Отрыв от земли всегда чреват.

Фатех Вергасов


Скоро год как я увлечённо занимаюсь  изучением разных красивых и блестящих предметов. составляющих набор инструментов большой готовальни, как я её называю, под названием AutoCAD Architectural DeskTop фирмы Autodesk

Начал было с релиза 2. С наскока программа не давалась, хотя ощущение, что всё должно быть легко и просто не покидало. Пришлось взяться за азы. Нет, не строительной специальности с навыками начертательное геометрии и просто черчения. А за азы самого AutoCADa с его инструментальной до того разнообразной палитрой, что порой она представляется излишне избыточной.

AutoCAD 2000 BibleДля этого пришлось проштудировать учебное пособие Элен Финкельштейн (Ellen Finkelshtein) "Автокад 2000, Библия пользователя". Конечно же пришлось, и порой неоднократно, выполнить все упражнения, содержащиеся на прилагаемом  к учебнику CD-ROM. Работать с этим учебником мне было легко, т.к. я читал его русское издание, которое выписал себе из Нью-Йорка.

Что не слышно о планах выпуска такого же учебного пособия на русском языке по архитектурному Автокаду. Потому я принялся за чтение оригиналных "Инструкций пользователя" AutoCAD 2000i и AutoCAD Architectural DeskTop R2, R2i. Сейчас читаю последний, третий релиз. 

Очень помогают прилагаемые к архитектурному автокаду CD с "Learning assistance" типа в помощь изучающему предмет. Здесь уроки даются не только в виде описаний, пошаговых инструкций, но и сопровождаются правильной английской речью учителя. Русского диктора, видимо не найти, т.к. все они сейчас очень заняты более содержательными, прям-таки судьбоносными делами. 

Кроме этого, каждый ключевой для понимания урок  дается в виде фильмо-ролика, по ходу просмотра которого можно не только слышать но и видеть как делается то или иное с помощью конкретного набора команд и инструментов.

От всего этого обилия учебной и вспогательной продукции голова может пойти кругом, что и происходит в подавляющем числе случав. Со мной такое бывало и не раз. Наступает некое отравление информацией. А может не надо было столько читать? Ведь всё равно в подавляющем числе случаев конкретный пользователь всегда удовлетворится совсем небольшим набором возможностей. Было бы, что положить на бумагу.

Это действительно так. Но всё же полезно иметь наиболее полный набор инструментов, узнать хотя бы бегло свойства каждого, а уж потом самостоятельно ограничить свой выбор. Другими словами, проигнорировать неизбежную стадию ознакомления со всем меню не удастся. Это потом, став завсегдатаем, можно горделиво сказать официанту: меню не требуется.

Я, например, лечусь от такого отравления информацией написанием статей об Автокаде. Очень помогает навести порядок, и всё новое правильно разложить по полочкам, где хранятся "старые" знания, которые в свою очередь подвергаются новой инвентаризации и естественной переоценке. 

Необходимые ремарки о среде обитания предпринимателя-строителя

К настоящему времени удалось сделать до десяти вариантов архитектурной части проекта собственного домика с различной степенью детализации и "посадки", т.е. расположения дома и гаража на моём участке. Но вдруг я обнаружил, что для этого я совсем не использую новейший набор средств из третьего релиза. Это не правильно. Буду всё переделывать в новой инструментальной среде.

Скажете: зачем? На самом деле, особой нужды вроде бы и нет. Город обычно с частными застройщиками весьма либерален: крепко помнят клерки о своей выборности - поэтому их устраивает некий минимум чертежей, которые можно и с рейшиной сбацать.

Автокад мне здесь не помошник. Более того, Автокад потребует много времени на изготовление чернового проекта. Зато дальше любая вариантная проработка любых деталей и всего проекта делаются очень легко, освобождая время именно для творческой работы по объекту. 

Все внесённые концептуальные изменения немедленно отражаются во всех связанных и этим разделах проекта и рабочих чертежах. И наоборот. Поправки а рабочих чертежах немедленно отражаются в концептуальной части проекта. Не надо постоянно опасаться, что нечто было упущено по причине внесения изменений. Всё учтено.

Более того, рассмотрение внесённых поправок с различных точек зрения, позволяет выявить порой не очевидные противоречия и невязки. Это позволяет тут же находить технические и эстетические решения приемлемые для жены Заказчика.

На этой стадии можно уже работать даже в присутствии Заказчика, делая его как бы соавтором проекта, совместно реализуя пожелания Заказчика. Это принципиально, т.к. помогает избежать в дальнейшем всяких недоразумений с Заказчиком. Так поступают дальновидные архитекторы и дизайнеры. Они не боятся показать  свою "кухню". Настоящие артисты не боятся демонстрировать мастерство.

Надо помнить, что в США в любом случае за всё, что построено в первую очередь отвечает не Город, согласовавший проект с ошибками, не Архитектор, создавший проект с ошибками и не Строительная инспекция, упустившая что-то при инспектировании. А именно генеральный подрядчик. судебные инстанции в первую очередь "раздевают" именно его. В дальнейшем он, конечно, может судить всех остальных. Но это будет потом. И каковы будут результаты, кто знает.

Поэтому любой дальновидный строитель или дивелопер предпочитает иметь собственную проектную структуру. 

Или работать с давно  и многократно проверенной. 

Хочет-то каждый, а может ли каждый? Ведь своей же нужно обеспечить непрерывную занятость, а чужая фирма всегда норовит поставить тебя в очередь. Поэтому существует все, как в жизни. Одни женятся, другие предпочитают сторонние услуги. Есть неисправимые герои, которые ловко комбинируют, как им кажется.

Не следует забывать еще и о том, что основная масса субподрядчиков в частном секторе представлена одиночками или небольшими бригадками. Я их шутливо называю "one-tractor corporation". Попробовал я поработать с большими фирмами. Так они цены, понятное дело, пытаются заламывать пятикратные. 

Частному сектору такое не по карману. Да и свои деньги народо считать умеет лучше клерка. который, как он утверждает, более грамотно считает. Но не свои. Это как играть на фантики или упражняться в товарищеских матчах. Или в цирке с лонжей геройствовать.

Частный сектор хорошо утилизирует рабочий класс низкой и средней квалификации, который готов работать на стройке, вооружившись средствами малой механизации только и широкой гаммой электро- и пневмо- инструмента. 

Так практически решается социальная задача огромной важности и поэтому домостроительные комбинаты как в Москве тут строить никому не приходит в голову. Если посчитать замыкающие затраты на строительство,  а это затраты труда на ДСК  и на строительной площадке непосредственно, то оказывается никае сборное строительство не выдерживает конкуренции с простой кирпичной кладкой. 

Примите во внимание, что сборное строительство требует в большом количестве рабочих высоких и высших квалификационных разрядов. А в кирпичном строительстве или турецком монолитном строительстве пойдут и простые непритязательные крепкие крестьянские глиномесы, которыми легко управляет пара-тройка толковых инженеров.

Поэтому тут не приходит никому в голову бездумно притеснять бедных людей, да ещё и ищущих не воровства, а работу. 

Я наблюдал как тут полицейские было наехали на кучкующихся на углу поденщиков, которые вообще работают только шанцевым инструментом да и то принадлежащим не им, нанявшему их хозяину.

Немедленно откуда ни возьмись появились домохозяйки, избиратели между прочим. Полицейские еле ноги унесли. А власти быстренько отвели неподалёку специальное место, благоустроили его, и теперь эти люди предлагают себя с большим человеческим достоинсвом, которое задевать здесь остерегаются. Кому нужна новая Октябрьская революция? 

А что власти? Налоговики? Ведь там крутятся наличные, и оборот их совсем немалый. Умные умеют не замечать, того что не надо. Но разве всегда и везде у власти  умные?

Эти и более зажиточные мастеровые, которые уже обзавелись собственным инструментом, грузовичком и даже зарегистрировали собственный бизнес, получили соответствующую лицензию, в случае чего исчезают также быстро как и появились на свет божий. Этот народ частенько проживает в вагон-домиках, а то и просто в домах на колёсах. Мигрируют по разным причинам.

Отсюда, необходимость тотального контроля всего хода выполнения работ. Разве такой контроль возможен без толкового и подробного проекта? Но контроль контролем, а людей просто подучить иногда надо, подсказать и показать как должно быть, объяснить, чего ты в самом деле хочешь. Ведь у них нет собственных инженерных служб и офисов. Весь их нехитрый скарб в стареньком грузовичке, на котором они до стройки добираются порой за 200 миль.

Дело ещё и в том, что местные, локальные, строительные нормы и правила, имеют преимущество над федеральными в своей юрисдикции, правда, в рамках своей компетенции. Подрядчики же постоянно мигрируют из одного места в другое. Поди запомни все местные особенности. В больших строительных фирмах технические отделы имеются и то, ошибок полным полно. 

Другими словами, опять же - без Автокада и ни туды и ни сюды. Сейчас грядет "медленное время", а это значит. что надо работать просто лучше и упорнее. Рынок слезам не верит. Слабые отдыхают.

Как я пришёл к Автокаду и первые свои восторги от этого программного продукта опубликовано в журнале "PC-week" осенью 2000 года.. Это статьи: "Как я архитекторов в России и на Украине искал" и "С Автокадом по жизни".

За это время удалось более подробно разобраться с AutoCAD Architectural DeskTop r2i. А в самом конце года пришёл новый, третий релиз этой программы, и я теперь разбираюсь с её новыми возможностями. 

Я для Autodesk - идеальный покупатель - мечта современных мастеров продаж, т.е. маркетинга. Им нужен не залётный покупатель. а тот кого можно крепко, лучше навечно, привязать к себе. Так что не всё! и не сразу!, как любят воспитывать мужчин наши женщины, которые всегда и естественно были лучшими маркетологами самих себя. И  без чтения специальных книг по маркетингу, которые одни мужчины-то и пишут. Они же, бедняги, их и читают.

Игнорирование принципиальных отличий строительства

На правах идеального покупателя, влюблённого в автокад, пока ещё, хочу слегка принебречь мудрёными правилами политкоректности и занятся принципиальной критикой. Любовь, я слышал, всегда требовательной бывает. Критика - не сахар. Её любить не требуется. Её, как горькие пилюли, принимать полагается, если надеешься остаться здоровым и при деньгах.

По крупному, говорить о том, что архитектурная надстройка над Автокадом состоялась вполне, я бы повременил. Уж не знаю почему, но фирма делает вид, что не видит или действительно не видит главное фундаментальное отличие строительного объекта от всех остальных. От машиностраительного, например. 

Это отличие состоит в том, что строительный объект стоит на конкретной земле-матушке, в конкретных природно-климатических, ландшафтных,  геологических и инженерных условиях. Именно это упёрто игнорируется. 

Может понимание вообще не по плечу изготовителям своеобразной чертёжной готовальни? А может у них деньги на толковый консалтинг просто кончились?

Поясню подробнее, на чём я настаиваю, на примере несколько-этажного дома с обитаемым подвалом (полуподвалом) или просто с фундаментом: летночным или столбчатым - всё равно. С применением свай или без них - не имеет значения в рамках данного рассуждения.

Геогафия, геодезия и картография

В любом случае, с самого начала нужно бы по материалам геодезических изысканий построить трёхмерную модель участка. На такую модель участка нужно бы перенести планово-высотное положение характерных точек выбранного участка и построить ландшафтную модель, нечто типа рельефной карты местности.

Как выбрать граничные условия такой модели? Всегда ли границы модели бедет совпадать с действительными границами собственности, т.е. "красными линиями"? 

Как правило, границы модели должны быть гораздо шире границ собственности. Действительная ширина границ модели зависит от высоты и веса сооружения, которое давит на окружающие грунты. Зона влияния здания в зависимости от грунтовых условий обычно равна высоте самого сооружения. 

Гидрологические характеристики ланшафта непосредственно влияют на организацию поверхностного стока, и не только вод различного происхождения. От таяния снегов, дождей с ливнями, а и аварийных сбросов из различных коммуникаций или хранилищ. 

Поверхностный сток принято только улучшать, но без ущерба для соседей и Города, очистые сооружения, мощность которых, как я убедился, во всём мире ничему не соответствует. Собираемые доходы Город предпочитает в первую очередь тратить на себя родимых, т.е. на содержание собственного аппарата. А всё остальное, если денег хватит.

В эти границы обязательно должны быть включены соседские деревья с диаметром ствола болше нормативно определённого и в каждом Городе своего. Обязательно нанести диаметр и форму кроны таких деревьев, т.к. при согласовании земляных работ нужно будет получить одобрение местного природоохранителя, попросту, ботаника, который предпишет, что нужно при этом сделать стандарного, а что сделать дополнительно. 

Иначе просто не даст копать. Можно будет выкрутиться, если будет запрещена траншея под коммуникации. А что делать, если будет запрещена некая часть котлована? Впору посадку дома менять из-за какого-то дерева. Дерево - это возобновляемый ресурс. Везде их пилят и снова выращивают. Пойди уйми местных позеленевших эстремистов. Но Закон есть Закон - Dura lex, set lex.

Инженерные коммуникации и так называемые "точки подключения" часто находятся, если не в непосредственной близости от "красных линий", то уж во всяком случае в зоне ответственности, возлагаемой на застройщика. Часто они располагаются просто в пределах самого участка. И к ним должен быть обеспечен беспрепятственный доступ персонала городских служб.

Это участок городского тротуара с насаждениями разными типа травы, цветов, кустов и деревьев, ограниченный дорожным бордюром, возле которого частенько находится решетка приема сточных вод ливневой канализации, при её наличии, конечно.

Геология

С плановыми (здесь, плоскостными) границами вроде бы разобрались. А что с глубиной модели? Глубину также следует выбирать с запасом, перекрывающим глубину заложения подземных этажей здания, подвала, полуподвала или просто части поверхностного фундамента: ленточного или столбчатого.

Безусловно полезным было бы внести на такую модель данные инженерно-геологических изысканий: наименование, мощность, залегание грунтов и пород, а также верхнюю границу залегания грунтовых вод или верхней кровли вечной мерзлоты, в случае строительства в северных районах. Обязательно надо нанести и зону сезонного промерзания и оттаивания окружающих грунтов.

Надо бы помнить, что свойства грунтов в ходе эксплуатации зданий могут сильно меняться под влиянием внешних факторов типа нарушений естественной структуры грунта в ходе самого строительства, обводнений за счет подъема глубинных вод, замачиваний поверхностными водами. 

А также наличия того или иного вида грунтовых жителей, в том числе и микроорганизмов, которые кушают, как оказалось, просто всё подряд, а не только такие деликатесы, как простая древисина.

Особый разговор - строительство в зонах распространения вечномёрзлых грунтов. Здесь прийдётся нанести приемлемую чашу протаивания вечномёрзлых грунтов, а потом, во время эксплуатации сооружения, регулярно сравнивать с прогнозной теорией, принятой в качестве допустимой при проектировании.

Создания наблюдательной (мониторинговой) сети  наблюдений за поведением сооружения втечение его эксплуатации может потребовать объект, стоящий не только на вечной мерзлоте, но и в горных и сейсмических зонах. 

Городские объекты часто требуют контроля за угрозой электрохимического разрушения арматуры и других металлических частей фундамента за счёт блуждающих токов.

Такому же контролю должно подвергаться качество заземления, т.е. действительное сопротивление системы заземления, которое неизбежно ухудшается за время эксплуатации.

От того, что в самом деле из себя представляет выбранный участок под строительство зависят многие технические решения типа конструкция фундамента или подвала, площадь опирания этой конструкции на грунт, глубина заложения фундамента или подвала, мероприятия по гидроизоляции и отводу грунтовых вод, организация дренажа, заземления, благоустройства, а также технология выполнения работ и многое многое другое. Это всё не может не отразиться на сроках и цене работ.

Так что во глубине грунтов работают на износ многие жизненно важные системы и части сооружения. Нетренированный глаз видит только зелёную лужайку.

История с географией

Это означает, что в условиях плотной городской застройки в зону влияния нового здания неизбежно попадут ближайшие соседи, интересы которых игнорировать я бы не советовал никому.

Собственно процесс проектирования - есть процесс встраивания (интеграции) нового здания в существующую инженерно-геологическую среду, а также в действительные интересы соседей. 

Встраивание нового сооружения в геолого-географическую среду на практике должно производиться на основе выбранной гипотезы о их дальнейшем взаимодействии в ходе всего срока эксплуатации.

После же такого встраивания, на дальнейших стадиях проектирования я бы не спешил отделять среду от самого здания, а предпочёл бы и дальше рассматривать их только вместе, всесторонне отслеживая разнообразные и не всегда очевидные эффекты от принимаемых технических и инженерно-экологических  решений типа рекультивации, дренажа, озеленения, благоустройства, гидроизоряции и гидрофобизации фундамента и других подземных частей сооружения, включая трубы и кабеля и т.п.

Чтобы правильно проделывать всё это, нужна толковая исполнительная документация, которую по Закону положено передавать эксплуатирующей организации Застройщика-Заказчика, а также в в архив Города.

Строительный конверт

Ещё серьёзный вопрос - встраивание здания в пространство над землёй, т.е. нормативно-заданный "строительный конверт", как здесь говорят "building envelope".  

Это законодательно определённые пространственные границы, в которые должна быть вписана надземная часть здания. В нашем случае, строительства индивидуального загородно дома, это - параллепипед первого этажа усечённой призмой второго этжа. 

Параллепипед по определенным правилам должен быть вписан в границы план участка. Призма второго этажа своим основанием занимает обычно лишь часть верхней грани нижнего параллепипеда. Сооружение не должно выходить за рамки указанного конверта. Есть, правда, мелкие исключения. Где без исключений обходились?

Почему призма, а не куб или параллепипед? Для обеспечения privacy, т.е. уединения, тайны частной жизни и т.п. Местный Законодатель, идя на встречу наказам собственных изберателей, которые дома себе уже выстроили, для новых домов посчитал нужным удалить их окна второго этажа от таких же окон соседей. На вторых этажах - в основном спальни. 

А также чтобы, не дай Бог, не глазели на соседние участки, которые с высоты второго этажа лучше обозреваются. А то вдруг чего нового увидят и начнут советы давать.

Поэтому, с высоты 10 футов, около трёх метров стороны строительного конверта нужно положить внутрь на 45-60 градусов. Усекается же этот конверт требованием по высоте надземной части здания, которая обычно ограничена 30-ю футами, около 10 метров.

Сегодняшний архитектурный Автокад не позволяет построить такой конверт как поверочный инструмент, и обеспечить его присутствие на всех этапах проектирования и на всех рабочих экранах.

А нужно, чтобы такой прозрачный как бы "конверт" получил статус некого поверочного инструмента, при помощи которого начинающий архитектор, у которого еще и не развито как следует пространственное воображение, имел бы возможность чётко отслеживать собственные объемно-планировочные решения на их соответствие локальным нормативам по такому конверту. 

Этот инструмент должен быть прозрачным и ветным, он должен легко включаться\выключаться во всех без исключения режимах просмотра сооружения, а также во всех без исключениях рабочих экранах. Должна быть предусмотрена возможность менять окраску этой прозрачной вспомогательной призмы. 

Должно быть чётко видно, когда и проектируемый объект объект нарушает границы конверта. Понятно, что должна быть сохранена возможноть ставить размеры таких нарушений границ, для сравнения их с нормативно разрешёнными.

Представление на согласование трёхмерной модели сооружения с видимым "конвертом" намного бы упростило бы сам процесс такого согласования и в Городе и у Заказчика проекта.

Можно ли без головной боли или, как здесь говорят буквально -  pain in the neck (боли в шею), сделать всё . что я описал выше? Нет, нельзя. Я ясно понимаю ценность своих описаний. По существу, это задание на разработку, за которое платить. Да что взять с бедной фирмы?! У этих экономно-бережливых и расчётливых нет средств даже прислать мне простой e-mail.

Поиски конкретных чертежей

Я уже рассказывал о появлении целой когорты мелких и бестолковых, а потому шумных и надоедливых посредников. которые взялись создать, и частично уже создали, разнообразные библиотеки готовых чертежей. Пена скоро спадёт, надеюсь. Но от них есть и польза.

Эти мастера разбудили-таки самих прозводителей различной продукции, необходимой для строительства. Производители и их маркетинговые службы стали очень медленно въезжать в новую ситуацию созданную наличием архитектурного Автокада, сделанного на новом ядре программирования, который роднит его с привычными уже инструментами семейства Windows.

В чём принципиальная  новизна этой ситуации? Windows придал продуктам Avtodesk принципиально новые для него возможности и инструменты типа буферной памяти и возможности  создавать гиперлинки. Теперь можно по технологии "drug and drop" (возьми и вбрось) вставить в любое место чертежа практически любое изображение или текст из любой из программ Windows, будь то Word или Excel. 

Возможно также организовать такой тип связи, когда любые изменения в любом из связанных объектов тут же отразятся в соответствующем месте, будь то текст или таблица.

Естественно, таким же способом можно вставить и любой другой кадовский файл. Какие это открывает возможности для производственников. которые уже несколько десятилетий делают свою продукцию на основе кадовских чертежей?

Поясню детально, как я это делал уже много раз, ведя переговоры с предствителями многих фирм различной крупности, включая и General Electric, который кроме всего прочего является крупнейшим производителем кухонного оборудования типа газовых плит, духовок, холодильников, а также электроустановочного и силового оборудования для домов и производств и прочая, прочая.

Надеюсь понятно, что лучшую реакцию на создавшуюся ситуацию демонстрируют наиболее мелкие фирмы, где путь до инстанции, принимающей принципиальные решение, максимально короток. Хотя это и не правило, и не факт.

Первым на новое откликнулись известный производитель металлических узлов, связей, анкеров и прочего крепежа Simpson. Но его CD c чертежами получился какой-то робкий и застенчевый. Чертежей мало, связь их с их же бумажными каталогами слабая. Додумались ещё везде понавставлять извинительно-объяснительных ремарок. 

Видимо до конца не въехали и не поняли, где деньги спрятались

А вот очень известные в индустрии производители окон и дверей Andersen и Pella успели уже сделать не только по паре версий CD с собственными чертежами, но и сделали на эту тему соответствующие страницы в Интернете. Andersen сделал более серьёзную заявку на победу. Чувствуется, что поняли основательно и будут ещё совершенствовать это направление.

Сегодня, только что принесли CD с чертежами от популярного во всём мире поставщика крышных и чердачных окон, фирмы Velux. CD оказался средней бестолковости, характерной для так называемых электронных версий различных периодических изданий, редакции которых не вполне понимают самостоятельной ценности и типичных отличительных особенностей такого издания. 

Казалось бы, чего же проще? Просто возьми свой же бесплатно рассылаемый каталог и вгони его в СD, но не изменяя образа бумажного прототипа. После этого постарайся прошить весь текст гиперссылками. Не только необходимыми, а даже пусть и с перебором, как пишуться армейские инструкции - на дурака. 

Никак не поймут, что от создателя такой электронной версии, в конечном итоге зависит, возьмёт ли его архитектор второй раз в руки или нет. Или это будет одно ременно первый и последний раз.

То есть в руках этого случайного чванливого напыщенного и глуповатого "компъютерного бобика" оказывается дальнейшая судьба фирмы. Как граната в блудливых руках дикаря: того и гляди, чеку выдернет. А на фирме в это обстоятельство не въезжают. Непростительный просчёт отделов маркетинга. Непростительное благодушие легко может стать роковым.

На осознание нужности развития данного направления  фирме General Elrectric потребовалось всего около десяти дней после нашего разговора. Неплохая реакция для фирмы такой весовой категории. 

Вспомним. что реакция Microsofta  на выход первого броузера Netscape запоздала на несколько месяцев, за которые сформировалось стойкое и до сих пор не преодолённое, представление об обыкновенной утилите связи РС некой переферией, расчётливо названной "броузером", как о некой отдельной и самостоятельной ценности. 

Назвать, между прочим, означает отделить от остальных, обособить

Это тоже не вполне освоили в Microsoft, потому что ничего не противопоставили этому названию, а наоборот подхватили его и понесли по свету: броузер, броузер....Другими словами, помогли закрепиться понятию.

Рынок не прощает никому такие по содержанию зевки, да ещё такой продолжительности. Даже такому аристократическому средоточию талантов и гениев как Microsoft. На каждого мудреца довольно простоты.

Сейчас Microsoft делает нечто подобное с собственным же набором программ MS-Office, упёрто не желая включить в этот набор собственную же MS-Money. Кому нужен офис без бухучёта и возможности делать отчеты?

MS-Money, правда необходимо немного доработать до привычного "офисного" вида и снабдить её привычным "офисным" набором features (фичей) типа буферной памяти, а главное меню по организации гиперссылок.

Производители, очень далеко не все, правда, учуяли, где деньги лежат и как ещё до них можно добраться. Действительно, если архитектор или дизайнер включит в свой проект изделие конкретного производителя и потом одобрит этот свой выбор у своего Заказчика, то можно с большой долей уверенности сказать. что этот Заказчик станет Заказчиком именно этого Производителя. Другими словами, состоится как бы передача платежеспособного, клиента от архитектора к Производителю. 

Причём не просто платежеспособного клиента. Мало ли способных платить, но ничего не покупающих? А тут именно готовый к покупке. Ведь он уже вляпался: затеял стройку, которая, как известно, имеет начало, но не имеет конца, заказал проект. Его жена уже растрезвонила по всему свету. В общем, влип он по самые некуда и теперь будет тратить и тратить, чтобы он при этом ни бубнил.

Вот и подошли к главному вопросу

Так что же надо сделать, чтобы архитектор или там дизайнер взял бы да и вставил бы в свой чертеж продукт именно этого конкретного производителя, а не его конкурента? 

Правильно! Нужно, как минимум, облегчить архитектору жизнь и снабдить его работоспособной, а главное, удобно библиотекой кадовских чертежей и спецификаций, которые надёжно связаны с соответствующими иллюстрациями из собственных же бумажных каталогов. Заказчик будет отбирать по бумажному каталогу, а дизайнер быстренько всё выбранное вставит в нужные места проекта.

А вообще-то, такому архитектору полагалось бы выплачивать некое комиссионное вознаграждение типа royalty. Правильное поведение принято стимулировать и поощрять. Не так ли?

Фирмам еще предстоит понять, что нужно заботливо следить за свежестью и актуальностью своего CD, не забывая о системном подходе, который в данном контексте означает необходимость связи бумажных каталогов с их електронной версией. Женщины всёже больше глянцевые картики рассматривают и по ним выбирают очень даже не дешёвую продукцию, на десятки тысяч долларов. Современная кухня-столовая порой тянет под 100 тысяч долларов. Это понимать надо. 

Теперь ко мне регулярно стали поступать всякие CD от проснувшихся производственников, с которыми у меня наладилась переписка на эту тему. Теперь у меня неплохая и хорошо актуализированная библиотека чертежей. 

Я было подумал создавать себе библиотеку из чертежей других архитекторов. Да не вижу особого смысла. Их приёмы и технические "находки" на самом деле никакой оригинальностью не обладают. Хотя в них и есть много поучительного для студентов. Самому соскирдовать проект наименее хлопотно. 

Другое дело - перевод в кадовский формат всего того, что накопилось в больших архитектурных фирмах за годы их деятельности. Или создание таких архивой в Городе. Но на это никто не потратит и цента, пока не увидит как этот цент возрщается будет с прибылью.

Еще один источник чертежей я обнаружил в различных технических департаментах Города

Там они существуют в виде местных стандартов, бумажные версии таких стандартов за небольшую плату можно легко купить прямо в местном "сельсовете". Мне же нужны были эти документы именно в электронной форме. И тут началась знакомая чиновничья словесная эквилибристика.

Дело в том, что некоторые чиновники плохо соображают, что все эти чертежи в любой форме выполнены на средства налогоплательщика и поэтому принадлежат не чиновнику, а именно налогоплательщику, т.е. и мне в том числе.

Некоторые службы Города сразу и без задержек согласились выдать требуемое на CD, некоторые пришлось увещевать почти месяц. А одну упёртую службу так и не победил до сих пор. Оставил их до поры до времени созревать. 

Не очень умно скандалить и сутяжничать в своём Городе. Со временем ситуация должна изменится. Потом скоро выборы некоторых их этих упёртых начальничков. Посмотрим как будет меняться их сопротивляемость напору нового.