| |
|
Тюгашев Е.А., Попкова Т.В.
|
Семьеведение
Глава VII. Национальные модели семейной культуры
|
§ 5. Семейные культуры в Новом Свете
Брак – и не рай, и не ад;
это просто чистилище.
(Авраам Линкольн)
Покидая Старый Свет и начиная жить в Новом времени, мигранты мечтали
участвовать в сотворении новой земли и нового неба. Восстав из ветхого
человека, новый человек сотворил в Новом Свете такие формы семьи
,
которые казались достойными тысячелетнего царства Христа.
Дева-Америка. Любовный акт лежит в основании американской истории. В
романе “Арфа и тень” кубинский писатель А. Карпентьер описал, как
Изабелла Кастильская дарит Колумбу любовь незадолго до его отплытия в
экспедицию. Сверхнормативная любовь католической королевы и простолюдина
еврейского происхождения символически открывает путь в Америку, – путь в
“священную зону” ее девственных пространств, покорение которой
осмыслялось в образах изнасилования девственницы.
Девственность является стойкой характеристикой восприятия американского
континента: “Боги насилуют девственниц в каждом растении” (М. А.
Астуриас: “Легенды Гватемалы”). История Америки началась с насилия и
насилием же продолжалась. В европейской культуре изнасилование обычно
предстает как злодейство со стороны мужчины и тяжелая, подчас
непереносимая психическая травма для женщины. В американской культуре,
начинавшейся с изнасилования индеанок конкистадорами, женщина сдается и
покоряется мужчине-богу, и тот, не чувствуя вины, вступает в законное
владение своей “священной областью”. Акт изнасилования не разъединяет,
а, наоборот, соединяет мужчину и женщину и нередко становится прологом
совместной жизни, любви, основания семьи
и рода.
Изнасилование предстает
как космогонический акт
Сливаясь в любовном объятии, люди переносятся в начало времен, и
оказываются в центре (и центром) рождения мира: мир рождается, когда
двое целуются. В любовном соитии извергается самое первозданное и
сокровенное, и люди тоже обращаются в первозданное состояние. Они теряют
дар слова: любовный лепет, хрипы, вздохи, стоны, вопли... В любовном
акте происходит преображение в первочеловека – Адама, а чаще – в зверя.
Женщина-самка возбуждает мужчину как зверя – запахом, а не видом, и
отдается ему по-звериному – на лоне природы, без предварительных слов и
объяснений, без ласк, а после короткой напряженной борьбы.
Это любовь необузданная, не сдерживаемая барьерами регламентов,
безудержная, беспредельная стихия, переполняющая все сферы бытия,
растворяющая в его первоэлементах – земле, реке, сельве, луне. Земля
источает запахи женского тела, лицо женщины светит в ночи, голос ее
слышится в рокоте воды; в тоже время ее тело вбирает в себя дыхание
ночи, струение вод, благоговейную тишину пещер. Женщина в себе несет
Америку.
Система “амиго”. Специфику мексиканской семьи
определяют два фактора: 1)
относительно низкий статус института семьи
и брака; 2 значительная
разница в статусе полов в браке. Невысокий престиж супружества
обусловлен традиционно низким социальным статусом женщины, а также
существованием системы амиго – участия мужчин в неформальной группе
сверстников-друзей.
Амиго – мощный механизм социального контроля и эффективного влияния на
мексиканских мужчин в течение всей жизни. В системе амиго участвуют 24%
мужчин среднего класса и 41% – низшего. Среди амиго (друзей) бытует
формула: “больше, чем брат”. Отношения между близкими друзьями являются
высшей ценностью культуры.
Юноша, опасающийся, что забеременевшая от него девушка обратится в суд,
уверен, что друзья поддержат его, помогут поставить под сомнение его
отцовство и избежать наказания. Мужская солидарность доходит до того,
что друзья вынуждают истицу к половой близости с ними.
Установки амиго подвержены влиянию мачизма. Мачо (букв. – “самец”,
переносное “настоящий мужчина”) – это безоглядная приверженность к
насилию без тормозов и управления. Это полная замкнутость, одиночество,
пожирающее себя самое и все, к чему оно прикоснется. Мачизм делает упор
на независимость, вулканическую импульсивность, физическую силу как
единственный способ разрешения разногласий, жестокость и грубость в
отношении с женщиной, насилие по отношению к слабым. Для мачо цель жизни
сводится к смене женщин, к бесконечному повторению акта победы над
женщиной и овладению ее телом. Вступление мужчины в брак оценивается как
принесение себя в жертву. Хотя женитьба приносит лично ему немало благ,
ощущение потери престижа холостяка достаточно велико. С точки зрения
системы амиго ее член, женившись, теряет свою независимость и высокий
социальный статус.
Исследователи семейно-брачных отношений в Мексике определяют супружеские
отношения некоторых пар как “одиночество в компании двоих”. По
сообщениям жен, мужья предпочитают проводить свободное время с друзьями,
а не с женой и детьми; тратят много денег с друзьями или так, что это не
приносит пользы семье
; часто не ночуют и не бывают дома по независящим
от работы причинам. Женщины указывают на феномен “отсутствующего отца” в
мексиканской семье
. Для мальчиков улица и друзья становятся главными
институтами социализации. Лояльность к друзьям ценится выше родственных
связей.
В критический момент супружеской жизни муж обычно не ищет поддержки у
своей жены (в силу ее низкого социального статуса) и стремится заполнить
“вакуум статуса” возвращением в систему амиго. Однако жена открыто или
тайно пытается противостоять этой системе. Такая борьба, особенно острая
в первые годы супружеской жизни, не прекращается на протяжении всей
жизни в различных формах и масштабах.
У мексиканцев сложилось отрицательное отношение к разводу
При раздорах
между супругами посредническую роль берут на себя сородичи обеих сторон.
Женщина после развода не вправе вступать в брак, пока не пройдет 300
дней со дня расторжения предшествующего брака.
Мужчина, покидая семью
, средства на содержание детей перечисляет в банк
на счет, открытый на их имя. Если бывшая жена не в состоянии прокормить
себя, покинувший ее супруг выплачивает ей незначительное содержание.
После смерти отца все имущество семьи
переходит в собственность детей,
включая внебрачных, между которыми оно будет поделено по их первому
требованию при условии достижения ими совершеннолетия. В сельской
местности женщина после развода или смерти мужа чаще всего возвращается
к родителям только с лично принадлежащим ей имуществом и в очень редких
случаях наследует землю супруга.
Многочисленные в Мексике праздники становятся едва ли не единственной
связующей нитью между родственниками. В День матери (10 мая) все члены
семьи
поздравляют мать и преподносят ей подарки, дочери организуют стол,
либо все идут в ресторан.
Принято отмечать 15-летие девушки. Для этого торжества крестные родители
покупают ей вечерний туалет и оплачивают расходы за службу в церкви.
Затем родители устраивают в своем доме бал, который начинается поздно
вечером. В полночь подается торт с 15 свечами, после чего начинаются
танцы и веселье до утра. Отныне девушка уже считается взрослой и выходит
“в свет”. Ей разрешается носить туфли на высоком каблуке, ходить на
балы, заводить знакомства с молодыми людьми, принимать от них подарки.
Мексиканская склонность к экзальтации в выражении чувств придает
романтизм добрачному ухаживанию весьма. Серенады под окном избранницы в
исполнении “марьячи” (певцы-музыканты, исполнители национальных песен,
от французского слова “марьяж” – брак, свадьба), проводы “холостяка” или
“холостячки”, которые устраивают жених и невеста, – характерные атрибуты
сватовства средних городских слоев. Подражая светским правилам
американских высших слоев, состоятельные семьи
дают объявления в газете
с указанием места и дня свадьбы, часто с публикацией фотографии жениха и
невесты.
“Маммизм”
Отношения между мужчинами и женщинами в Новом свете
определяли законы рынка: чего менее, тем более дорожат. Приобрести жену
удалось немногим счастливцам, а при уединенном образе жизни первых
поселенцев женитьба была хозяйственной необходимостью: для дома нужна
работница. Каждая женщина имела множество обожателей.
Строившиеся дома отражали викторианскую приверженность уединенности
(отдельная спальня для каждого ребенка и тщательное разделение
семейного пространства в гостиных, где можно принимать людей).
Профессионализация женской сферы предусматривала отдельные комнаты для
шитья, музыки, завтрака, обеда и сна. Комната прислуги была скрыта
черной лестницей и прямо сообщалась с кухней.
Настоящая домохозяйка должна иметь слуг, которые бы все делали за нее.
На 16 мужчин и женщин, населявших СШ, согласно переписи 1841 г.,
приходился один человек домашней прислуги. Десять лет спустя из 3 млн.
женщин от 10 лет и старше, зарабатывавших себе на жизнь, одна из четырех
работали служанками. На протяжении XIX века работа домашней прислуги
была самой распространенной среди эмигранток.
В США женщин к XVIII в. было примерно столько же, сколько мужчин, но
юноши покидали поселения, отправляясь на поиски новых земель, и тогда в
некоторых общинах перевес оказывался на стороне женщин (приблизительно
на 15%). Вследствие этого браки стали заключаться в более зрелом
возрасте, а вдовы теперь реже стали выходить второй раз замуж.
Большинство одиноких женщин шли в домашнее услужение или занимались
традиционной женской торговлей (продавали дамские шляпки). Некоторые
вдовы осваивали ремесло своих мужей. Иные становились владелицами таверн
или гостиниц, а также открывали “дамские школы” в надежде привлечь
молодых любознательных учениц.
Отец в американской семье
– величина переменная, мать – постоянная.
Географическая рассеянность, миграция, смена занятий, непрерывная погоня
за своим шансом в жизни бросает американца из конца в конец страны. Как
писал один из наблюдателей, молодые семейные пары в США не страдают
склонностью к ведению домашнего хозяйства. Мужчины здесь не так
скованы работой по найму, как у нас. Если юный Бенедикт не пристроился
адвокатом в Сейлеме, он вынырнет процветающим сапожником в Фермопилах.
Джефферсон Джонсон потерпел неудачу со своей лесопилкой в Элеутерии, но,
прослышав о вакансии баптистского проповедника в Биг-Мад-Крике, в
течение недели сорвался с места с женой и тремя детьми. Эминадаб Уиггз
устраивается клерком в контору пароходной компании на реке Понгоуонга с
твердым убеждением, что через полгода будет уже зарабатывать себе на
хлеб совсем в другом месте.
При такой жизни даже большой гардероб в
обузу, а мебельный гарнитур, – что стадо слонов. Молодые мужчины и
женщины вступают в брак, не имея за душой никаких накоплений для начала
совместной жизни. Они довольствуются своими надеждами и уверены, что
средства придут. Так живет вся страна: если человек чего-то стоит,
работа обязательно найдет его сама. А человек, имеющий хорошую
страховку, всегда имеет возможность выкарабкаться из несчастья.
Согласно викторианским представлениям о домашнем очаге, материнство
реализуется в “материнском содружестве” движений за трезвость, женских
клубов, союзов девушек. Американская мать распоряжается расходами, она
читает книги и журналы и изучает тайны детской психики; именно она
становится для детей воспитателем, авторитетом и цензором. Ее власть
основана на умении управлять детьми.
Большинство американских детей рождается только после того, как родители
тщательно взвесили, могут ли они позволить себе иметь детей как с точки
зрения “первоначальных капитальных затрат”, так и с точки зрения
будущего их “содержания”. Смогут ли они дать ребенку хорошее
образование, обеспечить его проживание в “пристойном окружении” и
общении с “подходящими людьми”?
Идеал семьи
– взаимность: общие суждения, взаимная дружба и взаимное
доверие, но, прежде всего, взаимная терпимость. Правила существуют для
всех, им и следуют все вместе. Сэкономленные деньги тратятся на
путешествия и развлечения для всей семьи
. Семейные обычаи, против
которых решительно возражает хотя бы один член семьи
, исчезают, и
никакой родительской властью их не сохранить, если для детей они
утратили ценность. Идет постоянное сравнение с правилами и решениями,
принятыми в других семьях, что стимулирует демократический процесс в
семейных отношениях, но генерирует невротические отклонения. Выросшие
дети, даже не вступившие в брак, покидают родительский дом и селятся
отдельно. В большинстве случаев живут отдельно и старики.
“Богатые тоже плачут”
В 80-е гг. ХХ в. в зажиточных городских семьях
Бразилии большинство женщин не работали, занимаясь исключительно
домашним хозяйством и детьми. Каждая женщина, желающая пользоваться
уважением в обществе, должна была быть сначала непорочной невестой,
потом хорошей хозяйкой и примерной женой, и, наконец, матерью нескольких
детей.
Достаточно пунктуально соблюдается внутрисемейный этикет. Все члены
зажиточной семьи
обращаются друг к другу только на “Вы”. Распоряжения
матери и отца выполняются детьми, в первую очередь дочерьми,
беспрекословно. К дочерям семейная этика особенно строга. Незамужние
девушки из зажиточных семей не посещают одни те места, пребывание в
которых может повредить их репутации – бары, рестораны. Девушке
запрещается разговаривать с незнакомыми мужчинами. Плохая репутация
девушки чернит всю семью
и затрудняет замужество ее младших сестер.
Обвинение жены в потере невинности до брака считается основанием для
немедленного расторжения брака. Разведенные женщины не могут
рассчитывать на повторный брак с человеком из хорошего общества. Двери
«порядочных» домов для них будут закрыты.
По законодательству брак признается действительным только в том случае,
если супруги совместно прожили не менее 10 месяцев. Если после этого
брак распадается, то мужчина обязан выплачивать жене оговоренную в
контракте сумму пожизненно или до тех пор, пока она снова не вступит в
брак. Дети получают алименты до совершеннолетия.
Общественное положение жениха, родословная его семьи
тщательно
проверяются. Предпочтение отдается браку с человеком из той же среды, и,
конечно, белым. Так в 70-е гг. ХХ в. 98% союзов среди белых заключались
с белыми. Брак белой девушки с зажиточным, даже богатым мулатом или
негром, считался мезальянсом.
Особенно строгая эндогамия существует среди богатых аристократических
семей, где сохраняются кросс-кузенные браки. Вследствие этого некоторые
прославленные бразильские роды находятся на грани вырождения. В этих
семьях процедуры сватовства, помолвки и, наконец, самой свадьбы остаются
особенно сложными и длятся иногда несколько лет,
Задания и упражнения:
1) Какие особенности жизненного стиля североамериканцев вам импонируют?
2) Обсудите целесообразность празднования Дня матери в России.
3) Выучите наизусть стихотворение о любви какого-либо
латиноамериканского поэта (на испанском языке или в переводе).
4) Изучите жизненный стиль американского киноактера С. Сигала. Какие
признаки мачизма присутствуют в его жизни и в жизни его героев? Посетите
с экскурсией ресторан «Мачо».
5) Возьмите интервью у человека, побывавшего в Америке. Попросите его
рассказать об особенностях семейной культуры, взаимоотношений полов.
Рекомендуемая литература:
1. Антонов А.И. “Действительно ли небо упало на землю? (Комментарий к
дискуссии американских социологов об упадке семьи
в США)” // Вестник
Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1996. № 3.
2. Земсков В. Метаморфозы любви на рубеже тысячелетий:
латиноамериканский вариант // Латинская Америка. 1990. №№ 10–11.
3. Золотухина М.В. Мир американской семьи
. М., 1999.
4. Карлсон А. Сквозь десятилетия: тревожный путь семьи
. 1945 – 1990. И
дальше, дальше // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и
политология. 1997. № 3.
5. Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М., 1997.
6. Морган Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л., 1934.
7. Народы Америки. В 2-х т. М., 1959.
8. Нитобург Э.Л. Негритянская семья
в США глазами американских
этносоциологов // Советская этнография. 1991. № 5.
9. Североамериканские индейцы. М., 1978.
10. Семья
у народов Америки. М., 1991.
11. Семья
у народов Северной Америки. М., 1991.
Содержание
Sex
www.pseudology.org
|
|