| |
|
|
Артхашастра
Первый отдел. О правилах
поведения
|
Ом, 1 поклонение Шукре 2
и Брихаспати! 3
Это единое руководство политики составлено на основании из влечений из
большей части тех руководств по политике, которые были созданы древними
учителями с целью овладения землею и для ее охраны.
Глава 1. Это перечисление отделов и разделов руководства 1
Первый отдел. О правилах поведения 2
1. Определение наук. 2. Общение с учеными. 3. Победа над чув ствами. 4.
Назначение министров. 5. Назначение главного советника и домашнего
жреца. 6. Испытание честности и нечестности мини стров посредством
хитростей. 7. Назначение тайных агентов. 8. Применение тайных агентов.
9. Наблюдение в своей стране за партиями людей преданных и людей,
предательски настроенных. 10. Привлечение во вражеской стране партий
людей преданных и людей, склонных к предательству. 11. Значение
совещания. 12. Правила для послов. 13. Наблюдение за царскими сыновьями.
14. Поведение на ходящегося в удалении (царевича). 15. Поведение (Царя)
по отношению к удаленному (царскому сыну). 16. Обязанности Царя. 17.
Предписания для царского жилища. 18. Охрана особы (Царя).
Второй отдел. Обязанности надзирателей 3
1. Заселение и устройство области. 2. Использование негодной для
обработки земли. 3. Постройка крепости. 4. Внутреннее устройство
крепости. 5. Собирание (в сокровищницу ценностей) храните лем казны. 6.
Установление прихода собирателем дохода. 7. Ведение счетов в учетном
ведомстве. 8. Возвращение дохода, похищенного чиновниками. 9. Испытание
чиновников. 10. Составление указов. 11. Проверка драгоценностей,
поступающих в казну. 12. Управление копями и мастерскими. 13.
Надзиратель за золотом в ювелирной мастерской. 14. Деятельность золотых
дел мастера на торговой улице. 15. Надзиратель за кладовыми. 16.
Надзиратель за торговлей. 17. Надзиратель за сырыми материалами. 18.
Надзиратель за оружейными складами. 19. Установление мер и весов. 20.
Меры про странства и времени. 21. Надзиратель за пошлинами. 22.
Надзиратель за прядильным делом. 23. Надзиратель за земледелием. 24.
Надзиратель за питейным делом. 25. Надзиратель за скотобойнями. 26.
Надзиратель за гетерами. 27. Надзиратель за судоходством. 28.
Надзиратель за скотом. 29. Надзиратель за лошадьми. 30. Надзиратель за
слонами. 31. Начальник колесниц. 32. Начальник пехоты. 33. Обязанности
главного военачальника. 34. Хранитель печати. 35. Надзиратель за
пастбищами. 36. Обязанности главного сборщика податей. 37. Действия
агентов под видом домохозяев, купцов и от шельников. 38. Обязанности
градоначальника.
Третий отдел. О судопроизводстве 4
1. Порядок заключения сделок. 2. Основания для ведения тяжеб1 3. Дела,
связанные с браком. 4. О наследстве. 5. О недвижимостях. 6. О
несоблюдении взаимных соглашений. 7. Взыскание долгов. 8. О вкладах и
закладах. 9. Правила, касающиеся рабов и работников. 10. Права и
обязанности работников и совместные предприятия. 11. О неисполнении
обязательств при купле и продаже. 12. Об отказе от дарения. 13. О
продаже имущества без владельца. 14. О праве собственности. 15. Грабеж.
16. Оскорбление словами. 17. Оскорбление действием. 18. Об игре в кости
и состязаниях. 19. О разном.
Четвертый отдел. Об устранении препятствий (на пути к общественному
порядку) 5
1. О надзоре за ремесленниками. 2. О наблюдении за купцами.
3. Меры против стихийных бедствий. 4. Наблюдение за живущими от тайных
доходов. 5. Выявление молодых (преступников) лицами под видом
кудесников. 6. О задержании (преступников) по подо зрению, с поличным и
по наводящим признакам. 7. О расследовании случаев внезапной Смерти. 8.
Допрос словесный и посредством пы ток. 9. Наблюдение за всеми
ведомствами. 10. Выкуп взамен (назна чаемого) увечья. 11. Простые и
осложненные способы наказания. 12. Об изнасиловании девушки. 13.
Наказание за нарушение уста новленного порядка.
Пятый отдел. О применении утонченных средств (государственной политики)
6
1. О назначении тайных наказаний.
2. О пополнении государственной
казны.
3. О содержании государственных служащих.
4. О поведении прислужников Царя.
5. О поведении в соответствии с
обстоятельствами.
6. Об укреплении государственной власти.
7. Об
единовластии.
Шест ой отдел. Об основах государства 7 1. О совершенстве основ
государства. 2. О мире и труде.
Седьмой отдел. О шести методах (внешней) политики 8
1. Краткое изложение шести методов политики. 2. Определение состояния
упадка, застоя и развития. 3. Об искании помощи (у более сильного). 4.
Применение методов политики (Царём), равным (врагу), более сильным и
более слабым. 5. Заключение мира более слабым. 6. О выжидательном
положении после объявления войны. 7.0 выжидательном положении после
заключения мира. 8. О наступлении после объявления войны. 9. О
наступлении после заключения
мира. 10. О походе объединенными силами. 11. Соображения по поводу
того, на кого нападать на такого, который (по своему поло жению)
является удобным объектом нападения, или же на основного врага. 12.
Причины, вследствие которых подданные терпят нужду, проявляют алчность и
становятся враждебными (своему правителю). 13. Соображения о (выборе)
союзников. 14. О походе двух (желающих победить) совместными силами. 15.
О заключении мира с определенными условиями и без них, а также о мире с
отпав шими. 16. О мире и войне при двойственной политике. 17. Образ
действий (Царя), против которого предпринимается поход. 18. Различные
виды союзников, которым надлежит оказывать помощь. 19. Договоры с
союзниками и относительно золота, земли и предприятий. 20. Соображения
по поводу врага, нападающего с тыла. 21. Об укреплении сил более
слабого. 22. Способы отражения при нападении более сильного (врага). 23.
Образ действий того, кто уступает силе. 24. Образ действий (Царя),
предоставляющего свои войска (более сильному, под покровительство
которого он отдался). 25. О заключении мирного договора. 26. О
расторжении мирного договора. 27. Образ действий в отношении (Царя) "срединного". 28. Образ действий в отношении (Царя), стоящего в стороне.
29. Образ действий в отношении всего круга государств.
Восьмой отдел. О бедствиях в государстве 9
1. Затруднения, касающиеся государственных факторов. 2. Размышления о
бедствиях, коим подвергаются Царь и государство. 3. Бедствия,
проистекающие от (пороков) людей. 4. Всеобщие бедствия. 5. Препятствия.
6. Затруднения, связанные с казной. 7. Затруднения, касающиеся войска.
8. Затруднения, касающиеся союзников.
Девятый отдел. Действия намеревающегося напасть 10
1. Знания о возможностях, местности, времени, силе и слабости (врага).
2. Подходящее время для выступления в поход. 3. Время применения войск.
4. Качество вооружения. 5. Подбор войск для
Глава 1. Это перечисление отделов и разделов руководства 15
отражения врага. 6. Размышления о волнениях в тылу. 7. Меры против
волнений внешних и возникающих среди подданных внутри (страны). 8.
Размышления относительно потерь в людях, убыли имущества и о выгоде. 9.
Опасности внешние и внутренние. 10. Лица, связанные с внутренними
врагами и внешними. 11. Опасности, стоящие в связи с сомнениями
относительно богатства и могущего быть нанесенным вреда. 12. Успехи,
связанные с применением предупредительных мер против этих (опасностей).
Десятый отдел. Относящееся к войне ''
1. Устройство лагеря. 2. Продвижение лагеря. 3. Охрана войска во время
опасности и (при угрозе) нападения. 4. Разные способы ведения войны
хитростью. 5. Воодушевление собственного войска. 6. Расположение
собственного и вражеского войска. 7. Местность для сражений. 8.
Действия пехоты, конницы, колесниц. слонов. 9. Разделение войск на
крылья, фланги и центр перед войском (противника). 10. Разделение
войска на сильное и слабое.
Сражения с применением пехоты, конницы, колесниц, слонов.
Построение боевых порядков в виде ровного, неровного, кольце вого и
расчлененного. 13. Противопостроение этим (боевым порядкам).
Одиннадцатый отдел. Образ действий в отношении объединений 12
1. Действия, вызывающие раздоры (в объединениях). 2. Тайное убийство.
Двенадцатый отдел. О положении сильнейшего (Царя) 13
1. Об обязанностях посла. 2. Война при помощи интриг. 3. Об убийстве
военачальников. 4. Сеяние смуты в кругу государств. 5. О шпионах,
действующих оружием, огнем, ядом. 6. Уничтожение провианта, припасов,
фуража. 7. Уничтожение (врага) посредством тайных мер. 8. Одоление
(врага) при помощи войска. 9. Единоличная победа.
Тринадцатый отдел. О средствах к овладению укреплением u
1. Подстрекательство и подговоры среди врагов. 2. Об устранении (врага)
посредством тайных мер. 3. О применении тайных шпионов. 4. Об осаде
(вражеского укрепления). 5. О взятии приступом (укрепления). 6. Об
умиротворении приобретенной области.
Четырнадцатый отдел. Применение тайных средств 15
1. Средства для уничтожения врага. 2. Применение средств обмана. 3.
Противодействие вреду, наносимому своему войску.
Пятнадцатый отдел. Методика (трактата) 16
1. Методы науки.
Таково перечисление содержания руководства, состоящего из пятнадцати
отделов, 150 глав, 180 разделов и 6000 шлок.
Каутильей составлено руководство, легко усвояемое и понимаемое, точное
по сути, смыслу и изложению, свободное от длипнот. " .
Так в Артхашастре
Каутилъи гласит первая глава: "Перечисление отделов и разделов
руководства"} 1
Глава 2. Установление места философии 2
Философия, 3 учение о трех ведах, 4 учение о хозяйстве, 5 учение о
государственном управлении 6 это науки.
Учение о трех ведах, учение о хозяйстве, учение о государственном
управлении так считает школа Манава, 7 ибо философия, говорит она,
это раздел учения о трех ведах.
Учение о хозяйстве, учение о государственном управлении так считает
школа Брихаспати, 8 ибо учение о трех ведах для знающего житейский
обиход только оболочка.
Учение о государственном управлении единственная наука так считает
школа Ушанаса, 9 ибо с ним связаны начала всех наук.
Наук именно четыре так считает Каутилья. Так как ими познаются закон
и польза, то в этом и заключается понятие науки.
Философия это санкхья, йога и локаята. 10
Философия тем, что исследует при помощи логических доказательств: в
учении о трех ведах законное и незаконное, в учении о хозяйстве пользу и вред, в учении о государственном управлении верную и
неверную политику, и исследует при этом сильные и слабые стороны этих
наук, приносит пользу людям, укрепляет дух в бедствии и в счастии и дает
умение рассуждать, говорить и действовать.
Философия всегда считается светильником для всех наук, средством для
совершения всякого дела, опорою всех установлений.
Так в Аргхашастре Каутилъи гласит вторая глава: "Установление места
философии" в разделе "Определение наук" в первом отделе "О правилах
поведения".
Глава 3. Установление места учению о трех ведах 11
Сама, Риг, Яджурведы 12 составляют троицу (вед). Атхарваведа и
Итихасаведа 13 тоже веды. Учение о произношении, обрядо вый ритуал,
грамматика, этимология, метрика, астрономия это вспомогательные науки.
14
Этот закон троицы вед полезен тем, что устанавливает свои за коны 15
для каждой из четырех каст 16 и для каждой из четырех ступеней жизни. 17
Закон для брахмана учение, обучение, жертвоприношения для себя и для
других, раздача даров и их получение. Закон для кшатрия учение,
жертвоприношение, раздача даров, добывание средств к жизни военным делом
и охрана живых существ. Закон для вайшьи учение, жертвоприношение,
раздача даров, земледелие, скотоводство и торговля. Закон для шудры послушание и ведение хозяйства в повиновении у дваждырожденных, 18
ремесло и актерство.
Закон для домохозяина добывание средств к жизни соответ ствующей ему
работою, брак в равной семье, но с разными пред ками, 19 (после брака)
половые сношения в установленное время, 20 раздача даров богам, предкам,
гостям, слугам и поедание остатков от жертвоприношений.
Закон для ученика учение, поддерживание священного огня, омовения,
обет нищенства, служение учителю до конца жизни, после его Смерти сыну
учителя или соученику. Закон для удалившегося в лес половое
воздержание, ложе на земле, ношение косы, одевание в антилоповую шкуру,
поддержание жертвенного огня, омовения, почитание божеств, предков,
гостей и лесная пища. Закон для странствующего отшельника обуздание
чувств, прекращение (всяких) действий, отсутствие собственности,
прекращение общения с людьми, принятие милостыни, жизнь в лесу в разных
местах, чистота внешняя и внутренняя. Закон для всех отсутствие
насилия, правдивость, чистота, независтливость, незлобивость, прощение
и терпение. Соблюдение (каждым) своего закона ведет на небо и к
вечности. При его нарушении мир погибает от смешения каст. Поэтому пусть
Царь не допускает нарушения своего закона живыми существами, ибо
соблюдающий свой закон радуется здесь и после Смерти. Ведь мир с твердо
установленными разграничениями между ариями, 21 при установлении каст
и ступеней жизни, охраняемый тремя ведами, процветает и не гибнет.
Так в Артхашастре Каутилъи гласит третья глава "Установление места
учению о трех ведах" в разделе "Определение наук" в первом отделе "О
правилах поведения".
Глава 4. Установление места учению о хозяйстве и учению о
государственном управлении 22
Учение о земледелии, о скотоводстве, о торговле составляет учение о
хозяйстве. Оно приносит пользу доставлением зерна, скота, эолота,
лесного товара 23 и обязательного труда. 24 При помощи его Царь
подчиняет себе сторонников и врагов через казну и войско.
То, что обеспечивает сохранение и благополучие философии, тро ицы вед и
учения о хозяйстве, есть жезл, управление им есть наука о
государственном управлении, она средство для обладания тем, чем не
обладали, для сохранения приобретенного, для увеличения сохраненного, и
она распределяет среди достойных приращенное добро. С нею связаны
мирские дела, поэтому тот, кто хочет (успеха) в мирских делах, пусть
всегда будет с поднятым жезлом. Нет ведь подобного средства удержания в
своей власти живых существ, как жезл, так говорят учителя.
Нет, говорит Каутилья, ибо Царь с грозным жезлом вызывает страх у
существ, а у кого жезл мягкий, тем пренебрегают. Тот, кто владеет жезлом
надлежащим образом, чтится. Ибо жезл, употребляе мый с истинным
пониманием, приносит людям чувство законности, пользу и наслаждение.
Плохо употребляемый от неведения, страсти н гнева, он вызывает гнев даже
у удалившихся в лес и странствующих отшельников, тем более у
домохозяев. Не примененный к делу жезл создает положение как у рыб, т.е. ввиду отсутствия держателя жезла более сильный поедает слабого. А
охраненный жезлом пре успевает.
Люди, принадлежащие к четырем кастам и к четырем ступеням жизни,
охраняются Царём при
помощи жезла (наказания); преданные своим
обязанностям и занятиям,
они благополучно живут в своих обиталищах. .
Так в Артхашастре Каутилъи гласит четвертая глава: "Установление места
учению о хозяйстве и учению о государственном управлении" в разделе "Определение наук" в первом отделе
"О правилах поведения". Раздел
"Определение наук" окончен
Общение с учёными
Глава 5
Потому три науки корнем своим имеют науку о государственном управлении.
Применение жезла (наказание), основывающееся на истинном поведении,
приносит живым существам благополучие. Истинное поведение бывает добытое
работою над самим собою 2 и природное. 3 Ведь работа над самим собою
воспитывает только под ходящего к тому человека, но не воспитывает
неподходящего. Наука воспитывает того, чей ум направлен на сущность
вещей при помощи желания Слушать, слушания, воспринимания, удержания
(воспринятого), познавания, рассуждения за и против, но не воспитывает
другого человека.
Воспитание и дисциплина являются результатом авторитетности учителей,
каждого в своей науке. После того как над ребенком совершен обряд
обрезания волос, пусть он приобщится к письму и счету. После совершения
обряда приведения ребенка к учителю пусть он (обучится) троице вед и
философии у выдающихся учите лей, науке о хозяйстве у чиновников,
науке о государственном управлении у теоретиков и практиков.
Целомудрие пусть блюдется до 16 лет, после того обряд дара коровы при
обрезании волос и брак. У сочетавшегося браком пусть будет постоянное
общение с учеными для роста истинного воспитания, ибо в Этом общении
корень истинного воспитания.
Первую часть дня пусть обучается наукам, относящимся к слонам, коням,
колесницам, оружию. Последнюю часть дня пусть посвящает слушанию
итихасы. 4 Итихаса это: пураны, итивритта, акхьяйика, уДа&арана,
дхармапгастра и артхашастра. 5 Остальную часть дня и ночи пусть усвояет
прежде не усвоенное и повторяет усвоенное.
И недостаточно усвоенное пусть повторно слушает. От слушания ведь
появляется понимание, от понимания приложение к практике, от приложения
к практике полное самосознание6 В этом сила науки.
Ведь Царь, воспитанный
науками, заботящийся о воспитании
своих подданных, владеет
землею безраздельно, радуясь
благу всех существ.
Так в Артхашастре
Каутилъи гласит пятая глава: "Общение с учеными" 7 в первом отделе "О
правилах поведения".
Глава 6. Отвержение объединения шести врагов 2
Победа над чувствами, основанием которой являются наука и воспитание,
достигается отвержением страсти, гнева, стяжания, гордости, безумства,
высокомерия. Совпадение между чувствами уха, кожи, глаза, языка, носа и
звуком, осязанием, формою, вкусом, запахом это победа над чувствами
или выполнение существа руководства. Ведь все это руководство победа
над чувствами. 3 Царь, поступающий в противоположность этому руководству
(политики), не обуздывающий своих чувств, немедленно гибнет, хотя бы он
был владыкой четырех стран света.
Как Дандакья по имени, из рода Бходжа,
4 погиб вместе с родными и царством, преследуя из страсти брахманскую
девушку, так же и Карала из Видехи. 5 Также Джанамеджая, 6 в гневе
напавший на брахманов, и Таладжангха, 7 напавший на род Бхригу. 8 И
Айла, 9 из стяжательности грабивший четыре касты. И Аджабинду, Царь
Саувиров. 10 Из гордыни Равана, 11 не отдавший чужой жены, и
Дурьйодхана, 12 не отдавший части царства; изза безумства Дамбходбхава, 13 презиравший все существа, и Арджуна из рода Хайхая. 14
Из заносчивости Ватапи, 15 нападавший на Агастыо, 16 и община Вришни,
17 нападавшая на Двайпаяну. 18
Эти и многие другие
цари, отдавшиеся объединению шести врагов,
погибли с семьями и
'царством, так как не победили своих чувств,
а победивший чувства
Джамадагнья, 19 отвергнувший шестерное
объединение, и Амбариша
Набхага 20 долго обладали землею.
Так в Артхашастре Каутилъи гласит шестая глава: "Отвержение объединения
Шести врагов" в разделе "Победа над чувствами" в первом отделе "О
правилах поведения".
Глава 7. Поведение царямудреца 21
Поэтому пусть он достигает победы над чувствами отвержением шести
врагов, общением с учеными пусть достигает разума, при помощи шпионов зрения, напряжением устойчивости обладания, через указание того, что
надлежит делать, установления со ответствующих законов, истинного
поведения через обучение нау кам, любовь у людей умножением их
имущества, 22 содеянием добра благополучной жизни. 23
Таким образом, с обузданными чувствами, пусть он отклоняет от себя
(действия, связаные с) оскорблением чужих жен и похищением имущества,
сонливость, похоть, неправду, надменную манеру, вредные влечения,
дела, соединенные с беззакониями или па губные. Пусть он отдается
любви, не нарушая закона и пользы; пусть не будет лишен наслаждения или
пусть в равной мере отдается трем целям, части которых связаны друг с
другом. Ибо одно из трех закона, пользы и любви чрезмерно чтимое,
вредит себе и двум другим.
Каутилья считает, что главное польза, ибо закон и любовь основаны на
пользе. 24
(Для указания) границы дозволенного пусть он ставит себе учителей или
министров, которые пусть отвращают его от опасных положений, или, когда
он тайно предается увлечениям, пусть они отвлекают его от этого
указанием на меру времени, измеряемую тенью. 25
Управление царством выполняется с помощниками,
одно колесо не вертится,
пусть поэтому он создает
себе советников и
слушает их советы.
Так в Артхашастре Каутилъи гласит седьмая глава: "Поведение
царямудреца" в разделе "Победа над чувствами" в первом отделе "О
правилах поведения".
Раздел "Победа над
чувствами" окончен.
Раздел 4. Назначение министров
Глава 8
Пусть Царь делает министрами своих соучеников, так как он узнал их
честность и пригодность к делу, так говорит Бхарадваджа, 2 они ведь
будут пользоваться его доверием. Нет, говорит Вишалакша: 3 ведь, как его
прежние соучастники игр, они будут пренебрежительно относиться к нему.
Пусть он делает министрами тех, у которых с ним общие тайные дела,
потому что у них с ним общие добродетели и пороки. Они ведь не предадут
его из боязни, что он знает их слабые стороны.
Этот недостаток общий у Царя и у министров, говорит Парашара. 4 Боясь
того, что они знают его слабые стороны, он станет следовать им в
правильных и неправильных поступках. 5
Скольким людям Царь обнаружит свои
тайны, от стольких он
будет в зависимости,
потеряв власть изза
этого поступка.
Пусть он делает министрами тех, кто в опасностях, угрожающих его жизни,
помогут ему, потому что так обнаруживается их преданность.
Нет, говорит Пишуна, 6 это преданность, но не проявление ума. Он должен
назначить министрами тех, кому поручены дела по счетной части и по
доходам, и которые их выполнили, как им было указано или с избытком,
ибо на этом выявилась их пригодность.
Нет, говорит Каунападанта. 7 Ибо эти люди не обладают другими нужными
для министров свойствами. Пусть он назначает министрами людей, отцы и
деды которых были министрами, так как ему известны их дела. Они его не
покинут, даже в ^случае ошибок с его стороны, благодаря близкому
знакомству. Подобное явление наблю дается и у животных: ведь коровы,
минуя чужое стадо коров, остаются со своими.
Нет, говорит Ватавьядхи. 8 Ибо эти люди, забрав все, станут поступать
как господа. Поэтому пусть он назначает министрами новых людей, опытных
в политике. Новые люди будут смотреть на держа теля жезла как на Яму 9
и не совершат против него поступков.
Нет, говорит Бахудантипутра, 10 знающий историю, но не знающий практики
потерпит неудачу в делах. Пусть Царь министрами назначает людей
благородного происхождения, обладающих умом, честностью, мужеством,
преданностью, так как достоинства стоят на первом месте.
Все это вполне подходит, говорит Каутилья, так как пригодность человека
создается из пригодности его к делу вообще и из его спе циальной
пригодности.
После того как распределили министерские полномочия, место, время и
дело, все (с указанными свойствами) люди должны быть сделаны министрами,
но не советниниками. Так в Артхашастре Каутилъи гласит восьмая глава: "Назначение министров" в первом отделе
"О правилах поведения".
Раздел 5. Назначение главного советника и домашнего жреца"
Глава 9
Местный житель, 2 развитый, легко руководимый, искусный в ре меслах,
прозорливый, умный, с хорошей памятью, ловкий, красноречивый,
самоуверенный, искусный в ответах, одаренный предприимчивостью и
храбростью, выносливый, честный, дружественно рас положенный,
устойчивый в преданности, доброжелательный, силь ный, здоровый,
стойкий, не упрямый и не легкомысленный, с приятным обращением, не
ссорящийся 3 это совершенный министр. 4 Лишенные четверти и половины
этих достоинств это средний и плохой министры.
Их родину 5 и способность к руководству пусть (Царь) выяснит через
доверенных людей; их искусство в ремесле и остроту в науч ном знании 6
от людей одной с ними специальности; пусть выяснит ум, память и
ловкость по приступу к работе; красноречие, само уверенность,
искусство в ответах в разговоре; в бедствии пусть выяснит
предприимчивость, храбрость, выносливость; из общения честность,
доброту, устойчивость в преданности; от сожителей пусть выяснит
добродетель, силу, здоровье, стойкость, отсутствие упрям ства и
легкомыслия, лично приветливость и неспособность вызы вать ссоры.
Действия Царя явные, тайные и подлежащие выяснению.
То, что видишь сам, то
явное; то, что указывается
другими, это тайное. То,
что следует из рассмотрения
исполненного и не
исполненного в делах, это подлежащее выяснению.
В силу неодновременности
дел, их многообразия и того, что
они происходят в разных
местах, Царь должен, чтобы не
пропустить места и
времени, поручать исполнение
тайного министрам. Это
дело министров.
Домашним жрецом пусть Царь назначает человека высокой нравственности,
ученого рода, основательно изучившего веды и шесть вспомогательных наук,
7 божеские предзнаменования и приметы и науку государственного
управления, умеющего противостоять бед ствиям, происходящим от богов и
людей, при помощи заклинаний и соответствующих средств. Пусть он следует
ему как учителю ученик, как отцу сын, как слуга господину.
Власть кшатриев, укрепляемая брахманством,
получающая совет
советников, непобедима и побеждает
на вечность, вооруженная
в соответствии с науками.8
Так в Артхашастре Каутилъи гласит девятая глава: "Назначение главного
советника и домашнего жреца" в первом отделе "О правилах поведения".
Раздел 6. Испытание честности и нечестности министров посредством
хитростей
Глава 10
Совместно с главным советником и домашним жрецом Царь, назначив
министров на должности, пусть испытывает их хитростями.
Пусть Царь (для вида) сменит домашнего жреца, который, полу чив приказ
принести жертву для недостойного лица или обучить его ведам, проявит
(для вида) неудовольствие. Пусть домашний жрец через шпионов, дающих
клятву, подговаривает одного за другим министров следующим образом:
"Этот Царь беззаконник, поста вим же на его место другого Царя,
справедливого или из его родных, заключенного (в темницу), родовитого,
чтимого, 2 или вассала, 3 или вождя лесного племени, или правителя
пригорной страны. 4 Все с этим согласны, а ты как?". В случае отказа он
чист. Это хитрость закона. 5
Военачальник, (для вида) отставленный за покровительство недостойным
людям, пусть через шпионов подговаривает министров одного за другим на
убийство Царя предложением подкупа, причем говорится: "Все на это
согласны, а как ты?". Отказавшийся чист. Это хитрость выгоды. 6
Отшельница, приобретшая доверие в царском тереме, чтимая, пусть
подговаривает главных сановников 7 одного за другим такими словами:
"Главная жена Царя любит тебя, она приняла меры для свидания с тобой.
Предстоит тебе и большая материальная выгода". Отказавшийся чист. Это
хитрость любви. 8
Пусть один из министров под предлогом увеселительной поездки пригласит
всех министров. (Для вида) смущенный этим, Царь пусть заключит их в
темницу. Шпион под видом ученика, перед тем заключенного в тюрьму,
пусть этих министров, лишенных имущества и почести, одного за другим
подговаривает: "Нехорошо поступает этот Царь, убьем же его немедленно и
поставим (на его место) другого. Все с этим согласны, а как ты?".
Отказавшийся чист. Это хитрость страха. 9
Из испытанных таким образом министров пусть он чистых по хитрости закона
поставит на дела судебные 10 и уголовные, 11 чистых по хитрости выгоды
пусть ставит на дела сбора поступлений, на должности сборов податей и
счетные, 12 чистых по хитрости любви пусть ставит на дела по охране
увеселений внутри дворца и вне его; чистых по хитрости страха пусть
ставит на дела в непосредственной близости Царя. Чистых по всем
хитростям пусть сделает советниками; нечистых во всем пусть пошлет в
рудники, в строевые леса, в лесазаповедники слонов и в мастерские.
Министров, очищенных по отношению к трем разделам
(закон, материальная
выгода, любовь) и страху, пусть
ставит во главе дел,
относящихся к их специальности,
в соответствии с
результатами проверки их
честности таково
мнение учителей.
Пусть Царь не делает себя или царицу предметом
испытаний честности
министров таково мнение Каутильи.
Пусть он не причиняет
осквернения чистому, подобно
отравлению воды ядом, а
то может никогда не
найтись лекарства для
оскверненного.
Ум, помутненный четырьмя видами хитростей,
не дойдя до своей
гибели, восстановится,
опираясь на устой
чивость достойных людей.
Поэтому Царь, поставив внешнюю цель при четверном
испытании, пусть узнаёт
честность и нечестность
своих министров при
помощи шпионов.
Так в Артхашастре Каутильи гласит десятая глава: "Испытание честности и
нечестности министров посредством хитростей" в первом отделе "О правилах
поведения".
Раздел 7. Назначение тайных агентов
Глава 11. (Составление групп шпионов)
После того как группа министров проверена при помощи испытаний, пусть
Царь назначит тайных агентов, принявших вид стран ствующих учеников, 2
отрекшихся от обетов монахов, 3 домохозяев, 4 купцов, 5 отшельников, 6
соглядатаев, 7 разбойников, 8 отравителей, 9 монахинь. 10
Знающий слабые места других, решительный ученик это и есть
странствующий ученик. Привлекши его деньгами и оказанием вни мания,
советник пусть скажет ему: "Руководствуясь (указаниями) Царя и моими,
что у кого увидишь дурного, тотчас сообщай".
Бросивший отшельничество, умный и честный это и есть отрек шийся от
обетов монах. Пусть он ведет свое дело на участке, отведенном ему для
хозяйства, имея (в распоряжении) много золота и учеников. Из доходов с
этого дела пусть он снабжает всех отшель ников пищей, одеждой и
жилищем. Ищущих добывания средств к жизни пусть он так подговаривает: "В
такойто одежде надо исполнять дела Царя и являться за получением еды и
содержания в определенное для того время". И все отшельники пусть каждый
так же подговаривают свою группу.
Земледелец, лишенный своих средств к жизни, умный и честный, будет
шпионом, принявшим вид домохозяина. Он пусть ведет свое дело на участке,
ему отведенном. Дальше как раньше. 11
Купец, лишившийся средств к жизни, умный и честный, будет шпионом,
принявшим вид купца. Дальше как раньше.
Человек, бритый или с заплетенной косой, ищущий средств к жизни, будет
шпионом под видом отшельника. Он, поселившись вблизи города со многими
учениками монахами с бритыми головами или с заплетенной косой, пусть ест на людях только овощи или горсть травы раз в месяц или раз в
два месяца, тайно он может есть пищу, какую пожелает. Купцы и ученики
пусть его чтят за клинаниями, (мнимо) дающими богатство. И пусть
ученики его заявляют: "Это волшебник, заклинатель". Пришедшим с
пожеланиями узнать (будущее) путем волшебства он, благодаря знанию
хироман тии и по условным знакам учеников, пусть расскажет о событиях,
совершающихся в их семье: малый доход, пожар, опасность от во ров,
казнь злодеев, раздача даров (верноподданным) или о значении иноземных
событий. "Это будет сегодня или завтра" или "это сделает Царь", так он
должен говорить. И пусть его тайные агенты это подтвердят.
Одаренным энергией, мудростью, красноречием, способностями пусть он
обещает царские щедроты и близость к старшему совет нику. Пусть
советник заботится о их содержании и работе. Гневаю щихся обоснованно
пусть он успокоит дарами и почестями, гневаю щихся без (достаточной)
причины и заговорщиков против Царя пусть казнит тайно.
Почтенные Царём материальными дарами и почестями,
пусть (шпионы) выясняют
чистоту царских слуг.
Здесь указаны пять групп
шпионов.
Так в Артхашастре Каутилъи гласит одиннадцатая глава: "Со ставление
групп (шпионов)" в разделе "Назначение тайных агентов" в первом отделе
"О правилах поведения".
Раздел 8. Применение тайных агентов1
Глава 12. (Назначение странствующих шпионов. Применение тайных агентов)
Безродные, которых надо содержать, изучившие счастливые при знаки (у
человека), хиромантию, уменье околдовывать людей, волшебство, законы о
четырех ступенях человеческой жизни, приметы, приметы птичьего полета, это соглядатаи и люди, знающие чело веческий обиход. 2
Храбрецы в стране, которые, не жалея жизни, могут сражаться со слоном
или тигром за вознаграждение, это наемные убийцы.
Лишенные любви к родным, жестокие, изменчивые это отра вители.
Странствующая монахиня, ищущая пропитания, бедная вдова, самоуверенная
брахманка, чтимая в (царском) тереме, пусть посе щает семьи главных
сановников. 3 Этим сказано и о бритых монахи нях 4 и женщинахшудрах. 5
Это бродячие шпионы. 6
Царь должен их направить каждого в своей стране к советнику, 7 домашнему
жрецу, 8 полководцу, 9 наследнику престола, 10 главному стражу ворот, 11
охранителю терема, 12 начальнику лагеря, 13 главному сборщику податей,
14 хранителю государственной казны, 15 главному судье, 16 военачальнику,
17 градоначальнику, 18 астрологу, 19 надзира телю за собранием
советников, 20 блюстителю наказаний, 21 охранителю крепости, 22
охранителю границ, 23 начальнику лесных племен; 24 .шпионы должны иметь
вызывающие к ним ,доверие признаки 1 страны, одежды, ремесла, йзыка,
семьи и должны удостовериться (в отношении указанных лиц) в их
прёд&нности, пригодности к делу и усердии.
Публичным поведением 26 (указанных лиц) пусть ведают (переодетые)
наемные убийцы, которые обслуживают (царский) зонт, чашу, опахало,
обувь, сидение, носилки, коней. О своих наблюдениях шпионы должны
передавать в (свои) группы. 26
Отравители, переодетые поварами и кулинарами, банщиками, массажистами,
постельниками, брадобреями, ведающими туалетом, водоносами, скрывающиеся
под видом горбунов, карликов, горцев, немых, глухих, идиотов, слепых;
актеры, танцоры, певцы, рассказ чики, сказители, акробаты и женщины пусть они ведают наблю дением за внутренним (домашним) обиходом. О нем
монахини должны сообщать в (шпионские) группы.
Ученики, принадлежащие к определенным (шпионским) группам, 27 знаками и
на письме пусть передают сообщения шпионов, и пусть те группы не знают
друг о друге.
В случае отказа во входе (в жилище) монахиням привратники один за
другим, шпионы, переодетые отцами и матерями, ремеслен ники, акробаты,
рабыни при помощи пения, чтения, музыки, тайнописи, скрытой в ящичках,
или знаков должны вывести наружу (сообщение) шпионов. Или же происходит
их выход тайком под предлогом долгой болезни или сумасшествия, поджога
или отравления, или необходимости испражниться.
В случае если показания трех (шпионов) сойдутся, то им доверяют. В
случае повторного несовпадения показаний применяется тайное наказание
или устранение шпиона.
Шпионы, упомянутые в отделе "Об очищении от шипов", 28 должны жить у
врагов, на их содержании, передвигающиеся же с целью шпионажа получают
содержание от обеих сторон. 29
Взяв их жен и детей в (заложники), пусть (Царь) устроит,
чтобы они сами получали
содержание с обеих сторон.
Пусть (Царь) считает,
что они посланы врагом, и пусть
проверяет их чистоту
подобными же людьми.
Таким образом пусть он сеет шпионов у врага, друга
и владетеля смежной (с
ним и с врагом) страны и у
нейтральных, а также
среди их 18 видов должностных лиц. 30
Шпионы в их внутренних покоях горбатые, карлики, евнухи,
женщины, искусные в
ремеслах, немые и разного рода млеччхи. 31
В крепостях группа шпионов купцы, вблизи крепости святые и
отшельники.
В царстве земледельцы
и отрекшиеся отшельники, на границе
государства живущие в
пастушеских стоянках.
В лесу должны быть сделаны шпионами лесные жители,
отшельники,
представители лесных племен и т.д.
Все они, быстрые,
составляют цепь шпионов для
того, чтобы знать
происходящее у врагов.
И такие шпионы, поставленные врагом, должны быть
опознаны подобными им как группы, сообщающие
узнанное, и тайные,
только тайно признаваемые. 32
Пусть он селит у границ, для распознавания шпионов
врага, (своих) главных
шпионов, заслуживающих доверия,33
выявленных на основании
их действий через предателей.34
Так в Артхашастре
Каутилъи гласит двенадцатая глава "Назначе ние странствующих шпионов.
Применение тайных агентов" в разделе "Назначение тайных агентов" в
первом отделе "О правилах поведения".
Раздел 9. Наблюдение в своей стране за партиями людей преданных и
людей, предательски настроенных1
Глава 13
Учредив надзор на главными должностными лицами, пусть Царь устроит
надзор за горожанами и сельскими жителями. Шпионы, 2 разделившись на две
стороны, пусть вступят в препирательство в местах священных омовений, в
залах собраний, в (ремесленных) корпорациях, 3 среди сборищ людей,
говоря: "Слышно, что этот Царь одарен всеми добродетелями, между тем у
него не видно ни одной Добродетели, он мучит горожан и сельских жителей
наказаниями и налогами".
Тут другой пусть возразит и вторящим (говорящему) и ему са мому: "Люди,
одолеваемые обычаем рыб (когда большие рыбы по жирают малых), сделали
Ману, сына Вивасвана, 4 Царём и определили шестую долю зерна 5 и
десятую долю товаров 6 и золота как его (Царя) долю. Этим поддерживаемые
цари доставляют подданным безопасность обладания имуществом. Налагая
на подданных наказания, цари устраняют (совершение) ими злодеяний, чем
и доставляют им безопасность обладания имуществом. 7 Поэтому даже лесные
от шельники отдают шестую долю собранных ими колосьев, говоря: „Это
доля того, кто нас охраняет". Цари это наместники Индры 8 и Ямы, они
олицетворение гнева и милости. Кто ими пренебрегает, того касается
божеское наказание. Поэтому нельзя пренебрегать царями". Такими словами
пусть он возражает мелким людям."
И (шпионы) должны знать все, что говорится (в толпе). 10 И о тех, кто
живет за счет царского зерна, скота, золота, и кто ему помогает (всем)
этим во время бедствия или благополучия, и кто возвращает (к
повиновению) разгневавшегося родственника Царя, кто оказывает
противодействие врагу или вождю лесного племени. Пусть шпионы,
переодетые отшельниками, бритыми или с заплетенной косой, узнают их
довольство и недовольство.
Довольных пусть Царь еще больше почтит, недовольных пусть он ублажает
для их удовлетворения щедротами и приветливым обращением. Или пусть он
разъединяет их между собой и с погранич ными правителями, вождями
лесных племен, родственниками Царя или подавленными им. Если они
всетаки будут недовольны, пусть Царь поручением им применения наказаний
и взысканий '' вызовет ненависть населения к ним. Вызвав к ним
ненависть, пусть он с ними покончит или тайной казнью, или возмущением
населения. Или, скрыв их жен и детей, пусть поселит их (недовольных) в
руд никах 12 или мастерских 13 из боязни, что они окажут поддержку
врагам. Разгневанные, жадные, перепуганные, относящиеся с горде ливым
пренебрежением, это люди, которые способны на преда тельство врагам.
14 За их взаимными сношениями и сношениями с врагами и лесными племенами
пусть следят (шпионы), принявшие вид прорицателей, астрологов и знающих
приметы людей.
Довольных пусть (Царь) чтит материальными дарами и знаками внимания.
Недовольных пусть покоряет приветливостью, дарами, ссорами и
наказаниями.
Мудрый Царь в своей стране пусть охраняет
преданных людей и людей,
склонных к предательству,
больших и малых, от
подговоров врагов.
Так в Артхашастре
Каутилъи гласит тринадцатая глава "Наблю дение в своей стране за
партиями людей преданных и людей, предательски настроенных" в первом
отделе "О правилах поведения".
Раздел 10. Привлечение во вражеской стране партий людей преданных и
людей, склонньк к предательству1
Глава 14
Привлечение партий людей преданных и людей, склонных к предательству, в
своей стране объяснено. Надо сказать (о том же) в стране врага.
Обманутый после того, как ему были обещаны материальные выгоды, тот,
кому оказано пренебрежение из двух людей, одинаково хороших работников,
2 или по отношению к его ремеслу или работе вообще, тот, кому любимцами
Царя воспрепятствован к нему доступ, Кто сперва был призван, а затем
отвергнут, кто огорчен изгнанием, кто истратился на взятки 3 и не
получил службы, тот, кому помешали в осуществлении его прав или
получении наследства, 4 кто лишился почестей и должности, кто оттеснен
(царскими) родствен никами, тот, чья жена изнасилована, кто брошен в
тюрьму или Другие (места заключения), кто наказан по вражескому оговору,
тот, кому помешали поступить дурно, тот, кого лишили имущества, и*о
истомлен заключением, тот, у кого сослали родных, это разряд
разгневанных. 5
Кто по своей вине обижен, кто оскорблен, тот, чьи дурные дела стали
известны, кто смущен наказанием, назначенным человеку, совершившему один
с ним поступок, тот, у кого 'отобрана земля, кто сражен наказанием, кто
находится на любом служебном посту, кто награбил себе состояние, кто
имеет виды на наследство родных Царя, 6 тот, кого ненавидит Царь и кто
ненавидит Царя, это разряд запуганных. 7
Кто низко опустился, кто набрал слишком много добра, кто скуп, кто
порочен и кто пускается в слишком рискованные предприятия 8 это
разряд жадных. 9
Кто мнит о себе, кто жаждет, чтобы его чтили, кто не переносит оказания
почестей его врагам, кто общается с низкими людьми, кто жесток, кто
насильник, кто недоволен получаемым содержанием это разряд надменных.
10
Из всех этих, кто принадлежит к готовым на предательство, тех п пусть
Царь подговаривает через шпионов, принявших вид бри тых или с косой
монахов, в соответствии со степенью их предан ности.
Разряд разгневанных пусть он так подговаривает: "Как слепой от похоти
слон, руководимый пьяным погонщиком, все, к чему при ближается, то
растаптывает, так и этот не обладающий оком знания слепой Царь
(подучиваемый слепым советником) собрался уничтожить горожан и поселян.
Возможно убрать его возбуждением против него соперничающего с ним
слона, не надлежит его терпеть".
Разряд запуганных пусть подговаривает так: "Как прячущаяся змея
испускает яд на того, от кого видит страшное для себя, так и этот Царь,
боящийся изза причиненного тебе вреда, скоро испустит на тебя яд
(своего) гнева, уйди в другое место".
Разряд жадных пусть подговаривает так: "Как корова, принадлежащая
стражам собак, 12 дает молоко собакам, а не брахманам, так и этот Царь
расточает милости лишенным добродетели, разума и силы, а не одаренным
достоинствами характера. А тот Царь знает отличия людей, служи ему".
Разряд надменных пусть подговаривает так: "Как колодцем чан далов 13
пользуются только чандалы, не другие, так низкий Царь полезен только
низким, а не подобным тебе благородным. А тот Царь знает отличия людей,
иди туда".
Тех, кто обещали, сказав "да", и заключили договор,
пусть он (Царь) вместе
со шпионами приобщает их,
по возможности, к своим
делам.
Пусть он приобретает во вражеских странах лаской и
дарами тех, кто может
предать, не идущих на
предательство ссорой и
силой, и пусть указывает
им на ошибки вражеского
Царя.
Так в Артхашастре
Каугильи гласит четырнадцатая глава "Привлечение во вражеской стране
партий людей преданных и людей, склонных к предательству" в первом
отделе "О правилах поведения".
Раздел 11. Значение совещания 1
Глава 15
Привлекши свои и вражеские партии, пусть он (Царь) думает о начале дел.
Всякое начало (дела) предваряется совещанием.
Место совещания должно быть закрыто, из которого не истекают разговоры,
куда не могут заглянуть и птицы. Ибо известно, что со вещания были
выданы попугаями и сороками, собаками и другими животными. 2 Поэтому к
месту совещания пусть никто непричастный ве подходит. Пусть будет
уничтожен предающий совещание.
Совещание может быть предано жестом и выражением лица посла, министра,
Царя. Жест это измененное движение. Выражение лица это принимание
определенного вида.
Совещание должно быть скрыто, следует наблюдать за причастными к нему
людьми до выполнения намеченного на совещании. Ибо . если они
проговорятся s при опьянении, страсти, болтовне во время сна, при
любовных отношениях и т. п. и это будет скрыто или этим пренебрегут, то
будет нарушена тайна совещания. 4 Нарушение тайны совещания мешает
приобретению и сохранению имущества Царя и связанных с ним людей.
Поэтому, говорит Бхарадваджа, тайное пусть Царь обсуждает один. Ибо и у
советников бывают .также советники, а у них другие. Эта цепь
советников разрушает совещание.
Поэтому пусть другие не знают ничего о том,
что он намеревается
сделать, а исполнители
пусть знают о деле
только тогда, когда к нему
приступлено или когда
оно завершено.
Нет успеха в совещаний одного, говорит Вшпалакша. Ведь поступки Царя явные, тайные и выясняемые на основании заключений. Знание того, что еще
не стало известным; разбор того, что ¦стало известным, и придание ему
силы, разрешение сомнения при возможности двоякого понимания; по одной
стороне дела, ставшей известной, понимание остального все это
достигается с помощью "советников. Поэтому Царь пусть совещается со
старцами, преуспевшими в знании.
Никем не должен он пренебрегать и
должен слушать мнение
каждого.
Мудрый должен как
следует
воспринять речь даже
ребенка.
В этом знание совещания, но не сохранение тайны совещания, говорят
последователи Парашары. О подобном тому, что нужно для его дела, пусть
он спросит советников. "Это дело было так или так? если оно будет так,
то как поступить?". Как они скажут, пусть то и делает. Таким образом
будет и восприятие совещания, и сохранение тайны.
Нет, говорит Пишуна, советники по отношению к тайному делу, сделано оно
или не сделано, если их спросят, говорят невнимательно или выдают его. В
этом ошибка. Поэтому пусть Царь совещается с ними о делах, в которых они
искусны. Ведь, совещаясь с ними, он приобретает и мудрость в совещаниях,
5 и их тайну.
Нет, говорит Каутилья, так создается неопределенность. Пусть Царь
совещается с тремячетырьмя советниками. Ибо, совещаясь с одним, он не
достигнет решения при трудности дела. И один советник поступает как
хочет, бесконтрольно. Если Царь совещается с двумя, то если они
сходятся, он попадает в их власть, если расходятся, то он гибнет. При
трех или четырех, наверное, не произойдет большой ошибки даже в трудных
обстоятельствах, и (отдель ные) недостатки исправляются. 6 При большем
числе трудно дости гается решение дела и сохранение (тайны) совещания.
При необходимости сообразно с местом, временем и делом пусть советуется
с одним или двумя или с самим собой, как окажется подходящим.
Способ приступа к делам/ наличие достаточного числа людей и материалов,
8 определение времени и места, 9 противодействие неудачам, 10 счастливое
завершение дела " это пять элементов сове щания. 12 О них пусть Царь
спрашивает каждого (советника) отдельно или всех вместе. Мудрый, пусть
он вникает в суждения каж дого в отдельности, (продумывая их) доводы.
13 Восприяв суть дела, пусть не медлит. Пусть долго не совещается и не
защищает тех, кому собирается нанести вред. 14
Пусть собранием советников 15 он сделает двенадцать министров, говорит
школа Манава.
Шестнадцать, говорит школа Брихаспати. Двадцать, говорит школа Ушанаса.
По потребности, говорит Каутилья.
Пусть они принимают в расчет и партию, сочувствующую Царю, и враждебную
ему. Пусть они по отношению к делам делают так, чтобы неначатое было
начато, чтобы в деле, уже предпринятом, были выполнены все частности 16
и чтобы все распоряжения были выполнены как следует. С присутствующими
пусть Царь наблюдает за делами непосредственно, с отсутствующими пусть
совещается путем посылки писем. 17
Ведь собрание советников Индры это тысяча мудрецов. 18 Это его око.
Поэтому его, хотя у него два глаза, зовут "тысячеокий". 19 ' В срочном
деле пусть созовет советников или совещание совет ников и с ними
совещается. Что здесь одобрит большинство или что Признает'полезным для
успешного завершения дела, то пусть Царь исполняет. И когда он это будет
делать:
Пусть другие не знают его тайны, но
пусть сам он видит
слабые места других.
Подобно тому как
черепаха скрывает свои
члены, так пусть Царь
скрывает все, что у него открыто.
Подобно тому как неученый брахман20 не может
вкушать от погребальной
трапезы благочестивых,
так и тот, кто не прошел
по сути науку, не может
слушать совещаний
совета.
Так в Артхашастре Каутильи гласит пятнадцатая глава "Значе ние
совещания" в первом отделе "О правилах поведения".
Раздел 12. Правила для послов1
Глава 16
После того как в совете приняты решения, происходит отправле ние
послов. Кто обладает полнотой качеств министра, 2 тот посол, которому
поручено ведение дела. 3 Кто лишен четверти этих качеств, тот имеет
ограниченные полномочия, кто лишен их половины, тот (только) передатчик
царского послания.
Имея обоз, хорошо обеспеченный людьми, верховыми животными и
перевозочными средствами, пусть он выступит в путь. "Царское послание
должно быть изложено врагу так; он ответит так; ему должно на это
возразить; таким образом надо над ним взять верх". Пусть посол
отправляется, изучая эти указания. Пусть он общается с охранителями
лесов и границ и главными лицами в городах и во (всей) стране. 4 Места
для расположения своих войск и войск врага, для сражений 5 и для
отступления пусть он наблюдает. Пусть он узнает размеры государства и
крепостей и пусть собирает сведения о драгоценностях, средствах к
пропитанию, об охране и слабых ме стах. 6 Допущенный в чужую резиденцию
7 пусть войдет в нее. Пусть произнесет царское послание, как оно ему
было сказано, даже если предвидит опасность для жизни. Пусть он
замечает, есть ли в речи, лице, взгляде врага благожелательность к нему,
уважение к его речам, благожелательные по отношению к Царю вопросы, есть
ли проявление внимания к перечислению достоинств Царя, сажает ли он
(посланца) вблизи себя, оказывает ли ему почесть, считается ли с его
желаниями, 8 проявляет ли доверие к нему(все это), если враг
удовлетворен (царским посланием), и пусть замечает противоположное,
если враг недоволен. Пусть он скажет ему: "Ведь цари ты и другие говорят устами послов. 9 Поэтому даже при поднятом оружии послы говорят
так, как им было сказано. Из послов даже люди низших каст 10 не могут
быть убиваемы, тем более брахманы. Речь, мною сказанная, речь другого.
Это закон для послов".
Пусть живет (в чужой стране), пока не будет отпущен. Пусть не
возгордится от оказанного ему почета. Пусть не хвастает силой леред
врагами. 11 Пусть (терпеливо) сносит неприятную речь. Пусть избегает
женщин и опьяняющих напитков. Пусть спит один, ибо от льяных и спящих
узнавались их намерения. Пусть при помощи (шпионов), переодетых
отшельниками и купцами, он узнает о подговорах тех, кто склонен к
предательству, и о тайных убийствах тех, кто не согласен на
предательство, о благожелательном и небла гожелательном настроении по
отношению к Царю и о слабых местах в устоях государства. 12 Или пусть
осведомляется через их учеников, переодетых врачами или еретиками, или
через подкупленных обеими сторонами. 13 При невозможности беседовать с
ними пусть он осве домляется о происходящем у врага из речей нищих,
пьяных, сумасшедших, спящих или из условных знаков, надписей, рисунков
в храмах и местах паломничества. В связи с узнанным пусть вступает в
тайные переговоры. Опрошенный врагом об основах своего госу дарства,
пусть не сообщает о их значении. Пусть скажет: "Ты все сам знаешь,
владыка" или чтолибо, обеспечивающее успех его дела.
Если его посольство не имеет успеха ж он (всетаки) задержан (врагом),
то пусть размыслит: "Что он задерживает меня, потому ли что видит, что
приблизилась беда для моего владыки, или потому, что хочет
противодействовать (приближающейся к нему) самому беде, или он хочет
вызвать (выступление) находящегося у (моего Царя) в тылу его союзника 14
или войска другого государя, отделен ного от него другими владениями,
15 или вызвать внутреннее возму щение 16 или восстание вождя лесного
племени, или он хочет унич тожить союзника моего владыки спереди или в
тылу, 17 или же он хочет противодействовать направленному против него
походу со стороны, или внутреннему возмущению, или восстанию вождя лес
дого племени, или он хочет помешать приготовлениям к походу 18 моего
владыки, или он желает собрать жатву, металлы, 19 товары, достроить
крепость, снарядить войско, или же он выжидает подхо дящего времени и
места для действий своих войск, или же он это делает из пренебрежения и
небрежности, или же он ищет союза и связей". ,
Узнав (истинную причину), пусть живет или уезжает или пусть высматривает
подходящий образ действий. Передав нежеланное (для врага) послание, даже
не отпущенный, из страха заключения или убиения пусть отъедет, иначе он
может подвергнуться насилию.
Итак дело посла: исполнение посольства, соблюдение
заключенных договоров,
поддержание престижа,
приобретение друзей,
подговор, ссоры союзников,
тайная перевозка войск,
похищение родственников и
драгоценностей (врага),
сведения, приобретенные от
шпионов, храбрость,
расторжение соглашений, а также
применение тайных
средств.20
Пусть Царь велит все это исполнять через своих послов и
велит наблюдать за
послами врагов через встречных послов
и шпионов и через явных
и тайных наблюдателей.
Так в Артхашастре
Каутильи гласит шестнадцатая глава "Правила для послов" в первом отделе
"О правилах поведения".
Раздел 13. Наблюдение за царскими сыновьями
Глава 17
Царь, если сам охранен, охраняет царство от близких и врагов, прежде
всего от жен своих и детей.
О наблюдении за женами скажем (в главе) "Предписания для царского
жилища". 2
Наблюдение за сыновьями. Со (дня) их рождения должен Царь наблюдать за
своими сыновьями, ибо царские сыновья подобны ракам: они пожирают
своего родителя. Если у них не появится любовь к отцу, то лучше их тайно
убить так говорит Бхарадваджа.
Тайное убийство 3 жестокость, и оно ведет к гибели рода кшатриев,
говорит Вишалакша, поэтому лучше заключение сына в том же дворце.
Это страх перед змеей, говорит Парашара, ибо царевич, поняв: "отец
держит меня в заключении из страха перед моей силой", овладеет им
самим. 4 Поэтому лучше поселение (царевича) в крепости охранителя
границ.
Это будет бараний страх, говорит Пшпуна, ибо, узнав ту же при чину
отвращения к нему отца, он заключит союз с охранителем границ. 5 Поэтому
лучше поселить царевича в крепости вассала, уда ленной от владений
Царя.
Это похоже на положение теленка, говорит Каунападанта. Ведь вассал
станет доить его отца, как при помощи теленка доят корову. Поэтому лучше
поселение царевича у родных матери.
Это было бы подобным знамени, говорит Ватавьядхи. Ибо с этим (предлогом)
как знаменем родные его матери будут просить подачек, подобно тому как
это было с Адити и Каушикой. 6 Поэтому пусть они предоставят его
деревенским потехам: 7 опутанные удо вольствиями, сыновья не будут
строить козней против отца.
Это Смерть в жизни, говорит Каутилья, ибо, как дерево, поедаемое
червем, ломается царская семья с невоспитанными сыновьями, как только ее
коснутся. Поэтому, когда у царской старшей жены только что кончатся
месячные, пусть жрецы раскидают жертвенный рис 8 Индре и Брихаспати.
Когда она забеременеет, пусть врачповивалыцик 9 приложит все старания
во время беременности и при родах. Когда царица родит, пусть домашний
жрец совершит необходимые обряды над сыном. Когда он будет для того
готов, пусть его воспитывают опытные в воспитании (руководители).
Из шпионов пусть один сманивает его охотой, игрой, питьем опьяняющих
напитков, женщинами и говорит: "Напав на отца, отними у иего царство",
другой шпион пусть его удерживает так говорит школа Амбхи. 10
Великий грех пробуждать непробудившегося, говорит Каутилья, ведь если
новый предмет чемнибудь смазать, то он это в себя впитывает, таким же
образом и этот свежий ум что ему ни скажут воспринимает как учение
науки, поэтому пусть учат царского сына доброму и полезному, но не
дурному и неполезному.
Шпионы должны его охранять, говоря: "мы твои". Если он от избытка
юношеских сил направляет ум на чужих женщин, пусть они отвадят его,
(устраивая встречи) в пустых домах с нечистыми женщинами, переодетыми в
благородных женщин. Если у него явится страсть к опьяняющим напиткам,
пусть они его запугают отравленными напитками. Если он увлекается игрой,
то пусть его запугают обманщиками. Если он увлекается охотой, то пусть
его устрашат переодетыми разбойниками. Если он хочет напасть на отца,
пусть они, соглашаясь, скажут "да" и (затем) отговорят его: ч<Не
надлежит замышлять ничего против Царя, при неудаче казнь, при удаче падение в ад, негодование и Смерть от подданных, которые закидают
комьями земли". 11
Сына, который его не любит, или любимого, но единственного сына пусть
Царь заключит в оковы. Если у Царя много сыновей, то пусть он пошлет
(такого сына) на границу или в другую страну, где не будет пищи, товаров
и где (при царевиче) не возникнет волнений. Если он будет умен, пусть
Царь назначит его военачальником или наследником престола.
Разновидностей царских сыновей (при): умный, ограниченного ума, глупый.
Умный, обучаемый, понимает закон и пользу и соответственно поступает.
Ограниченный понимает, но не поступает соответственно. Глупый всегда
поступает дурно и ненавидит закон и пользу.
Если он у Царя единственный сын, то пусть (Царь) стремится к тому, чтобы
у этого сына был сын. Или пусть добьется рождения сыновей у дочерей.
Если Царь стар или болен, то пусть побудит произвести семя на своем поле
12 родных матери или достойного вассала. Пусть Царь не возводит на
престол даже единственного сына, если он беспутен.
Отец, имеющий много сыновей и одного из них беспутного
держащий в заключении,
проявляет этим любовь к сыновьям.
Но власть почитается
принадлежащей старшему, (кроме особых случаев) бедствия.
Или царство принадлежит
роду, ибо родовое объединение 13 трудно победить.
Свободное от бедствий
анархии, оно живет вечно на земле.
Так в Артхашастре
Каутилъи гласит семнадцатая глава "Наблюдение за царскими сыновьями" в
первом отделе "О правилах поведения".
Разделы 14 и 15. поведение находящегося в удалении (царевича)
и поведение (Царя) по отношению к удаленному (царскому сыну)
Глава 18
Царевич, (даже) живущий в стесненных обстоятельствах, кото рому
поручено неподходящее для него дело, должен (все же) пови яоваться
отцу, кроме случаев, ведущих к опасности для жизни, на родному
возмущению, 2 тяжкому греху. Если ему поручено доброде тельное дело,
пусть он просит о назначении руководителя себе. С! помощью руководителя
пусть он отменно исполняет порученное ¦ему дело. Пусть он преподносит
отцу соответствующую прибыль от дела я полученное приношениями.
Если (отец) и этим не удовлетворится и проявит свою любовь к другому
сыну или к другой жене, кроме его матери, пусть он отпросится (у отца) в
лес, (чтобы стать отшельником). Или в случае ¦боязни заключения или
убийства (со стороны отца) пусть он прибегнет к какомунибудь соседнему
Царю, добродетельному, закон нику, правдивому, честному, ласково
принимающему и почитающему прибегающих к нему за помощью. Находясь там,
имея войско и назну, пусть он заключает брачные союзы с дочерьми
выдающихся людей и союзы с лесными племенами или оказывает поддержку
склонным к измене (подданным отца). 3
Если он живет один, то пусть добывает себе средства к жизни выплавкой
золота, продажей драгоценных камней, красок, золота, серебра и работой в
копях и мастерских. Или пусть, пробравшись тайком, присвоит себе
имущество общин еретиков, или имущество храмов, 4 кроме случаев, когда
оно находится в пользовании брахманских жрецов, или имущество богатой
вдовы и пусть ограбит караваны и корабли, 5 обманув (людей) при помощи
опьяняющих и ядовитых напитков. Или пусть прибегнет к способу, которым
овладевают вражескими поселениями. 6 Или пусть в своих действиях
пользуется поддержкой окружающих матери. Или, изменив свой вид
переодеванием в ремесленника, художника, певца, врача, рассказчика,
еретика, со спутниками, точно так же переодетыми, воспользовавшись
лазейкой, проникнув к Царю, пусть приступит к нему с оружием или ядом и
скажет: "Я такойто царевич. Царство это должно быть нашим общим
владением, не подобает, чтобы над ним властвовал один. Тех, кто захотят
нести при мне какиелибо обязан ности, я удовлетворю двойным
пропитанием и жалованием". Таков" поведение находящегося в удалении
(царевича).
Находящегося в удалении (царевича), если он законный наследник, 7 пусть
шпионы, задобрив, приведут (к Царю), или пусть мать его это сделает,
если она будет допущена. Бели царевич будет покинут (своим отцом),
пусть шпионы умертвят его оружием или ядом. Если он не покинут (им,
изза любви к сыну), то, присоединившись к нему, при помощи подобных
(им) женщин или опьяняющих напитков или на охоте пусть, схватив его
ночью, приведут его (к Царю).
Когда он предстанет (перед ним), то пусть (Царь) его успокоит
видами на царство,
говоря: "после меня (ты получишь его)".
Если он единственный
сын, 8 пусть заключит его в тюрьму,
если у Царя несколько
сыновей, пусть его сошлет.
Так в Артхашастре
Каутилъи гласит восемнадцатая глава "Поведение находящегося в удалении
(царевича) и поведение (Царя) па отношению к удаленному (царскому сыну)"
в первом отделе "О правилах поведения".
Раздел 16. Обязанности царя1
Глава 19
Когда Царь деятелен, то вслед за ним деятельны его слуги. 2 Если Царь
бездеятелен, то вслед за ним бездеятельны и его слуги, которые и
уничтожают его дела, и он одолевается ненавидящими его. Поэтому пусть
Царь проявляет свою деятельность. Пусть он делит трубочками (водяных
часов) 3 день на восемь частей, также и ночь. Или же по счету длины тени
в три пуруша, 4 в один пуруша, в четыре ангула 5 и бестенный полдень,
это первые четыре восьмушки пня, я этими же (делениями) объяснены и
деления после полудня.
Здесь Царь в первую восьмушку дня пусть выслушивает (до клады) о мерах
безопасности государства, о доходах и расходах; во вторую пусть
рассматривает дела горожан и поселян; в третью пусть займется купаньем и
приемом пищи и пусть изучает веды; в четвертую пусть он принимает золото
и определяет надзирателей; в пятую пусть совещается с собранием
советников при помощи письменных сообщений 6 и пусть рассматривает
тайные извещения шпионов; в шестую пусть занимается чем хочет или
совещается; в седьмую пусть делает смотр слонам, коням, колесницам и
воинам; в восьмую вместе с военачальником пусть обсуждает военные дела.
Цо окончании дня пусть займется вечерними молитвами.
В первую часть ночи пусть принимает тайных агентов; во вторую пусть
займется купаньем и приемом пищи и пусть изучает веды; в третью, легши
отдыхать при звуках труб, пусть спит четвертую и пятую; в шестую,
пробужденный звуком труб, пусть размышляет о науке и о том, что должен
делать; в седьмую пусть заседает 8 совете и рассылает тайных агентов; в
восьмую пусть он в сопро вождении жертвенного жреца, духовного учителя,
домашнего жреца принимает благопожелания и пусть видится с врачом,
поваром, предсказателем. Обойдя с правой стороны корову с теленком и
быка, 7 пусть он идет затем в зал собраний; или же, распределив в
соответствии со своими силами части дня и ночи, пусть ведет (свои) дела.
Придя в зал собраний, 8 пусть не заставляет дожидаться у дверей тех, кто
имеет к нему дела. Ибо когда трудно видеть Царя, то он своими
приближенными приводится к тому, что смешивает то, что надо и чего не
надо делать.
Вследствие этого бывают возмущения подданных, 9 и Царь попадает во
власть врага. Поэтому пусть Царь по порядку рассматривает дела:,
божеств, отшельнических обителей, еретиков, жрецовбрах манов, скота,
священных мест, детей, стариков, больных, попавших 8 беду, беззащитных и
женщин.
Или же пусть рассматривает дела
порядке их важности или срочности
Всякое срочное дело пусть выслушивает и не откладывает.
Дело пренебреженное
становится или трудно исполнимым, или неисполнимым.
Прибыв в помещение, где находится священный огонь, пусть
он рассматривает дела
знатоков вед и отшельников вместе
с домашним жрецом и
духовным учителем, после того как привстанет и поклонится.
Дела отшельников и знающих применение волшебства пусть (Царь)
рассматривает вместе со
знатоками трех вед. Пусть один он их не
рассматривает, опасаясь
вызвать гнев (отшельников и знающих применение волшебства).
Ведь обет Царя это его деятельность, его жертвоприношения,
его повеления по делам,
священные дары и выдержанность
поведения, окропление
посвященного.
Счастье Царя в счастии подданных, в пользе
подданных его польза.
Польза для Царя не то,
что ему приятно, но что
приятно подданным в том польза Царю.
Поэтому Царь, всегда напряженный в работе, пусть то
велит делать, что нужно.
Корень того, что нужно, это
напряженность в работе,
противоположное корень вреда.
При отсутствии напряженности в работе несомненна гибель
как того, что уже
достигнуто, так и того, что еще предстоит сделать.
Напряженностью в работе
достигается ее плод и полнота материальных благ.10
Так в Артхашастре
Каутилъи гласит девятнадцатая глава "Обязанности Царя" в первом отделе
"О правилах поведения".
Раздел 17. Предписания для царского жилища"
Глава 20
В месте, предусмотренном наукой о постройке, пусть (Царь) велит
построить царский дворец 2 с валами, рвом, воротами, окружен ный
несколькими дворами. Соответственно расположению сокровищ ницы пусть он
велит построить спальню, 3 или обиталище с фокусами, 4 с тайными
проходами в стенах и среди его спальню, или подземное обиталище с
дверями, на которых деревянные изображе ния божеств или чайтья, 5 с
многими подземными ходами и выходами, или верхний ярус 6 с потайными
лестницами в стенах или с пустым для входа и выхода столбом. Пусть на
случай защиты от беды сделает спальню, где посредством машины 7
опускается пол. Или пустьцарь велит все это сделать в случае бедствия.
Или же иначе велит сделать из боязни перед товарищами молодости. 8
Внутренние покои, если их обойти, имея их справа, трижды, держа
человеческий огонь, 9 не подвергаются опасности от другого огня, и там
не горит никакой другой огонь. То же имеет место, если стены обмазаны
пеплом, образовавшимся при ударе молнии, смешанным с глиной и водою от
града. 10 Змеи и яды бессильны по отноше нию к внутренним покоям,
которые защищены растениями джи ванти, 11 швета, 12 мушкака, 13
пушпавандака м или веткою дерева ашваттха, 15 выросшего у дерева актива.
16 Отпусканием на волю" кошек, павлинов, ихневмонов и пятнистых антилоп
уничтожаются змеи. Попугай, сорока и бхрингараджа 17 кричат, когда есть
подозре ние на (присутствие) змей и яда. Цапля бесится вблизи яда,
фазан млеет, опьяненная кукушка умирает, глаза чакоры 18 обесцвечи
ваются. Таким образом пусть оказывается противодействие огню, яду,
змеям.
За царским жилищем в отделении двора должно находиться оби талище
женщин, и местопребывание тех (женщин), которые отделены врачами изза
болезней, связанных с беременностью, и место для деревьев и воды. Вне
этого помещение для царевен и цареви чей. Впереди помещение для
украшений, место для совещаний, помещение для приемов, помещение для
наследника престола и чинов ников. В промежутках между дворами должны
находиться охранные войска, надзирающие за женскими покоями.
Пусть Царь видится с царицей во внутренних покоях только после того, как
она осмотрена старухами. Ни к одной из женщин он не должен идти в ее
покои. Ведь спрятавшись в покрях царицы, брат убил Бхадрасену, 19 сын
убил Нарушу, 20 спрятавшись в постели ма тери. Одна царица убила Царя
Каши, 21 смазав зерно ядом под видом: меда, другая убила Вайрантью 22
кольцом с ноги, смазанным ядом, (еще другая) владыку Саувиры 23
драгоценным камнем пояса, (еще другая) Джалутху 24 зеркалом, а
Видуратху 25 царица убила, скрыв оружие в косе. Поэтому пусть Царь
избегает подобных поло жений.
Пусть Царь запрещает (своим женам) общение с бритыми и носящими косу
отшельниками, фокусниками и чужими служанками. И пусть их не посещают их
родственницы, кроме как в случаях беременности или болезни. Гетеры могут
их посещать только после того, как очистят тело мытьем и обтиранием, и
после того, как их платье и украшения будут перебраны. Мужчины
восьмидесяти лет или женщины пятидесяти под видом отцов и матерей,
старые евнухи и домашние служители должны проверять честность и
нечестность женщин терема и должны направлять их к пользе владыки.
Пусть все живут каждый на своем участке и не посещают чужих,
и пусть никто из живущих
внутри дворца не общается с
живущими вне его. И
всякий отмеченный при вносе и выносе
предмет, проверенный,
должен уходить или приходить во дворец
снабженным печатью с
указанием места назначения.
Так в Артхашастре
Каутильи гласит двадцатая глава "Предписа ния для царского жилища" в
первом отделе "О правилах поведения".
Раздел 18. Охрана особы (Царя)1
Глава 21
Как только Царь встанет, пусть он будет окружен отрядами женщин с
луками, во втором дворе служащими тюрбаноносцами, евнухами, домашними
слугами, в третьем горбатыми, карликами, горцами, в четвертом советниками, родственниками и привратни камикопьеносцами.
Приближенными пусть он делает тех, кто были еще у его отца и деда, имеют
знатное родство и связи, образованы, преданы и оцытны в деле. Пусть не
делает приближенными иностранцев, или тех, кому не были даны награды или
не оказано было внимание, или даже людей из своей страны, если они были
приняты вновь на службу, после того как провинились. Царя и дворец
должен охранять отряд, надзирающий за теремом.
В скрытом месте главный повар должен делать свое дело при частом
пробовании на вкус всего. Пусть Царь, также (пробуя), вкушает, принеся
сперва жертву пищей огню и птицам. Если в пище яд, то пламя и дым огня
темносиние и раздается треск, а птицы умирают. Пар от пищи с ядом
подобен цветом горлу павлина, быстро наступает ее охлаждение, она
обесцвечивается как порченая, становится водянистой и не доваривается;
соуса быстро высыхают, навар их получает разорванный налет из черной
пены, и исчезает их (обычный) запах, ощущение от прикосновения, вкус.
У
супов цвет становится или слишком ярким, или слабым, на налете пены
вверху по краям отделяется полоса. У топленого масла посредине полоса
темносиняя, у молока меднокрасная, у опьяняющих напитков и воды черная, у кислого молока коричневая, у меда белая. Сочные предметы
становятся вялыми и переваренными, их навар становится темносиним или
темнокоричневым. Сухие (предметы) быстро распадаются и обесцвечиваются.
Жесткие (предметы) становятся мягкими и мягкие жесткими. Вблизи их
мелкие существа погибают. На коврах и одеждах (от яда) появляются темные
круги И выпадают волокна у ниток и волос.
Предметы из металла и драгоценных камней покрываются (как бы) пятнами
грязи, и уничтожаются их гладкость, цвет, тяжесть, блеск, форма, и
(пропадает) обычное ощущение от прикосновения к ним. Это признаки
наличия яда.
У подносящего яд лицо высыхает и становится темным, появляется
остановка речи, пот, зевота, чрезмерная дрожь, спотыкание, смотрение в
сторону при разговоре, погружение в работу, неспособность оставаться на
месте. Поэтому пусть вблизи Царя будут знатоки ядов и врачи.
Врач должен давать Царю лекарство, взяв его из помещения для
Лекарств (аптеки), испытанием определив его чистоту и попробовав фго
через посредство варящего и растирающего лекарства и лично.
То, что надо сделать с питьем и водою, объяснено по отношению к
лекарствам.
Брадобрей и прислужники с платьем и руками, чистыми после купанья,
должны прислуживать Царю, взяв из рук служителей терема нужные приборы,
снабженные печатями.
Рабыни пусть исполняют обязанности банщиков, массажистов,
приготавливающих ложе, прачек и изготовителей гирлянд, или же (пусть
этим занимаются) находящиеся под их наблюдением искусные в этих
занятиях лица. Пусть они подают платья и гирлянды, приложив их сперва к
своим глазам, а мази, употребляемые при купании, порошки для натирания,
благовония и предметы, употребляемые для купанья, пусть прикладывают к
своей груди и рукам. Этим объяснено и обращение с предметами,
поступающими от чужих.
Лицедеи 2 должны увеселять Царя, не употребляя оружия, огня и яда. Их
музыкальные инструменты должны находиться внутри (дворца), так же как и
украшения коней, колесниц, слонов.
Царь пусть садится в повозки и на верховых животных, (только) если за
ними смотрят слуги, перешедшие к нему по наследству; на корабль пусть
садится, только если его обслуживает опытный корабельщик. Пусть он не
садится на корабль, который привязан к другому или находится во власти
ветра. При этом на берегу пусть находится отряд воинов. В воду пусть он
входит, только если в ней нет рыб и крокодилов. В рощу пусть (Царь)
входит, только если она очищена от диких зверей и змей.
Для того чтобы
упряжняться в стрельбе по двигающейся цели, пусть Царь отправляется в
лес для антилоп, из которого охотниками со сворами собак устранена опас
ность нападения со стороны воров, диких зверей и врагов. Пусть (Царь)
принимает святых отшельников, (только) если при нем на ходятся опытные
вооруженные люди. Посла соседнего Царя пусть принимает только окруженный
собранием советников. 3 К (своему) вооруженному войску пусть
отправляется только вооруженный или на коне, слоне или колеснице.
При выезде и въезде Царь пусть двигается по главной улице, с обеих
сторон охраняемый людьми с палками, причем (с улицы должны быть) удалены
вооруженные, отшельники и калеки. Пусть Царь не выходит на улицу, где
скопился народ. На религиозные цроцессии, собрания, празднества,
увеселительные поезди пусть он от правляется, только если на них несут
охрану десятники. 4
Подобно тому как Царь через агентов наблюдает за другими,
так пусть он охраняет
себя от нападений других, если он рассудителен. 5
Так в Артхашастре Каутилъи гласит двадцать первая глава "Охрана особы
(Царя)" в первом отделе "О правилах поведения".
Этим окончен в Артхашастре Каутилъи первый отдел "О правилах поведения".
Содержание
www.pseudology.org
|
|