Ретюнских А.И.

Скобарь, ломание, или плясать пьяного

Ретюнских Александр ИвановичИ поныне можно разглядеть в приемах кулачного боя черты обрядовой пляски. На Псковщине ее называют скобарь или ломание - ломать веселого. А вообще подобный пляс встречается на всей территории, где некогда жили кривичи - союз восточнославянских племен

Одна из версий объясняет слово "скобарь" как переделанное "псковарь", то есть житель псковского края. Веселого лопают под гармощечный наигрыш. Мотив незатейлив, довольно ритмичен и, видно, неспроста. Постепенно танцующий, подчиняясь его ритму, входит в определенное психическое состояние.

Приплясывая скобаря, отдыхая от трудов и веселясь на празднике, человек, по сути, упражняется для кулачного или палочного боя

Под музыку же присходили и обрядовые поединки. Шли они по разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения. Бой мог остановить гармонист (в более давние времена - гусляр), прекратив наигрыш. У музыки в этом случае, можно сказать, была полная власть.

Перед началом ломания плясун встряхивал головой, мог взъерошить волосы. Эти Действия, определенные возгласы (гиканье), притопывание считаются элементами древней народной магии. Человек как бы выходил из привычного бытового пространства, перебирался в другой пласт бытия. Там уже и время текло иначе, и органы чувств работали по-другому, да и вообще, отношение к жизни или смерти было иным.

Поэтому внешне нескладный вроде бы танец (его не сравнить по упорядоченности и расчетливости с японским ката или китайским тао) служил на самом деле весьма ухищренной и действенной подготовкой к поединкам. Расслабленное тело скобаря готово было реагировать не то что на действия соперника, а даже на дуновение ветерка.

Ломание переходило постепенно в обрядовый бой

Вячеслав Ивановмч Лемешев! Выдающийся боксер. В двадцать лет он стал победителем Мюнхенской Олимпиады по боксу. Это была 50-я золотая медаль, полученная советской сборной на Олимпиаде 1972 года. Он стал легендой бокса. Все бои он побеждал ТОЛЬКО НОКАУТАМИПодобная схватка - реликтовое наследие тех времен, когда мужчины сражались за женщину в брачном поединке. Одно из его названий - яр.

С другой стороны слово "яр" у славян обозначало жизненную силу и ее проявление.

Считая себя потомками Дажбога - Светоносного бога, или Ярила. они жили по солнечному календарю,а в борьбе использовали яровую силу, или энергию, которая управляется солнечным (чревным) сплетением.

По восточным же традициям внутренняя энергия ци имеет своим средоточием точку в нижней части живота - дань-тянь, а человеческие биоритмы подчиняются лунным циклам.

Подготовленный в обрядовом ломании мог в критической ситуации вступить и в бой ярый - до полного уничтожения противника.

Тренированный боец наносил 56 ударов в секунду. Такая быстрота определялась принципом движений танца.

Кстати, в каратэ подобной плотности ведения боя достичь практически невозможно

Дело в том, что каратистские удары в большинстве своем прямолинейны, они имеют некоторую паузу в завершающей фазе и требуют в ней некоторой концентрации силы. Генетически имея меньший, чем европейцы, вес тела и мышечную массу, японец должен, что называется, вложиться в удар, сконцентрировать в нем всю свою мощь для достижения разрушительного эффекта (мы сейчас не говорим о "работе по точкам").

Славянину же, чтобы сбить противника с ног, отправить его в нокдаун, достаточно было и нефиксированного удара с проносом. И лучше, если он наносится по криволинейной траектории - рука без задержки возвращается назад, в то время как другая уже приближается к цели. Высокая "скорострельность" важна в схватке с несколькими противниками, особенно при окружении ими.


По материалам книги А.Ретюнских "Русский стиль рукопашного боя - стиль Кадочникова"  

Кадочников Алексей Алексеевич
Родился в 1935 году.
Академик Академии Наук о Земле.
Член Корреспондент АЕН РФ.
Декан Академии Физкультуры и Спорта,
руководитель лаборатории обеспечения безопастности и жизнедеятельности,
генерал-майор Оренбургского отдельного казачьего войска,
кавалер Ордена почета за заслуги перед Отечеством и многих других наград.
Внес большой вклад в разработку теории и практики безопасности
жизнедеятельности человека, в возрождение и совершенствование Русского стиля
рукопашного боя. Что выразилось в создании своего стиля, получившего название
"Стиль Кадочникова". Обучил и воспитал тысячи воинов.
Региональные Школы Кадочникова А. А. внедряют в жизнь
основное содержание Стиля Кадочникова -
"Служению и защите Родины, Отечества - знания, умения и навыки !".

 

Система Кадочникова

www.pseudology.org