| |
|
Моше (Михаил) Гончарок |
Русский
анархизм и евреи
Глава 4.
Анархистское движение в России после 1917 года. Общий обзор
|
Идейной разобщенности анархистского движения, имевшей место с начала его
существования в России, сопутствовала организационная неразбериха. Идеологи
каждого течения (кроме, пожалуй, неонигилистов) стремились сплотить своих
приверженцев, связать их определенными организационными рамками - в виде
федераций, конфедераций, ассоциаций, секций, групп и т.п.
анархисты-индивидуалисты, например, создавали свои организации, именуемые
организациями (или союзами) свободных анархистов; действовали обособленные
группы "непримиримых", "безвластников", "безначальников", примыкавшие к
индивидуалистическому направлению. Все эти группы провели конференцию, на
которой попытались каким то образом объединить течение индивидуалистического
анархизма (июнь 1920 г.). Из этой идеи, однако, ничего не вышло:
индивидуалистические принципы вступили в противоречие со стремлением вожаков
создать организационные структуры.
К анархическим течениям, которым удавалось создать не только местные, но и
всероссийские организации, относятся анархо- коммунисты (самое массовое течение
в российском анархизме), анархо-синдикалисты и анархо-универсалисты. Особняком,
на самом "правом" фланге анархистского движения стоят "мирные" анархисты,
связанные с толстовским учением. Так называемый "христианский анархизм" разделил
участь других анархистских групп после поражения революции 1905-1907 гг., но
после событий февраля- октября 1917 года предпринял попытку объединения - так,
впрочем, и не удавшуюся. По имеющимся в нашем распоряжении данным,
евреев в этом
течении не было, и никакого особого мнения по национальному вопросу "мирные" не
высказывали (за исключением того, что были против еврейских
погромов) - и они
находятся за пределами нашего исследования.
Во всех других течениях российского анархизма еврейский элемент был весьма активен
Анархо-коммунистическое движение начало разворачиваться в России с 1903 года и
неразрывно связано с именем П.А. Кропоткина. Все группы и организации, о которых
говорилось в предыдущих главах, связаны с этим течением. Наиболее выдающимися
деятелями анархо-коммунизма были А.Ю.Ге, А.А. Карелин, Я.И. Новомирский,
И.С.Блейхман (Н.Солнцев), А.М.Атабекян. Это - "теоретики". Среди
практиков-"реализаторов" назовем самое известное имя: Нестор Махно.
Анархо-коммунисты отнюдь не были едины: в их среде существовали самые
разнообразные течения- например, так называемые кооператоры.
Как более или менее организованная группа анархисты-синдикалисты выступили в
России только в конце 1905 года. Среди их идеологов было необычайно мало лиц
коренной национальности, т.е. русских; основу интеллектуального ядра составляли
почему-то именно "инородцы". Активными деятелями анархо-синдикалистского течения
были Я.Новомирский, перешедший от кропоткинцев, Иустин Жук, К.Оргеиани
(Г.Гогелия), В. Волин (В.М.Эйхенбаум) - друг и наставник Махно; Х.З.Ярчук, Г.Б.
Сандомирский, Рабочий Альфа (А.М.Аникст). анархо-синдикалисты видели прообраз
будущего безгосударственного народного самоуправления в профсоюзах (федерациях
синдикатов). До сих пор известна легендарная харьковская конфедерация "Набат",
тесно связанная с культпросветом махновской армии. Конфедерация была анархо-
синдикалистской и в основной своей массе состояла из евреев.
Среди других, более мелких течений российского анархизма, можно упомянуть
пананархизм братьев В.Л. и А.Л. Гординых и И. Шапиро. Впервые идеи нового
течения были изложены в 1909 году, а в 1917 году получили довольно широкое
распространение. Пананархизм занимался активной агитацией в среде уголовников и
люмпен-пролетариата, полагая, что провозглашение революционно-освободительных
лозунгов и нравственное воспитание отбросов общества поможет борьбе не только с
классовыми, но и с национальными предрассудками.
Из всех анархистских течений наибольшее число организаций на местах имели анархо-коммунисты. В конце декабря 1918 года состоялся Первый Всероссийский
съезд анархо-коммунистов; в 1917-1918 гг. их организации находились в 59
городах и поселках4', представлявшие 15 российских губерний. На съезде
присутствовали также представители с Украины. В 1918 году была провозглашена
Всероссийская федерация анархистов-коммунистов, просуществовавшая, впрочем,
недолго, как и все другие объединенные группы, вскоре разгромленные советской
властью.
Одной из первых организаций анархо-синдикализма был "Союз анархо-синдикалистской
пропаганды", образованный в июне 1917 года в Петрограде. В 1918 году организации
анархо-синдикалистов существовали в 20 городах и поселках страны." Августовская
конференция 1918 года избрала секретариат Всероссийской конфедерации
анархистов-синдикалистов, хотя сама массовая объединенная организация реально
была образована лишь в октябре 1920 года.
Наряду с федерациями, секциями и ассоциациями создавались федерации анархистских
групп, куда входили анархисты различных течений (анархо-коммунисты, синдикалисты
и индивидуалисты).
Сеть анархистских организаций после 1917 года была настолько неупорядоченной,
что невозможно установить точно их численность. Накануне Февральской революции
1917 года организации анархистов имелись в шести городах (Москва, Петроград,
Тула, Орел, Белица и Кинешма)." Накануне Октябрьской революции федерации и
группы анархистов: действовали уже в 28 городах. В 1913,году анархистские
организации всех видов - как общие, так и отдельных течений - существовали в 130
городах и поселках." Секретарь Петроградской федерации анархо-коммунистов
И.Блейхман приводит данные, в соответствии, с которыми эта федерация насчитывала
до 18 тысяч человек. анархисты-синдикалисты же никогда не сообщали о количестве
членов своих организаций.
В 1918 году анархисты издавали 55 газет и журналов, некоторые из которых
выходили большими тиражами. Московская "Анархия" имела тираж 20 тысяч
экземпляров, орган анархо-синдикалистов "Вольный голос труда" - 15 тысяч
экземпляров, газета анархо- коммунистов "Свободная коммуна" - 10 тысяч
экземпляров."
Октябрь 1917 года анархисты встретили по-разному
Среди последователей одного и
того же течения оказались люди различных мировоззрений: те, кто боролся против
большевиков, и те, кто им помогал. Из среды анархо-коммунистов вышел не только
Нестор Махно, но и легендарный Нестор Каландаришвили, герой гражданской войны,
вступивший в большевистскую партию в 1920 году. анархо-коммунистом был участник
взятия Зимнего дворца кронштадтский матрос Анатолий Железняков, также пришедший
к большевикам, - а старший брат его, тоже анархо-коммунист, ушел к
антибольшевистским партизанам и погиб в бою с отрядом Красной армии.
анархо-синдикалисты В.Волин (Эйхенбаум), Гроссман (Рощин), Лев Турчанинов имели
отношение к идейному воздействию на махновщину, в том числе в рядах резко
антибольшевистской конфедерации "Набат", - а один из бывших лидеров
анархо-синдикалистов Дм. Фурманов превратился в политработника Красной армии,
затем став писателем. В 1919 году Фанни Барон и группа П.Соболева организовали в
Леонтьевском переулке в Москве взрыв комитета партии
большевиков, и в том же
1919 году член ВЦИКа анархист Александр Ге, возглавивший Кисловодскую
ЧК, был'
зверски замучен деникинскими контрразведчиками… По данным партийной переписи
1922 года, в рядах партии большевиков насчитывалось 633 бывших анархиста
различных течений.
Большая часть идейных анархистов власть
большевиков в конечном итоге не приняла
и принять не могла. Чем все это закончилось - хорошо известно. Организации
махновцев в 1920 году окончательно были поставлены вне закона, их активистов
расстреливали без суда и следствия (о махновщине - следующая глава нашего
исследования); члены Всероссийского штаба революционных партизан-анархистов
подполья были расстреляны практически все. Большая часть антисоветски
настроенных анархистов погибла в годы гражданской войны, сражаясь на всех
фронтах - и против большевиков, и против белых, и против петлюровцев;
значительная часть анархистов эмигрировала (в том числе Эйхенбаум, Лазаревич,
А.Л. Гордин) в 1921-1924 годах или просто бежала, будучи вне закона. Часть
"смирных", "официальных" анархистов в первую очередь - интеллектуалы теоретики
продолжала существовать еще несколько лет под пристальным взором
ГПУ. Абсолютное
же большинство ренегатов движения, в свое время вступивших в ВКП (б), было
репрессировано в 1937-1938 годах. Некоторые из них на протяжении 20-х годов
успели даже достичь определенного общественного положения в советской системе".
В 20-30 годы продолжали свою легальную деятельность Федерация
анархо-коммунистов, конфедерация анархо-синдикалистов, секция
анархистов-универсалистов, креаторий биокосмистов (по. данным БСЭ, т.1, М.,
1969, стр.574).
После смерти П.А. Кропоткина в 1921 году был создан Всероссийский комитет по
увековечению его памяти, в состав которого входила автономная анархистская
секция. Это была совершенно безобидная организация, никак не тревожившая власти;
однако в дальнейшем от нее предпочли избавиться - так же, как избавились от
Общества бывших политкаторжан, издававшего интереснейший журнал "Каторга и
ссылка". В середине 1920-х годов группы приверженцев анархизма представляли
собой небольшие кружки теоретиков, не нашедших в свое время сил уехать за
границу из-под неусыпного надзора властей. Тем не менее, музей Кропоткина,
открывшийся в 1923 году в Москве, в доме, где родился великий теоретик
анархизма, на некоторое время стал центром анархистской пропаганды.
По данным,
приведенным Серафимом Каневым в выше цитировавшейся книге "Октябрьская революция
и крах анархизма" (стр.387), здесь до февраля 1924 года читали лекции и делали
доклады (всего 31. Оценивая эту работу, анархист эмигрант А. Горелик писал, что
там "сохраняется анархистская мысль" (там же). 1 июля 1926 года анархисты
устроили в зале Политехнического музея в Москве вечер, посвященный 50-летию со
дня смерти М.А. Бакунина. Выступали последние остававшиеся в России на свободе
известные анархисты - Алексей Боровой, А.Солонович, И.харихардин, а также
М.Сажин (Арман Росс), 80-летний старый революционер, друг и соратник Бакунина,
член Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев.
Агенты
ГПУ,
явившиеся на вечер, освистывали выступавших, имитируя гнев народных масс,
просочившихся в зал; "публика стала терять запасы терпения, и старой Кропоткиной
не пришлось закончить свою речь.. ",- сообщал корреспондент "Вечерней Москвы" 2
июля 1926 года. Другого наименования Софье Григорьевне Рабинович, старейшей
революционерке, кроме как "старая Кропоткина", журналист придумать не мог…
Власти организовывали и "покаяния" бывалых анархистов
В 1923 году в "Известиях
ЦИК СССР" было опубликовано заявление группы анархистов, каявшихся в каких то
"злоупотреблениях революционной фразой". Под заявлением стояли подписи десяти
человек; среди них были анархисты со. стажем с 1900-1904 гг. и такие видные
деятели анархистского движения, как И.М.Гейцман.
Тем не менее в 1925-1926 гг. анархо-синдикалистам удалось все же опубликовать
две брошюры об истоках анархической мысли" на примере философских школ древнего
мира.
В 1924 году эмигрировал в США А.Л.Гордин. С его отъездом практически исчезла
организация анархистов-универсалистов. Его брат В.Л. Гордин, оказавшийся
уезжать, был спроважен в 1925 году в психиатрическую клинику. В 1926 году умер
А. А Карелин, и одновременно с его смертью прекратили деятельность Всероссийская
федерация анархистов и Всероссийская федерация анархистов-коммунистов. Легальные
анархисты прекращали свою деятельность официально, в то время как лица,
осмеливавшиеся открыто критиковать советскую власть, отправлялись по этапу на
Соловки - вместе с последними эсерами и меньшевиками. Властям надоело
церемониться с бывшими борцами с царизмом; тем более, что в стране назревала
волна борьбы со вполне реальной опасностью для партаппарата - с многочисленными
кругами молодых и весьма активных троцкистов.
Дольше других анархистских групп продержалась секция при Всероссийском комитете
по увековечению памяти Кропоткина. А. Боровой в 1934 году, пребывая на свободе,
растерянно писал о том, что друзья его "как то незаметно покинули". Престарелый
теоретик никак не мог понять, что этих друзей и на свободе то почти не осталось…
Музей Кропоткина еще несколько лет существовал на добровольные пожертвования и
за счет продажи входных билетов. В октябре 1935 года руководители музея,
встретившись с завмузейным отделом Наркомпроса РСФСР, который возглавлял тогда
Ф.Я. Кони, в целях сохранения экспозиции были вынуждены просить о передаче музея
на финансирование за счет госбюджета.
Немногочисленные посетители музея, среди которых было достаточное количество
переодетых агентов правоохранительных органов, оставляли в книге отзывов
заявления, из коих становилось видно, что комсомольская работа по воспитанию
подрастающего поколения в советской России ведется на достойном уровне. "Музей
не дает критики анархизма, как мелкобуржуазного утопического социализьма" -
один из самых типичных отзывов.
В конечном итоге музей П.А. Кропоткина был передан вдовой покойного в дар
советскому правительству. 2 октября 1938 года в управление музеем вступил
директор, назначенный музейно-краеведческим отделом Наркомпроса.
Трое-четверо глубоких стариков - ветеранов анархистского движения - мирно
доживали свой век, неинтересные никому в своей родной стране, которой они отдали
всю жизнь; большая часть анархистов, не успевших выехать за пределы республики,
гнила в лагерях. До реабилитации 50-х - 60-х годов почти никто из них не дожил.
Да и те, что вышли из заключения, в основной своей массе реабилитации не
подлежали…
Оглавление
www.pseudology.org
|
|