| |
|
Лу Саломе, Аким
Волынский |
Amor
Романтический набросок
|
От авторов
Этот набросок, предлагаемый на суд читателей, создавался не совсем
обычным способом. В беседе двух литературных знакомых возникла мысль
передать в повествовательной форме летучие настроения, сопутствующие
некоторым тяжелым жизненным драмам. Один из них тут же стал слагать в
небольшую цельную вещь отдельные подробности намеченной темы, которые,
казалось, могли быть допущены в непритязательном беллетристическом
произведении. Другой передавал на бумаге возникающие черты рассказа. Так
написались эти несколько страниц, которые в черновом виде подверглись
тщательной обработке.
В одном их отделений спального вагона шла оживленная беседа. Голоса
разговаривающих доносились через открытые двери в соседнее отделение —
особенно один голос, нервный, слегка хрипящий, переходивший на верхних
нотках в фальцет. В тоскливой духоте вагона слова его звучали страстно и
убедительно:
— Меня волнует этот процесс. Я ненавижу газеты, с их рекламами и
шантажными сообщениями, я никогда не читаю душераздирательных описаний
всех этих убийств из-за любви, с финалом на скамье подсудимых. Но в этом
процессе есть что-то особенное.
В руке говорившего зашелестела газета.
— Вы, Адриан Петрович, пожалуй, не поймете того, что именно произвело на
меня такое впечатление… Эта девушка не выходит у меня из головы. Почти
библейский образ! Она омывала ноги своего любовника. А он бил ее по
голове.
Адриан Петрович вынул тонкий носовой платок и, медленно развернув его,
ударил им по коленям, стряхивая дорожную пыль и пепел. Потом он смял
платок в руке, молча и пристально посмотрел на собеседника и ответил
мягким приятным баритоном:
— Для меня эта подробность, с омовением ног грубому любовнику, только
противна. В этом есть что-то истерическое. Восторженная любовь,
коленопреклоненная — и в результате окровавленный нож. В этом есть
что-то невыносимое для нервов. Право, я удивляюсь вашему пафосу, Сергей
Дмитриевич. Не нужно никакой особенной морали, — достаточно одной капли
эстетического чувства, чтобы понять всю пошлость этой мелодрамы.
Собеседник ответил стремительно, но несколько смущенно:
— Вы не поняли… Меня заинтересовал не финал, не само убийство, а совсем,
совсем другое. Ведь настоящая трагедия разыгралась гораздо раньше —
тогда, когда эта девушка перестала омывать ноги своему любовнику, когда
кончились все эти истерические, как вы выражаетесь, нежности.
Нежности-то и спасали любовь от грубости жизни. Любовь — как нежное
растение, за которым надо ухаживать, осторожно, бережно… Умерла любовь,
наступило отчаянье с его безрассудными жестокостями.
Адриан Петрович пренебрежительно рассмеялся.
— Экая поэтическая душа у вас, Сергей Дмитриевич! — заметил он. — К чему
эти цветы красноречия! Любовь всегда одинакова, она живет мгновениями,
много-много часами: загорается, потом потухает. Такова она была от
рождения времен, такой она и должна быть — случайной, летучей…
— Нет, вечною! — острым фальцетом вскрикнул Сергей Дмитриевич. — Вечною,
до смерти. Но для этого надо жить любовью, не разлучаться, отдаваться
ей, служить ей — и ничему другому. Ничему и никому, ей одной.
Адриан Петрович соболезнующе вздохнул и сказал с игривой улыбкой:
— Я вижу, мой друг, вы в каком-то сентиментальном настроении!.. Уж не
хорошенькая ли блондинка, которая только что проходила по коридору?
Хотите знать, кто она? Я был ей однажды представлен. Она вдова, а
теперь, говорят, у нее завязалась какая-то любовная история. Кажется, им
пришлось на время расстаться…
Поезд выбежал из тесной горной лощины и загремел по высокому железному
мосту. Гудение колес заглушило слова собеседников.
Молодая дама, сидевшая в соседнем отделении, у самой двери, напряженно
прислушивалась к замирающему разговору. По ее бледному продолговатому
лицу, которое казалось измученным, помертвевшим, пробегали живые тени.
Облокотившись на мягкую сафьяновую подушку, она с заметным волнением
следила за горячим спором, доносившимся из открытых дверей. Одного из
собеседников она назвала про себя "романтиком". Его доводы что-то
шевелили в ней. Она чувствовала себя одинокой, подхваченной отливающей
от берега волной, которая уносила ее вдаль, и она невольно цеплялась за
каждое слово, которое соединяло ее с прошедшим. Когда беседа заглохла в
шуме и грохоте колес, она откинулась к спинке дивана и закрыла глаза.
Пред ней встало неправильное, острое, страдающее лицо того, с кем она
простилась сегодня на станции железной дороги. Он стоял без шапки, и
потом, склонившись, припал пересохшими губами к ее руке. Он целовал эту,
затянутую в перчатку руку безмолвно, долго и, удерживаясь от рыданий,
слегка защемил ее губами. Раздался свисток локомотива, вдоль поезда
пронеслось хлопанье вагонных дверей. Колеса дрогнули… Ей вспомнилось,
что в последнее мгновение, когда он, не отпуская ее руки, пошел за
двинувшимся вагоном, она произнесла одно только слово: "Осторожно!"
Поезд ускорил ход…
Теперь они неслись по открытой равнине, залитой солнечным зноем. В
вагоне было тихо. По коридору то и дело пробегал поездной кельнер,
призываемый тонкими электрическими звонками пассажиров, которые
требовали освежающих напитков. Из соседнего купе вышел молодой человек,
среднего роста, с бледным, безбородым лицом. Она сейчас же подумала, что
это "романтик". Проходя обратно, он по ошибке схватился за ручку ее
двери, растерянно посмотрел близорукими глазами, вспыхнул и, многократно
извинившись, скрылся. Разговор за стеной возобновился, но уже более
сдержано, негромко.
Она продолжала чутко прислушиваться к долетавшим до нее отрывочным
словам. Ничего нельзя было разобрать. Она нетерпеливо встала, прошлась
по купе и, выйдя в коридор, остановилась у окна, прильнув лбом к
прохладному стеклу. Ей хотелось бы еще раз взглянуть на "романтика". Его
слова, вырвавшиеся в горячем споре по поводу петербургского судебного
процесса, вызвали в ее душе целым рядом неотвязчивых воспоминаний образ
только что покинутого человека. И он говорил недавно то же самое. И он
говорил, что любовь — чувство нежное, которое боится всякой, даже
случайной резкости и дуновения житейского холода. Он не хотел, он боялся
разлуки. Он убеждал ее бросить все эти заграничные дела, которые
остались нераспутанными после смерти ее мужа. Она взвесила их значение
перед судом общественного мнения и с доверием к своему сердцу решилась
на время уехать.
Теперь ей было больно, жалко, как если бы она выбросила из гнезда
неоперившегося птенца — их новорожденную любовь.
Поезд, тяжело пыхтя локомотивом, подошел к пограничной станции. Публика
хлынула на платформу. Молодая женщина сейчас же заметила "романтика" и,
узнав его собеседника, пошла к ним навстречу. Они провели некоторое
время, сидя за общим столом, в незначительной беседе. Возвращаясь в
вагон, она приветливо предложила обоим спутникам провести некоторое
время в ее купе.
Будьте как дома, — сказала она с улыбкой на бледных губах. — Если
курите, пожалуйста, не стесняйтесь. Я сама курю.
Романтик сел возле нее, по-студенчески заложив ногу на ногу. Адриан
Петрович сел у окна напротив нее. Он провел своей выхоленной рукой с
длинными пальцами по густым, низко подстриженным волосам. Это тихое
движение руки по темной щетине волос, очевидно, доставляло ему
неуловимое удовольствие. Затем он вынул из жилетного кармана небольшую
матово-серебряную спичечницу с золотой монограммой, чиркнул спичкой и
закурил тонкую сигарету. Казалось, он чего-то ожидает. Он бросил беглый
взгляд на своего товарища, приготовляясь к молчаливому участию в его
беседе с красивой блондинкой. На нее он как будто не смотрел. Но когда
она вынула папироску, он вежливо нагнулся и протянул ей зажженную
спичку.
— Это вы, Сергей Дмитриевич, заинтересовали меня вашею беседою, —
сказала она, обращаясь к "романтику" с покровительственной добротой в
утомленных глазах. — Ваши мысли казались мне более верными, чем
возражения Адриана Петровича, и даже прекрасными. Только в одном пункте
я с вами совсем не согласна. Вы отказываете любви в способности
выдерживать разлуку. Мне кажется, вы этим оскорбляете любовь.
— О, нет, я боготворю любовь! — с живостью отозвался романтик. — Но
именно потому-то я и говорю: нужно любить любовь, чтобы не потерять ее.
Она ответила не сразу. В душе ее толпилось много возражений, но слова не
приходили. Она не могла уловить их. И, кроме того, что-то мешало ей в
эту минуту. Она потянула дым из папироски и, выпустив его, невольно
подняла глаза на Адриана Петровича. Он все еще как будто не смотрел на
нее, занятый игрою собственных мыслей. Солнце клонилось к закату, и
красновато-золотистый столб света шел от окна. Вдруг она заметила, что
прямо навстречу легким крутящимся кольцам ее папиросного дыма быстро
неслось голубоватое облачко, выдыхаемое ее красивым молчаливым
спутником. Два дымка сплетались, смешиваясь в солнечной полосе, и вместе
улетучивались в открытое окно. Это повторялось всякий раз, как она
выпускала тонкую дымную струю своей папиросы.
Несколько смутившись, она сказала:
— Я совсем не философ, Сергей Дмитриевич. Я только что ощутила сильное
возражение вам, но оно куда-то улетучилось… Впрочем, это понятно: любовь
— как музыка, которая поется сердцем, а не рассудком. О ней трудно
рассуждать. Ум молчит, но сердце мое говорит мне, что вы неправы. Оно
говорит мне, что настоящая любовь сильна, смела, мужественна. Она может
все переждать и перетерпеть.
— Какие сильные слова вы употребляете для такого нежного предмета! —
заметил "романтик" с грустным упреком в голосе. — Мне кажется, любовь
похожа не на бестрепетного героя, а на слабого ребенка, жизнь которого
всегда в опасности. За ним надо следить во все глаза, иначе он не
вырастет. Вспомните, как изображается Амур: это дитя с мягкими
крылышками.
Молодая женщина опять промолчала. В купе сгущались сумерки. Беседа
прервалась. Глаза ее невольно следили за тем, как на светлом фоне окна
все еще сплетались, сливались и отлетали два играющих дымка. Теперь для
нее было несомненно, что дым сигареты посылался ей с тонким расчетом —
как раз в тот момент, когда она рассеянно выпускала свои маленькие,
расплывающиеся колечки. Что-то странное, тревожное разлилось по ее телу.
Она почувствовала, что серые глаза Адриана Петровича остановились на ней
и смотрят ей в лицо упорно и откровенно.
Кондуктор вошел в купе, чтобы зажечь фонарь, вставленный в потолок.
"Романтик" встал и на несколько минут вышел в соседнее отделение. Когда
кондуктор удалился, молодая женщина внезапно почувствовала неловкость.
Острая боль кольнула ее сердце. Этот чуждый ей человек что-то губил в
ней — дорогое, важное, нарушал священное одиночество ее любовной скорби.
И однако у нее не было сил сопротивляться. Она чувствовала раздражение и
смятение во всем своем существе. В окно неслось прохладное веяние
вечернего воздуха, и она ощутила в теле легкую дрожь. Чтобы прервать
томительное бездействие, она встала и потянулась к сетке, в которой
лежал ее плед. Адриан Петрович приподнялся помочь ей, и так как на
быстром ходу поезда она покачнулась, он поддержал ее свободной рукой,
слегка обняв за талию. Она не противилась: рука его казалась тяжелой и
вместе с тем приятной. Чуть слышное дуновение пронеслось в ее душе. Она
ничего не сказала и опустилась на скамью, выронив поданный ей плед. Он
поднял его, развернул, прикрыл ее колени и заботливо расправил на ее
ногах до самых носков.
Когда вернулся Сергей Дмитриевич, в купе стояла тягостная тишина. Он
попробовал возбудить разговор, но спутники почти не давали отклика.
Молодая женщина все более и более уходила в себя. Представления ее
теряли форму, расплывались, а над ними брезжил новый тусклый свет. Ей
хотелось остаться одной. Романтик казался ей теперь наивным, а другой,
который незаметно вторгся в ее настроение, становился ей невыносим. Оба
заметили ее тревожную молчаливость. Оставалось только вежливо
распрощаться до завтрашнего утра и уйти.
Теперь она была одна. Служитель приготовил постель. Она закрыла за ним
дверь и, медленно раздевшись, легла. Мысль ее с внезапною силой
вернулись к тому, с кем она рассталась и от кого поезд уносил ее все
дальше и дальше. Но черты его лица ускользали, теряли свою живую
пластичность. В первый раз она со страхом и болью поняла, что время
заключает в себе разрушительную силу. Где он теперь? Что он чувствует?
Холодная ночная мгла лежала между ними. Курьерский поезд несся с
сумасшедшей быстротой. Тяжелые колеса вертелись с гудением и ревом, в
котором слышался суровый ритм. Она лежала в полузабытьи, и неизвестно
почему прозвучало в ее душе последнее слово, сказанное ему на прощанье:
"осторожно"… И с каждым поворотом колес слово это само собою повторялось
и как бы сливалось с угрожающим напевом бегущего железного чудовища.
Вдруг ей почудилось, что кто-то ходит по коридору мимо ее двери. Это
стало волновать ее. Она раздраженно поднялась, приникла к двери ухом и
ясно услышала, что шаги как раз подле ее купе замедляются. Она сейчас же
поняла, кто еще раз пытается нарушить глубокую скорбь ее опасного
одиночества. Она с отвращением и негодованием бросилась на постель и
зарыдала…
В половине шестого утра поезд остановился у Центральной станции Берлина.
Молодые люди бросились к соседнему купе, чтобы предложить новой
знакомой, чтобы помочь вынести вещи, но она была уже в коридоре и,
отвернувшись, быстро вышла на платформу. Она еще раз мелькнула перед
ними в толпе с мертвенно бледным лицом.
Содержание
www.pseudology.org
|
|