| |
Издательство имени Чехова,
Нью-Йорк, 1953, 370с.
|
Николай Владиславович
Вольский-Валентинов |
Встречи с Лениным
Два признания
|
Это было в марте. Я случайно встретил Ленина
на rue de Carouge и пошел его проводить до дому. Сделав несколько шагов,
мы увидели идущую к нам навстречу В.И. Засулич. Не желая с нею столкнуться нос с носом, Ленин
взял меня за руку и быстро свернул в сторону. Он знал, что со времен
съезда партии Засулич его ненавидит и отвечал на это холодным презрением.
Всё, что она говорила, Ленин считал не заслуживающим никакого внимания.
Засулич, по его мнению, уже давно потеряла способность понимать и
разбираться в окружающем. Хотя она была ярая
меньшевичка, а Я — в моем
представлении — твердокаменный большевик, все же мне казалось, что Ленин
слишком пристрастно, несправедливо судит о Засулич.
Неожиданная встреча
толкнула меня начать о ней разговор
— Вы, Владимир Ильич, очень мало цените Засулич, а всё-таки эта старушка
— молодчина, например, ясно и основательно она проанализировала смысл
событий на юге России и мягко, но твердо, одернула моего товарища
Пономарева и меня за некоторые увлечения и иллюзии.
— О какой статье Засулич вы говорите?
— «О чем нам говорят июльские дни в Киеве». Статья под таким названием
была сначала напечатана в № «Искры» от 25 ноября 1903 г., а потом
приложена в качестве предисловия к брошюре Правдина «Революционные дни в
Киеве», редактированной {143} Лениным и Крупской. Это обстоятельство
вероятно и привлекло внимание Ленина к тому, что Я говорю о Засулич.
— В чем же вы видите «молодечество» Засулич? Что вас так в ней восхитило?
Насколько помню, никаких особых достоинств и ценных мыслей в статье не
было.
Отвечая на это Ленину, Я счел нужным рассказать какого рода письмо,
посланное из Киева к Засулич, побудило ее написать вышеупоминаемую
статью.
В начале девятисотых годов Киев не был значительным индустриальным
городом. Рабочее движение в нем было очень слабым. Местный комитет
партии не мог похвалиться большим влиянием на рабочую массу. По всем
видимым признакам она спала. И вдруг 21 июля 1903 г. прокламации
комитета сыграли здесь некоторую роль, начинается забастовка в
железнодорожных мастерских, по численности рабочих важнейшем предприятии
Киева. В тот же день или на следующий, хорошо не помню, бастуют
машиностроительный завод и несколько мелких заведений. Число бастующих
превышает 4.500 человек. Явление в Киеве невиданное, неслыханное.
23 июля — день для меня памятный, Я впервые говорил пред двумя с лишком
тысячами железнодорожных рабочих, — начинаются стычки между рабочими,
войсками и казаками. Рабочие препятствуют выходу паровозов из депо,
отправке поездов. Солдатам приказано стрелять в толпу, а казакам
разгонять ее нагайками. В этот день есть убитые — восемь человек. Слух о
стрельбе бежит по городу, говорят уже о десятках убитых. Среди рабочих
растет возбуждение, негодование. В нижней части Киева, на Подоле,
рабочие бьют стекла на мельнице миллионера Бродского. Войско опять
стреляет, снова два убитых, пораженных шальными пулями. Лозунг «долой
убийц» — летит уже по всему рабочему Киеву. Забастовка превращается во
{144} всеобщую. Бастуют трамваи, типографии, пароходные мастерские,
казенный склад, завод Гретера, дрожжевой завод, булочные, колбасные,
кирпичные заводы, строительные рабочие. Вся жизнь как будто,
останавливается.
Полиция, видя размеры движения, понимает, что она не
может его остановить и отходит в сторону. Уличные митинги с пламенными
речами происходят беспрепятственно на ее глазах. Охрана города
передается войску и казакам.
Комитет партии чувствует, что бастующие ждут указания, что им делать. Им
нужно бросить какой-то лозунг. В Комитете дебатируют, отвергают
предложение о панихиде по убитым, долго спорят, ищут «лозунга» и с
промедлением решают пригласить всех «честных людей» собраться на
Софийской площади в час дня в воскресенье 27 июля — провозгласить «вечную
память» убитым и заклеймить убийц-слуг царского правительства.
Демонстрация по замыслу Комитета должна иметь мирный характер и длиться
не более полчаса.
На эту демонстрацию, кроме нескольких десятков лиц, главным образом
членов организации, никто не пришел. Обширная Софийская площадь была
пустыннее, чем обычно и в час дня, именно когда должна была начаться
демонстрация, по всем линиям города побежали трамвайные вагоны,
невидимые в предыдущие дни. Без всякого лозунга, без всякого приглашения,
рабочие приступили к работе. Забастовка окончилась столь же внезапно,
таинственно, непонятно, как из солидарности с железнодорожными рабочими
— она вспыхнула и превратилась во всеобщую.
На члена Комитета Н.Ф. Пономарева и на меня, которого Правдин в своей
брошюре называет «сторонником решительных мер», — события июльских дней
произвели огромное впечатление. От того ли, что впервые пришлось
говорить перед двумя тысячами железнодорожных рабочих, потом на
многолюдной сходке за {145} Днепром типографских рабочих, на Галицком
базаре, в разных других местах, т.е. находиться всё время среди крайне
возбужденной толпы, ею возбуждаться, ее возбуждать — Я потерял всякое
равновесие, потерял голову. Бешеное желание мести охватывало меня при
мысли об убитых. После окончания забастовки мы с Пономаревым решили, как
мы говорили, «всё додумать до конца», понять, что же произошло.
Пономареву, как и мне, ему в меньшей степени, казалось, что мы были
свидетелями каких-то экстраординарных событий, нигде и никогда в таком
виде не происходивших в мире.
Забастовка нам показала, что рабочий класс — Сфинкс
Его мы не знаем. Какие до сих пор были у нас пути и средства, чтобы
добраться до мыслей и чувств этого Сфинкса? Наш организованный «контакт»
с рабочим классом несмотря на всю энергию его упрочить — был слаб. И
показания, даваемые этим контактом, приводили к заключению, что рабочая
масса находится в глубокой спячке, среди нее нет никаких признаков
стойкого революционного чувства. Всеобщая стачка грянула как гром среди
белого дня. Она свидетельствовала, что у нас нет в сущности никакого
знания о действительном состоянии и психологии рабочих. Во время стачки
проявилась, с одной стороны, неожиданная, необычайной силы, солидарность
всех рабочих профессий, а с другой стороны, совершенно не предполагаемое
революционное чувство и готовность рабочих не останавливаться перед
самыми крайними средствами борьбы и отпора властям.
Судя по поведению Киевского Сфинкса, о психологии которого мы «ни черта
не знали», (лишь гадали на основании книжных формул) легко можно
допустить, тому доказательство стачка в Ростове, — что Сфинкс может себя
проявить и в других городах и местах. Следовательно, революция, о
которой принято говорить, как о чем-то отдаленном, может придти
неожиданно, гораздо скорее, чем мы думали {146} (через два года она и
пришла!). А сойдясь на этом, мы стали обсуждать, во-первых, что во время
июльских дней мы должны были бы делать и не делали, и, во-вторых, что
должна делать партия, когда уже во многих городах вспыхнет такая же
неожиданная и останавливающая всю жизнь забастовка как в Киеве?
Мы
порешили, что, в предчувствии подобных событий, партия должна иметь
тщательно разработанный план действий и требований. Доклад на эту тему Я
набросал и передал Пономареву, он должен был внести в него свои поправки
и дополнения. За подписью нас обоих мы хотели послать его в «Искру», но
вскоре после этого Я был арестован и за составление доклада в
окончательном виде взялся один Пономарев.
Н.Ф. Пономарев — большая умница и талантливый человек (как многие
русские люди он погиб от пьянства и от в пьяном виде полученной и
запущенной болезни), анализируя мой доклад, конечно, заметил его
«хилиастический», имперессионистский характер и разные революционные
«излишества». Недели чрез две после июльских событий, революционный
хмель, круживший нам голову, с него слетел и он смотрел на вещи гораздо
более трезво. Мой доклад он переделал, придал ему «трезвый» вид и послал
его В.И. Засулич.
Он, однако, оставил нетронутой мысль, что ничего подобного Киевским
событиям в Европе никогда не происходило, и что в ожидании будущих
подобных событий нужно иметь общероссийский «план действий». «Не настала
ли пора подумать, как именно должно произойти падение царизма, и что
станет непосредственно на его месте? Не пора ли начать определять
способы и пути революции. Решительная минута не так уж далека и
встретить ее неподготовленными, без определенного плана, было бы
величайшей ошибкой. Если бы удалось в каком-нибудь центре временно
овладеть властью, победа, вследствие отсутствия определенного {147}
общерусского плана, обратилась бы в поражение. А о победе можно не
только мечтать, но и думать».
Статью Засулич, отвечающую на письмо Пономарева, Я прочитал только попав
в Женеву. Все ее суждения мне показались очень правильными.
Гипнотизирующее влияние киевских событий от меня тоже отлетело и критика
Засулич, направлявшаяся против «плана», дирижирующего ход революции, и
утверждения, что стачек, подобных Киевским нигде в Европе не происходило,
мне представлялись вполне основательными.
Рассказывая обо всем этом Ленину, в ответ на его вопрос, что меня «восхитило»
в статье Засулич, Я сказал:
— Хорошо, что в руки Засулич попало письмо Пономарева, а не мой доклад.
Вот влепила бы она мне за разные глупости, а глупости были неизбежны
потому, что голова кружилась.
Ленину, которому, насколько можно было заметить, мало доставляло
удовольствия слышать похвалы Засулич, спросил:
— А за какие такие глупости вы могли ожидать от нее порицание?
— О, их было много. Например, предложение строить баррикады.
— С каких это пор на языке революционера баррикады называются глупостями?
Не с того ли момента, когда всякий революционный акт, не входящий в
горизонт «Новой Искры», начали считать опасным «бланкизмом», «якобинизмом»?
— Вы неправы, Владимир Ильич, баррикады в июле в Киев были бы даже
больше, чем глупостью. Было бы убитых не десять человек, а 200 или 300,
что от этого выиграл бы рабочий класс?
— Не будем пока это обсуждать, лучше скажите — какие это другие глупости,
которые вы предлагали делать?
{148}
— Если не глупостью, то некоторой пинкертоновщиной было
предложение, надев маски, овладеть ночью какой-нибудь типографией и там
заставить наборщиков набрать и отпечатать большие революционные афиши.
Мало продуманной авантюрой было и предложение ворваться в квартиру
губернатора Штакельберга, считавшегося главным виновником стрельбы в
железнодорожных рабочих, увести его куда-нибудь за город и там не убить
и не повесить, а беспощадно высечь розгами.
Ленин меня прервал и сказал, что ему совсем не нравится «усмешечка», с
которой Я якобы, рассказываю о киевских событиях. «Засулич вас слегка
покритиковала и вы уже не знаете как ей угодить, попасть в ее линию, не
замечая, что линия-то кривая». Для исчерпывающей характеристики Ленина,
его политической линии, то, что потом он говорил, мне теперь кажется
крайне важным. К сожалению, Я не в состоянии это передать с достаточной
полнотой и точностью, какую бы требовал данный случай. Из памяти,
например, вылетела его мотивировка, что «линия» Засулич в оценке
июльских дней в Киеве была «кривой».
Его дальнейшие рассуждения
окончившиеся заявлением, что он — Ленин — доживет до социалистической
революции в России — показались мне до такой степени неожиданными, столь
двусмысленными, столь противоречивыми господствовавшей марксистской
доктрине, отвергавшей мысль о близости социалистической революции, что Я
колебался как относиться к словам Ленина, не шутка ли это? Вероятно
такое состояние неуверенности и привело к тому, что слышанные слова не
запечатлелись с четкостью, как при других разговорах с Лениным и Я не
могу передать ни оттенков мысли Ленина, ни ее развития, а лишь грубые
куски, вырванные из этого разговора. Возражая Ленину по поводу «усмешечки»
Я сказал:
— Вопрос не в «усмешечке», а в освобождении от иллюзий, в требовании
трезвой оценки того, что {149} произошло. Захваченные совершенно
непредвиденными событиями, считая обнаружившуюся в них огромную
солидарность всех даже самых отсталых рабочих явлением экстраординарным,
мы подверглись такому идейному шатанию, что готовы были думать, что
узрим социалистическое небо.
— О социалистическом небе (выражение мне не нравится), надеюсь, вы
говорите без усмешечки и не считаете глупостью? Вас тогда нужно бы из
партии гнать!
— Не искажайте мои слова! Не социализм глупость, а глупость в июле 1903
г. видеть социализм, появляющимся из-за спины десяти или двенадцати
тысяч забастовавших киевских рабочих, в конце концов, горстки рабочих.
— Горстки? А сколько вам нужно миллионов, чтобы сказать — вот идет
социализм? Нужно ли для этого 8.888.888 и ни одним рабочим меньше?
И Ленин начал объяснять, что, с точки зрения теории, для установления
социализма нужны объективные экономические условия и условия
субъективные — организованность рабочего класса, его революционность,
готовность рабочих бороться, иначе говоря, «социалистическое движение».
Но, особенно подчеркнул он, вот что не нужно забывать. Английский
капитализм вполне создал объективные материальные предпосылки для
социалистического строя, а между тем, социалистического революционного
движения в Англии совсем нет.
Трэд-юнионизм не есть социализм. В этом
отношении наши киевские и ростовские рабочие, проявившие всех поразившую
солидарность и желание прибегнуть даже к самым крайним средствам борьбы,
куда более социалистичны, чем английские.
То же самое можно сказать и об
Америке
Социалистическая революционность в ней нуль, а объективные
предпосылки для социализма более обширны чем в Англии. Упускать
субъективный {150} фактор, характер, революционность рабочего движения
страны и оперировать только объективным, экономическим фактором, значило
бы «опошлять» марксизм. Нужно «диалектически» относиться и к самому
вопросу об объективных условиях социализма. Нет никакого абсолютного и
формального измерения экономической подготовленности страны к социализму.
Нельзя сказать, — данная страна готова к социализму, раз в ней, например
«60% » принадлежат к рабочему классу. «Истина всегда конкретна, всё
зависит от обстоятельств времени и места». В стране среди десятков тысяч
разных предприятий может быть только 50 очень больших фабрик и заводов.
С формальной точки зрения никаких социалистических перспектив у этой
страны в данный момент нет.
Число больших предприятий смехотворно мало и
число их рабочих в общей рабочей массе страны ничтожно, но если эти 50
предприятий сосредоточивают у себя важнейшее производство страны — уголь,
чугун, сталь, нефть и т.д. и все их рабочие превосходно организованы в
революционную социалистическую партию, являются передовым, самым
сознательным авангардом рабочего класса, отличаются высокой степенью
боевой энергии — вопрос о социалистических перспективах в этой стране и
о значении «горсти» рабочих принимает совсем не тот вид, который придают
вопросу люди «опошляющие марксизм». Таким пошляком был П.
Струве —
сказал Ленин. В бытность его легальным марксистом, в частной беседе,
ссылаясь на все законы об условиях победы социализма, Струве доказывал,
что в России раньше чем чрез 100 лет нельзя и думать о введении
социализма.
В рассуждениях Ленина было для меня что-то настолько странное,
двусмысленное, противоречащее общепринятым партийным понятиям, что Я
воскликнул:
— Сознаюсь, не понимаю, куда клонят ваши слова! Неужели вы в самом деле
думаете, что в России в близком времени может быть социалистическая
революция?
{151} Но ведь по всем правилам марксизма и не Струве, а Энгельса и
Плеханова, можно доказать, что в России нет и долгое, долгое время не
будет никаких возможностей такой революции. Социалистическую революцию
ни вы, ни Я во всяком случае не увидим.
— А вот Я, позвольте вам заявить, глубочайше убежден, что доживу до
социалистической революции в России.
Мы подошли в это время к дому, где жил Ленин, и он ушел к себе. Разговор
был окончен и на эту тему больше не возобновлялся. Заключительные слова
Ленина быть может были только шуткой? Нет, они были вполне серьезны.
Заявление подобные тому, что Я от него услышал, Ленин два года до этого
делал и другим лицам. В журнале «Пролетарская революция» (1924 г. № 3)
H.И. Алексеев рассказывает, что в 1902 г. в Лондоне, беседуя с Лениным,
он насмешливо отозвался об одной английской газете («Джастис»), делавшей
предположение о возможности в близком времени в России социалистической
революции. Алексеев, как вся партия, считал такую мысль, конечно,
абсурдной и ее высмеивал. Замечаниями Алексеева Ленин был очень
недоволен. «А Я надеюсь дожить до социалистической революции, — заявил
он решительно, прибавив несколько нелестных эпитетов по адресу скептиков».
Глубочайшая вера Ленина «дожить до социалистической» революции меня
сейчас никак, нисколько не удивляет
Это аксессуар его двойственной души.
С тех пор как его «перепахал» Чернышевский (1887-1888 г.), он в своем
подсознании, в глубинах души, носил социалистический хилиазм,
присутствие скрытых или более явных элементов которого можно проследить,
анализируя его произведения, начиная с самых ранних, написанных в
1893-94 г. В Сибири, в ссылке, этот
хилиазм как будто исчез, в этот
период Ленин в своих политических и экономических взглядах обнаружил
поразительную {152} умеренность и трезвость, но в следующем периоде,
начиная с «Что делать» хилиазм опять выплыл наружу.
Ровно через год
после того, что Я слышал от Ленина, он в газете «Вперед» (№ 30 март 1905
г.) писал, что социал-демократия «осрамила бы себя», пытаясь «поставить
своей целью социалистический переворот». Но одновременно проповедуя
необходимость «диктатуры пролетариата и крестьянства», — он
замаскированным путем фактически, бессознательно, толкался к тому самому
социалистическому перевороту, который, как будто бы отвергал (Сталин в
его «Кратком курсе истории компартии» (издание 1950 г., стр. 70) пишет,
что в 1906-7 г.г. «диктатура пролетариата и крестьянства нужна была
Ленину не для того, чтобы завершив победу революции над царизмом,
закончить на этом революцию, а для того чтобы начать прямой переход к
социалистической революции».
Вот редкий случай, когда мы соглашаемся со
Сталиным. «Это была, утверждает он, новая установка по вопросу о
соотношении между буржуазной и социалистической революциями». Здесь уже
ошибка: особенного нового в такой «установке» нет. С конца 50-х годов 19
столетия в революционной среде (вспомним хотя бы Чернышевского) глубоко
сидит мысль о прямом переходе, минуя буржуазный строй, к социализму).
вера в духе Чернышевского и левых народовольцев, якобинцев-бланкистов в
социалистическую революцию и неискоренимая, недоказуемая, глубокая,
чисто религиозного характера (при воинственном
атеизме) уверенность, что
он доживет до нее — вот что отличало (и выделяло) Ленина от всех прочих
(большевиков и меньшевиков) российских марксистов. В этом была его
оригинальность. И, вероятно, здесь нужно искать одно из объяснений его
загадочного, непонятного, гипнотического влияния, о котором писал
Потресов.
Если при более глубоком знании Ленина мне ни в коем случае не следовало
бы так удивляться услышанному от него убеждению, что он доживет до
социалистической революции, было другое его признание не вызвавшее во
мне ни удивления, ни чувства неожиданности, {153} встреченное как нечто
естественное и понятное. А между тем оно должно вызывать недоумение,
слишком уже оно несвойственно Ленину. К этому другому признанию Я сейчас
и перейду, но могу это сделать не прямо, а проходя только через мостик
некоторых моих сентиментов и переживаний, без привлечения которых
обстановка признания Ленина станет непонятной.
В России до 1905 г. сочинения Герцена были запрещены. С цензурными
выемками первое издание некоторых его произведений появилось лишь в 1907
г. Из всего литературного наследия Герцена Я знал лишь его самые ранние
статьи, случайно попавшиеся мне в руки в Уфе в старых журналах. Позднее
удалось прочитать «С того берега», но не в подлиннике, а в немецком
переводе. Может быть, потому, что некоторые страницы «Vom anderеn Ufer»
показались нелегкими для чтения, потребовав словаря, это произведение не
оставило в мозгу никакой зарубки. В Женеве впервые пришлось прочитать
главное произведение Герцена «Былое и думы». То было настоящее открытие,
полное огромного интеллектуального и эстетического наслаждения. Я и жена
моя были буквально покорены талантливостью «Былого и дум» и так как мы
оба провели детство в деревне, точнее сказать, в помещичьих усадьбах,
нам, как мне кажется, были более чем другим близки, душевно созвучны,
страницы, где Герцен вспоминает свою жизнь в Покровском и Васильевском,
подмосковных имениях его отца (Мог ли Я тогда предполагать, что в
1914-15 г. буду часто бывать в доме Герцена в Покровском, производить «раскопки»
на чердаке покосившегося столетнего амбара, найду акт от 1823 г. ввода
Яковлева — отца Герцена, во владение Покровским, равно как некоторые
документы, относящиеся к лету 1843 г., когда Герцен
там жил).
В «Былом и думах» в главе о Покровском есть места, настраивавшие меня в
Женеве на острые ностальгические чувства. Например:
{154} «Перед домом (в Покровском), — писал Герцен, — за небольшим полем
тянулся темный строевой лес, чрез него шел просек в Звенигород. По
другую сторону тянулась селом и пропадала во ржи пыльная, тонкая тесемка
проселочной дороги, выходившей чрез майковскую фабрику на Можайку. Мы
жили в деревне до поздней осени. Изредка приезжали гости из Москвы. Все
друзья явились к 26 августа, потом опять тишина, тишина и лес, и поля —
и никого кроме нас... Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное
жужжание мух, пчел, шмелей и запах, этот травянолесный запах, насыщенный
растительными испарениями, листом, а не цветами, которого Я так жадно
искал и в Италии, и в Англии, и весною, и жарким летом и почти никогда
не находил».
Мы с женой жили на отдаленной, серой, окраине Женевы за рекой Арвой
Вероятно, теперь это место застроено, тогда оно было пустынно. Из
углового окна нашего жилища было видно кладбище, гора Salève и через
деревья — тропинка, ведущая к французской границе. Из двух других окон в
глаза назойливо лез большой пустырь с кучками мусора среди репейника,
крапивы и чахлой высохшей травы. Наше жилье, с почти отсутствием в нем
мебели, было невесело, противный пустырь делал его еще унылее. Пустырь и
кладбище особенно били по нервам, когда читал о дубравном шуме
Покровского, жужжания его пчел, шмелей, травянолесном запахе.
Отталкиваясь от унылого жилища, всяких неприятностей, мысль,
подхлестнутая страничкой Герцена, перелетала к другим видениям.
Я переносился в Тамбовскую губернию, в деревню Подъем, где проводил
детство и юношеские достуденческие годы. В памяти вставал обвитый плющем
и диким виноградом старый дом. Вспоминался вечер в деревне. Из
деревенской церкви на косогоре несутся тихие звуки дребезжащего колокола.
Старые ветлы на плотине у пруда склонили усталые от дневной жары ветви.
Где-то {155} в саду, перелетая с ветки на ветку, поет иволга. Клумбы
пред домом переполнены цветами : пестрый и нежный ковер из гвоздики,
резеды, незабудок, лилий, душистого горошка, петуний, маргариток,
левкоев, настурций, астр, циний, герани. Вечером цветы политы и как
пахнут! На раскаленный в течение дня Солнцем золотой песок вокруг клумб
попала вода из леек и от него тоже несется особый тонкий запах, он
особенно силен на песчаных берегах рек. Легкий ветерок приносит с пруда
запах свежести воды. Смешиваясь с ароматом цветов, запахом песка, он
образует какую-то спаянную воздухом троицу. Это не травяно-лесной запах,
которого заграницей тщетно и жадно искал Герцен, это другой запах, запах
Подъема, родной деревни. В эмиграции (первой — во время царя, во второй
— в царствование Сталина) Я тоже его всегда искал и редко находил.
Видения прошлого, воспоминания, обостряли у меня появившуюся тоску по
родине. Я начинал ненавидеть Женеву, мечтать возможно скорее
возвратиться в Россию. Конечно, не в Подъем, имение уже давно было
продано отцом, а куда угодно — в Москву,
Нижний Новгород, на Волгу,
только бы не оставаться в Швейцарии. Но Я не мог уехать. Нужно было
иметь два фальшивых паспорта. Один, с которым моя жена могла бы
переехать границу, а другой для меня и не только для переезда чрез
границу, а достаточно солидный, с которым Я мог бы жить, будучи на
нелегальном положении. Паспортов не было. За ними эмигранты становились
в очередь. Не было и другого для отъезда еще более важного — денег. Были
и другие препятствия...
Русская пословица гласит: «У кого что болит, тот о том и говорит». И об
этом для меня больном Я и стал говорить Ленину. Он находился в это время
в состоянии подавленности, изнеможения, полной прострации. Подходя к
концу своей книги «Шаг вперед — два шага назад», он стоял пред решением,
определявшим всю его {156} последующую политическую жизнь. Он колебался
пред выбором пути, мучился и боялся, что обнаружатся его колебания, явно
избегал разговоров о партийных делах. «О чем угодно, только, ради Бога,
не об Аксельроде и Мартове».
В целях отдыха от дум, проветривания головы, чтобы не думать о том, что
его мучило, Ленин в это время охотно слушал рассказы на темы, не имеющие
никакого касательства к партийной склоке. Именно этим Я объяснил
сочувственное внимание к моему повествованию о впечатлении,
произведенном «Былым и думами», о вызванных им воспоминаниях, о вечере в
Подъеме, запахе цветов в клумбах, о накатившей на меня тоске по родине,
т.е. о таких вещах, о которых в другое время Ленин в боевом настроении
вряд ли бы стал слушать.
Но тогда он меня слушал и задумчиво, коротко, спросил: «А много было
цветов, какие?».
Отгоняя от себя боязнь, что меня могут высмеять за слишком уже
сентиментальные переживания, Я пустился в детальные описания и формы
клумб, и цветов и аллей. В это время в кафе вошел Ольминский (Ольминский
(1863-1933) — бывший народоволец. С
1920 г. редактор журнала «Пролетарская Революция», председатель Совета
Истпарта (истории партии)).
Ленин ему назначил свидание по какому-то делу, сужу потому, что
Ольминский принес пачку исписанных листков и, поздоровавшись с нами,
стал их перенумеровывать. Ольминский меня не любил. Ему передали, — а
сплетничать в Женеве очень любили — мою непочтительную оценку
произнесенной им на одном собрании речи. Ольминский по этому поводу
потребовал от меня объяснений, на что Я ему резко ответил, что никаких
объяснений давать не желаю и пусть он не думает, что критика его есть
lèse majesté [jфранцузский:
оскорбление величества - FV]. После этого мы встречались, холодно здоровались, но
никогда не разговаривали; Я чувствовал, что он точит зуб против меня.
Ольминский слышал лишь часть того, что Я говорил, но, очевидно, нашел,
что {157} момент меня щипнуть наступил и, перестав возиться с своими
листками, обращаясь к Ленину сказал:
— Владимир Ильич, вас, наверное, тошнит от того, что говорит Самсонов?
Вот как вдруг обнаруживается помещичье дитё. Сразу тайное делается явным,
он так и икает дворянской усадьбой. О цветах и ароматах говорит совсем,
совсем как 16-летняя институтка. Посмотрите с каким увлечением
рассказывает о красоте липовых и березовых аллей. Однако, революционер
не имеет права забывать, что в этих самых красивых липовых аллеях бары
березовыми розгами драли крестьян и дворовых. Из рассказа Самсонова вижу,
что ему очень захотелось снова увидеть места его счастливого детства.
Для революционера таким чувствам поддаваться опасно. Затоскуешь, а там и
усадебку захочется приобрести. А дальше захочется, чтобы мужички
работали, а барин, лежа в гамаке, с французским романом в руках, приятно
дремал в липовой аллее.
«Стрела», пущенная Ольминским, мне показалась верхом грубой глупости
Никогда, если меня о том спрашивали, ни от кого не скрывал, что родился
в «дворянском гнезде». В сем «преступном акте» Я не повинен. И если
никогда не приходила в голову мысль, что за свое рождение в «дворянском
гнезде» мне следует пред кем-то «каяться», «извиняться», «просить
прощения», то еще более мне была чужда мысль сим рождением «гордиться».
В моей ностальгии и в воспоминаниях не было ни одного малюсенького атома
сожаления об утерянных материальных благах прошлой жизни. Ольминскому Я
мог бы указать, что мой отец, с которым за несколько лет до приезда в
Женеву Я порвал всякие отношения, за мои революционные воззрения лишил
меня наследства. Я собирался уже возражать Ольминскому, но Ленин жестом
остановил меня, заложил большие пальцы за отворот жилетки и начал
говорить. Это была отповедь. Отпечаток болезненной вялости,
подавленности, лежавший {158} на нем несколько минут пред этим, с него
слетел. Он говорил резко, с видимым раздражением.
— Ну, и удивили же вы меня, Михаил Степанович! Послушав вас, придется
признать предосудительными и, чего доброго, вырвать и сжечь многие
художественные страницы русской литературы. Ваши суждения бьют по лучшим
страницам Тургенева, Толстого,
Аксакова. Ведь до сих пор наша литература
в преобладающей части писалась дворянами-помещиками. Их материальное
положение, окружающая их обстановка жизни, а в ней были и липовые аллеи,
и клумбы с цветами, позволяла им создать художественные вещи, которые
восхищают не одних нас русских. В старых липовых аллеях, по вашему
мнению, никакой красоты не может быть, потому что их сажали руки
крепостных и в них прутьями драли крестьян и дворовых.
Это отголосок упростительства, которым страдало народничество. Мы,
марксисты, от этого греха, слава Богу, освободились. Следуя за вами,
нужно отвернуться и от красоты античных храмов. Они создавались в
обстановке дикой, зверской эксплуатации рабов. Вся высокая античная
культура, как заметил Энгельс, выросла на базе рабства. В чувствах и
словах Самсонова не вижу абсолютно ничего, что позволило бы вам так
распалиться. Человек прочитал Герцена, увлекся его страницами, они
напомнили ему места, где он родился, и всё это так разожгло его тоской
по России, что он на крыльях бы улетел из паршивой Женевы.
Что здесь предосудительного, непонятного, странного? Ничего. А вот ваша
мысль идет уже действительно странным путем. Раз Самсонову нравятся
липовые и березовые аллеи, клумбы с цветами помещичьих усадеб, значит,
заключаете вы, он заражен специфической феодальной психологией и
непременно дойдет до эксплуатации мужика. Извольте в таком случае
обратить внимание и на меня. Я тоже живал в помещичьей усадьбе,
принадлежащей моему деду. В некотором роде {159} Я тоже помещичье дитя.
С тех пор много прошло лет, а Я всё еще не забыл приятных сторон жизни в
этом имении, не забыл ни его лип, ни цветов. Казните меня. Я с
удовольствием вспоминаю, как валялся на копнах скошенного сена, однако,
не Я его косил: ел с грядок землянику и малину, но Я их не сажал; пил
парное молоко, не Я доил коров. Из сказанного вами по адресу Самсонова
вывожу, что такого рода воспоминания почитаются вами недостойными
революционера. Не должен ли Я поэтому понять, что тоже недостоин носить
звание революционера? Подумайте хорошенько, не слишком ли вы строги,
Михаил Степанович?
Ольминский ничего не ответил, только теребил свои бумаги.
Он не посмел
отвечать
После отповеди Ленина, по тону и выражениям гораздо более
резкой, чем Я передал, желание отвечать Ольминскому у меня исчезло. «Противник»
и без того был положен на обе лопатки. Атака Ленина мне так понравилась,
что очень хотелось бы дружески похлопать его по спине. В этот момент Я
чувствовал к нему особое расположение. К тому времени Я достаточно знал,
что Ленин скрытен, несмотря на это, не обратил никакого внимания, что,
отвечая Ольминскому, Ленин приоткрыл «уголок», в который он никому не
позволял залезать.
Его признание, что он сам «в некотором роде помещичье дитя»,
сопровождаясь дополнением, что он не забыл приятных сторон жизни в
имении, не забыл его лип и цветов (речь шла, конечно, о Кокушкине!)
открывало вход в уголок, может быть, больше того, что хотел Ленин.
Только чрез несколько десятков лет, найдя ключи к пониманию Ленина и
материал относительно его прошлой жизни, Я смог понять что скрывалось за
его отповедью Ольминскому. Я тогда думал, что, «благоволя ко мне», он
хотел защитить меня. Ничего подобного.
Не меня он защищал, а себя, выражая точнее свои, тоже вдруг ожившие,
воспоминания о детстве и юношеских {160} годах, о лете, проведенном в
Кокушкине, в 40 верстах от Казани.
Когда Ленин говорил, что он не забыл его лип, («самое, самое мое любимое
дерево!») — его память обращалась туда — в Кокушкино, где «у крутой
дорожки, сбегавшей к пруду, росли старые липы, посаженные в кружок и
образовавшие беседку». Сюда постоянно бегал Ленин, будучи маленьким,
светловолосым, кудрявым Володей Ульяновым.
О чем думал Ленин, слушая мой
рассказ о клумбах в Подъеме и задумчиво спрашивая: «А много ли было
цветов, какие?». Теперь Я могу и на это ответить. Мать Ленина и его тетя
Анна Алексанровна страстно любили цветы; в принадлежащем им имении всюду
около старого дома, и около флигеля, летом было множество цветов: «Резеда,
левкои, душистый горошек, душистый табак, настурции, флоксы, гераний и
мальвы в средине клумб». Вот о чем думал Ленин!
Заявление Ленина, что ему совсем не чужды сентименты, связанные с его
жизнью в качестве «помещичьего дитяти», — повторяю, не произвело на меня
тогда никакого впечатления.
Наоборот, теперь оно вызывает во мне удивление. Как мог
сентиментальничать и быть откровенным такой несентиментальный человек
как Ленин, отличавшийся к тому же огромной скрытностью, которую он
привил и Крупской? Она не столько из боязни полиции, а из боязни, что
кто-нибудь может заглянуть в тайный «уголок» Ленина, подчиняясь его
требованию, немедленно по прочтении уничтожала все поступившие лично к
ней его письма. Сохранила только одно (в 1919 г). Чем объяснить, что
Ленин, внезапно отбрасывая скрытность, с таким раздражением и даже
страстью накинулся на Ольминского?
Вместо ответа, не лучше ли сослаться
на следующие факты
Редакция газеты «Искры», подготовлявшей русскую революцию, газеты с
правом носившей эпиграфом слова {161} Герцена «Из Искры возгорится пламя»
— состояла из шести лиц: двое Аксельрод и Мартов (Цедербаум) были евреи-разночинцы, остальные четверо — Плеханов, Потресов, Засулич, Ленин
— дворяне, выросшие в помещичьих усадьбах. В.Г. Плеханов, проживший 27
лет заграницей, никогда не мог забыть имения Гудаловка, недалеко от
Липецка. Приехав
в 1917 г. в Россию (умер в 1918 г.), он горевал, что обстоятельства ему
не дают возможности вновь увидеть место, где протекали его детство и
юность. Его супруга Р.М. Плеханова мне
рассказывала, что за две недели до смерти он просил ее, когда его не
будет, вместо него побывать в Гудаловке. Другой член редакции А.Н.
Потресов — в своих воспоминаниях в 1927 г. указывал, что он никогда не
мог забыть имения своего дяди — Никольского, где обычно жил летом.
«Побывка в Никольском вызывала во мне неизменно целый сложный комплекс
необыкновенно радостных чувств. Я до сих пор еще ощущаю то магическое
действие, которое это слово — Никольское — производило на меня.
Преобладало, вероятно, убеждение, что нигде, как в Никольском, нет для
меня такого запаса занимательных вещей, способных превратить мое лето в
один сплошной, нескончаемый праздник».
Третий член редакции — вера Ив. Засулич — с детства и в течение долгих
лет жила в имении своих родственников — Бяколове.
«Я не думала, — пишет она в своих предсмертных воспоминаниях, — что весь
век буду вспоминать Бяколово, что никогда не забуду ни одного кустика в
палисаднике, ни одного старого шкафа в коридоре, что очертания старых
деревьев, видных с балкона, будет мне сниться через долгие, долгие годы».
В этой области чувства Ленина мало отличаются от других помещичьих детей.
Как и они, он говорил:
{162} «Прошло много лет, а Я всё еще не забыл приятных сторон жизни в
именьи деда».
Кокушкино — имение деда Ленина — после его смерти принадлежало матери
Ленина и ее сестре, которая была замужем за Веретенниковым. Ульяновы из
Симбирска, Веретенниковы из Казани приезжали в Кокушкино на всё лето.
Обе семьи следовали примеру всех дворянских фамилий, переселявшихся
летом в свои поместья. Выезды из Симбирска в деревню были для детей
Ульяновых, в том числе и Владимира (Ленина), неиссякаемым источником
радостей, предметом нетерпеливого ожидания. Старшая сестра Ленина — Анна
об этом говорит в своих воспоминаниях (А.И. Ульянова,
«Пролетарская Революция», 1927 г., № 1, стр. 84).
«Задолго начинали мы мечтать о поездке в Кокушкино, готовиться к ней.
Лучше и красивее Кокушкина, деревеньки действительно очень живописной,
для нас ничего не было. Думаю, что любовь к Кокушкину, радость видеть
вновь эти места, передалась нам от матери, проведшей там свои лучшие
годы. Конечно, деревенское приволье и деревенские удовольствия, общество
двоюродных братьев и сестер, были и по себе очень привлекательны для нас.
Особенно позднее, после стен нелюбимых нами казенных гимназий, после
майской маяты с экзаменами, лето в Кокушкине казалось чем-то несравненно
красочным и счастливым».
«С приездом в Кокушкино, — вторит двоюродный брат Ленина Веретенников, —
наступал для нас настоящий праздник. Отменялись занятия иностранными
языками, подготовка к переэкзаменовкам... Мы знали всегда заранее день,
когда должны приехать Ульяновы и старались угадать час их приезда. Целым
обществом отправлялись пешком встречать их километра за два, на
перекресток, к постоялому дворику. Иной раз мы не {163} угадывали время
приезда и выходили два-три раза в день. А встретив, целой кампанией,
радостные и веселые, возвращались домой»...
Зимою мертвое, Кокушкино летом оживало. Детский гомон и смех раздавались
повсюду. Больше всех шумел, разумеется, Володя Ульянов. Для него, как и
для всех, открывалась полоса непрерывных удовольствий и развлечений:
купание в реке, экскурсии на лодке, прогулки в лес за ягодами и грибами,
игры в крокет, в горелки, игра на биллиарде, устройство фейерверков,
пускание бумажных змей, поездки с самоваром в так называемый «Передний
Лес» и т.д. Сытую, полную разнообразных деревенских удовольствий,
помещичью жизнь Ленин узнал не понаслышке, не по одним книгам Льва
Толстого, Тургенева, Герцена, Аксакова, Гончарова. Он с этой жизнью был
хорошо знаком.
У Ленина тут ничего отличного от других помещичьих детей — ни от
Плеханова, Потресова, Засулич. Но дальше уже громадное различие.
Плеханов, как Потресов и Засулич, хотели бы, чтобы вопрос о «Гудаловках,
Никольских, Бяколовых» революция решала без варварства, не убивая
владельцев «дворянских гнезд», не поджигая их дома, не выбрасывая их из
«гнезд» голыми, без всякого имущества. Так не поступают, писал Плеханов,
если «у победителя сердце льва, а не гиены». Ленин рассуждал по-иному:
победитель должен быть беспощадным!
{164}
Оглавление
www.pseudology.org
|
|