Из всех знавших о моей беседе с
Александром Солженицыным не было
никого, кто не спросил бы: какое
впечатление произвел Александр
Исаевич? Где и как живет семья
Солженицыных? Как вообще меня
принимали в этом доме?
Наверное, у этого любопытства к
писателю, которое, не скрою, испытываю и
я сам, есть несколько причин. Масштаб
личности лауреата Нобелевской премии;
неоднозначное к нему отношение после
возвращения в Россию; личная
замкнутость — все, что вне
творчества, не афишируется.
Дом свой в Троице-Лыково
Солженицыны проектировали сами,
закончили не так давно. Здесь много
света, большой холл, переходящий в
гостиную. Александр Исаевич работает
на втором этаже, и вообще все левое
крыло, как я понимаю, его царство.
Вместе с Натальей Дмитриевной и
Александром Исаевичем в доме живет
мать жены писателя, старший сын Ермолай,
у которого недавно родился ребенок.
Ермолай, на вид он, возможно, кажется
младшим из троих сыновей-погодков,
работает в одной из крупнейших
консалтинговых компаний. Кроме
русского и английского он владеет
китайским языком, и с этим именно
знанием, возможно, будет связана
следующая зарубежная командировка.
Средний сын Солженицыных, Игнат, как
известно, пианист, сейчас —
руководитель оркестра в Балтиморе.
Младший, Степан — в Нью-Йорке. Это о
нем Александр Исаевич сказал в беседе:
«Очень интеллектуально развит,
отзывчив, много читает и за многим
следит». Степан очень помогает отцу
в поиске документов.
Кроме Солженицыных, как я понял, в
Троице-Лыково живет семья их друзей:
людей, помогавших Александру Исаевичу
еще в годы его советской опалы.
Любимое место в доме — огромная
веранда, выходящая к старым деревьям
леса. В доме сейчас появился веселый
житель — семилетняя внучка, дочь
старшего, покойного сына Натальи
Дмитриевны.
Известно, что Александр Исаевич
никогда не подходит к телефону; почти
не принимает гостей; лишь раз в день
смотрит информационную телепрограмму;
кроме «МН» (о ней сказал приятное:
«газета без дешевки»), его круг
газетного чтения довольно узок;
писатель не пользуется компьютером и
никогда не пытался его освоить («это
для следующего поколения», —
сказал он мне). Говорят, правда,
собранная за десятилетия писателем
картотека не хуже компьютерной базы
данных.
Беседует Солженицын живо,
заинтересованно, каких-то вопросов
ждет и к ним готов. Никакого
высокомерия, разговаривать — одно
удовольствие. К тому же и Наталья
Дмитриевна глазами, улыбкой
поддерживает вас в попытке преодолеть
первое неудобство в общении с
классиком. Ну а когда она приносит чай с
лимоном, домашний кекс с ватрушками,
беседа вообще приобретает
полудомашний характер.
В этот момент мы даем отдохнуть и себе,
и диктофонам. Вспоминаем увиденный на
втором этаже дома черный ящик —
аппарат для просмотра микрофильмов, на
которых Солженицын читал документы,
старые газеты. Долгое время в Вермонте
маленькие сыновья воспринимали отца и
этот черный ящик как что-то
нераздельное.
Хотя Александр Исаевич и говорил, что в 84
ему и ходить, и работать тяжелее, в
беседе я этого не почувствовал. Можно
сказать, раздражала его лишь
необходимость фотосъемки. Замечу, и за
временем он следил, и в какой-то момент
вежливо, но непреклонно поставил точку:
думаю, сказал, для большого интервью
уже хватит.