Комментарии
К пятнадцатому отделу. Методика (трактата)
К разделу 180 (глава 1). (Стр. 492497)

1 Методы науки ( tantra  yuktayah ) или "расположение нитей"; у Мейера: " Kunstmittel "; у Шамашастри: " Paragraphical divisions of this treatise ".

2 Ценности artha .

3 Наука о ценностях (artha  castra) этот термин мы обычно переводим. "наука политики" или "руководство политики".

* Указание главных сюжетов adhikarana . 5 Последовательное изложение vidhana . " Связь ( yoga ) у Мейера: " Nutzanwendung ".

7 Объяснение смысла слов padartha .

8 Доказательство (аргументация) hetvartha .

9 Указание uddega .

10 Разъяснениеnirdeca .

11 Наставлениеupadeca .

12 Цитаты apadeca .

13 Ссылка па предыдущее atidega .

u Указание на последующее pradega .

15 Сопоставление (аналогия) upamana .

16 Напрашивающийся вывод arthapatti .

17 Букв, "сомнение" ( sangaya ); у Мейера: " Zweifelspunkt ".

!8 Подведение (под... категорию) ( prasanga ) у Мейера: " Mitenthalten sein ". '9 Противоположение viparyaya .

20 Дополнение vakya  cesa .

21 Согласие (с мнением других) anumata .

22 Истолкование vyakhyana .

23 Этимологическое объяснение слова nirvacana .

24 Показ (иллюстрация примером) nidargana .

25 Исключение (известных: случаев) apavarga .

28 Специальные обозначения . . . (употребляемые автором) sva  sanjfia .

27 Опровергаемое положение (тезис) противника purva  pak ? a .

28 Возражение на него uttara  pak § a .

28 Неопровержимое положение (аксиома) ekanta .

30 Принятие во внимание последующего anagata  aveksana .

31 Принятие во внимание предыдущего atikranta  aveksana .

32 Единая возможность niyoga .

33 Необходимость выбора (альтернатива) vikalpa . 3 * Совокупность возможностей samuccaya .

35 Неопределенное решение flhya .

36 (Раздел об) указании... (дисциплин) ( vidya  sumuddeca ) у Ольден ¦бурга: "Перечисление (определение) наук", т.е. классификация наук.

37 (Раздел о) связи с опытными людьми ( vrddha  sanyoga ) у Ольденбурга: "Общение с (учеными) старцами".

38 (Раздел об) обуздании чувств ( indriya  jaya ) или "победа над чувствами"

39 Люди, разделенные. . . стадии существования ( caturvarnacramo lokah ) у Ольденбурга: "люди, принадлежащие к четырем кастам и четырем ступе­ ням жизни".

4° Определение данного понятия padavadhika .

41 Подрывающий основы mttla  hara .

42 Ведь исполнение . . . основаны на наличии материальных ценностей ( artha  muJau hi dharma  kamau ) у Ольденбурга: "ибо закон и любовь осно­ ваны на пользе".

43 Букв, "кожи" ( tvag ).

44 Чтобы не воспринимали ненадлежащим образом ( avipratipatti ) у Ольденбурга: "несовпадение, или отсутствие различий, между органами. . . и . . ."; у Мейера: " dass sich die Sinne . . . nicht nach alien Seiten hinausstiir  zen ".

45 Собрание советников ( mantri  pari § ad ) или "круг советников"; у Обер миллера: "государственный совет" (!).

46 Заключается в обосновании неочевидного посредством очевидного drstena adr ? tasya sadhanam .

47 Центр ( urasya ) у Мейера: " Front ".

4 8 Затруднения vyasana .

49 Положение (тезис) противника purva  paksa .

50 Нанда ( Nanda ) имя Царя, основателя династии Нанда. Nandah (во мн. ч.) имена (прозвища) девяти братьев царей Паталипутры, которые, согласно преданиям, были убиты при помощи интриг Чанакьи, министра Чан драгу пты.

51 Вишнугупта ( Visnugupta ) имя лица, которое обычно отождествляется с Чанакьей (Сапакуа) и Каутильей ( Kautilya ). Однако на основании этого заключительного стиха памятника явствует, что имя Вишнугупты не иден­ тично с Каутильей, которому обычно приписывается составление Артхашастры. Ибо здесь говорится, что трактат этот составлен Вишнугуптой, а не Кау­ тильей, который в тексте цитируется 72 раза в 3м лице: " iti Kautilyah " "так считает Каутилья" или "па iti Kautilyah " "нет, говорит Каутилья" в то время как на Вишнугупту во всем трактате нет ни одной такой ссылки.

Содержание

 
www.pseudology.org