А. Галанин
Владимир Александрович Судец
Владимир Александрович СудецВладимир Александрович СудецМаршал Судец, безусловно, является одним из самых ярких полководцев советских ВВС. За годы Великой Отечественной войны он смог пройти путь от полковника до генерал-полковника, командующего воздушной армией. И всегда его войска находились в самом пекле боев, неизменно отмечались в приказах главнокомандующего как лучшие.

"Он был человеком суровым, исключительно требовательным, а к тем, кого знал раньше, - особенно строгим..." - считает Маршал авиации Н.М. Скоморохов. "Вполне подготовленный, опытный, культурный командующий воздушной армией", - отзывался о нём Маршал Ф.И. Толбухин, также выдвинувшийся в годы войны. Но все без исключения служившие с В.А. Судцом летчики отмечали его безусловный талант авиационного военачальника и личное мужество. Наградой ему в этом было звание Героя сразу трех стран - СССР, Монголии и Югославии.

Родился Владимир Александрович Судец 23 октября 1904 года на Украине в поселке Нижнеднепровск (ныне в черте Днепропетровска). Получил среднее техническое образование, в 20 лет вступил в партию. В Советской армии добровольно с 1925 года. Через два года закончил авиационно-техническую школу. Служил авиатехником. Но всем известно, что мечта почти каждого техника — быть лётчиком. В 1929 году Судец стал пилотом и в последующие десять лет сделал отличную карьеру.
 
В 1933 году он окончил курсы при Военно-воздушной академии, служил командиром истребительного авиаотряда в киевском военном округе. Затем инструктор-советник по авиации при монгольской армии. Участник боев на Халхин-Голе и советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Перед войной полковник Судец уже командовал 4-м дальнебомбардировочным авиакорпусом.

Как известно, именно на советскую авиацию пришелся главный удар в первые часы войны. Авиакорпус, которым командовал В.А. Судец, оказался в очень сложной ситуации. Многие самолеты были разбиты еще на аэродромах, погибли летчики. Позже в разговоре с известным писателем и военным журналистом Долматовским Маршал вспоминал о тех событиях так:
 
"Хочу объяснить тебе, что переживает командир авиационного соединения, посылая подчиненных на боевое задание, - с горечью говорил он. - Когда командуешь эскадрильей или даже полком, переживания иные: ты летишь вместе с подчиненными, должен проявлять все те качества, которых требуешь от них. Равенство во всем! Сбивают их, могут и тебя сбить... У командира корпуса не так: подчиненные летят с боевым заданием, а ты, как правило, остаешься на своем наблюдательном пункте. А с него далеко не все видно. И слышно не все. Изображаешь полнейшее спокойствие и уравновешенность - чем натуральнее получается, тем лучше, - но самого-то себя не обманешь... Душу бы отдал, чтоб только задача была выполнена успешно и все вернулись!...".

Тяжело пришлось корпусу полковника Судца и в боях на Украине. В тех сражениях выделялся 4-й дальнебомбардировочный корпус полковника. Как считает генерал-полковник В.В. Решетников, автор воспоминаний о Маршале, во многом именно дальние бомбардировщики, не в упрек другим ударным силам, сумели наиболее результативно противостоять продвижению немецких танков на восток. Приложил к этому руку и В.А. Судец. И не только как командир корпуса, но и как летчик. С июня по октябрь 1941 года он совершил 66 боевых вылетов. И это в самое тяжелое для нашей армии время, когда немецкая авиация господствовала в воздухе.

Август 1941 года принес советским войскам тяжелое поражение под Киевом. Было окружено несколько армий, погиб почти весь штаб Юго-Западного фронта. Искали виновных. Может быть, поэтому В.А. Судец получает новую должность - командующего ВВС 51-й отдельной армии (это, скорее, понижение, чем повышение в должности), а через два месяца его вообще убирают с фронта и назначают руководителем ВВС тылового Приволжского военного округа.

Но без фронтовых испытаний будущий Маршал оставался недолго. В 1942 году он был назначен командиром 1-го бомбардировочного авиакорпуса, а в марте 1943 года стал командующим 17-й воздушной армией. Его экипажи участвовали в ожесточенных воздушных боях на Кубани и на Курской дуге. 17-я воздушная армия освобождала Донбасс, принимала участие в битве за Днепр. Кстати, именно летчикам генерала Судца удалось спасти плотину Днепрогэса от разрушения.
 
Маршал Ф.И. Толбухин писал о нём так: "В проведенных операциях на Днестре и Дунае Судец показал умение сосредоточить большую массу авиации на главных направлениях. Добился постоянной связи с наземными войсками, благодаря чему улучшилась оперативность воздействия военно-воздушных сил на противника. В отдельные дни летчики 17-й воздушной армии срывали контрудары вражеских танков".
 
Наша авиация тогда уже полностью контролировала небо

Затем его армия отличилась в боях за освобождение Одессы, в ходе окружения и разгрома ясско-кишиневской группировки противника, в Балатонской и Венской операциях, в освобождении Чехословакии. За отличия в боях его части 34 раза отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего. Во всех этих боях Судец показал себя рассудительным военачальником. Маршал авиации А.И. Покрышкин позже вспоминал визит командарма в его часть. "Командующий воздушной армией генерал В.А. Судец прежде всего выслушал доклад о состоянии дивизии, а потом начал беседовать со мной, - писал он в своих воспоминаниях. - Его вопросы были лаконичными и конкретными. Он имел ясное представление о боеспособности нашей гвардейской дивизии и заботился лишь о том, как лучше разместить полки на аэродромах, чтобы обеспечить гибкое и четкое руководство ими в бою".

Впрочем, высоко отзывались о будущем Маршале не только его непосредственные начальники, но и подчиненные. "Генерал Судец хорошо знал особенности и возможности своих дивизий, - рассуждает генерал-майор авиации Б.А. Смирнов. - Мало того, он знал всех лучших летчиков почти поименно. Владимир Александрович особенно ценил истребителей, которые умели вести разведку в любых погодных условиях, и часто давал им задания лично, минуя штабы дивизий".
 
Это подтверждает и будущий Маршал авиации Н.М. Скоморохов, а тогда летчик-истребитель, Герой Советского Союза. Вспоминая о боях в Венгрии, он писал: "Гитлеровцы, стремясь достичь своей цели, не останавливались ни перед чем. За пять дней боев ценой огромных потерь им удалось продвинуться на 25-35 километров и занять город Эстергом. Командование фронта прибегло к экстренным мерам. Одной из них явился массированный налет на передний край противника 244-й бомбардировочной дивизии, которую вел сам командарм - генерал-полковник авиации В.А. Судец".

3а умелое руководство воздушной армией в операциях советских войск в годы Великой Отечественной войны и личное мужество и отвагу генерал-полковнику авиации В.А. Судцу 28 апреля 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны отважный командующий продолжил карьерный рост
 
В 1946 году его назначают начальником Главного штаба Военно-воздушных сил, заместителем главнокомандующего. На этой должности он проработал три года. В 1950 году окончил Военную академию Генштаба. Затем командовал воздушной армией, дальней авиацией страны. В 1955 году ему было присвоено звание Маршала авиации. При нём проводилось перевооружение с четырехмоторных поршневых Ту-4 на дальние реактивные бомбардировщики Ту-16 и межконтинентальные стратегические Ту-95 и М-4. Формировались новые полки и дивизии, строились и удлинялись взлетно-посадочные полосы, возводились хранилища для ядерных зарядов.

В 1962 году Маршал В.А. Судец был назначен на новую, непривычную для него должность - главнокомандующим Войсками противовоздушной обороны страны. Именно при нём в Балашихинском районе и началось строительство поселка, который сейчас называется Заря. Как вспоминает генерал-полковник В.В. Решетников, особенно непримирим главком был в отношении слабой, по его оценке, профессиональной и тактической выучки войск. Он чаще стал проводить учения, а на разборах вскрывал все новые и залежалые изъяны, пороки и слабости, одновременно ставя перспективные задачи и определяя ограниченные сроки исполнения.

Провёл Маршал и ряд структурных изменений. Но все же в новой среде он был как "не в своей тарелке". Маршал отлично разбирался в авиации, но слабо себе представлял преимущества новой ракетной техники. К тому же, по мнению подчиненных, был излишне строг. Четыре года В.А. Судец был главнокомандующим ПВО. На XXIII съезде КПСС он не вошел в список членов ЦК. Зато членом ЦК стал Маршал Батицкий - командующий войсками Московского округа ПВО. Он вскоре и заменил своего коллегу на посту главкома ПВО.

С 1966 года В.А. Судец находился в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова I и II степени, Кутузова I степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" III степени, медалями, иностранными орденами. Народный Герой Югославии, Герой Монгольской Народной Республики. Почетный гражданин городов Запорожье и Тирасполь. Его имя присвоено Ставропольскому высшему военному училищу летчиков и штурманов.
 
Умер 6 мая 1981 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Генеральское

 
www.pseudology.org