Да,
была когда-то, и тут можно вспомнить не только неистового Виссариона и
сумасшедшего мальчика Писарева. Родилась она в “толстом” журнале и там
обрела свое огромное влияние и общественное значение.
А
умерла критика совсем недавно. Я ее еще застал и хорошо помню, ибо сам
начинал как активный критик именно в "толстых" журналах.
Каково их теперешнее состояние и будущее? Состояние близко к знаменитой
репризе американского комика Граучо Маркса, который в белом халате долго
щупал у зрителя пульс и озабоченно говорил: “Одно из двух: или у меня часы
остановились, или ты умер”.
А
будущее наших “толстых” журналов все более ограничивается их славным прошлым.
Когда эти две величины сольются, то часы действительно остановятся. Иных уж
нет, а те далече, как Сади некогда сказал…
2
Здесь не должно быть никаких иллюзий: все эти журналы в теперешнем виде
издаются ради кормления редакций, а не для читателей, в явно избыточном
количестве и скоро уйдут, исчезнут. Они давно перестали быть периодическими
общественными изданиями, их микроскопическая подписка виртуальна, оплачена
не нищим российским читателем, а Соросом.
Авторитетный при С.В.Викулове журнал “Наш современник” потерял всякое
общественное и литературное значение. Это касается и бывшего “Нового мира”,
с отвоеванных Твардовским вершин любимого журнала “левой” шестидесятнической
интеллигенции тихонько сползшего в постмодернистскую тусовку. То же с
журналами “петербургскими” и провинциальными (что, впрочем, одно и то же):
мы и не заметили, как под чутким руководством плодовитого критика
С.Боровикова кое-как скончалась саратовская “Волга”.
Дело не только в бесконтрольном и неумелом использовании главными
редакторами спонсорских денег и не в пресловутых дотациях, так настырно
выклянчиваемых у тоталитарного государства, которое вовсе не обязано всех
содержать и, уж во всяком случае, не будет подкармливать подлинную оппозицию
духа. Печатающиеся в “толстых” журналах проза, поэзия, критика все больше
становятся внутрилитературным, цеховым делом, давно уже перестали быть
фактом общественной жизни. Нет журнала, нет и читателя. И наоборот.
3
Позволю себе маленькое сравнение, пусть и “хромающее”. Иду я недавно по
Тверской и на дверях книжного магазина “Москва” вижу радостное объявление: у
нас продаются сразу две новые книги Бориса Акунина. Это что - свидетельство
нового расцвета нашей литературы? Нет, просто человек очень быстро стучит по
компьютерной клавиатуре…
То
же и с журналами: выход очередного “Знамени” с невероятно актуальной статьей
доброго спокойного критика Натальи Ивановой о Пастернаке или Цветаевой
говорит не о взлете популярности “толстого” журнала (журналов), а о
получении новой порции спонсорских денег. Впрочем, сворачиваю я с той же
Тверской в Старопименовский переулок и в цокольном этаже великолепного
“сталинского” дома № 9 вижу обширное евроотремонтированное помещение с
таинственной вывеской “Общество с ограниченной ответственностью ЗНАМЯ”. Не
журнал, не редакция, но буквы знакомые со времен
Вадима Кожевникова, Саши Панкова и Юры
Селезнева… Молодцы, значит, не все “проедают”…
И
сразу вспоминаю знакомого мне еще с его аспирантских годов фактического
хозяина этой “ограниченной ответственности”, очень принципиального критика,
известного в советские времена по директивным публикациям в “Литгазете” со
скромной подписью “Литератор”. Но мы отвлеклись, хотя экономика влияет на
литературу и критику по-прежнему.
4
Шукшин водил по бумаге раскаленным от горя и злобы пером не ради премии
Букера... Его зато и читали не только живущие на Западе ушлые русскоязычные
писатели и задумчивые американские профессоры.
Теперь судьба российского литератора в "толстом" журнале решается
двумя-тремя хитрыми денежными балбесами из Арканзаса, за чужим столом, на
очередной "тусовке" одних и тех же "своих", под торопливое бряканье
одноразовых тарелок и бокалов с дармовым дешевым шампанским. Один рвется к “Букеру”,
а другой уже “забронзовел”, замахнулся на “Триумф”.
Кипят писательские страсти, раскаляются сотовые телефоны влиятельных лиц, но
читателя это абсолютно не интересует, он и не вспомнит завтра, где этот
очередной лауреат, кто он такой, откуда взялся...
Вы
скажете: так обстоит дело в "левых" журналах. Верно. Но и "правые" и
“патриотические” ничем не лучше, там царят прежнее кулацкое хамство,
подозрительность, крохоборство и весьма простодушное прикарманивание
спонсорских денег, тяжелые "ндравы" купеческого лабаза, когда писателя и в
пятьдесят лет таскают за волосья и нещадно учат шпандырем, как чеховского
Ваньку Жукова.
5
Нужны не только "чистые" деньги (а таковых в России пока нет и не
предвидится) и новые формы общения писателя с читателем в иную литературную
эпоху, но и новые, незапятнанные люди, новые капитальные идеи, способные
вернуть "толстому" журналу общественное значение. Надо снова, как во времена
Николая Полевого и Белинского, просвещать, завоевывать отчаявшегося, всеми
обманутого, загнанного в угол, обнищавшего читателя. Будет другой читатель.
И его надо не виртуально создать, как советовал Набоков, а воспитать.
Пусть он снова поверит в литературу, пусть она снова станет частью его
духовной жизни. Если это смогут сделать пелевины, акунины и сорокины вкупе с
приговыми - прекрасно. Первый им поклонюсь в ножки. Но верится в это с
трудом… И все же новая подлинная литература явится. Тогда будут другие
журналы, лучше меньше, да лучше. Эти - уже не нужны. Дело не в юрком,
умеющем выклянчивать деньги "Знамени" или неуклюжей "Молодой гвардии" -
умерла, отошла сама форма вместе с отработанным, омертвелым содержанием.
А
что же читатель? Почему вдруг он отвернулся от литературы, почему угас
интерес? "Переели" гласности, информации, диссидентско-эмигрантской
литературы, истории? Дело даже не в понятной усталости от вечных обманов,
политизированности и безденежья. Читатель наш не дурак, он понял, что его
опять обманывают, "прокручивают" в разных ("левых", "правых" - какая разница?)
формах очередной хитрый сценарий. Весь этот бесформенный, казалось бы, поток
информации на самом деле умело управляем, дозирован. Кто-то решает, чем же
читателя теперь кормить, и это часть общего мощного психологического нажима
на людей.
6
Помню, на заре туманной гласности я простодушно затронул в предисловии
запретную еще тему "М.Булгаков и Сталин", и меня сразу же вызвал
литературный начальник, университетский знакомый, дружески предупредил: "Я
только что из ЦК, был у... (последовало имя тертого красноносого хитреца из
андроповской "команды", одной рукой дирижировавшего процессом Синявского и
Даниэля, другой писавшего под диктовку шефа суконные статьи против "антиисторизма"),
и он намекнул, что критика Сталина и разоблачение репрессий будут
усиливаться, сними даже имя..."
Эта
линия мягкого дирижирования "сверху" архивными публикациями и “смелыми”
разоблачениями продолжается, читатель это понял, увидел, что из старых
расстрельных дел кто-то цинично сделал восемь тузов для политического
картежа.
Господа коммунисты, загримировавшись под “реформаторов” и “новых русских” (на
самом деле это старые чекисты) и сидя на денежках партии (то есть на
краденых у наших родителей и у нас в результате всех этих
зверевско-павловско-гайдаровских
“финансовых реформ”, якобы частных “Чар” и ловко устроенных дефолтов),
играют в антикоммунизм, рынок и демократию с обманутым и обобранным ими в
очередной раз народом... Было все это, уже было...
7
Ну
а весь этот грязно хихикающий в родном парижском писсуаре кривобокий "андерграунд"
и колченогий "пост-авангард", вся эта старая "левая" литературщина, скромные
поделки из писательских столов для чтения друзьям на кухне, выдаваемые за
новое слово, представляют собой прежний бунт на коленях. Это какой-то парад
хитрых юродивых, городских сумасшедших и наглых попрошаек.
Власть стала прикармливать новый удобный “соцреализм” ради его дикого
геростратовского (все оплюют за зеленую бумажку) самолюбия и полного
культурного беспамятства, и постмодернисты недальновидно (забыли, как
кончили сотрудничавшие с этой властью и ее “органами” Маяковский, Мейерхольд
и другие вожди “левого” авангарда) почувствовали себя на коне.
Они
всерьез полагают, что пришло их время, но всего лишь подбирают крохи с
барского стола эпохи безвременья. При чем здесь читатель? Неужели вы думаете,
что за номерами этих журналов кто-то будет записываться в длинные очереди,
как в былые годы, кто-то будет их покупать? Будет покорно кушать отобранные
непережеванные документы и тексты без критического осмысления и научных
комментариев? Разве хоть кто-то сегодня с упоением или с негодованием читает
всех этих холодных, головоногих писателей постмодерна? Разве им нужен
читатель? Ведь они вполне могут таскаться по тусовкам и презентациям и без
всякой рукописи…
Возникает простой, как грабли, вопрос: какова же в этом процессе роль
литературной критики? Спешим порадовать “братьев”-писателей, они могут спать
на лаврах и премиях спокойно и читать друг друга по кругу согласно купленным
местам в прайс-листе Букера-Анитбукера. Критики сегодня практически нет, она
не может жить без литературной среды, журнала и читателя.
Подлинная критика - это отношение, острое личное мнение, высказывание
претензий общества к литературе, беспощадно правдивое суждение о любом
писателе любого направления и ранга, без групповщины и политиканства.
Сколько же тяжелой злобы и мстительности она порождает... Нет литературы,
нет и критики…
8
Ныне, как и раньше, никто из писателей не хочет знать реальной правды о себе
и литературе. С пишущими людьми говорить бесполезно, вместо критики они
культивируют истеричное политиканство и нежное оглаживание "своих".
Распространен любимый писательский вопрос: "Ты меня уважаешь?" Конечно, нет,
да и за что? Они будут диктовать мне темы... Почему я, литератор и ученый,
должен с надрывом писать о штурме Белого Дома?
Мне
есть что сказать о своем деле, а в однообразных сценариях всех этих "путчей",
написанных под копирку хватким свердловским доцентом-чекистом, участвовать
не желаю... Чтобы ругать тех же постмодернистов, надо их читать, а этого я
не буду делать ни при какой погоде - боюсь вкус испортить, сбить чутье, как
говорят охотники… Так умрет любая критика. Пусть же она родится заново,
вместе с литературой и журналистикой.
Что
же касается соотношения критики и академического литературоведения, то на
этот вопрос уже отвечено в моей давней книге "Дела человеческие" главой "Критика
и литература". Но теперь ответ этот, конечно, устарел, явно недостаточен.
Литературоведение, слава Богу, не такая уж наука, но оно стремится ею быть,
старается привлечь все литературные факты, анализирует конкретные
художественные произведения, стремится к объективности оценок. Это-то сейчас
и вызывает взрывы эмоций и протестов, каковым критика может лишь завидовать.
Раньше нам запрещали хвалить и даже упоминать некоторых писателей, ныне не
позволяют оценивать их объективно, критиковать писателя.
9
Я
ощутил это давление, когда опубликовал книгу о Михаиле Булгакове. На меня
обиделись специалисты по Горькому, А.Н.Толстому, Маяковскому, а потом вдруг
пришло сердитое письмо из Германии с обидами за нехорошую трактовку "Белой
гвардии", нарушающую теперешнюю идиллию в немецко-украинских отношениях.
Лучше бы пересчитали свои солдатские кресты на украинской земле...
А
после моего спокойного призыва (см. журнал "Форум", 1993, № 1) дать, наконец,
объективную оценку уж очень обширного наследия писателя и философа
П.А.Флоренского воспоследовали сердитое официальное письмо в редакцию и
хождение целой семейной делегации с жалобами на меня к иерархам православной
церкви. Почему же не к папскому нунцию или какому-нибудь аятолле?
Американским славистам чрезвычайно не понравилась моя неюбилейная статья о
Владимире Набокове, и они делают вид, что
ее не существует, даже не включают в библиографии. Что это за подход к
чужому аргументированному мнению? О какой серьезной науке (библиография ведь
тоже наука) здесь может идти речь? Люди по-прежнему не переносят не
нравящихся им реальных фактов, поэтому критике надо учиться у
литературоведения тщательной, объективной подготовке любых своих мнений.
10
Каковы же возможные пути развития нашей литературы? Я могу говорить о ее
современном состоянии только в стиле "сердитых заметок", прекрасно понимая,
что это очень многим по разным причинам одинаково не понравится. Но таковы
уж моя опасная профессия и трудный характер, который и есть судьба.
Не
хочу уподобляться американским "советологам" вроде политической амфибии
Д.Саймса-Симеса или отпущенного после дачи нужных показаний на Запад А.Янова,
которые говорят своим президентам только то, что те желают услышать (результаты
этого прискорбного самообольщения все мы видели 11 сентября). Как я могу
писать статью об очередном “романе”, если нет литературы как таковой?
Процесс-то ушел…
Настоящий критик рано или поздно скажет реальную правду, поэтому я считаю,
что литература возродится не через надоевшее "покаяние" (я лично ни в чем
каяться не собираюсь), а через прозрение, ну а это, согласитесь, и есть путь
зрячей реальной критики всего и вся.
Теперешние дотации, премии, стипендии, гранты, зарубежные поездки
литературных "челноков", очень смешное профессорство наших малограмотных
писателей в американских университетах - все это плата за страх.
Запад пока дает эти не очень большие деньги в великом испуге, не понимая,
что же у нас происходит, желая получить объективную информацию,
контролировать ситуацию, купить и воспитать свою карманную элиту. Все это
иллюзия и пустая трата денег, уже было, известно, чем кончилось... Вся эта "коммерция"
пролетит в трубу, ибо никакого рынка у нас нет и не будет, в том числе и в
сфере культуры. Ну а коротичей пусть покупают хоть ящиками, раз уж им там в
Арканзасе так нужны наши малограмотные "литературоведы в штатском"...
11
Культура наша в обозримом будущем останется на дотации, то есть останется
тоталитарной. "Деятели культуры", сидевшие во всех президиумах и Западу
абсолютно не нужные, давно это поняли, терлись в соответствующих приемных,
унижались перед слабым и лукавым андроповским питомцем Горбачевым и его
супругой, на ХIХ партконференции истерично призывали быстро перерождающийся
правящий класс бояться собственного народа, потом, толкаясь и чавкая,
кормились в закромах Черномырдина во время выборов 1996 года, почтительно
завывали и кланялись на презентации очередной “книги” Ельцина, а теперь
вертятся вокруг новых хозяев жизни с тем же выражением "дай, дай..."
От
их цинизма немеет ум... Никакой подлинной литературы на этом пути не
возникнет, будет лишь привычное чесание пяток новым господам в старой
обкомовской сауне, усталый телевизионный театр, дешевые хохмочки дежурных
остряков, в очередной раз ставших людьми свиты.
Прежде чем
придет новая литература, нужно воспитать в умело взбаламученном, запуганном
и ослепленном обществе новое трезвое сознание, понимание происходящего,
открыть людям, читателям глаза. Ибо мы по-прежнему рабы системы и продолжаем
жить в страшноватом тоталитарном государстве, чьим гимном должна быть
“Иванова ночь на Лысой горе” гениального алкоголика Модеста Мусоргского, а
не оперно-мажорный бессловесный Глинка или бодро-официозный в своих маршевых
ритмах и железобетонной лексике Александров.
А бытие, как
известно, определяет сознание, и в том числе литературу.
Здесь много работы для
добросовестной критики и честного литературоведения, не желающих быть
слугами очень многих господ. И делать это надо уже сейчас, пока открыта
отдушина гласности и не захлопнулся новый железный занавес, уже выкованный
хитрой бесчеловечной номенклатурой на западные денежки из все той же
крупповской стали
© "Молоко" Русский литературный журнал
www.pseudology.org
|