Сергей Чуев
Татарский коллаборационизм во Второй мировой войне
История тесно переплела национальные пути русского и татарского народов. За многовековую историю совместного проживания двух великих народов было немало событий, за которые несут ответственность обе стороны и вина их в том или ином деянии не нуждается в доказательстве или опровержении. Некоторые страницы истории русско-татарских отношений до сих пор остаются малоизвестны широкому кругу любителей отечественной истории. "Белым пятном" по-прежнему остается тема сотрудничества части татарского населения СССР с оккупантами в годы Великой Отечественной войны.
 
О сотрудничестве крымских татар с немецкими оккупационными властями мы мало информированы, лишь только при обсуждении причин выселения этого народа из Крыма в Казахстан глухо упоминалось, что татары наказаны за пособничество врагу в годы последней войны.

Пособничество это возникло не на пустом месте, ведь крымские татары сильно пострадали от Советской власти. До революции в их владении находились обширные виноградники и плантации табака, скотоводство и виноделие. В лице крымского татарина революция получила ярого противника советской власти. Крымские татары во время Гражданской войны организовывали собственные отряды и под руководством национальных офицерских кадров вели партизанскую борьбу в горах, оказывали содействие белой армии. Ответ советской власти был жестким - расстрелы, ссылка и раскулачивание.
 
Немцев татары встретили как своих освободителей

Из дневника боевых действий 11-й армии в Крыму: "Айнзатцгруппа "Д" шефа безопасности (СД)

Рекрутский набор крымских татар.

Доклад о результатах добровольной вербовки, набор на военную службу и полученный опыт. Положение на 15 февраля 1942 года.

1. План призыва татар армией

1) Передача вопросов рекрутирования татар армией в айнзатцгруппу "Д".

02.01.1942 года в отделе разведки армии состоялось совещание, где было заявлено, что фюрер разрешил призыв добровольцев из крымских татар. Штаб армии передал эти вопросы рекрутирования айнзацгруппе "Д". Целью этого призыва являются: охватить крымских татар, способных служить в армии, для действия на фронтах в Крымской армии на добровольной основе, а также создать татарские роты самообороны, которые совместно с айнзатцгруппой "Д" можно будет использовать для борьбы с партизанами.

2) Задачи айнзатцгруппы "Д":

А) На основании данных этнографического распределения населения необходимо проводить эту работу в татарских селах, особенно в северной части Крыма

Б) Создать комиссии из представителей айнзатцгруппы "Д" и проверенных татар, чтобы провести призыв как можно лучше, проверить политическую лояльность и, наконец, провести соответствующую регистрацию. Для вербовки в лагерях военнопленных согласовать вопросы с соответствующим отделом…

3. Результаты рекрутирования татар

1. Город Симферополь - 180 человек
2. Округ северо-восточнее Симферополя - 89
3. Южнее Симферополя - 64
4. Юго-западнее Симферополя - 89
5. Севернее Симферополя - 182
6. Район Джанкоя - 141 человек
7. Евпатории - 794
8. Зайтлер-Ички - 350
9. Сарабуса - 94
10. Биюк-Онлара - 13
11. Алушты - 728
12. Карасубазара - 1,000
13. Бахчисарая - 389
14. Ялты - 350
15. Судака (ввиду высадки десанта русских данные проверяются) - 988
16. Лагерь военнопленных в Симферополе - 334
17. В Биюк-Онларе - 22
18. Джанкое - 281
19. Николаеве - 2,800
20. Херсоне - 163
21. Дополнительно в Биюк-Онларе - 204
-----------------------
Всего 9,255 человек…"

Кроме того, айнзатцгруппа создала из добровольцев 14 рот самообороны общей численностью 1,632 чел.

Несколько слов об опыте применения татарских подразделений:

"…3) Полученный в настоящее время опыт применения татарских рот.

Применение татарских рот в боевых действиях показывает, что они в основном действуют хорошо. Так, в Западном Крыму были задействованы 8 и 9 татарские роты Бахчисарая и Коуша, и они показали себя в поиске отлично. Также и другие группы татар при айнзатцкоманде "Д в вопросах разведки показали себя хорошо. В вопросах дисциплины и поведения на марше татарские роты вели себя хорошо. В стычках с партизанами татары действовали умело и они побеждали: много партизан уничтожено, другие бежали. Так было в районе Бахчисарая, а в районе Судака они действовали и против регулярных войск (десант). Об их боевых качествах указано также и в партизанских донесениях, где указано количество убитых и раненых…

…Татары также хорошо несут внутреннюю службу, стараются хорошо выглядеть, соблюдают чистоту и в этом смысле лучше выглядят по сравнению с теми русскими подразделениями, которые у нас на службе…

Настроение в татарских ротах нужно считать хорошим. Немецкие воспитатели говорят, что татары очень горды тем, что им доверяется такая служба и уделяется им внимание или во время службы, или после нее…".

Попытка организации партизанского движения в Крыму также натолкнулась на резкое сопротивление татарского населения. В своей "Справке о фактах перехода партизан на сторону врага" Центральный Штаб Партизанского Движения отмечает что: "В Крыму немцам удалось в начале оккупации большую часть татарского населения (сельского) склонить на свою сторону и даже восстановить его против русских, создать из татар вооруженные группы по борьбе с партизанами, насадить большую сеть шпионов и предателей в партизанских отрядах, что безусловно отразилось на размахе и боевых качествах партизанского движения в Крыму

В результате предательства командира Куйбышевского п/о Межметдинова, отряд противником был разогнан, а сам Межметдинов перешел на службу к немцам… Из Ак-Мечетинского п/о дезертировало 2 группы с оружием во главе с командиром Бондаренко, и все сдались немцам. Всего по июль 1942 года дезертировало и перешло к врагу 1200 человек, из них 891 - татары".

В Симферополе был создан национальный комитет крымских татар, в который вошли следующие представители: Абдурешидов - председатель комитета, турецкий подданный, Керменчекли - заместитель председателя, сын зажиточного алуштинского "куркуля", О.Меметов, ранее судимый Е.Гафаров, предводитель действовавшего в Крыму в 1920-1921гг. повстанчес-кого отряда Аппая, сын муллы М.Джемилев и другие.

В 1943 г. П.Р.Ямпольский докладывал руководству УССР, что для борьбы с партизанами в Крыму фашисты имели специальные формирования добровольцев (8 батальонов), а некоторые татарские формирования численностью 200-250 чел. направлялись на керченский и севастопольский участки фронта, где вступали в бой с Красной Армией. Помимо татар в Крыму формировались русские добровольческие подразделения (в Бея-Сале, Мазанке и пр.).

Татарские группы под командованием Я.Смайла, Райлова и др. выполняли кровавые поручения гитлеровцев. На их счету расстрелы жителей селений Чаир, красноармейцев у села Ворон. Местное население и татары старшего возраста отрицательно относились к такой "службе". Старейшины татарских зажиточных селений Ускут, Капсихар, Таук Кучун, Узень и др. осуждали свою молодежь, заявляя при этом, что оккупанты их также обдурят, как обдурили их поколение в 1918 г., когда уже были в Крыму.

В своем выступлении на сессии Крымского филиала АН УССР в 1948 г. историк П.Надинский сообщил, что 35 тыс. добровольцев-татар служило в рядах немецкой армии. Позднейшие публикации свидетельствуют о том, что в частях оккупантов на Крымском полуострове насчитывалось приблизительно 20 тыс. крымских татар. Помимо воинских подразделений из татарских добровольцев были сформированы 15 волжско-татарских транспортных колонн.

После эвакуации из Крыма во второй половине 1944 г. в Германии был создан Татарский горно-егерский полк СС (три батальона). Через некоторое время полк был преобразован в 1-ю Татарскую горно-егерскую бригаду СС под командованием штандартенфюрера Фортенбаха (2500 чел.). В конце 1944 г. бригада была переброшена в Словакию и затем вошла в состав "Восточнотюркского соединения СС" в качестве боевой группы "Крым" в составе 2-х батальонов пехоты и 1 конной сотни. В марте 1945 г. из-за больших потерь личного состава татары были переведены в состав Азербайджанской боевой группы.

"Крымский центр", действовавший под контролем Восточного министерства Рейха, размещался во Франкфурте-на-Одере. С немецкой стороны его возглавлял уроженец Прибалтики Мюллер, с татарской стороны - Кирималь и Сользаль, кроме них большое влияние на татарское руководство центра имел Великий Муфтий Иерусалимский (Аль-Гайлани).

Помимо "Крымско-татарского центра" существовал еще и "Татарский комитет" при Восточном министерстве Розенберга. Эта национальная организация более известна как "Идель-Урал" или "Боевой союз татар Волги и Урала".

Комитет охватывал своей деятельностью представителей мусульман Поволжья. Возглавлял комитет 55-летний казанский татарин коммерсант Шафи Алмас Абдурахман, он же Шафеев А.Г., а также Алкаев Ш.И., впоследствии расстрелянный по приговору трибунала Приволжского военного округа. На роль главы комитета претендовал Аяз Исхаки - глава татарской эмиграции, издатель журнала "Милли-Иоль". Последний, так и не дождавшись должности и обидевшись за это на немцев, уехал в Турцию. Все национальные организации татар с первого же дня своего существования находились под тотальным контролем спецслужб Третьего Рейха.

Тяжелый удар по "Идель-Уралу" нанесла подпольная группа, в состав которой входил бывший политработник 2-й Ударной армии Муса Джалиль. Заговорщики фактически завладели газетой легиона "Идель-Урал" и, используя ее редакцию, слушали московское радио и печатали антинацистские листовки. По доносу предателя группа была обезврежена, и все ее участники были гильотинированы. Всего в августе 1943 г. было арестовано 40 чел.

"Волжско-татарский легион" (полк) был сформирован в Польше в Едлине в августе 1942 г., командир - майор Фрайхер фон Зиккендорф. Легион включал в себя представителей всех народов Поволжья.

Весной 1943 г. на фронт отбыли 825-827 волжско-татарские батальоны, летом-осенью 1943 г. - 828-831 батальоны. Всего в Польше было сформировано 7 волжско-татарских батальонов.

826-й батальон был расквартирован в Брянской области.

825-й батальон 23 февраля 1943 г. перешел к партизанам. В его рядах было 900 легионеров, хорошо вооруженных автоматическим оружием, в лес увели 2 орудия.

После переброски всех ост-батальонов на Запад 826-й и 827-й батальоны были размещены во Франции, где личный состав стал переходить к партизанам-маки, впоследствии оба батальона были блокированы в укрепрайонах Атлантического Вала союзными войсками.

Часть татарских добровольцев составила запасной батальон Волжско-татарского легиона (г. Ле-Пюи, Франция), несколько сотен татар служили в 35-й полицейской дивизии.

Еще один центр татарской коллаборации существовал в оккупированных немцами Белоруссии и Литве. В 1944 г. там был создан "Союз татарской молодежи" (СТМ).

Первоначально белорусские татары, настроенные на сотрудничество с новой властью, группировались около муфтия Якуба Шинкевича. С 1942 г. он вел переговоры с Генеральным комиссаром Белоруссии о включении представителей татар в административные структуры. Тогда же им было предложено создать татарский молодежный союз и ряд татарских комитетов. Немцы отмахивались от предложений Шинкевича. Так продолжалось до августа 1942 г., когда В.Кубе разрешил представителю муфтия в Белоруссии А.Смайкевичу и его заместителю Б.Халецкому составить подробные списки лояльных татар, желающих сотрудничать с оккупационными органами. Впоследствии планировалось задействовать этих лиц в военно-политической сфере и в экономических интересах Рейха. Осенью 1942 г. в Минске открылось официальное представительство муфтия под началом Смайкевича. Именно вокруг этой организации стали формироваться татарские националисты.

В конце августа 1943 г. Я.Шинкевич обратился с официальной прось- бой к В.Кубе помочь организовать экскурсионную поездку для молодых татар в Рейх. Просьба была удовлетворена.

Следующим шагом татарского духовенства было создание в местах компактного проживания татар организационных центров-комитетов, которых к концу февраля 1944 г. насчитывалось три. Комитеты имелись в Минске, Клецке и Ляховичах. Основной задачей комитетов было выявление и постановка на учет татарских национальных кадров для последующего их военно-хозяйственного использования. Попытки "достучаться" до Кубе и Готтберга и получить разрешение на создание своего молодежного объединения не приносили результатов.

Разрешение на создание СТМ было получено после выделения в апреле 1944 г. Генерального округа Беларусь и его подчинения Восточному министерству Розенберга. В марте 1944 г. в Вильнюсе состоялись переговоры между муфтием Я.Шинкевичем и оберштурмбаннфюрером Шульцем и представителем вездесущего СД о создании молодежной организации. Договоренность была достигнута, и во главе союза встал наместник муфтия Б.Халецкий и два его заместителя - один по генеральному округу "Беларусь", другой - по генеральному округу "Литва". Штаб-квартира "Союза татарской молодежи" разместилась в Вильнюсе.

В начале марта 1944 г. началась разработка положения о Союзе и иной необходимой документации. За основу было взято строение "Гитлерюгенда", но в отличие от последнего СТМ охватывал собой молодежь от 6 до 20 лет, и членами СТМ могли быть люди более старшего возраста. Вступление в Союз было добровольным, но покинуть его ряды член мог только с разрешения своего юнгфюрера.

Союз делился на три возрастные группы: дети 6-10 лет, среднего возраста - 11-14 лет, старшие - 15-20 лет. Кроме деления по возрасту Союз делился на женскую и мужскую организации. В основе деятельности Союза был принцип фюрерства (единоначалия). Регионами деятельности СТМ были Литва и Белоруссия с их местами расселения татарского населения.

В марте 1944 г. Б.Халецкого сменил бывший начальник штаба Союза в генеральном округе "Беларусь" 25-летний трактирщик из Вильнюса Х.Якубовский.

Под присмотром спецслужб и Шульца была подготовлена вся документация Союза и согласована с генеральными комиссарами Литвы и Белоруссии. Будущие руководители Союза прошли стажировку в Германии. В мае 1944 г. Х.Якубовский, А.Шагильдевич, Л.Канапацкая, Т.Мухарский и И.Гембицкий посетили ряд городов Рейха, где ознакомились с деятельностью "Гитлерюгенда".

Торжественное заседание с провоз-глашением создания Союза состоялось в литовском городе Олита 19 мая 1944 г. Помимо работы с молодежью, организация производила вербовку молодых татар в "добровольные помощники ПВО" (флакхильферы). Впоследствии всех добровольных помощников прибрало к своим рукам ведомство Гиммлера.

Заигрывание с татарскими союзниками для гитлеровцев было последней попыткой поставить под знамена Третьего Рейха определенное количество штыков. Так было с украинцами, белорусами, уроженцами Кавказа и власовцами. К последнему периоду войны, когда у Германии иссякли запасы людских резервов, вспомнили о тех, кто пытался с первых же дней войны стать союзником Германии и в будущем получить хотя бы минимум независимости для своего народа. На первом этапе войны от них отмахивались, как от назойливых мух, - еще бы, ведь Германия была сильна, и ее армия стояла у самой Москвы. В критический момент немцы вспомнили о своих союзниках. Парадоксальная ситуация сложилась на фронте к концу войны, когда обнаружилось, что немногочисленные немецкие воинские части на 40-50 и более процентов состоят из уроженцев Советского Союза и различных экзотических стран.
 
Так, после штурма рейхсканцелярии советские солдаты с удивлением разглядывали трупы ее погибших защитников с азиатским разрезом глаз.

После окончания войны часть татар, пользуясь поддержкой влиятельных друзей из ряда правительств мусульманских стран, укрылись на Ближнем Востоке и в Турции.
 
Те же, кто остался в СССР, были репрессированы.
Источник

Крым

 
www.pseudology.org