| |
|
Фатех Вергасов
|
Николай Алексеевич Заболоцкий |
Вергасов Фатех. Николай
Алексеевич Заболоцкий
Гроссман Василий.
Роскин Александр Иосифович
Заболоцкая Н.Н.
Воспоминания об отце // Вопросы литературы, 2003
(ноябрь-декабрь), № 6. С. 265-272
Колкер
Юрий.
Заболоцкий: жизнь судьба
Лощилов Игорь.
О Николае Заболоцком (стихи, пародии, посвящения и
прочее)
Лощилов Игорь.
"Царица мух" Николая Заболоцкого: буква, имя и текст
(27 ноября 2002)
Лощилов Игорь.
Феномен Николая Заболоцкого, Helsinki, 1997
Лощилов Игорь.
О стихотворении Н. Заболоцкого "Зелёный луч" (1958)
(16 июня 2003)
Лощилов Игорь.
О стихотворении Николая Заболоцкого "Disciplina clericallis"
(9 января 2004)
Лощилов Игорь.
О некоторых неочевидных источниках поэтического мира Николая
Заболоцкого: Два сюжета
(18 января 2006)
Нестерова Е.А.
"Образ мирозданья". Творчество и жизнь Н.А. Заболоцкого. К 100-летию со
дня рождения
Николай
Заболоцкий:
Pro et contra. Содержание
Роскина
Наталья Александровна.
Николай Заболоцкий
Сочинения
История моего заключения
Некрасивая девочка
Не позволяй душе лениться
Слово о полке Игореве
Статья "К вопросу о
ритмической структуре Слова о полку
Игореве"
Стихия
Столбцы
Торжество Земледелия
Библиография
Авдеева А.Ф. "Как мир меняется! И как я сам меняюсь!"[Электронный
ресурс] : творч. путь Н.А. Заболоцкого (1903-1958) // Маленькая
планетка : [персональный сайт] / Анна Авдеева. – 1998–2004. –
Библиогр.: 15 назв. (20.09.05). |
Заболоцкий Н.А. Огонь, мерцающий в сосуде : стихотворения и поэмы,
переводы, письма и статьи, жизнеописание, воспоминания современников,
анализ творчества / сост., жизнеописание, примеч. Н.Н. Заболоцкого.
- М. : Педагогика-Пресс, 1995. - 945 с. : ил. |
Заболоцкий Н.А. Полное собрание стихотворений и поэм. Избранные
переводы / вступ. ст. Е.В. Степанян ; сост., подгот. текста и примеч.
Н.Н. Заболоцкого. - СПб. : Акад. проект, 2002. - 768 с. |
Заболоцкий Н.Н. "Природы очистительная сила" : соц.-этич. элементы
натурфилос. поэзии Заболоцкого // Вопр. лит. - 1999. - Вып. 4. - С.
17-36. |
Зайцев В.А. "Образ мирозданья" : поэзия Н.А.Заболоцкого // Рус.
словесность. - 1997. - № 2. - С. 38-46. |
Игошева Т.В. Проблемы творческой эволюции Н.А.Заболоцкого : учеб.
пособие / Т.В. Игошева ; Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. -
Новгород, 1999. - Библиогр.: с. 115-117 |
Лихачев Д.С. Работа Н. Заболоцкого над переводом "Слова о полку
Игореве" (ВЛ, 1969, № 1, с. 164-188) |
Николай Алексеевич
Заболоцкий (1903-1958) [Электронный ресурс] //
Стихия : лучшая поэзия / М. Школьникова. - 1997-2005. <http://www.litera.ru/stixiya/authors/zabolockij.html>
(20.09.05). |
Николай
Заболоцкий и его литературное окружение : материалы юбил.
науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения Н.А. Заболоцкого,
9-10 апр. 2003 г. / РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). - СПб. :
Наука, 2003. - 182 с. |
Ростовцева И.И. Мир Заболоцкого : в помощь преподавателям,
старшеклассникам и абитуриентам / И.И. Ростовцева. - 2-е изд. - М. :
Изд-во Моск. ун-та : Высш. шк., 2003. - 102 с. - (Перечитывая
классику). |
Семенова С. "Благодатная жажда творенья..." : (натурфилос. поэзия
Заболоцкого) // Лит. учеба. - 1989. - № 4. - С. 106-112. |
Семенова, С. Человек, природа, бессмертие в поэзии Николая
Заболоцкого // Семенова С.Г. Преодоление трагедии. - М., 1989. - С.
299-317. |
Труды и дни Николая Заболоцкого : материалы лит. чтений / Лит. ин-т
им. А.М. Горького ; ред. и сост. Л.А.Озеров. - М., 1994. - 114 с. -
Библиогр. в конце ст. |
|
Заболоцкий, Николай
Алексеевич (1903–1958), русский поэт, переводчик. Родился 24 апреля
(7 мая) 1903 под Казанью. Его дед по отцу, отслужив при Николае I
положенные четверть века в солдатах, записался уржумским мещанином и
работал объездчиком в лесничестве. Один из двух его сыновей, отец поэта,
получил казенную стипендию и выучился на агронома. Женился он поздно и
взял в жены городскую учительницу, "сочувствующую революционным идеям".
Семья жила в селе Сернуре; сын, первый из шестерых детей, учился вдали
от дома, в реальном училище Уржума. По окончании училища в 1920
Заболоцкий отправился в Москву, где поступил одновременно на
филологический и медицинский факультеты Московского университета, однако
вскоре переехал в Петроград и поступил в педагогический институт.
Участвовал в литературном кружке "Мастерская слова", не был отобран в
состав пролетарского писательского авангарда, однако нашел общий язык со
стихотворцами, считавшими себя "левым флангом" ленинградского отделения
Всероссийского союза поэтов (вскоре упраздненного).
В 1926–1927 Заболоцкий служил в армии, затем получил место в отделе
детской книги Госиздата. Руководил отделом С.Маршак, в отделе работали
Е.Шварц, Л.Чуковская, Н.Олейников. Отдел выпускал не только книги, но и
два детских журнала – "Чиж" и "Еж". К работе были привлечены
поэты-единомышленники Заболоцкого – Д.Хармс и А.Введенский, образовалась
поэтическая группа со своей программой. В конце 1927 она стала
именоваться Объединением Реального искусства (сперва ОБЕРИО, затем
ОБЭРИУ), ее приверженцы – обэриутами. Манифест обэриутов появился в
начале 1928 в Афишах Дома печати, раздел "Поэзия обэриутов" написал
Заболоцкий. В духе тогдашнего культа новаторства было заявлено:
"Мы –
творцы не только нового поэтического языка, но и создатели нового
ощущения жизни и ее предметов". Себя он при этом назвал "поэтом голых
конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя". К этому
времени было опубликовано вразброс несколько стихотворений Заболоцкого,
более или менее подтверждавших эту декларацию (Вечерний бар, Футбол,
Игра в снежки и т.д.).
Они прошли
незамеченными, зато изданный тиражом 1200 экз. сборник Столбцы (1929),
включавший 22 стихотворения, "вызвал в литературе порядочный скандал",
как сообщал другу Заболоцкий, добавив: "...и я был причислен к лику
нечестивых". Статья в журнале "Печать и революция" (1930, № 4)
называлась Система девок, в журнале "Стройка" (1930, № 1) – Распад
сознания. Книга оценивалась как "враждебная вылазка", однако прямых
распоряжений в отношении Заболоцкого не последовало и ему (при
посредстве Н.Тихонова) удалось завязать особые отношения с журналом
"Звезда", где и было напечатано около десяти стихотворений, пополнивших
Столбцы во второй (неопубликованной) редакции сборника (в окончательной,
впервые воспроизведенной в издании 1965 редакции раздел Столбцы и поэмы
содержит 46 стихотворений).
2
Столбцы и примыкающие к ним стихотворения 1926–1932 представляли собой
опыты словесной пластики, ориентированной на повседневную бытовую речь и
сближавшей поэзию с современной живописью. Натюрморты, жанровые сцены и
этюды Столбцов мотивировались "по-обэриутски": "Посмотрите на предмет
голыми глазами и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной
позолоты... Мы расширяем смысл предмета, слова и действия". Такое
"расширение смысла" постепенно отдалило Заболоцкого от других обэриутов
и явственно сказалось в поэме Торжество земледелия, написанной в
1929–1930 и полностью напечатанной в журнале "Звезда" в 1933: это была
своего рода "мистерия-буфф", прославлявшая коллективизацию как начало
вселенского благоустройства. О его полнейшей лояльности свидетельствует
стихотворение на смерть Кирова (1934), немыслимое в контексте творчества
других обэриутов. При этом в поэме Торжество земледелия, как и в
последующих – Безумный волк (1931) и Деревья (1933), сказалось влияние
В.Хлебникова.
Как и для других поэтов
левого толка, Хлебников был для Заболоцкого культовой фигурой, ему была
особенно близка устремленность хлебниковской поэтической мысли к
сотворению утопии, "учреждению" всемирной гармонии. Подоспело ко времени
и знакомство с сочинениями К.Э.Циолковского, в которых Заболоцкий видел
подтверждение визионерских мечтаний Хлебникова. Публикация Торжества
земледелия повлекла за собой изъятие из обращения номера "Звезды" с
текстом поэмы, оценку автора в органе ЦК ВКП(б) "Правда" (в статье
В.Ермилова Юродствующая поэзия и поэзия миллионов) и шельмование в
других периодических изданиях.
Подготовленную к печати
книгу Стихотворения 1926–1932 издать не удалось; попытка издать
стихотворения и поэмы 1926–1936 оказалась тщетной. Семнадцать новых
стихотворений Заболоцкого, большей частью опубликованных в газете
"Известия" и максимально приближенных к среднему уровню советской
интеллигентской ("умствующей") поэзии 1930-х годов, составили сборник
Вторая книга (1937), который, по-видимому, должен был свидетельствовать
о полной "перековке" автора Столбцов и Торжества земледелия. Заболочкий
выпустил также переводы-пересказы для детей и юношества Гаргантюа и
Пантагрюэля Ф.Рабле, одного из Путешествий Гулливера Дж.Свифта, Тиля
Уленшпигеля Ш. де Костера, а также стихотворное переложение поэмы Шота
Руставели Витязь в тигровой шкуре. Тем не менее в 1938 он был арестован
и осужден как участник вымышленной террористической организации
ленинградских писателей. Его "дело", следствие с пытками и лагерные
мытарства кратко описаны в его воспоминаниях История моего заключения
(журнал "Даугава", 1988, № 3).
3
Колымский срок был прерван, и уже в 1943 Заболоцкий получил статус
ссыльно-поселенца сперва на Алтае, затем в Казахстане. В 1946 он
переехал в Москву, в 1948 опубликовал сборник Стихотворения, в котором
превалируют произведения грузинской тематики, среди них – Горийская
симфония, акафист Сталину, написанный еще в 1936 и переизданный к
семидесятилетию вождя. Заболоцкому было предложено превратить свой
пересказ 1930-х годов поэмы Шота Руставели в полный перевод. Как и
заказанное ему стихотворное переложение Слова о полку Игореве, это было
одной из самых престижных и выгодных переводческих работ советского
времени.
Никакой лирики лагерно-ссыльного периода не сохранилось, и никаких
свидетельств о существовании таковой не имеется; новые стихотворения
начинают появляться с 1946. Они представляют собой результат творческой
эволюции, определившейся еще в 1934–1937. Заболоцкий использует поэтику
жестокого романса; характерна она и для стихотворений трагического
звучания (В этой роще березовой, Старая сказка, Воспоминание, Где-то в
поле возле Магадана и т.д.). Между тем стихотворение Облетают последние
маки содержит прямое и открытое авторское признание: "Нет на свете
печальней измены, чем измена себе самому".
И прижизненный сборник
Стихотворения (1957), и посмертное Избранное (1960) дают заведомо
искаженное представление о лирике Заболоцкого, включая лишь немногим
больше половины его произведений 1936–1958 и целиком отсекая
стихотворения и поэмы раннего периода, противоречившие благолепному
образу советского поэта.
Сам Заболоцкий от своего раннего творчества не отрекался и не оставлял
надежды на публикацию более или менее полного собрания. Он составил его
дважды – в 1952 и 1958; предугадывая обязательные претензии
стилистической цензуры, пытался без особого успеха приглаживать тексты
1926–1936, вопреки тогдашней программной "красоте неуклюжести" (Битва
слонов, 1931): "Весь мир неуклюжего полон значения!". Впервые поэзия
Заболоцкого была представлена читателю с достаточной полнотой в 1965
(Большая серия "Библиотеки поэта"). Ряд ранних стихотворений и поэма
Птицы (1933) оставались неопубликованными до 1972. В первоначальном виде
Столбцы и поэмы 1930-х годов были заново опубликованы в книге Вешних
дней лаборатория (1987).
Умер Заболоцкий в Москве 14 октября 1958.
Литература
Заболоцкий Н. Избранные произведения, тт. 1–2. М., 1972
Заболоцкий Н. Змеиное яблоко. Л., 1972
Турков А. Николай Заболоцкий. Жизнь и творчество. М., 1981
Заболоцкий Н. Собрание сочинений, тт. 1–3. М., 1983–1984
Ростовцева И.И. Николай Заболоцкий. Опыт художественного познания. М.,
1984
Воспоминания о Н.Заболоцком. М., 1984
Заболоцкий Н. Стихотворения и поэмы. М., 1985
Македонов А. Николай Заболоцкий. Жизнь. Творчество. Метаморфозы. Л.,
1987
Литература
www.pseudology.org
|
|