|
ТРЕХТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ЗАГАДКА |
Глава 8. Золотой век ассимиляции.
(От Наполеоновских войн до I Мировой войны)
XIX век (а точнее, период, указанный в заголовке этой главы) является периодом массового вхождения западноевропейского еврейства (а к концу века - восточно-европейского) в европейскую культуру. Это эпоха усвоения подавляющим большинством еврейства европейского образа жизни, в основном, ещё ничем не омраченного вхождения евреев и всё растущего их влияния почти во всех сферах деятельности европейского общества. Казалось, что изолированности еврейства в европейском обществе приходит конец. Хотя предвестники заложенных в этом процессе трудностей появились тогда же.
Можно всё же выделить несколько областей, в которых еврейское влияние становится особенно заметно и эффективно. Особенно важно, что к традиционной сфере приложения еврейских сил - финансам - присоединяются новые - искусство (особенно литература) и пресса. Благодаря этому еврейское влияние перестаёт быть внешним, центр тяжести переносится на идеологию, точкой приложения этого влияния становится не столько материальная, сколько духовная жизнь европейских народов.
О большом количественном участии евреев в Западно-европейском искусстве можно судить по знаменитым, всем известным именам. Таким, например, как композиторы Мейербер, Мендельсон, Малер. В более лёгком и доходчивом стиле по всей Европе гремел Оффенбах (а либретто его опереток писал Галеви). Мировой славой пользовались великие актрисы Сара Бернар и Рашель. Но, пожалуй, наиболее сильным было влияние евреев в литературе и наиболее ярким эпизодом - их участие в течении немецкой литературы, сложившемся в 20-.е годы и получившем название "Молодой Германии". Историк немецкой литературы Бартельс говорит о нём:
Самыми известными деятелями этого течения были Генрих Гейне и Людвиг Берне (Лёб Барух).
В Гейне особенно ярко проявились те противоречия, с которыми приходилось сталкиваться европейским писателям-евреям. С одной стороны, был вынужден творить и добиваться успеха в немецком национальном искусстве, как немецкий поэт, пишущий на немецком языке. Его яркий талант мог проявиться только в этой форме. А талантливость его несомненна - недаром его переводили и Лермонтов и Тютчев.Но с другой стороны, он был продуктом еврейского духовного мира, и еврейские традиции не только мешали ему стать выразителем немецкого мироощущения, но отталкивали от него. Не обладая непосредственными чувствами, открывающими красоту немецкой природы, языка и культуры, он вынужден был воспринимать их через других. Taк, он писал своему другу Мозеру: "Я могу передавать только восприятие прекрасного другими людьми." Благодаря этому его стихи лишались непосредственности, были часто подражательными. Даже знаменитая "Лорелея" - по фабуле, образам, ритму - почти точная копия стихотворения Брентано. Те же причины приводили к тому, что в стихах Гейне такое место занимает высмеивание, переходящее в ругань, часто мало чистоплотную - элемент, совершенно чуждый поэзии. Его поэмы "Аттатроль", "Германия. Зимняя Сказка" и др. - лишь зарифмованные фельетоны. Этот фельетонный стиль он первый внёс в поэзию.
Гейне были присущи очень сильные еврейские национальные чувства, а в то же время он мог реализовать свой яркий талинт только как немецкий национальный поэт. Это порождала в его душе раздвоенность и конфликт. Всё это накладывалось на страстный и раздражительный темперамент и было источником чувства ненависти, всё более подчинявшего себе поэта.
Два предмета ненависти всю жизнь мучили Гейне: немцы и христианство. Он упражнялся, придумывая для немцев клички по - обиднее, которые приставали бы, как плевок: вроде "народ-лакей" или "народ-пудель" ( Bedientenvolk, Pudelvolk). Он писал, например:
Ведь это лишь другой способ сказать, что немцы - скоты. По-существу - что в этом остроумного? Одно из его последних произведений, поэма "Германия. Зимняя Сказка" кончается тем, что богиня города Гамбурга предлагает ему открыть будущее Германии, но вместо кофейной чашки гадает на ночном горшке. Не в силах выдержать этот "запах немецкого будущего", Гейне бежит. Не раз он высказывает мысль, что все его несчастья произошли из-за того, что борьба Германии за освобождение от Наполеона увенчивается успехом. Ватерлоо - вообще всемирно-историческая катастрофа:"куда лучше, если бы поколотили нас". В письме к своему другу Сёте он говорит:
Гейне крестился (как он говорит, "чтобы получить входной билет в европейскую культуру"), и это сделало его положение ещё более двусмысленным. Он писал своему другу Мозеру: "Уверяю тебя, если бы закон не преследовал кражу серебряных ложек, я бы не крестился". В дневнике он записал стихи: "И ты приполз к кресту, который ты презирал/ который ещё несколько недель назад надеялся втоптать в грязь". Его первая же трагедия "Альманзор" была. по его собственным словам, неудачной, так как уж слишком проникнута ненавистью к христианам. Первая попытка её поставить кончилась скандалом. В письме Мозеру он говорит: " Меня одновпеменно преследуют христиане и евреи. Последние за то, что я не отстаиваю их равноправие в Бадене , Нассау и других дырах. О, близорукие! Лишь у ворот Рима можно защищать Карфаген." Кто же этот "Рим" , от которого он хочет спасти "Карфаген"?Историк Трейчке приводит слова Гейне:
Национально-еврейские чувства так часто прорывались в течение всей его жизни, что несомненно, некоторые презрительные выпады против, еврейства (обязательно уравновешивавшиеся такими же выпадами против христианства, вроде: "Раввин и капуцин одинаково воняют") не были искренними. Он писал, например:
Или уверял, что если бы на свете остался только один еврей, то каждый должен был бы почесть за счастье ехать 100 часов, чтобы только пожать ему руку.
Он пишет другу:
Незадолго до смерти Гейне сказал: Я вернулся к Иегове.
"Краткая Еврейская Энциклопедия" так характеризует Гейне: "его произведения меньше всего представляют собой воплощение немецкого национального характера или духа". Против этого трудно что - либо возразить, но мы сталкиваемся с загадкой, столь часто потом встречающейся, что сейчас уже и не кажется загадочной: как, какими методами и силами удалось выдать чёрное за белое? Убедить немцев, да и всё человечество, что Гейне, враг всего того, что (правильно или неправильно) было дорого немецкому национальному сознанию, по его собственным словам ненавидевший всё немецкое, - был величайшим, да ещё именно немецким поэтом?
Берне сейчас почти забыт, но тогда его имя произносилось наравне с именем Гейне (и оба были смертельными врагами, раздражённо понося друг друга, вытаскивая на всеобщее обозрение неприглядные подробности личной жизни соперника). Лишь с несколько иными оттенками, Берне мучили те же проблемы, что и Гейне. Один из представителей "Молодой Германии" Вольфганг Менцель писал о нём:
И действительно, Берне, например, всю жизнь ненавидел Гете. Он писал: "С тех пор как я себя помню, я ненавижу Гёте". Он цитирует одно письмо, якобы полученное им:
Берне комментирует:
С другой стороны, он делится своими мыслями:
В одном письме Берне рассказывает о юношеском переживании, по-видимому, сильно повлиявшем на его жизнь. Во время оккупации Германии французами, он должен был куда-то ехать из родного Франкфурта и для этого получить паспорт. Французский офицер, взглянув на него, написал "еврей из Франкфурта".
В другом месте он пишет:
Поучительна оценка, которую Гретц дает в своей "Истории евреев" деятельности Гейне и Берне. Он сравнивает их с царями, пригоршнями бросающими золотые монеты - это их идеи.
И это после Гёте, Шиллера и романтиков! Но ещё своеобразнее характеризует он направление их деятельности:
Кто же был этот враг: немецкий народ? или христианство?
Эпоха "Молодой Германии" породила самые знаменитые имена среди европейских писателей-евреев за весь XIX век. Но само еврейское влияние в литературе в последующие десятилетия не только не ослабло, но расширилось и углубилось. Бартельс, "Историю немецкой литературы" которого мы уже цитировали, относит за счёт еврейского влияния создание "литературной индустрии", озабоченной лишь финансовым успехом и размерами тиражей, спекулирующей на низком вкусе широких кругов "высшей и средней черни":
Еврейское влияние в прессе возникло в эту же эпоху и позже оказывало (да и до сих пор) сильное влияние на жизнь. Уже после Мировой войны об этом писал ( под псевдонимом Мейстер) экономический советник консервативной партии Германии Пауль Банг. Это влияние ярко обнаруживается уже в эпоху наполеоновских войн, когда в побежденной Германии появилась целая группа еврейских журналистов и издателей. Типичным примером может служить газета "Телеграф", которую в 1805 году издавал Ланге (Давидсон) - некогда близкий друг Лессинга. Позже он издавал "Немецкий Герольд" и "Новый Телеграф". В этих газетах высмеивались немецкие генералы и государственные деятели, даже королевский двор, включая королеву. Газеты эти отличались столь последовательной про-французской ориентацией, что "Телеграф" считался почти французским официозом.
Другая группа немецко-еврейских журналистов во главе с Саулом Ашером и Эдуардом Итцигом была известна борьбой, которую они вели против немецких писателей-романтиков: Арнима, Брентано, Клейста. Их клеймили как реакционеров, мракобесов, лиц, неблагонадёжных с точки зрения французских властей. Был даже пущен слух, что Клейст - душевно - больной. С каким раздражением говорит Гретц, описывая много лет спустя ту эпоху, об этих ... (термин, вероятно, соответствующий "русопятам" в применении к русским) - Арниме, Брентано, Фуке! Видно, как его возмущает, что они с симпатией относятся к немецкому средневековью, христианству, церкви.
Вот как возникла одна из влиятельнейших немецких газет "Франкфуртер Цейтунг" (Франкфуртская газета). В 50-е г.г. банкир Розенталь начал издавать во Франкфурте "Деловое Обозрение". Вскоре другой банкир Леопольд (Лёб) Зоннеман превратил его во "Франкфуртскую деловую газету". С 1866 г. она стала называться "Франкфуртской газетой". Столь же влиятельная Берлинская газета "Берлинер Тагеблатт" была основана в 1871 г. Рубеном Мозес. Орган демократической партии "Берлинер Цейтунг" основал в 1877 г. Ульштейн - еврейский предприниматель, разбогатевший на торговле и впоследствии создавший концерн "Ульштейн-прессе", которому принадлежали десятки газет - политических, рекламных, развлекательных.
До сих пор мы говорили в основном о Германии. Но и основатель агентства Рейтер, которое у всех нас ассоциируется с Британией, родился в Германии, имел фамилию Иосафат и крестился уже взрослым. Одну из наиболее влиятельных газет Англии - "Дейли Телеграф" в 1855 г. купил Иосиф Мозес Леви. Далее газетой владел его сын уже под фамилией Лоусон, а потом уже как барон Бернхам - до 1928 г. "Дейли Экспресс" с 1904 г. издавал Р.Д. Блюменфельд. В Италии до 1912 г. редактором главного органа социалистической партии "Аванти" был еврей Тревес (в результате ожесточённой внутрипартийной борьбы в 1912-1914 г.г. это место захватил Муссолини, но в 1914 г. Тревес опять его выжил). В США пресса ещё больше, чем в Европе, находилась под еврейским влиянием. Например, одним из ведущих газетных боссов, создателем "жёлтой прессы" был Пулитцер, венгерский еврей, приехавший в Америку, не зная ни слова по-английски. (Теперь же его именем названа одна из наиболее престижных литературных премий). Адольф Охс владел газетой "Нью-Йорк Таймс" с 1896 г., "Филадельфия Таймс" - с 1901 г.
Весь мир испытал влияние таких идеологов как Маркс и Фрейд. Множество евреев стало известно в науке, например, физик Герц, экспериментально доказавший существование электромагнитных волн, ряд математиков - Якоби, Кантор, Кронекер и т.д.
Параллельно идеологическому, непрерывно росло и экономическое влияние еврейства. 3омбарт приводит следующие цифры, относящиеся к Германии. В 1870-е годы в эпоху создания большого числа акционерных кампаний из 25 самых больших кампаний 16 были еврейскими. В отдельных кампаниях среди учредителей от 1/3 до 1/4 составляли евреи. В 1911 г. среди директоров наиболее крупных кампаний евреи составляли 1/8, среди членов наблюдательных советов - 1/3. В населении же страны они составляли менее 1%. По данным о доходах (вычисленным на основании взимаемых налогов) доходы евреев примерно в 3-4 раза превосходили доходы христиан.
Не удивительно, что в области, где влияние евреев было особенно велико - финансах - оно ещё усилилось. Так, центральный немецкий банк - Райхсбанк - был частным предприятием, находящимся лишь под наблюдением министерства финансов. Он был основан в 1873 г. 15-ю лицами, из которых 11 были евреями, а именно: Беренд, Мейер, Блейхредер, Гельпке, Мендельсон, Оппейнгейм, Плаут, Ротшильд, Штерн, Варшавер и Цвихер.
Конечно, все эти процессы были связаны с резким увеличением числа евреев в образованных слоях общества. Тот же 3омбарт сообщает, что, например, из христиан на каждые 10.000 человек населения, высшие классы гимназии посещают 61 ученик, из евреев - 385 (по Пруссии). Он пишет:
Громадный вес евреев в культуре, прессе, экономике,- конечно, отражался на их общем положении и их влиянии на другие стороны жизни. Знаком этого было, например, торжественное празднование в 1905 году 250-летия поселения евреев в США. Президент Теодор Рузевельт обратился к комитету по празднованию с письмом, в котором он говорил:
Вейцманн вспоминает, что перед I Мировой войной в итальянском кабинете министров было четыре еврея:Лузатти ( премьер), Оттолонги, Соннино и Титани. Кроме того, еврей был мэром Рима.
Другой, не внешне-торжественный, а обычно скрытый аспект этого влияния можно обнаружить, например, в мемуарах крупного немецкого дипломата эпохи перед I мировой войной фон Эккардштета. Он рассказывает, как, будучи немецким послом в Англии, сблизился с главой дома Ротшильдов - бароном Альфредом Ротшильдом. Последний был очень враждебно настроен против "московитов" из-за "варварского обращения русских властей с евреями".
В частности, по словам автора, Япония очень колебалась перед вступлением в войну с Россией из-за своей финансовой слабости. Английское правительство предпочитало сохранить нейтралитет и не покровительствовало крупным займам для Японии. Тогда Эккардштет свёл японского посла в Лондоне графа Хаяши с Ротшильдом. Последний заверил графа в своих симпатиях делу Японии и в том, что японское правительство может рассчитывать на поддержку дома Ротшильда. По мнению автора, это сыграло решающую роль в решении Японии начать войну.
Влияние евреев на политику США можно представить себе по эпизоду, о котором мы вскользь упоминали в гл. I. В 1910 г. в прессе США была поднята яростная кампания против русского правительства, ограничивающего въезд в Россию евреев - американских граждан. (Хотя в то же время пресса писала о бедственном положении евреев в России, и не понятно было, зачем же евреям туда стремиться.) В качестве ответной меры требовали расторжения русско-американского торгового договора. В начале 1911 г. президента Тафта посетила делегация влиятельных евреев во главе с крупнейшим финансистом Яковом Шиффом, директором банка Кун, Леб и Со. Президент сообщил делегации, что согласно данным американского посла в России, русское правительство ограничивает въезд евреев, так как большей частью речь идёт о недавно эмигрировавших из России евреях, которые хотят теперь вернуться в качестве американских граждан, чтобы не быть ограниченными чертой оседлости. По мнению президента, каждая страна имеет право сама формулировать свою иммиграционную политику. Возмущенный Шифф отказался на прощание пожать руку Тафту. Уходя он воскликнул: "итак, это война". Для победы в этой войне потребовалось 10 месяцев. В конце 1911 г. обе палаты Конгресса предложили президенту расторгнуть русско-американский договор, и он подчинился. На следующий год организация еврейского масонства (или построенная по масонскому типу) в США - орден Бнай Брит- вручила президенту Тафту медаль "как человеку, сделавшему в прошедшем году больше всех для блага евреев". Всё же в следующие выборы (1913 г.) Тафт не был переизбран.
Ситуацию в Англии характеризует долгий спор в связи с проблемой избрания евреев в Парламент. Он тянулся с 1829 до 1858 г. и был связан с тем, что евреи отказывались произносить присягу, содержащую слова "по истинной христианской вере". В результате текст присяги был изменен, чтобы быть приемлемым и для иудаистов, и барон Ротшильд занял место в Парламенте.
И непосредственно среди руководителей политики большинства европейских государств роль евреев была значительна. Так, в Германии ряд руководителей либерального движения, начавшегося с революции в 1848 г., были евреи. Например, Габриэль Риссер участвовал в "Предпарламенте" и Учредительном собрании, позже - в Эрфуртском парламенте. Людвиг Бамбергер был одним из создателей либеральной партии, впоследствии они с Эдуардом Ласкером создали прогрессивную партию. Генрих Фридберг много лет был министрами Кайзера, Рудольф Фриденталь был одним из основателей свободной консервативной партии Пруссии.
Громадное влияние на политическую жизнь Англии оказал Д,Израэли, крещеный отцом в молодости. Он был не раз премьер - министром и министром финансов. Долгое время он стоял во главе консервативной партии и движения "Молодая Англия". Под конец жизни королева возвела его в звание лорда Биконсфильда. Премьером Италии был Лузатти. Во Франции многократно министром был Кремье, в то же время крупный национальный еврейский деятель - создатель Всеобщего Еврейского Союза. Будучи министром внутренних дел, Кремье предоставил французское гражданство жившим в Алжире евреям, в то время, как алжирские арабы его не получили. Это стало существенным фактором в отчуждении Алжира от Франции, которое в XXв. привело к кровопролитной войне и отделению Алжира.
Крупнейшие европейские страны поддерживали предоставление равноправия евреям в других государствах. Так, на Берлинском конгрессе 1878 г. Франция и Германия поставили условием признания независимости Сербии, Болгарии и Румынии принятие ею "свободы вероисповеданий". От имени Англии Д,Израэли потребовал распространить этот принцип на все части Оттоманской империи, "требующие помощи от великих держав". По контексту ясно, что речь шла о правах именно евреев. Возражая, князь Горчаков говорил: "В Сербии, Румынии, как и в России, евреи представляют опасность - они не похожи на парижских, лондонских, берлинских и венских евреев и уравнение их в правах вызовет вредные для страны последствия". Требование Франции и Германии было принято конгрессом.
Как же сложились отношения между евреями и народами, среди которых они жили в этот век, когда все пути в жизни оказались им открыты? Многие высказывали надежду, что "еврейский вопрос" перестал существовать, что ассимиляция евреев осуществлялась или же осуществится полностью в ближайшее время.
Действительно, росло число смешанных браков. Так, число еврейских смешанных браков в Пруссии составляло в 1880 г. - 10%, в 1890 - 13%, в 1913 - 20% от числа чисто еврейских. В книге о будущем евреев Зомбарт сообщает, что в 1905-1906 г. г. они составляли 22% от чисто еврейских браков. Появилось так называемое "реформационное" течение в иудаизме, определявшее принадлежность к еврейству как отношение к вероисповеданию, а не нации. Они провозглашали, что евреи - это граждане "моисеева вероисповедания" той или иной страны. На Франкфуртском съезде раввинов этого направления было постановлено, что еврей имеет право жениться на христианке, признающей единобожие. Многие евреи принимали христианство. Например, в Вене в 1868 г. было 2 случая крещения евреев, в 1875 - 65, 1880 - 113, 1885 - 255, 1904 - 617.В некоторых областях Австро - Венгрии еврейский язык (идиш) был признан государственным языком.
Но можно было увидеть и признаки того, что положение не столь идиллично. Так, известный немецкий историк Трейчке в своей "Истории Германии в XIX столетии" посвятил целый раздел еврейскому влиянию после освобождения Германии от Наполеона. Он говорит о "скороспелых еврейских талантах, верховодивших в ежедневной прессе":
Пo-видимому, после революционных переворотов 1848 г., затронувших почти всю Европу, впервые стали говорить о еврейском засилье в прессе. Так, В.Эбелинг в своей книге "0 литературе и истории" пишет о Венской прессе:
В Германии образовалось широкое движение под лозунгами борьбы с "еврейским засильем" в прессе и финансах. Трейчке писал:
Именно это движение и называло себя "антисемитским"; видимо, тогда этот термин впервые и возник. Движение было влиятельным, его активно поддерживал даже придворный проповедник Штекер. Была создана "Антисемитская лига", собравшая 250.000 подписей под петицией Рейхстагу с требованием определенных ограничений евреев. Рейхстаг, однако, это торебование не принял. Один из идеологов того времени, В. Марр написал брошюру "Победа еврейства над германством", где он утверждал, что мир уже завоеван еврейством, причем побежденным даже запрещается об этом говорить. Единственная еще непобежденная и борющаяся страна - Россия, но соотношение сил таково, говорит он, что исход борьбы предрешен. Против России будут брошены все силы и из нее сделают архимедовскую точку опоры, чтобы перевернуть мир.
В Англии вплоть до начала XX в. возникали антиеврейские народные волнения. Например, в 1911 г. они захватили весь Уэллс, где были разгромлены многие еврейские предприятия и магазины.
Во Франции в 1881-1882 г.г. выходили журналы "Анти-еврей" и "Антисемит". Прудон сказал по поводу революции 1848 г.: "мы поменяли евреев". В связи с "Делом Дрейфуса" во Франции вспыхнула волна яростных анти - еврейских настроений. Офицер генерального штаба Дрейфус был осужден в 1894 г. по обвинению в передаче военных секретов Германии. Позже начались протесты и обвинения, что дело было сфабриковано. Общественное мнение раскололось. С одной стороны раздавались обвинения в антипатриотизме, желании унизить армию, с другой - в милитаризме, реакционности и антисемитизме. Вопрос о виновности или невиновности Дрейфуса превратился в вопрос партийной борьбы. В конце концов победили "дрейфусары", Дрейфус сначала был помилован, потом реабилитирован, награжден орденом и получил чин майора. В результате сменился целый слой политической верхушки. Этот переворот нельзя рассматривать в отрыве от предшествовавшего ему "дела", тоже потрясшего Францию - "Панамы". Акционерная кампания для строительства Панамского канала распродавала акции на громадные, не обеспеченные суммы и за взятки добивалась правительственной поддержки. Когда разразился скандал, выяснилось, что взятки брали министры, депутаты парламента, большая часть прессы. Одним из инициаторов разоблачения был журналист Дрюмон, издатель газеты "Свободное слово", в которой он также вел яростную антиеврейскую кампанию, и автор книги "Еврейская Франция". И оказалось так, что главными руководителями аферы были: барон Рейнах ( родом из Гамбурга) ) и Эмиль Артон ( Аарон ), помощником которого был Исаак Бланк. Выяснилось, что за 8 лет кампания вытянула из карманов обывателей более 1300млн. франков, 1/2млн. человек были разорены. Основные виновники ушли от наказания (барон Рейнах загадочно скоропостижно скончался), но целый слой скомпрометированных политических деятелей, казалось, вынуждены были уйти из политики. Вот в результате победы в "Деле Дрейфуса" большинство из них вернулось - наиболее известный из них Клемансо.
Но и с еврейской стороны высказывались иногда взгляды, дышащие духом Талмуда, зачёркивающие все достижения "века ассимиляции". В качестве примера, по-видимому, из числа самых крайних, приведём статью сиониста Клётцель, опубликованную незадолго до I мировой войны в журнале "Янус". Там говорится:
Это, конечно, изолированное мнение. Но оно интересно как крайнее проявление разочарования в пути ассимиляции. Гораздо шире то же умонастроение проявилось в движении сионизма - стремления создать свое, еврейское государство. Хотя идея возвращения в Палестину всегда бытовала в иудаизме, новое, всемирное движение создал Теодор ( Вениамин Зев) Герцль. Он сам принадлежал как-раз к типу ассимилированного еврея, был венским журналистом. Но во время дебатов по поводу "Дела Дрейфуса" был Парижским корреспондентом австрийской газеты "Нейе Фрейе Прессе" и увиденное им произвело переворот а его мировоззрении. В своей программной книге"Еврейское государство" он доказывает, что евреям никогда не удается стать органичной частью европейского общества и единственный для них здоровый выход - создать собственное государство и жить как другие народы. Он пишет:
Подходящим местом для такого государства он считал Палестину, но как возможный вариант рассматривал Аргентину или Уганду. Движение получило широкую поддержку и стало всемирным. 1-й международный сионистский конгресс собрался в 1897 г. в Базеле, 2-й - там же в 1898г. До I мировой войны уже состоялось 11 таких конгрессов. В 1897 г. была создана Всемирная сионистская организация. Впрочем, уже с самого начала наметились разные формулировки целей движения. Так, влиятельный идеолог сионизма Ахад-Хаам (Гинцберг) писал:
один процент.
Действительно, реальная сторона сионистской программы оставалась очень неопределенной. Если речь шла о помощи евреям, находящимся в наиболее тяжелом положении, то эмиграция , например, в США давала гораздо более реалистичный выход. Если же речь шла о том, чтобы собрать большую часть еврейского народа в Палестине в духе "исполнения обетований" , то это была религиозная программа связанная с явлением Мессии. Да и трудно себе представить ( и до сих пор ) , как ее можно было бы реализовать. Палестина безусловно не могла пропитать такое число людей - это видно сейчас. Правда, в некоторых сионистских документах того времени говорилось о Палестине и прилегающих странах (например, Азиатской Турции). В любом случае непонятно, как они могли бы жить еврейские переселенцы, руководствуясь принципами иудаизма. Например, долгое время колонии в Палестине существовали на пожертвования барона Ротшильда - главы известного банкирского дома. Но что он сам - то стал бы делать в государстве, основанном на принципах иудаизма? Например, ввиду заповеди
Но, какими бы политическими целями не руководствовались лидеры, для десятков и сотен тысяч простых евреев участие в этом движении означало признание, что с их точки зрения все грандиозное течение эмансипации и ассимиляции, несмотря на его блистательные успехи - не удалось. Течение сионизма, созданное Герцлем, вызвало громадный всплеск чувств и мыслей в еврейской среде, но в рассматриваемый сейчас период имело очень слабый практический отклик - к началу 1-й мировой войны переселенцы в Палестину насчитывали лишь несколько десятков тысяч. Но в XIX в. восточно - европейское еврейство было охвачено несравненно более мощным движением - эмиграцией в капиталистически более развитые страны: Германию, Англию, но прежде всего - в Северную Америку. 80% эмигрантов направлялось в Америку, большинство из них - из России. За один этот век еврейское население Северной Америки выросло с 3 тысяч до 2 миллионов. Так начала создаваться громадная сила, впоследствии игравшая ( и играющая до сих пор ) решающую роль в мире.
Переселявшиеся в Америку евреи в основном происходили из районов, где они жили в рамках кагальной организации. Вряд ли эта организация полностью сохранилась при переселении за океан. Но, с другой стороны, трудно себе представить, чтобы выкованная веками существования в этой системе традиция полностью исчезла. Действительно, в Америке возникает ряд еврейских организаций - например, в 1906 создается Американский Еврейский Комитет, руководителем которого был Яков Шиф, владелец одного из крупнейших американских банков "Кун , Леб и Ко". Большое число еврейских иммигрантов было объединено в организации, называемые "орденами". Что из себя представляли эти организации - не вполне ясно. Они строились из "лож" и "капитулов", что напоминает масонскую организацию. Но иногда утверждается, что сходство было чисто внешним - возможно, что здесь проявилось какая - то другая традиция. В "Еврейской Энциклопедии" приводятся следующие данные об этих орденах:
Орден |
Год основания |
Число членов на 1907г. |
Число лож |
Брит Абрагам (независимый) |
1887 |
104796 |
446 |
Брит Абрагам |
1859 |
55957 |
331 |
Бнай Брит |
1843 |
21500 |
420 |
Сыны Веньямина |
1877 |
20336 |
150 |
Сыны Иегуды |
1890 |
19000 |
118 |
Агават Израэль |
1893 |
16963 |
132 |
Свободные сыны Израиля |
1849 |
10920 |
105 |
ЛИТЕРАТУРА
Graetz H. Geschichte der Juden, Bd. II.
Bartels A. Цит. в Гл. 6.
Heinrich Heine. Werke. Dresden. 1906.
Heines letzte Gedichte und Gedanken, herausgegeben von Strodtmann. 1869.
Berne L. Berliner Briefe. 1927.
Berne L. Briefwechsel mit Henriette Herz. 1905.
Steig R. Heinrich von Kleists Berliner Kampfe, Berlin, 1901.
Meister A. Die Presse als Machtmittel Judas. Vunchen 1930.
Treitschke. Deutsche Geschichte im 19.Jahrhundert. 3 Theil, Leipzig, 1889.
Ebeling W. Zur Geschichte und Literatur. Berlin. 1867.
Sombart W. Die Juden und das Wirtschaftsleben. Цит. В Гл. 6.
Sombart W. Die Zukunft der Juden. Leipzig, 1912.
Kurschner Joseph. Semi-Kurschner, Berlin, 1901.
Blokosky S. The distorted Image, N.-J., 1975.
Cheskel Zwi Klotzel. "Das grosse Hassen". Journal "Janus". 1914, № 2.
Lebenserinnerungen und Denkwurdigkeiten von Herrn Freiherrn v. Eckardstein. Bd. II. Leipzig, 1921.
Frank W. Nationalismus und Demokratie in Frankreich der dritten Republik. Hamburg 1933.
Герцль. Т. Еврейское государство. Спб.1896.
"Еврейская энциклопедия". Т. III, статьи "Антисемитизм", "Ассимиляция", "Ахад-Гаам (Гинцберг)". Т. XIV, "Сионизм"
"Краткая Еврейская Энциклопедия"Т.I, Статья "Ассимиляция".
Dash Moore Deborah. B'nai B'rith and the challenge of ethnic leadership. N.J.1981.