| |
|
Ютанов, Николай
|
Предуведомление
|
Книга
Самюэля
Хантингтона
"Столкновение цивилизаций" -
первая проба практического применения новых смыслов, вложенных в понятие
"цивилизация" вовторой половине XX века.
Базовое понятие "цивилизованного"
было развито в XVII веке французскими философами в рамках бинарного
противостояния "цивилизация - варварство".
Это ли послужило? онтологической основой экспансии
Европейской цивилизации и практики передела мира без учета мнений и
желаний любых неевропейских
Культур.
Окончательный отказ от бинарной формулы произошёл лишь в середине XX
века после Второй Мировой войны.
Вторая Мировая стала завершающим этапом распада
Британской
империи, последнего воплощения классической французской формулы
цивилизации (См., например, Б. Лиддел
Гарт "Вторая
Мировая война", СПб.ТЕ, М: АСТ, 1999).
В 1952 году появляется работа американских антропологов немецкого
происхождения А.Кроебера
и К.Клукхохна
"Культура:
критический обзор концепций и понятий", где они указали, что
классический немецкий постулат XIX века о категорическом разделении
Культуры и цивилизации -
обманчив. В окончательной форме теза о том, что цивилизация определяется
Культурой - "собрание
культурных характеристик и феноменов"
- принадлежит французскому историку Ф. Броделю
("Об истории", 1969).
В 80- годы успех в "холодной войне"
определил два отправных пункта для идеологов
Евро-Атлантической
цивилизации:
1. Представление о том, что цивилизационный образ "условного Запада"
стал в мире определяющим для современного мира и история в своем
классическом формате завершена (Ф. Фукуяма);
2. Существование в современном мире множества цивилизаций, которые
ещё придётся вводить в требуемый
цивилизационный образ (С.Хантингтон).
Новая формула "цивилизованного" потребовала иного практического решения
в системе цивилизационных отношений. И идеологами новой практики стали
американцы З.Бжезжинский
с "Великой шахматной доской" и С.Хантингтон
с представляемой книгой. Бывший государственный секретарь США, описывая
работающие геополитические технологии назвал
Россию "большой черной
дырой на карте мира", а доктор Хантингтон
отнёс её к
православной цивилизации и практически списал на пассивную
форму сотрудничества.
Собственно главной сложностью поставленной проблемы стали классификация
и география цивилизаций. Вся практика
управления цивилизациями сводится в истинность описания поля
"Великой Игры". Доктрины Бжезжинского
и
Хантингтона
присутствуют в
современной Политике и, очень
хорошо решив самые первые задачи, очевидно испытывают сложности на
границах старых религиозных войн и
в зоне разрушения Советского проекта.
На границе тысячелетий понятие цивилизации претерпевает очередные
изменения. В рамках тезы, предложенной русскими философами П.Щедровицким
и Е.Островскийм
в конце 90-х годов, предполагается уход от географической составляющей,
и окончательный переход от формулы "кровь и почва" к принципу "язык и
Культура". Тем самым,
границы новых единиц структурирования человеческой цивилизации, как их
назвали авторы Миров, проходят по ареалам распространения языков и
соответствующих образов жизни, включающих и броделевские "собрания
культурных характеристик и феноменов"
Генеральское
www.pseudology.org
|
|