| |
Издательство Книга, 1989 год, перевод О. Гринберга
|
Charles
Nodier - Шарль Нодье
|
Questions de la litterature legale
- Вопросы литературной законности
О плагиате, присвоении чужих
произведений, подлогах в книжном деле
|
XXIV. Заключение
Хотя в этой книге я даже не упомянул о множестве "вопросов литературной
законности" и, напротив, коснулся множества библиологических проблем, не
имеющих к этой теме никакого отношения; хотя я не высказал ни одной
идеи,
представляющей интерес для знатоков, ибо мои и без того скромные
возможности
были ограничены возможностями моей натруженной памяти, мне, кажется, все
же
удалось довольно ясно показать, что лавры в литературе нередко пожинают
люди
грубые и бесчестные, для которых талант не более чем средство достичь
успеха. Весьма печально сознавать, что бывают случаи, когда в душе
литератора гений уживается с пороком, но, по счастью, подобные случаи не
так
уж часты; раз уж мы коснулись этой темы, осмелюсь сказать, что она
заслуживает внимания правительств и законодателей. Талант дает писателям
власть над умами - власть, быть может, более могущественную, чем любая
другая, ибо она овеяна успехом и не вызывает того предубеждения, с
которым
часто сталкиваются государственные чиновники.
Поэтому для
совершенствования
общественного строя необходимо, чтобы известные литераторы были людьми
достойными - ведь благодаря своему умственному превосходству они
оказывают
огромное влияние на нравы. Великий писатель не может противоборствовать
судьбе, назначившей ему постоянно находиться в центре внимания публики;
поэтому он обязан быть добродетельным. Если он использует свой гений во
зло,
отечеству надлежит покарать его преступления и даже проступки с большей
строгостью, чем преступления и проступки людей заурядных; гений обязан
быть
образцом для современников и потомков.
Я полагаю, что существование подобной цензуры, которая запрещала бы
людям безнравственным проповедовать свои воззрения, пошло бы на пользу
нравам, не нанеся ущерба литературе, которая, впрочем, в любом случае
должна
подчиняться требованиям морали.
Великие гении, страдающие великими
пороками,
встречаются чрезвычайно редко, но было бы еще лучше, если бы они вовсе
не
рождались на свет, пусть даже мы лишились бы при этом нескольких
шедевров.
Обычно природа вместе с талантом дарует великим людям добродетель;
бывают,
конечно, исключения, но опровергают ли они правило? вряд ли; более того,
я
полагаю, что ни один злой человек не одарен гением в высочайшем смысле
этого
слова, ибо мне не верится, чтобы гений - Божий дух, нисходящий с небес,
-
мог осенять злое сердце и развращенный ум.
Древние мудрецы согласны в
этом с
философами нового времени; даже если бы Платон, Вергилий, Корнель,
Расин,
Фенелон умерли, не создав шедевров, которые возносят их над остальным
человечеством, их почитали бы за безупречную нравственность. Греции
пришлось
бы краснеть лишь за Архилоха, вызывающего восхищение и презрение разом,
Архилоха, которому время вынесло свой суровый приговор, покрыв мраком
забвения все его добрые дела и оставив в памяти людской лишь дурные.
У
римлян один Саллюстий осквернил недостойной жизнью редкостный талант, а
из
наших лучших писателей только Жан Батист Руссо совершил больше
поступков,
достойных сожаления, чем создал строк, достойных подражания, ибо я не
думаю,
что французская литература много потеряла бы, если бы Франсуа Вийон не
стал
улучшать "неловкий, грубый стих тех варварских времен"
--------------
{Буало.
Поэтическое
искусство, I, 118; перевод Э. Линецкой (Ред.).}
- его улучшили бы и без
Вийона; если бы Ленобль не урывал время для своих скучных компиляций,
отбывая наказание в тюрьме и на галерах, и если бы позорная смерть
застигла
Мотте в притоне разврата прежде, чем он посмел обнародовать свои жалкие
домыслы о Рабле.
Когда один спартанец, известный своим дурным поведением, высказал некое
дельное предложение, эфор, опасаясь, как бы мудрая мысль не связалась в
памяти народной со скверным человеком, избрал для ее оглашения другого
спартанца. Это обыкновение неплохо было бы перенять литераторам. Какое
бы
замечательное сочинение ни создал негодяй, интересы нравственности
требуют,
чтобы его покрыл мрак забвения, даже если бы оно не уступало "Илиаде".
Оглавление
Авторское право
www.pseudology.org
|
|