедии, где все это
написано". Я спросил, о каких именно энциклопедиях идет речь, но ответа не
последовало. Разговор я закончил тем, что процитировал строку из Краткой
еврейской энциклопедии, из главы "погромы": "Нестор Махно и другие главари
движения решительно боролись с
погромами и расстреливали погромщиков..Возражений
со стороны автора мемуаров не было…
Публикация непроверенных данных - вещь обычная, и при этом необычайно вредная,
ибо насаждает стереотипы массового сознания, расстаться с которыми далеко не
просто. Такие действия не служат истине, а ведь докопаться до исторической
правды - и есть задача, которую историк ставит перед собой.
Итак, обратимся к документам.
Оглавление
www.pseudology.org
|