Анатолий Довбня, он же
Шестопалов Анатолий Анатольевич
Василий Степанович Рясной
1904 Самарканд - 1995 Москва
Василий Степанович РяснойМного интересного содержится подчас в малоизвестных документах. Например, в совершенно секретном приказе №0078/42 от 22 июня 1944 года по наркоматам обороны и внутренних дел СССР.
 
Этот серьезный документ известный литератор Феликс Чуев открыл в личном архиве В.С. Рясного, который с 1943 года был наркомом внутренних дел Украины.

Истины ради заметим, что сотрудничество с оккупационной властью и службу в германской армии выбрали не только закоренелые украинские антикоммунисты.

Велик был процент людей, испытавших шок от лавины поражений дотоле восхваляемой советской армии. Много было и таких, кто присягнул врагу, чтобы уйти от своих настоящих и грядущих проблем.

Кстати, сам Георгий Константинович Жуков на вопрос о душевном состоянии в первые месяцы войны отвечал: «Уверенности в неизбежной победе над гитлеризмом осенью 1941-го у меня, конечно, не было».

Ну, а воплощение упомянутого приказа о депортации застопорилось в самом начале. Главный исполнитель В.С. Рясной так рассказал об этом Ф. Чуеву: «Я наметил активнейших врагов русского народа и советской власти — матерых волков.
 
Несколько эшелонов мои молодцы заполнили и отправили. Но потом вдруг — остановка. В чем дело, сперва не знал ни я, нарком, ни кто другой. Что-то произошло между украинскими начальниками и центральными руководителями, возникли разногласия -стоит ли этим делом заниматься?»

А потом Василий Степанович узнал из газет, что его, Рясного, Президиум ВС наградил орденом Боевого Красного Знамени за успешную борьбу с ОУН-овцами и депортацию внутренних антисоветчиков.

…Прошло время, Сталин умер, и с трибуны Верховного Совета писатель Корнейчук гневно заклеймил имевшие место репрессии на Украине. Вскоре затем приказ №0078/42 отменили, а награды у исполнителей за его рьяное проведение в жизнь — отобрали.

В буднях великих строек

Впрочем, свидетельств доблести нарком Рясной и без того имел предостаточно — боевых орденов Красного Знамени, без изъятого, у него сохранилось три. Да еще орден Ленина за освобождение Харькова и Киева

После войны его иконостас тоже прирастал отличиями, уже за мирное строительство. Когда в 1946 Отец народов, по инициативе Политбюро, согласился на отпуск, то целью его маршрута был выбран Симферополь. А средством передвижения — автомобиль: Иосифу Виссарионовичу потребовалось обозреть страну после войны.

Увы, автопробег завершился в Туле — ввиду безнадежной непроходимости шоссе. На другие сутки генералиссимус и его эскорт пересели в состав с одним вагоном, докативший путешественников к месту назначения. Но попутно родилось грозное распоряжение: в кратчайшие сроки восстановить и реконструировать автотрассу Москва — Симферополь. Начальником строительства поставили того же Рясного, тогда уже — замминистра МВД СССР.

…Работа на трассе была организована по-фронтовому: с севера двигались многочисленные бригады заключенных, с юга — не менее укомплектованные части военных строителей. Ежедневно на плановом рубеже обоих крыльев ставилась бочка с пивом, и опередившая других бригада законно утоляла свою жажду. Со временем, кроме пива, добавились столы с водкой и закуской, а ударников — зэка начали освобождать досрочно — по 200 человек на каждом перегоне.

Дорогу построили за три года, опередив по срокам американские нормы при таком же качестве
 
Многие заключенные вернулись тогда домой с красно-золотыми наградами, а грудь Рясного украсил орден Трудового Красного Знамени. Было это в 1949 году. Тогда же, за правильную организацию и умелое командование, Василия Степановича отрядили рвать давний больной зуб государства — прокладывать Волго-Донский канал. Эту новую старую задачу наш герой успешно выполнил аккурат полвека назад: в июле 1952 речную транспортную артерию сдали в эксплуатацию.

Попутно захлебнулось недоброй памяти для Российской империи место — станица Зимовейская, родина Степана Разина, Кондратия Булавина, Емельяна Пугачева и Василия Генералова (повешенного заодно с А. Ульяновым). А блюститель, каратель, перевоспитатель и строитель Рясной стал кавалером ордена Ленина во второй раз.

Может, и на этом не окончился бы звездопад на мундир нашего героя, да вмешался рок, оборвав жизнь Сталина. А с его уходом остановилась и последняя незавершенная стройка, исполняемая ведомством НКВД — туннель от материка к Сахалину. Его трасса была намечена в самом узком месте водной преграды, где ширина пролива Невельского составляет всего 8,5 км (расчетная длина всего тоннеля — 15 км). Сегодня от объекта, на котором работало 6 тыс. заключенных, сохранилась только шахта диаметром 12 и глубиной 70 метров.

…Наш герой, Василий Степанович, с 1953 по 1956 руководил милицией Белокаменной, затем два года был главой реконструируемого Волго-Балта и напоследок 30 лет управлял дорожно-строительным трестом. На пенсию он ушел в 84 года. Доживал свой век один-одинешенек в невзрачной московской квартире.

Источник

Каждая незаурядная личность входит в историю по-своему. Ранее упомянутый начальник Днепростроя, академик Александр Винтер, тоже увековечился благодаря Сталину. Пуск энергетического гиганта, заодно открывшего судоходство через днепровские пороги, мог бы состояться не 10 октября 1932 года, а на месяц-полтора раньше. Ждали приезда Генерального секретаря ЦК. Но приглашенный Иосиф Виссарионович сослался на занятость и посоветовал совместить пуск объекта с датой рождения начальника его строительства (Александр Винтер пришел в этот мир 10 октября 1878).

Так и поступили. Торжества тогда устроили на славу. По воспоминаниям свидетеля, «два дня шли банкеты в ресторанах на правом и левом берегу. На столах — богатый выбор блюд, вина из подвалов Массандры. Демократия была полная: рядом с прославленным комбригом сидел рядовой колхозник, с академиком чокался монтажник. В конторах отделов стояли столы с водкой, мясом, хлебом. Любой мог выпить и закусить, сколько душе угодно…»

В этой связи нелишне упомянуть еще одну замечательную фигуру отечественного прошлого. Речь о В. С. Рясном, бывшем замминистра внутренних дел СССР, а по совместительству — начальнике строительства автодороги Москва — Симферополь. Кстати, в нынешнем году Василию Степановичу исполнилось бы 100 лет. А тогда, в 1946, приказ генералиссимуса был короток: «Во время войны эта дорога 30 раз переходила из рук в руки. Надо ее быстренько восстановить. По ней советские люди будут ездить отдыхать на юг».

В распоряжение строительства передали воинские части, подлежащие расформированию по демобилизации — 120 тысяч человек. Их двинули с юга. Навстречу, с севера, шли бригады обычных рабочих и многочисленных заключенных. Чтобы дело спорилось, на обоих фронтах работ к финишной черте ежедневно подкатывали бочку пива. Бригада, выполнившая норму первой, эту бочку осушала.

Дальше — больше. В. С. Рясной добился, что за выполнение определенного задания на каждом участке строительства вручали премии, за ударную работу досрочно освобождали по 200 заключенных, которых еще и награждали. Тогда многие зэка раньше срока вышли на свободу с красным орденом на груди. А кроме бочек пива, трассу начали украшать столы с водкой и закуской — мощнейший стимул всенародного строительства. Дорогу тогда построили за три года.

В 1949 Рясного направили на прокладку Волго-Дона, отрядив в качестве рабсилы опять же спецконтингент — 100 тысяч человек. Даже ИТРовцы были из числа заключенных. Как известно, первые суда прошли по каналу летом 1952-го.

Была в биографии Василия Степановича еще одна трасса — Волго-Балт. Эту артерию, засыпанную в период войны, строители под его началом восстановили за два года — с 1956 по 1958. Умел товарищ Рясной обращаться с вверенным ему контингентом. Что доказал и на посту главы московской милиции, занимаемом три года — начиная с 1953-го. Тогда он свел на нет всю столичную преступность, а ведь то были уголовники, вышедшие по знаменитой «бериевской» амнистии…

"Нынешнюю преступность, — доверительно говорил Василий Степанович писателю

Ф. Чуеву уже в 1995 году, — можно ликвидировать элементарно. Но такое ощущение, что с ней связаны верхи и потому они не хотят этого делать".

В. С. Рясной прожил долгий век, а заканчивал его один-одинешенек в убогой московской квартирке. Похоронил жену и дочь, ушедшую на седьмом десятке. В ведомственную поликлинику в свои 92 добирался троллейбусом. Радовался своевременно выплачиваемой ему пенсии… Что ж, недаром, видно, поется: есть в возрасте любом хорошее.

Публикация подготовлена по материалам Феликса Ивановича Чуева

Рясной Василий Степанович родился в 1904 году в Самарканде - 1995. Генерал-лейтенант (1945). В 1946 1-й зам. наркома внутренних дел СССР. В 1947 зам. министра внутренних дел СССР, в 1952 зам. министра государственной безопасности СССР. После 1956 работал в системе дорожного строительства. С 1988 на пенсии. Скончался 12 декабря 1995 года

 
www.pseudology.org