20 сентября 1973 года, 20 лет
назад, основано Всесоюзное Агентство по охране авторских прав ВААП. Его
первым руководителем стал, напомню, Борис
Дмитриевич Панкин - ныне Чрезвычайный и Полномочный Посол России в
Лондоне.
Подобное учреждение существовало в Москве и раньше - оно
называлось Всесоюзным Управлением по охране авторских прав и приносило
отечественным авторам пользу тем, что наблюдало за правильным отчислением
в их пользу гонораров за переиздание или исполнение их произведений.
Но Советский Союз не был тогда членом Международной
Конвенции по авторскому праву и издавал в русских, украинских и прочих
переводах любую зарубежную литературу, ни копейки не выплачивая ее
авторам.
Это вызывало бесконечные протесты и насмешки во всем
мире, настраивало против СССР даже левых, прокоммунистических писателей.
Вступив в Конвенцию, тогдашние правители СССР решили создать и новую
организацию на месте прежней. Так родился ВААП, сразу завязавший отношения
с внешним миром.
Но как только появилась новая организация с внешними
связями, в нее сразу стал проникать КГБ, чтобы действовать под ее
прикрытием. Заместителем к Панкину поставили полковника КГБ Василия
Романовича Ситникова, он втащил других своих молодчиков. Занимались они
тем, что ездили по миру с солидными деньгами и учреждали как бы
независимые, а на самом деле чисто просоветские печатные издания.
Панкин ушел из этого агентства, не желая, видимо, делить
ответственность за его сомнительные дела. Он, в прошлом журналист, перешел
на дипломатическую работу. Правильно сделал, конечно. Но вот интересно:
остались ли сегодня в ВААПе люди полковника Ситникова
Источник
Всесоюзное агентство по
авторским правам (ВААП)
в 1982 году у Панкина принял
Николай Николаевич Четвериков
27 января 1993 года распоряжением Президента РФ Черкизов
(Семенов) Андрей Александрович был назначен генеральным директором
Российского агентства интеллектуальной собственности (бывшее ВААП), сменив
на этом посту Николая Четверикова.
Черкизов (Семенов) Андрей Александрович с 1992 года служил помошником у
Николая Николаевича Четверикова
Сразу после вступления Черкизова Генеральный прокурор РФ
Валентин Степанков возбудил против него уголовное дело за клевету и
оскорбление по факту отдельных высказываний Черкизова в эфире радиостанции
"Эхо Москвы".
26 июля 1993 года был освобожден с занимаемой должности
без объяснений причин. Возвратился на радиостанцию "Эхо Москвы", где
возобновил свою работу в качестве политического обозревателя.
Источник
1992 - Образовано Российское
агентство интеллектуальной собственности (РАИС).
Приказало долго жить
Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), созданное в 1973 году,
которое блюло партийно-государственные интересы и безбожно грабило
советских авторов: налоги на зарубежные гонорары наших писателей,
журналистов, ученых, музыкантов доходили подчас до 90 процентов.
Причем ВААП, созданное вроде бы для защиты
авторских прав, само, порой без уведомления автора, заключало договоры с
кем хотело, составляло сборники или графики лекций и концертов по своему
вкусу, распоряжалось тиражами и проч
....Понятно, что мы не ставим перед собою
задачу воссоздать историю авторского права вообще.
История авторского
права интересная, она отображает эволюцию общества в понимании значения
автора — творца для своего развития. Эта история содержит яркие творческие
достижения и трагические страницы судьбы авторов, каких современники не
поняли, не оценили. История авторского права требует изучения,
исследования и фундаментальных публикаций.
История авторского права ведет свое начало, как считают научные работники,
из появления печатания, и первый известный государственный нормативный акт
относительно охраны авторского права касался литературных произведений, а
первая международная конвенция, котороя касалась защиты авторских прав,
принятая в интересах книгоиздателей. Издатели, книготорговцы объединялись
в гильдии, сохраняли монополии на книгопечатанье и книготорговлю, и от них
зависели интересы авторов. Первым нормативным актом авторского права,
который закрепил ряд прав авторов и разделил полномочия авторов и
издателей, считается принятый в 1709 году в Англи «Устав королевы Анны».
Следует отметить, что упомянутый законодательный акт, его основные
философские концепции и принципы использовались в законодательных и
нормативных актах, которые разрабатывалось в дальнейшем.
Законы, нормативные акты относительно авторского права стали появляться во
всем мире. Действие законов распространялось на спектакли, географические
карты и прочие произведения. Французский закон ввел норму — право
следования, которая относилась к правам наследников автора и
распространяла действие имущественных прав после смерти автора.
Вторая половина девятнадцатого столетия в Европе знаменательная
активизацией деятелей культуры, литераторов, которых не устраивал
незаконный оборот литературных, музыкальных произведений. Многочисленные
встречи литераторов и Международный литературный конгресс (1878 г.),
председателем которого был знаменитый писатель и поборник защиты авторских
прав Виктор Гюго, контакты ученых сводились к необходимости разработки и
принятия многостороннего международного соглашения, которое бы касалось
взаимной и адекватной защиты авторских прав и прав издателей.
Первым международным многосторонним соглашением, которое касалось
авторских прав, стала принятая в 1886 году Бернская конвенция «Об охране
литературных и художественных произведений». В дальнейшем она
пересматривалась в Париже (1889 г.) и Берлине (1908 г.), ее дополняли в
Берне (1914 г.), Риме (1928 г.), Брюсселе (1948 г.), Стокгольме (1967 г.),
Париже (1971 г.). В 1952 году на конференции в Женеве была принята еще
одна конвенция — Всемирная конвенция об авторском праве.
Фактически с подписанием Бернской конвенции начался международный период
охраны авторских прав. С другой стороны, с принятием этой Конвенции
началось принятие других международных конвенций, которые направленные на
международное регулирование отдельных проблем авторского права.
Создавались международные структуры по вопросам управления авторскими
правами на международном уровне.
Так в 1967 году в Стокгольме была подписана
«Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной
собственности» — ВОИС, которая приобрела силу в 1970 году. ВОИС
создавалась под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) как одна из ее
специализированных учреждений. Деятельность ВОИС в первую очередь
направленная на гармонизацию законодательных норм по интеллектуальной
собственности в разных странах, пропаганду современных подходов к
управлению авторскими правами, обобщение и предоставление специальных
решений относительно отдельных вопросов авторского права и смежных прав
(Директивы ВОИС, международные договоры).
Авторское право Российской империи
В Украине, которая входила в состав Русской империи, авторское право
нормативно регулировалось ее законами. Продолжительное время в Росси
сохранялась государственная монополия на книгоиздание и книготорговлю. В
дальнейшем нормы цензуры регулировали вопрос, что имели отношение к
книгоизданию, авторского права. «Цензурный устав» от 22.04.1828 г. включал
раздел «О сочинителях и издателях книг», который предоставлял авторам
исключительные права на собственные произведения на протяжении жизни
автора и ее наследникам на протяжении 25 лет после смерти автора.
В дальнейшему этот срок был увеличен до 35
лет. Указанный закон есть фактически первым нормативным актом относительно
авторских прав в Росси. В 1830 году был принятый еще один закон —
«Положение в правах сочинителей», в котором определены понятия
контрафактности и предполагалась ответственность за нее.
С принятием указанных законодательных актов состояние дел с авторскими
правами кое-как улучшилося. Появились формы договорных документов,
повысились авторские гонорары.
В 1845 году был принятый закон относительно авторских прав композиторов, а
в 1846 году — прав художников и архитекторов.
Усиливалось движение на защиту прав драматургов. В 1874 году создается
Общество русских писателей и драматургов, которое занималось защитой
авторских прав, выплачивало авторские гонорары, в том числе через
созданную сеть агентов.
В театральной сфере закреплялись права на авторские гонорары, а также
права исполнителей, нормативно внедренные процентные отчисления от
собраний за театральные постановки в пользу авторов.
В конце ХIХ столетие для многих в Росси стало понятной, что частичное
усовершенствование норм авторского права не в возможности обеспечить
эффективную защиту прав авторов произведений и их пользователей. Поэтому
Государственный Совет Русской империи в 1897 году принял решения
относительно разработки нового закона, который бы дал ответ на
практические вопросы, которые накапливались в этой сфере.
Такой закон был принятый в 1911 году под названием «Положение об авторском
праве». Новый закон разрабатывался с использованием лучших образцов
западноевропейского законодательства и безусловно стал значительной шагом
в развития авторских прав в Русской империи. Вместе с тем, права авторов
России не отвечали в полному объеме правам авторов стран, которые входили
в Бернскую конвенцию. Россия отставала от других стран в заключении
международных соглашений, поэтому авторские права, которые принималось в
России, действовали только на ее территории.
Следует также указать, что авторского права авторов — представителей
народов, которые входили в состав Русской империи, нарушались ведением
царским правительством имперской политики, которая сводилась к запрету
развивать национальную культуру, литературу, язык. Это приводило к тому,
что автору разрешалось писать только на русском языке.
Советское авторское право
Октябрьская революция 1917 года ликвидировала частные издательства,
монополизировала издательскую деятельность. Поддерживались произведения
авторов социалистического, пролетарского направления, им выплачивались
значительные к тому времени гонорары, их произведения выходили большими
тиражами.
30.01.1925 года вышел первый нормативный акт нового государства
относительно авторского права — Постановление ЦВК и СНК СССР «Об основах
авторского права», а в мае 1928 года вышли «Основы авторского права»,
которые кроме всего устанавливали твердые ставки авторского гонорара.
После этого советские республики сам самили принимать законы относительно
авторских прав.
На Украине такой закон был принятый в 1929 году и действовал до 1961 года,
до принятия «Основ гражданского законодательства СССР и советских
республик», раздел четвертый которого посвященный авторскому праву.
Соответственно указанных «Основам» каждая республика, в том числе и
Украина, приняла свой гражданский кодекс, четвертый раздел которого
касался авторского права.
Для организации и осуществления управления авторскими правами на Украине
было создано Агентство по защите авторских прав, которое в 1938 году вошло
в Всесоюзное управление по охране авторских прав (ВУОАП), на базе которого
в 1973 году было создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП),
которое стало единым представителем авторов по вопросам авторского права.
В союзных республиках существовали
республиканские отделения ВААП. Агентство посредничало между авторами и
издательствами, между советскими авторами и зарубежными издательствами,
между зарубежными авторами и советскими издательствами. ВААП собирал и
распределял авторское вознаграждение за использование произведений
советских и иностранных авторов в СССР, а также за использование
произведений советских авторов за границей.
Авторского права в СССР были значительно сужены и не отвечали
международным правовым нормам, которыми пользовались авторы европейских
стран. По этой причине СССР не мог присоединиться к международным
конвенциям, в том числе к Бернской конвенции, а более гибкая Всемирная
конвенция авторских прав была ратифицирована только в 1973 году.
В дальнейшему руководство СССР неоднократно заявляло о намерениях
подписать Бернскую конвенцию и Парижский протокол Женевской конвенции. Эти
намерения базировались на сформированному большинством научных работников
— специалистов авторского права, желании относительно сближения советского
авторского права с нормами авторского права в развитых странах Европы.
Для этого необходимо было привести
советское авторское законодательство в соответствие к требованиям основных
международных конвенций. Работы относительно этого проводились. В Основах
гражданского законодательства СССР и республик, которые было принятые
Верховной Радой СССР в мае 1991 года, помещался раздел «Авторское право».
Планировалось, что основные положения Основ гражданского законодательства
будут развитые в соответствующих разделах гражданского законодательства
республик.
Источник
ВААП
www.pseudology.org
|