| |
Издательство Книга, 1989 год, перевод О. Гринберга
|
Charles
Nodier - Шарль Нодье
|
Questions de la litterature legale
- Вопросы литературной законности
О плагиате, присвоении чужих
произведений, подлогах в книжном деле
|
VI. О литературном
грабеже
Как ни предосудительны, на мой взгляд, заимствования, описанные выше, в
главе о плагиате, существуют случаи, для которых плагиат - название
слишком
мягкое, ибо это форменный грабеж. Я не сомневаюсь, что такие кражи
совершались сплошь и рядом, особенно в эпоху возрождения словесности,
когда
множество сокровищ древности оказались в распоряжении нескольких
лжеученых,
однако меры, которые этим бездарным и бесстыжим людям пришлось принять,
дабы
скрыть свои подлые деяния, лишили нас возможности подтвердить наши
подозрения, а тех скудных сведений, которыми мы располагаем,
недостаточно
для того, чтобы обосновать столь тяжкие обвинения. До того как славный
Питу
опубликовал сборник Федра и познакомил своих современников с одним из
прекраснейших памятников латинской культуры, общественное мнение
единодушно
обвиняло Фаэрно в том, что он присвоил лучшие басни из имевшегося, у
него
списка Федра, а сам список уничтожил. Очевидно, однако, что в сборниках
двух
авторов совпадают лишь несколько сюжетов и деталей, меж тем, будь Фаэрно
в
самом деле повинен в краже, он вряд ли удовольствовался бы столь
скромной
добычей.
Помнится, у одного из комментаторов Цицерона - возможно, это
мудрый
Мануций - рассказывается о том, как был обнаружен знаменитый трактат "О
славе" и как человек, в чьих руках он оказался, издал его под своим
именем,
изменив лишь заглавие. Мои указания расплывчаты, ибо я не знаю ни
названия
книги, ни имени самозванного автора, что свидетельствует о том, каким
скромным авторитетом пользуется в литературной республике эта книга
{Весьма
вероятно, что, когда я работал над первым изданием этой книги и был, как
уже
говорил, лишен возможности пользоваться какими бы то ни было пособиями,
память меня подвела. Вот что пишет Дювердье в предисловии к сочинению
"Моя
библиотека": "Даже и в недавние времена нашелся человек, именем Пьетро
Алциониус, флорентиец, коий похитил из одной весьма старинной библиотеки
мудрое сочинение Цицерона "Об изгнании", изготовил новое сочинение по
своему
вкусу, надергав кусков из Цицерона и связав их кое-какими своими
измышлениями, а дабы мудрецом прослыть самому, сей новоявленный Диомед
книгу
свою, а вернее сказать, свою химеру отпечатал, а столь прекрасный труд
Цицерона уничтожил". "Рассказ сей, - говорит Ламоннуа, - недостоверен.
Возвратившись из ссылки, Цицерон произнес две речи, дошедшие до нас, -
"К
квиритам" и "К сенату", - но о сочинении под названием "Об изгнании"
никаких
сведений нет. Итак, не из этого его труда, но из трактата "О славе"
переписал, надо полагать, Алциониус лучшие места двух прекрасных
диалогов
"Об изгнании", в чем и был заподозрен уже после смерти" (примеч. ко 2-му
изд.).}, а также о том, что вычитанное мною предположение ошибочно -
ведь
невозможно представить себе, чтобы шедевр первого из античных прозаиков
прозябал в безвестности, под чьим бы именем он ни был опубликован.
Правда,
предположение это основывалось на особенностях стиля, которым писал
обвиняемый в воровстве автор, - стиля совершенно _цицероновского_.
Однако
стиль этот, повторяющий излюбленные приемы и даже недостатки Цицерона -
вяловатое многословие его фраз, чрезмерное пристрастие к наречиям и
нарочитую приверженность архаизмам, - отнюдь не такая редкость, чтобы
обвинять автора в плагиате. Даже Мануций блестяще владел этим
искусством, а
иные из его современников дошли в своем премудром поклонении Цицерону до
того, что исключали из своих сочинений не только слова, но и обороты
речи,
отсутствующие в трудах их кумира; такая молва, во всяком случае, шла о
Беллендене и Томеусе.
Бесстыдство тех плагиаторов, которых я только что без обиняков назвал
грабителями, заходило иной раз так далеко, что привлекало к себе
внимание
правосудия. Жан де Нострадамус, брат знаменитого предсказателя и автор
прелестной "Истории знаменитейших и древнейших провансальских поэтов",
рассказывает со слов Монаха с Золотых островов, что Альберте де
Систерон,
отвергнутый дамой сердца, умер от горя в Тарасконе, "а песни свои
завещал
другу, именем Пейре де Вальерас или де Валернас, дабы тот передал их
маркизе
(де Маллеспин), сей же, напротив того, продал их Фабру д'Юзу, поэту,
уверив,
что самолично их сочинил и продиктовал, однако нашлись ученые люди, кои
сии
песни узнали, и по доносу помянутого де Вальераса Фабр д'Юз схвачен был
и
высечен именем закона за то, что присвоил неправедно труды знаменитого
поэта". Нынче почти никто уже не помнит об этом законе.
О другом, весьма пикантном, разоблачении такого рода сообщает в своем
занятном "Каталоге библиотеки одного любителя книг" господин Ренуар.
Во
втором томе, на странице 55, он рассказывает об "Истории развития ума и
вкуса" господина Эдуарда Ландье. Ставя эту книгу очень высоко, господин
Ренуар берет на себя смелость приписать ее д'Агессо. "Получив право
переиздать эту книгу, - говорит он, - которая показалась мне испорченным
вариантом труда, писанного человеком высочайшего ума, я стал вчитываться
в
нее, стремясь восстановить ее первоначальный облик. Труд столь же
неблагодарный, сколь и тяжкий: ни источников, ни помощников, рукопись
испещрена грубейшими ошибками и работать с ней еще труднее, чем с первым
изданием 1813 года, где типограф исправил кучу глупостей, таких, как
медики
вместо Медичи, и тому подобное. Мне пришлось расставлять знаки
препинания,
определять границы фраз, начала и концы абзацев, мало того - пришлось
возвращать смысл отрывкам, начисто его утратившим, отгадывать слова,
перевранные бездарным переписчиком до неузнаваемости, переправлять Капую
на
как поэт, март на мораль, манеры на максимы, томность на точность,
сапожников на сообщников, софистичность на скрупулезность, наветы на
народы,
семилетие на секты, бурю на букву, первородство на благородство, ливры
на
лавры, Немур на Невер, а также приводить в надлежащий вид множество
других
слов и - что еще труднее - словосочетаний.
От этих трудов голова у меня
шла
кругом. Господин Ландье, поначалу согласившийся со всеми этими
исправлениями, которые призваны были восстановить его доброе имя,
находившееся после выхода первого, роскошного издания под угрозой
позора,
внезапно передумал и, разгневавшись, не нашел ничего лучшего, как подать
на
меня в суд за фальсификацию; засим последовал смехотворный судебный
процесс,
еще более нелепый, чем опечатки в издании трактата господина Ландье, и
закончившийся тем, чем он и должен был закончиться, - постановлением об
отказе этому мнимому или подлинному автору во всех его исках и происках.
Если процесс был смехотворным, то поведение мнимого автора было еще
смешнее. При первой встрече с ним я услыхал такие диковинные речи: "Я
располагаюсь спорить с вами на любой залог, что моя книга выдержит не
меньше
восьми изданий; да вот и этот господин (он указал на сопровождавшего его
друга) готов вам высказать без слов свое мнение об этом труде".
В не
слишком
затянувшейся переписке с господином Ландье, а также в его
собственноручных
заметках я обнаружил такие открытия, как "адиннадцать часов", "аратор",
"соброзовываться", "про искусность любви" и т.д. Не успело мое издание
выйти
в свет, как господин Ландье явился засвидетельствовать мне свое
возмущение
теми самыми поправками и изменениями, за которые полтора месяца назад
рассыпался в благодарностях. "Я пришел жаловаться на поправления,
которые вы
вставили в мой труд; там есть сотни мест, противоречащих чтению". Этот
любопытный разговор мы, как и в первый раз, вели при свидетелях. Чтобы
человек, изъясняющийся таким несообразным языком и имеющий столь
странные
представления об орфографии, мог сочинить в свои двадцать пять лет (из
которых несколько было отдано военной службе) книгу, правда, не всегда
ровную, нередко грешащую небрежностью и манерностью, но обличающую
незаурядный талант, здравый и тонкий ум и солидное образование, должно
было
произойти чудо. Люди, чья вера крепка, вольны верить в это чудо; я к их
числу не принадлежу".
Хотя обвинения в столь неприкрытом плагиате наносят большой урон чести
авторов, критики, не претендующие на изысканность манер, не раз
предъявляли
обвинения такого рода дамам. Они, как правило, уверены, что, если дама
берется за перо, ее непременно опекает чья-то сердобольная муза.
Подобную
клевету очень трудно опровергнуть, и писательнице остается лишь
надеяться,
что она переживет того, кого молва называет истинным автором ее
сочинений, и
проведет последние годы жизни более плодотворно, чем вдова Кольте,
которая,
"когда Кольте не стало, пророчествовать перестала". Чтобы заткнуть рот
клеветникам, надо "испекать том за томом", да и это средство поможет,
лишь
если критики не уподобятся Криспену из "Единственного наследника" и не
станут толковать о посмертных отпрысках.
Подозрений в плагиате не избежала, среди прочих, госпожа Дезульер.
Почти все ее стихи приписывали Эно (хотя трудно поверить, что автор
претенциозного сонета "Недоносок" мог подняться до простого языка
природы),
а сочинителем лучших строк очаровательной идиллии "Овечки" называют
Кутеля.
Меж тем госпоже Дезульер принадлежит множество других стихов, не
уступающих
"Овечкам" ни в чувствительности, ни в изяществе.
Оглавление
Авторское право
www.pseudology.org
|
|