| |
1927 |
Викентий Викентиевич Вересаев |
Пушкин в жизни |
Монтаж мнений
эпохи*
В Москве
От переезда в
Петербург до путешествия в Арзрум
Путешествие в Арзрум
Перед женитьбой
Первые годы женатой
жизни
Поездка на Восток
В придворном плену
Анонимный пасквиль. Первый
вызов. Женитьба Дантеса
Дуэль, смерть и
похороны
Эпилог
Дополнения и
комментарии*
---------------------
*) Подготовка
текста, предисловие, комментарии, оформление издательства "Московский
рабочий", 1984 г.
Вересаев В. В
глуши. Недра: Литературно-художественный сборник / Редактор Н.С. Ангарский.
М. Недра. 1929. Кн. 15
Вересаев В. В студенческие годы. Недра: Литературно-художественный сборник /
Редактор Н.С. Ангарский. М. Недра. 1929. Кн. 16
Вересаев В. В сухом тумане. Строители. М.; Л. Молодая гвардия. 1926
Вересаев В. В тупике. Часть 1. Южный альманах / Под редакцией А.Б. Дермана,
К.А. Тренева, Я.А. Тугенхольда. Симферополь. Крымиздат. 1922. Кн. 1
Вересаев В. В тупике. Часть 1. Недра: Литературно-художественные сборники.
М. Новая Москва. 1923. Кн. 1
Вересаев В. В тупике: Роман в 3 частях. Часть 2. Недра:
Литературно-художественные сборники. М. Новая Москва. 1923. Кн. 2
Вересаев В. В тупике: Роман в 3 частях: Окончание. Недра:
Литературно-художественные сборники. М. Новая Москва. 1924. Кн. 3
Вересаев В. Дедушка. Слово. 2-е издание. М. Книгоиздательство писателей в
Москве. 1917. Сб. 6
Вересаев В. Детские рассказы: Очень коротенькие. Недра:
Литературно-художественные сборники / Ответственный редактор Н.С. Ангарский.
М. Недра. 1928. Кн. 13
Вересаев В. Дома. 1905 год в русской художественной литературе: Сборник
поэзии и прозы / Составитель А. Богданов. Часть 1: Город. М.; Л. ГИЗ. 1926
Вересаев В. Домой: Из книги "На войне". 1905 год в русской художественной
литературе: Сборник поэзии и прозы / Составитель А. Богданов. Часть 1: Город.
М.; Л. ГИЗ. 1926
Вересаев В. За гранью. Московский альманах. М. Книгоиздательство писателей в
Москве. 1922. [Кн.] 1
Вересаев В. Из Гете. Вершины: Литературно-художественный альманах.
Екатеринослав. Без издательства. 1920. Вып. 1 Содержание: Наш дух в те дни,
когда заботой он терзаем...; Откуда я пришел? Могу-ли это знать я...
Вересаев В. Из Гомера. Творчество: Альманах. М.; Пг. Творчество. 1917. Кн. 1
Содержание: VI: К Афродите; XXX: К Гее, матери всех
Вересаев В. Из детских лет. Недра: Литературно-художественные сборники. М.
Недра. 1925. Кн. 8
Вересаев В. Из отроческих лет. Недра: Литературно-художественные сборники /
Под редакцией Н.С. Ангарского. М. Недра. 1927. Кн. 10
Вересаев В. Из отроческих лет. Недра: Литературно-художественные сборники /
Под редакцией Н.С. Ангарского. М. Недра. 1927. Кн. 11
Вересаев В. Леонид Андреев: Из воспоминаний. Утренники / Под редакцией Д.А.
Лутохина. Пб. М.С. Кауфман. 1922. Кн. 1
Вересаев В. Марья Петровна. Слово. 3-е издание. М. Книгоиздательство
писателей в Москве. 1917. Сб. 4
Вересаев В. Махновцы: Из повести "В тупике". За власть Советов: Сборник /
Под редакцией Отдела работниц и крестьянок ЦК РКП(б) и Отдела печати ЦК
РЛКСМ. М.; Л. Молодая гвардия. 1925
Вересаев В. Фальцовщицы: Отрывки из повести "Два конца". Пройденный путь:
Сборник / С предисловием и под редакцией Отдела работниц и крестьянок ЦК
РКП(б) и Отдела печати ЦК РЛКСМ. М.; Л. Молодая гвардия. 1925
Вересаев В.В.А.С. Пушкин и А.Ф. Закревская. Пушкинский альманах:
Литературный вечер, посвященный столетней годовщине выхода в свет первого
сборника стихотворений А.С. Пушкина (СПб., 1826). М. ГАБТ. 1926
Вересаев В.В. Из лирики Гете: Стихи. Наши дни: Художественные альманахи /
Под редакцией В.В. Вересаева. М. Гиз. 1922. N 1 [Стих] C.171-177 Содержание:
Напоминание; Человеческое чувство; Бодрость; Блаженная тоска; Самочувствие;
Во всяком случае
Вересаев [1867-1945] —
псевдоним известного современного писателя Викентия Викентьевича Смидовича.
Р. в гор. Туле в семье врача-общественника. Окончив классическую гимназию,
он поступает на историко-филологический факультет СПБ. университета и в 1888
получает звание кандидата исторических наук. Едет потом в Дерпт изучать
медицину. В 1894 — он врач и приступает в родном городе к медицинской
деятельности. Скоро переезжает в Петербург. В годы бездорожья,
разочарований, пессимизма находит путь к марксизму и рабочим, примыкает к
лит-ому кружку марксистов (Струве, Туган-Барановский, Неведомский, Маслов,
Калмыкова и др.) и сотрудничает в журналах: "Новое слово", "Начало", "Жизнь".
В 1904, во
время русско-японской войны, его призывают на военную службу, и он
отправляется на поля далекой Манджурии. Началом лит-ой деятельности В.С.ледует считать конец 1885, когда он помещает
в "Модном журнале" стихотворение "Раздумье". Писатель сложился на грани двух эпох: он начал
писать, когда потерпели крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы
народничества, а в жизнь стало упорно внедряться марксистское мировоззрение,
когда дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена
буржуазно-городская культура, когда город был противопоставлен деревне, а
пролетариат — крестьянству. Творчество писателя этого времени — переход от
80-х гг. к 900-м, от Чехова к Горькому.
В своей
автобиографии В. пишет: "Пришли новые люди, бодрые и верящие. Отказавшись от
надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующуюся силу
в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для
развития этой новой силы. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках
и заводах, велись кружковые занятия с рабочими, ярко дебатировались вопросы
тактики... Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и
меня... Летом 1896 вспыхнула знаменитая стачка ткачей, поразившая всех своей
многочисленностью, выдержанностью и организованностью". Ближе к 1905
общество и литературу охватил революционный романтизм и зазвучала песнь "безумству храбрых"; В. не увлекся
"возвышающим обманом", он не убоялся "тьмы низких истин". Во имя жизни он дорожит истиной и без всякого
романтизма рисует те пути и дороги, которыми шла демократическая
интеллигенция, связанная с прогрессивно-демократической мыслью и
революционным движением. Поэтому В. и зовут художником-историком русской
интеллигенции. Его творчество действительно отражает этап за этапом в
развитии русской интеллигенции. Эти этапы отмечены даже в самом заглавии его
произведений.
В 1894 была написана повесть "Без дороги". Автор дает картину мучительных и
страстных поисков молодым поколением (Наташа) смысла и путей жизни,
обращается за разрешением "проклятых вопросов" к старшему поколению (врач
Чеканов) и ждет ясного, твердого ответа, а Чеканов бросает Наташе тяжелые,
как камни, слова: "Ведь у меня ничего нет. К чему мне честное и гордое
миросозерцание, что оно мне дает? Оно уже давно мертво". Чеканов не хочет
признать, "что он безжизненно нем и холоден; однако обмануть себя он не в
состоянии" и погибает. В годы бездорожья, когда героически пала после
уничтожения Александра II "Народная воля", интеллигенция действительно
мучилась угрызениями совести, особенно под вопрошающим натиском молодежи,
жаждущей полезной и разумной общественной деятельности, но не знающей, с
чего и как начать. Такая полоса длилась целое десятилетие. За 90-е годы
происходят события: создаются марксистские кружки, появляются "Критические
заметки об экономическом развитии России" Струве, выходит книга Бельтова "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", вспыхивает известная
стачка ткачей в Петербурге, выходит марксистское "Новое слово", потом "Начало"
и "Жизнь". В 1897 В. дает повесть "Поветрие". Наташа уже не томится "беспокойными исканиями",
"она нашла дорогу и верит в жизнь", "от нее так и
веет бодростью, энергией, счастьем". Повесть зарисовывает полосу, когда
молодежь в своих кружках набросилась на изучение марксизма и пошла с
пропагандой идей социал-демократии в рабочие массы, — на заводы и фабрики.
К началу столетия развертывается борьба между революционным и легальным
марксизмом, между ортодоксами и ревизионистами, между "политиками" и "экономистами". В декабре 1900 начинает выходить
"Искра". Организуются
группы социалистов-революционеров, раздаются выстрелы Карповича и Балмашева.
Выходит "Освобождение" — орган либеральной буржуазии. Общество увлекается
индивидуалистической философией Ф. Ницше, частью зачитывается
кадетско-идеалистическим сборником "Проблемы идеализма". Происходит
идеологическое и психологическое расслоение интеллигенции. Этот процесс
нашел свое отображение в повести "На повороте", вышедшей в конце 1902.
Варвара Васильевна не мирится с медленным и стихийным подъемом рабочего
движения, историческая закономерность ее раздражает, хотя она и сознает: "я
— ничто, если не захочу признать этого стихийного и его стихийности". Она не
хочет чувствовать себя второстепенной, подчиненной силой, придатком к
рабочему классу, каковым в свое время были народники по отношению к
крестьянству.
Правда,
теоретически Варя остается прежней марксисткой, но мироощущение ее
надломилось, изменилось. Она глубоко страдает и, как человек большой,
глубокой искренности и совести, кончает самоубийством, сознательно
заразившись у постели больного.
В Токареве психологический распад выражен
сильнее, ярче. Он мечтает об изящной жене, усадьбе, уютном кабинете и "чтобы
все это покрывалось широким общественным делом" и не требовало больших
жертв. В нем нет внутреннего мужества Вари, свое отступление он прикрывает
ревизионистской теорией, философствуя, что в учении Бернштейна "больше
настоящего реалистического марксизма, чем в правоверном марксизме". Сергей —
с налетом ницшеанства, он верит в пролетариат, чтит его, "но он хочет прежде
всего верить в себя".
Он, как и Варя, гневно обрушивается на стихийность.
Таня — полна энтузиазма, самоотверженности, она готова на борьбу со всем
жаром своего молодого сердца. Без особого анализа отчетливо видны
психологические сдвиги в рядах интеллигенции: примиряющийся Токарев,
усомнившаяся Варя, уверенная Таня; чувствуется столкновение марксистской,
эсеровской и ницшеанской идеологий. Бернштейн спорит с Марксом.
Война и пятый год нашли отражение в записках "На войне". Пронеслась
революционная буря пятого года. Наступила реакция. Началась переоценка
ценностей. Многие из интеллигенции разочарованно отошли от революционной
работы. Крайний индивидуализм, пессимизм, мистика и церковность, эротизм
окрасили эти годы. В 1908, в дни торжества Санина и Передонова, выходит
повесть "К жизни". Чердынцев, видный и деятельный социал-демократ, в момент
распада, утратив ценность и смысл человеческого существования, страдает и
ищет утешения в чувственном наслаждении, но все напрасно. Внутренняя
сумятица проходит лишь в общении с природой и при связи с рабочими массами.
Поставлен острый вопрос тех лет о взаимоотношениях интеллигенции и массы,
"Я" и человечества вообще.
В первые годы Октябрьской революции интеллигенция настолько растерялась, что
совершенно не поняла смысла совершившегося переворота и пошла за
контрреволюцией. Эту смутную и печальную пору писатель отразил, выпустив в
1922 роман "В тупике". Дано семейство Сартановых. Иван Иванович, ученый,
демократ, вообще ничего не понимает в развернувшейся исторической драме;
дочь его Катя, меньшевичка, беспомощно шатается из стороны в сторону, не
зная, что делать. Оба — по одну сторону баррикады. Другая дочь, Вера, и
племянник Леонид — коммунисты, они — по другую сторону. Трагедия,
столкновения, споры, беспомощность, тупик. Такова написанная В.
художественная история русской интеллигенции за последние сорок лет.
В. — историк интеллигенции, но у него есть вещи о рабочих и крестьянах,
правда случайные и для его творчества не характерные. В повести "Конец
Андрея Ивановича", в очерке "На мертвой дороге" и в ряде других произведений
писатель дает изображение рабочего на первой стадии развития его классовой
сознательности. В прекрасном очерке "Лизар" рисуется власть денег над
деревней. Деревне посвящено еще несколько очерков. Особо стоят нашумевшие в
свое время "Записки врача", в которых автор с величайшей искренностью
анализирует нравственные мучения молодого врача и вскрывает его сомнения,
затруднения и беспомощность на работе.
Большой интерес
представляет работа о Достоевском, Толстом и Ницше, озаглавленная "Живая
жизнь" (две части). Это теоретическое оправдание повести "К жизни"; здесь
автор вместе с Толстым проповедует: "Жизнь человечества — это не темная яма,
из которой оно выберется в отдаленном будущем. Это светлая, солнечная
дорога, поднимающаяся все выше и выше к источнику жизни, света и целостного
общения с миром!.." "Не прочь от жизни, а в жизнь, — в самую глубь ее, в
самые недра". Единство с целым, связь с миром и людьми, любовь — вот основа
жизни. За годы революции вышли работы В.: "В юные годы" (Воспоминания); "Пушкин в жизни"; переводы с древнегреческого:
"Гомеровы гимны", "Работы и
дни" Гезиода. По манере письма В. — реалист. Выдающимся художественным
мастерством он не обладает, нередко публицистика вытесняет образ, а разговор
заменяет действие. Что особенно ценно в творчестве писателя, — это его
глубокая правдивость в отображении среды, лиц, а также любовь ко всем,
мятежно ищущим разрешения социального вопроса. Его герои даны не столько в
процессе борьбы, работы, сколько в поисках путей жизни.
Библиография:
II. Кранихфельд В., В.
В.С.мидович, "История русской лит-ры", под ред. Овсянико-Куликовского, т. V, М., 1908-1912;
Львов-Рогачевский, В.
В. Вересаев, "Русская лит-ра XX в.", под редакцией С. Венгерова, т. I, М.,
1914;
Неведомский М., Зачинатели и продолжатели, П., 1919;
Луначарский А.
В., Этюды, М. — П., 1922.
Валерьян Полянский
Литература
www.pseudology.org
|
|