| |
|
Моше (Михаил) Гончарок |
Русский
анархизм и евреи
Глава 3.
Участие евреев в анархистском движении Российской империи в начале ХХ века.
Связь с нееврейскими группами движения
|
Появление анархизма в пределах империи было тесно связано с началом
революционного подъема масс в начале нынешнего столетия. "В заграничных русских
колониях Швейцарии, Англии и Франции велась уже систематическая пропаганда… и
ораторы- анархисты часто выступали на многочисленных митингах и собраниях" - это
мы уже отмечали в предыдущей главе. То же самое наблюдалось и среди еврейских
рабочих из России в таких крупных городах, как Лондон и Нью-Йорк.
"Пропаганда
анархизма концентрировалась, - говорил Рогдаев в докладе международному
конгрессу анархистов в
Амстердаме в 1907 году, - главным образом в
Женеве и
Лондоне; в первом городе - среди русской молодежи, во втором - среди
многочисленного еврейского пролетариата, в квартале Уайтчепель.
Имеющиеся в нашем распоряжении материалы говорят о появлении первой анархистской
группы в Российской империи весной 1903 года в Белостоке.
К этому времени там
уже были анархисты-одиночки и сочувствовавшие им "Начало сплочению этих одиночек
в анархистскую группу, - писал позднее один из членов, - было положено весной
1903 года прибывшим из Лондона товарищем. Он прочел несколько рефератов среди
бундовской интеллигенции и рабочих, и ему удалось привлечь на свою сторону
нескольких очень энергичных революционеров. Вместе с Григорием Брумером
("Борис", умерший в Петропавловской крепости) он в самое короткое время успел
организовать первую анархистскую группу, называвшуюся интернациональной группой
"Борьба". Таким образом, первая организованная группа анархистов в Российской
империи была еврейской группой.
Соответствующие настроения царили. и в других
городах западной части империи
Очень характерным свидетельством являются
воспоминания известного еврейского общественного деятеля А.М.Гольдштейна:
"Изменились и еврейские массы. Все, что есть в них молодого, живого, активного,
ушло в партии, в организации. Непартийный молодой человек в Вильне теперь такая
же редкость как партийный человек в какой-нибудь Кинешме или Вязьме. Ненависть к
существующему строю, ненависть безграничная, беспощадная, достигшая в черте
своего апогея (имеется в виду черта оседлости. - прим. авт.) вызывает подчас
среди этих еврейских организаций такие взрывы самопожертвования и героизма, что
нельзя не преклониться перед их самоотверженною преданностью одушевляющей их
идее.
Но партийная нетерпимость порою доводит этих людей, готовых пролить свою
кровь за идею свободы, до фактического игнорирования самых элементарных
принципов свободы слова и мнения для человека другого лагеря, другой партии.
…Познакомился я с ним в вечер накануне моего отъезда из Вильны… Мы
разговорились: говорили о последних событиях, о партиях, о сионизме…
– Послушайте, - вдруг заговорил он, - вот вы все толкуете о сионизме, о
революционной борьбе в Палестине, об организации народа… Где это пробуждение
гордой самостоятельности еврейства, о которой вы говорите? В "подвигах"
Бунда? В
неисчерпаемых разговорах сионистов?.. Так пойдите посмотрите, что делается на
самом дне еврейства, на еврейской улице. Нищета увеличивается со дня на день,
народ вырождается… не по дням, а по часам. И никакие… сионистские ваши реальные
работы… этого не предотвратят. Еврейская литература вымирает… народ задыхается;
он гибнет физически и духовно… И только один путь есть к спасению… Соберите те
активные силы, которые еще имеются, и киньте им один только лозунг, единственно
целесообразный для нас.. "так дальше продолжаться не может; нам нужна своя
страна; будемте бросать бомбы во все европейские парламенты, будемте нарушать
спокойствие всей Европы, будемте отравлять всеми средствами существование всех
народов до тех пор, пока они не исполнят нашего требования: дайте нам страну для
нашего народа.
И много еще говорил этот… сионист-анархист на эту тему"'4. Далее Гольдштейн
пишет: "Здесь вы встретите и евреев ППС-овцев самой несимпатичной окраски, и
евреев-анархистов, и
евреев "молодых эсеров" (по своей практике почти идентичных
с анархистами), и даже
евреев ЛСД (литовских социал-демократов).
Специфически местными особенностями отличаются в Белостоке анархисты, тоже
сплошь евреи.
Белосток - первый город черты, в котором зародился анархизм, и
оттуда он перенесся и в другие города. Теперь уже анархисты в Белостоке довольно
сильны. Характерно, что почти все их интеллигенты - бывшие бундовцы, а масса в
большинстве своем также представляет собою выходцев из низов
Бунда… Случаи
"экспроприации" происходят в Белостоке почти ежедневно. Не проходит дня - или,
вернее, ночи - без того, чтобы анархисты с револьверами в руках не
"экспроприировали" у того или другого местного еврейского "буржуа" какую-нибудь
сумму, колеблющуюся, в зависимости от его зажиточности, от 50 до 1,000 рублей"
Чтобы привлечь массы на свою сторону, анархисты часто выступали с резкими
нападками на существовавшие в Белостоке группы социалистических партий: ПСР
(социалистов- революционеров), РСДРП, и особенно бундовской части последней.
Привлекательность анархистов росла по мере активизации их деятельности. Так, в
июле того же 1903 года, после нападения белостокской полиции на участвовавших в
демонстрации рабочих и избиения многих из них, анархисты на следующий день
тяжело ранили особенно усердствовавшего старшего городового Лобановского, а
через несколько дней стреляли (неудачно) в полицмейстера Метленко.
Такого рода террористические акты были в новинку для белостокского еврейского
населения, выглядели весьма эффектно и способствовали росту популярности
анархистов. Белостокская группа издала на
гектографе несколько брошюр на идиш;
затем была создана настоящая подпольная типография "Анархия". Летом 1904 года
владелец крупной прядильной мастерской Каган, пытаясь сплотить для борьбы со
стачечным движением хозяев и предпринимателей, пошел ради этого на контакт с
белостокскими фабрикантами-антисемитами и полицией. 18-летний анархист Нисель
Фарбер (Нисан Черный) выследил его и нанес ему тяжелое ранение ножом в шею. А 6
октября 1904 года тот же Фарбер в ответ на расстрел полицией мирного собрания
белостокских рабочих бросил бомбу в полицейский участок. При взрыве погибли и
сам Фарбер, и двое полицейских, находившихся в помещении. В конце того же года
была сделана попытка убить околоточного надзирателя ("Рыжего"), отъявленного
антисемита, избивавшего арестованных с садистской жестокостью. На первый раз он
отделался ранением, но через некоторое время все же был убит"
В 1903-1904 гг. белостокские анархисты широко практикуют мелкие экспроприации у
лавочников, которые назывались "захватом продуктов", - и распределение этих
продуктов среди бедного населения. Большинство мелких буржуа перед лицом террора
шло на уступки. Это способствовало росту популярности анархистов среди
местного населения. В 1904 году влияние анархистов на рабочих Белостока выросло
настолько, что большая часть даже членов партий Бунда и ПСР перешла к
анархистам. "анархисты, - сообщает бундовский орган в Белостоке, - сделались
грозою местных хозяев… Достаточно было упомянуть, что стачкой: руководит
"группа",- хозяин или удовлетворял требования, или покидал город"."
С первых же дней своей работы группа "Борьба" начала агитацию среди воров
Из
среды последних впоследствии вышли такие видные революционеры, как М.Спиндлер и другие". Действительно, и
Спиндлер, и некоторые другие анархисты, происходившие из воров, оказались весьма
самоотверженными и беззаветными борцами с царизмом.
С белостокскими анархистами связывают появление подобных же групп в 1903-1904
гг. в городах Нежине, Житомире, особенно же - чуть позже - в
Екатеринославе и
Одессе, где большинство участников' тоже были
евреями. В. Комин сообщает, что в
Житомире в начале' ''
1904 года возникли первые анархистские ячейки, а прибывшие
сюда двое рабочих-анархистов из Австрии сделали попытки объединить их в единую
группу. После того, как в Житомир приезжает один из белостокских анархистов и
проводит ряд лекций и докладов на идиш, образуется довольно гаки сильная
организация. "Приехал товарищ, не обладавший большими теоретическими познаниями,
но проявлял поразительную энергию в деле насаждения анархо - коммунистических
идей. Образовавшаяся, еврейская по преимуществу, группа установила сношения с
русскими анархическими группами",
цитирует В.Комин воспоминания первых украинско-польских анархистов.
К началу первой русской революции 1905 года анархизм распространяется во многих
городах империи - с запада на восток.
"Таким образом, три главных русских центра русского анархизма- Белосток,
Екатеринослав и
Одесса - создали и три наиболее распространенных типа русских
анархистов: еврейского ремесленника, большей частью почти мальчика, нередко
искреннего идеалиста и смелого террориста; заводского рабочего-боевика и,
наконец, одесского налетчика- деклассированного прожигателя жизни"."
Во многих городах распадались местные организации социал- демократов и эсеров, а
члены их вступали в анархистские группы. Среди перешедших от эсеров в Белостоке,
например, были такие видные в будущем анархисты, как Аарон Елин (Гелинкер) и
Судобигер ("Цалька-портной").
Царское правительство в период 1905-1907 гг. пыталось бороться с анархистами и
другими революционными организациями при помощи политики
погромов и
антисемитизма. В Белосток были стянуты регулярные войска. По свидетельствам
очевидцев, в том числе собранным уже цитировавшимся нами А. Гольдштейном, а
также благодаря другой литературе известно, что жандармерия и солдаты
участвовали в знаменитой белостокской бойне наравне с черносотенцами. В
результате погрома были убиты десятки, искалечены многие сотни человек. Погибли
многие революционеры.
Одновременно полиция арестовывала анархистов и эсеров. Был
схвачен в еврейском квартале Энгельсон, редактировавший газету "Анархия", и
разгромлена типография. Не существует какой-либо достоверно проверенной
информации об организованном сопротивлении погромщикам. Но слухи о бойне 30 июля
просочились в другие города, и силы, пытавшиеся устроить побоища в ряде
губерний, впоследствии наталкивались уже на упорное сопротивление
(Екатеринослав,
Одесса).
Белостокский рабочий, анархист Мишель Штейнберг организовал в
Екатеринославе
группу, которая в ходе революции 1905 года оказала вооруженное сопротивление
громилам 'и казакам.
погром был относительно бескровен именно в силу
сопротивления боевиков-подпольщиков. Имя Штейнберга (Самуила) было, в
Екатеринославе у всех на устах. (Позднее он погиб).
Революционные события встряхнули. анархистские элементы и в
Одессе. Осенью 1905
года в Одессе начинается период повальных "эксов", которым способствовал и
страшный еврейский
погром, организованный 17 ноября черносотенцами при полном
поощрении властей. Как пишет Комин, '"Анархисты решили ответить на вылазку
черносотенной реакции террором". Стреляли в громил, кидали бомбы в полицейских;
вечером 17 октября' швырнули несколько гранат в кафе Либмана.'4
Взрыв повлек за собой новую волну преследований революционных элементов в
Одессе. Особенно пострадали организаторы взрыва. По этому делу было арестовано 5
анархистов, относившихся к направлению анархо-коммунизма. 1 ноября 1906 года
Одесский военно-окружной суд вынес им следующий приговор: "Моисей Мец ("Борис",
21 год), Б.Шершсвская ("эсерка", 22 года), Йосеф Брунштейн ("Беленький", 18 лет)
приговорены к смертной казни через повешение; Станислав Шашек (21 год) и Олы а
Таратута (30 лет) приговорены к 17 годам каторги. 15 ноября 1906 года смертный
приговор был приведен в исполнение"
Б.Горев сообщает, что по числу казненных анархистов с Варшавой могли соперничать
лишь Одесса и
Екатеринослав. Среди еврейских рабочих Седлеца, Лодзи, Вильно,
Ченстохова и других городов анархизм распространялся очень быстро.
Здесь
объединение в группы началось после событий января 1905 года
Первая анархистская группа Польши - "Интернационал" - была создана еврейскими
рабочими, вышедшими из Бунда. Группа распространяла свое влияние и на поляков.
Благодаря воздействию анархистской пропаганды польских евреев к ним в 1907 году
примкнул поляк Витольд Бжостек, представитель "безмотивного" террора. Он
известен в основном тем, что в дальнейшем был мужем знаменитой террористки Марии
Никифоровой ("Маруси"), чей отряд во время гражданской войны на
Украине примыкал
к Революционной повстанческой армии батьки Махно."
Вначале в группе "Интернационал" насчитывалось 40 человек; они создали
пропагандистские кружки, вскоре охватившие более 125 слушателей, в т.ч. и
польских рабочих и учащихся.
В 1905 году варшавские анархисты из "Интернационала" активно вмешивались в
стачечное движение, с помощью взрывов бомб вынудили многих хозяев промышленных
заведений пойти на уступки своим рабочим. Взрыв в ресторане гостиницы
"Бристоль", положивший начало террору "безмотивников", организовал Блюменфельд.
Особое внимание официальных лиц, которые, как ответственны за
погромы.
При свирепых репрессиях было арестовано много явных и предполагаемых анархистов,
захвачено много оружия, бомб, динамита, адская машина и тайная типография. 4
января 1906 года утром в Варшавской цитадели после жутких пыток были расстреляны
первые 5 анархистов - членов группы Интернационал". На следующий день палачи
казнили еще шестерых, а 28 января - еще пятерых ранее арестованных членов
группы. Весной 1906 г. в районе цитадели в Висле рыбаки выловили сетями
несколько обезображенных трупов, пробитых пулями и с залитыми смолой лицами; это
были трупы казненных анархистов.
В августе 1906 года в Варшаве наблюдается возрождение анархистских групп,
созданных уцелевшими членами "Интернационала". Возникают новые группы - "Черное
знамя" и "Свобода", где основное ядро участников по-прежнему составляли
евреи.
Еврейские группы всячески стараются установить контакты с товарищами из среды
русских, украинских и польских рабочих и студентов. Успех несомненен, при этом
большинством идеологов различных анархистских течений являются
евреи, а среди
исполнителей их становится постепенно все меньше.
Имена Гроссмана, Оргемана, Шапиро, Теп пера, Эйхенбаума, Сандомирского, братьев
Гординых, Глазгона и других были на устах во всех анархистских организациях
империи и зарубежья до самого разгрома оппозиции
большевиками в 1921-23 гг.
По данным анархистского бюллетеня "Буревестник", только в 1907 году
военно-окружными судами было осуждено и казнено 164 анархиста. А по данным на 27
декабря 1907 года, в одесской тюрьме сидели 93 анархиста, из них 5 были
приговорены к смертной казни, 13 - к каторге, остальные попали в тюрьмы и на
поселения. Отличительной чертой их была молодость. Из 93 человек, сидевших в
Одесской тюрьме, 50 было моложе 20 лет, 13 человек - 21 года, 10- моложе 22 лет,
7 человек - 23-25 лет. Семь человек были 17-летними, а одному только что
исполнилось 16.
Историки, занимавшиеся поисками материалов по деятельности анархистских
организаций, часто приводили в пример случаи вооруженных грабежей и совершенно
немотивированных нападений, стараясь этим подчеркнуть криминальную сторону
анархизма. Казненный в ноябре 1906 года одесский анархист Моисей Меп. уже
упоминавшийся нами, сказал в своей речи на военном суде:
"В последнее время народились группы под различными названиями: "черные вороны",
"свободные соколы" и тд., цель которых под угрозой смерти вымогать деньги и
устраивать на них всякие оргии разврата и обжорства. Для большей уверенности в
удаче своих налетов они ложно ' пользуются именем анархистов-коммунистов. Но что
общего между вышеназванными вымогателями и анархистами, единая цель которых-
разрушение современного строя и создание на обломках его свободной жизни? Они,
эти экспроприаторы, - гнилой продукт гнилого строя, - ничем не отличаются от
тех, к кому они являются за вымогательством… Мы бы, анархо-коммунисты, не стали
бы говорить о них, если бы они, совершая свои гнусные делишки, не прикрывались
бы нашим именем, давая этим козырь в руки тем, которые всякими нечистыми
средствами стараются извратить истинное значение анархизма, проповедуемого
нами".
Погромы и антисемитская пропаганда начала века вызывали ответную реакцию
анархистов - столь яростную, что их европейские собратья о такой и мечтать не
могли. Демократизм Западной Европы и США, в которых антисемитизм, как правило,
вызывал 'осуждение, направлял тамошние анархистские движения совсем по другому
пути. Боевизм российских анархистов не мог примириться с мыслью, что во Франции
времена Анри, Вальяна и Равашоля" прошли. В некрологе анархиста Нотке Бахраха
рассказывается, что он поехал было в Америку, "но чисто литературный, бумажно -
рефератный анархизм Америки противен душе Нотке".
В документальном романе В. Ропшина (псевдоним легендарного Б.В.
Савинкова, члена
боевой организации партии социалистов-революционеров)4" выводится тип
еврея,
пришедшего из местечка "делать террор". Многие и многие люди, испытавшие на себе
и своих близких ужасы
погромов, шли в террористы с довольно ясной целью -
отомстить за кровь и мучения близких. Большинство евреев- террористов
добровольно просилось в боевики эсеров, ибо именно в этой сильной и хорошо
законспирированной партии у них была возможность отомстить царизму. Но когда в
ходе революции 1905- 1907 гг. руководство ПСР из тактических соображений
пыталось сдержать боевиков, многие из них выходили из партии и смыкались с
анархистами.
0б одной такой "мятежной дружине" эсеров, разорвавшей отношения с
ЦК партии и сблизившейся с анархистами, и пишет Ропшин: "Сочувствие и поддержку
он находил в своем друге Абраме. Абрам, добродушный, с широким детским лицом,
громадного роста кожевник, оставил в Вильне семью. Не передовые статьи и не речи
ораторов убедили его в необходимости "систематического" террора. Он на опыте, на
погромах, на сожженных домах и расстрелянных детях узнал жестокость
"благоустроенной" жизни и не усомнился в законности "огня и меча"… Он жил
непоколебленной верой, что его благословляет народ, замученный от века Израиль,
и что "то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть".
Впрочем, неверно было бы думать, что во всей Российской империи евреи были и
организаторами, и исполнителями борьбы с
царизмом
Составляя огромную часть среди теоретиков и практиков, они в то же
время стояли в одной шеренге борцов наряду с другими ненавистниками
существующего строя: русскими, украинцами, поляками, грузинами, армянами.
Поскольку задачей нашего исследования является участие евреев в анархизме и
отношение к еврейскому вопросу российского анархизма вообще, то, думается, будет
уместно предоставить слово Виктору Федоровичу Белашу, бывшему начштаба
махновской армии. В своих воспоминаниях он останавливается на эпизоде, имеющем
прямое отношение к нашей теме. Белаш цитирует анархиста Назара Зуйченко", с
которым он встречался осенью 1918 г.:
"К 1905 году в Гуляйполе назревала революционная ситуация. Настроение было…
боевое. Нам очень нравилась программа анархистов-коммунистов…Появившийся в 1904
году в Гуляйполе А.К.Семснюта начал организовывать работу по созданию группы
бунтарей.
После "кровавого воскресенья" 9 января 1905 года приехал наш земляк,
член екатеринославской группы анархо-коммунисгов Вольдемар
Антони. Прекрасный
пропагандист, он сразу же получил признание среди школьных сверстников и друзей…
Гектографировал прокламации за подписью "Союз бедных хлеборобов"… Руководителем
группы был В. Антони, а его заместителями братья Семенюта - Александр и
Прокофий.
Группа состояла из 50… "боевиков", каждый из которых имел связь с 4-5
"массовиками", т.е. сочувствующими… Антони из
Екатеринослава и Москвы привозил
прокламации, анархическую литературу, оружие… В нашем
Гуляйполе был…
любительский кружок театральной самодеятельности, который целиком вошел в
организацию… вместе с кружком влился и Н.Махно… Товарищи постарше нас куда-то
очень часто уезжали, откуда то привозили деньги, револьверы, бомбы, динамит.
В противовес нашей деятельности стали проявлять активность помещики и кулаки,
создав союз "истинно русских людей" ("Союз архангела Гавриила") под
председательством пристава Караченцева… Даже на заводах среди рабочих нашлись
"истинно русские". Их основной лозунг был: "Бей жидов, спасай Россию". Ими было
проведено несколько
погромов.
Мы собрались и решили, покуда не поздно, надо их разогнать и нейтрализовать.
Выпустили прокламацию, в которой заявляли от имени "Союза бедных хлеборобов",
что "мы будем с вами бороться огнем и оружием". Первой, как самой рьяной, наши
ребята подожгли хозяйство помещицы Черноглазихи, игравшей первую скрипку в их
союзе, а потом заполыхали ближние и дальние усадьбы, и пошли пожары во все
стороны. "Истинно русских" как водой смыло. Победа была нашей."4'
По имеющимся у нас данным, в гуляйпольской анархистской организации имелось
несколько евреев из местного населения, но руководящей роли они не играли. Тем
интереснее для нас позиция организации, идеологами которой были украинские
крестьяне и рабочие,. активно боровшиеся с черносотенцами. Попытки антисемитских
элементов в местной полиции и среди помещиков организовать массовые
погромы
окончились в Гуляйполе неудачей: юные анархисты этого крупного села
организовали по-настоящему действенную контрпропаганду среди рабочих и голытьбы.
Факт', что отдельные эксцессы, имевшие место, были пресечены несовершеннолетними
боевиками. Большую роль в борьбё с черносотенцами сыграл главный организатор и
идеолог гуляйпольских анархистов, вышеупомянутый Вольдемар
Антони
("Заратустра"), сын чеха и немки из колонистов, человек удивительной судьбы.
О нем мы расскажем в конце этой работы; пока же будет достаточным отметить, что
первый урок о недопустимости шовинизма и антисемитизма шестнадцатилетний Махно
получил именно от него. И запомнил на всю жизнь. В своих воспоминаниях, изданных
во Франции, Махно несколько раз возвращается к личности
Антони и каждый раз
пишет о нем с огромным уважением и любовью. Память о борьбе местных анархистов с
черносотенцами сохранилась у гуляйпольских евреев: именно местная община
поддерживала тесный контакт с махновцами, сотни молодых евреев сражались в их
армии под черным знаменем в 1918-1921 гг.
Мы знаем следующие имена евреев - участников гуляйпольской группы анархистов:
Лейб Горелик, Шмерко Хшива, Айзек Ольхов, Наум Альтгаузен.
О Горелике мы знаем из двух источников: из рукописи Виктора Белаша, ще говорится
о его аресте вместе с другими анархистами в 1908 г. в Гуляйполе (с ним были
арестованы Махно, Ольхов, Чернявский, Онищенко); а также из французского
русскоязычного журнала "Мулета", в 1986 году уделившего личности Махно
специальный выпуск". Айзек Ольхов, по сообщению Белаша, скрылся за границу,
будучи временно освобожден из-под стражи под надзор полиции, и уехал в
Аргентину. Шмерко Хшива приговором временного военного суда в
Екатеринославе в
мае 1909 года присужден к смертной казни и 17 июня повешен.
Альтгаузен оказался
провокатором, который и выдал в 1908 г. всю гуляйпольскую группу; тем не менее,
в начале своей деятельности он работал в анархистской организации искренне, за
что в итоге и получил шесть лет каторги". Н.Махно, будучи "особо опасным
террористом", за убийство полицейского пристава Янчук-Кобылина, садистски
избивавшего арестованных, за вооруженные экспроприации и хранение нелегальной
литературы был приговорен к смерти, но в связи с несовершеннолетием получил
бессрочную каторгу, которую отбывал в Бутырской тюрьме, в Москве. Отсидев 8 лет
и 8 месяцев, из которых значительную часть срока он провел в карцерах и
кандалах, он вышел на свободу, освобожденный Февральской революцией, заработав к
тому времени туберкулез легких.
Его первый наставник и друг В. Антони, спасаясь от преследований, в 1909 году
уезжает в Аргентину. Больше они с Махно не встречались.
Полицейский пристав Караченцев, возглавлявший гуляйпольский черносотенный "Союз
архангела Гавриила" и арестовавший всю группу местных анархистов, был застрелен
Александром Семенютой в 1909 году при выходе из театра. Семенюта вместе с
Антони
специально приехали для этого из Европы, куда они скрылись во время провала
группы46
Антони после этого уехал из России вторично, чтобы уже не возвращаться, а
Семенюта остался и продолжал мстить полиции. В конце концов его выдали
крестьяне, и он, оказавшись в окружении жандармов и казаков, застрелился.
Анархистское движение переживало спад, продолжавшийся до самой Февральской
революции 1917 года. Многие активисты подпольных организаций (не только
анархисты, разумеется, но и социалисты-революционеры, социал-демократы)
находились на каторге, в тюрьмах и ссылках; в ходе первой русской революции
погибли тысячи и тысячи боевиков-анархистов и членов эсеровских боевых дружин.
Уцелевшие находились в глубоком подполье или эмигрировали.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|