| |
|
Тюгашев Е.А., Попкова Т.В.
|
Семьеведение
Глава VII. Национальные модели семейной культуры
|
§ 3. Семейная культура Индии
Слишком хитрый риса не имеет,
слишком красивая мужа не найдет.
(Бенгальская пословица)
Индия занимает второе место в мире после Китая по численности населения.
Сегодня там проживает 1 млрд. 849 тыс. человек. Каждый год в Индии
рождается почти 20 млн. детей. Это страна с богатейшей древней
культурой, почти не знавшей братоубийственных войн, но хорошо знавшей
увлекательное искусство любви.
Ценность белой кожи. Белая кожа в Индии ценится особо. Три тысячи лет
назад в Индостан начали проникать светлокожие арии. Они не хотели
смешиваться с местным, темнокожим населением. Для охраны своего
привилегированного положения они ввели четыре основные касты (“варна”
–“цвет”). Эндогамными кастами арии разделили общество на брахманов,
воинов, ремесленников и торговцев. Неарии из кастовой системы Индии
исключены.
Ариям все же не удалось сохранить свою кровь несмешанной. Кожа
современных бенгальцев обладает самыми разными оттенками, носы часто
бывают широкими, приплюснутыми, далеко отходящими от благородной прямой
линии. Но светлая кожа остается эталоном бенгальского кодекса красоты.
Светлая кожа в Индии считается более привлекательной, чем темная.
Поэтому и невеста со светлой кожей ценится дороже. Если родители жениха
ищут невесту со светлой кожей, то родители невесты вправе требовать,
чтобы зять был в состоянии обеспечить свою будущую семью
.
В отношении браков подавляющая часть индийцев верна кастовым традициям.
Если индус здоровается за руку с европейцем или ест вместе с
“нечистыми”, то это временно и не страшно, так как всегда можно
совершить ритуальное очищение. От супружества очиститься нельзя. Это на
всю жизнь. Поэтому родители ищут своим детям равноценных в кастовом
отношении брачных партнеров.
Сегодня немало межкастовых браков, так как родители дочери полагают, что
лучше выдать девушку за жениха из более низкой касты, но стать женой
хорошо оплачиваемого служащего, чем соблюсти чистоту касты, но быть
более бедной, с необеспеченным будущим.
“Оттирание невесты”. Первым свадебным торжеством является обрядовое
купание. В установленный день приходят родители жениха, заблаговременно
прислав рулоны парчи и прошитые золотой нитью шелка, цветы жасмина и
дюжину корзин со сладостями. Гостям демонстрировали невесту, одетую в
один из подаренных нарядов и увешанную драгоценностями. Невеста должна
выглядеть олицетворением скромности: конец сари прикрывает ее лицо и
низко склоненную голову. Родственники жениха передают ей украшения и
драгоценности. Затем они кладут ей в рот сахарный песок и преподносят
расшитый кошелек, в котором невеста находит пятьсот рупий.
Старые
свадебные напевы исполняют ромини, профессиональные цыганские певицы
Перед купанием невесты гости складывают на подносы свои подарки. В
серебряной чаше готовится тесто, от оттирания которым кожа невесты
белеет. Младшие сестры купают невесту, одевают ее, повязывают на
запястье ленту, другой конец которой позже привяжут на запястье жениха.
Мать невесты предлагает дочери присланные сладости и со слезами на
глазах прощается: сделала я для тебя, доченька, все что смогла, а теперь
отведай еду своего супруга, который с сегодняшнего дня будет тебя
содержать.
Затем невеста и гости отправляются в дом жениха. Сестры невесты
торжественно передают жениху желтую свадебную одежду, которую он
надевает на костюм. Его запястье обвязывают вторым концом ленты,
соединившей его с невестой, и возвращают ему расшитый кошелек с
пятьюстами рупий, к которым добавлено пятьсот. Семья
невесты показывает,
что и она не из бедных. Так заканчивается первый предбрачный день.
Вечером накануне свадьбы сестры невесты и ее родители снова отправляются
в дом жениха и преподносят ему пурпурное одеяние и свободный халат для
первой свадебной ночи. На указательный палец наденут кольцо с огненным
рубином.
В день свадьбы рано утром четыре замужние женщины купают невесту,
поливают ее из большого глиняного кувшина, который за несколько дней до
того обмазывался толстым слоем земли с зернами ячменя. Вся поверхность
кувшина зеленеет нежными побегами – знак плодородия. Женщины втирают
невесте в кожу сандаловую пасту и окрашивают хной ладони и ступни ног.
Затем ее обрызгивают духами и наряжают в свадебную одежду.
В знак готовности невесты к приему жениха в его дом посылают вуаль из
серебряных нитей и гирлянд жасминовых цветов. Когда жених завесит себе
лоб вуалью, свадебная процессия отправляется в путь. Раньше жених ехал
на разукрашенном слоне с позолоченными бивнями. Сейчас он едет в
автомобиле, за которым вьется вереница машин, каждая из которых увешана
цветочными гирляндами.
“Будь как Сита”. Предназначение женщины в Индии – быть женой. “Брачный
обряд считается для женщин равным ведийскому ритуалу, служение мужу –
жизни у гуру, домашнее хозяйство – поддержанию священного огня” (“Законы
Ману”, 67). От женщины требуется уступчивость и почитание мужа, которого
она почтительно величает “Он” (в бенгальском языке для третьего лица
есть особая форма учтивости). Бенгальская женщина служит мужу как своему
единственному богу.
Героиня древнеиндийского эпоса “Рамаяна” Сита не только последовала за
своим мужем в изгнание (покинула дворец и отправилась в джунгли на
поиски), но и сохранила ему верность даже тогда, когда ее похитил царь
демонов, пытавшийся соблазнить ее. Когда муж освободил ее, она прошла
испытание огнем, доказывая свою чистоту, и не обиделась, когда тот ей не
поверил. Она беспрекословно подчинилась его приказу и ушла в новое
изгнание, чтобы на мужа не упала даже тень подозрений, что рядом с ним
женщина, у которой была возможность осквернить его честь.
Повеление “будь как Сита” включает безоговорочное послушание всему роду
мужа
Невеста должна опускать глаза долу уже с того момента, когда ее
показывают родственникам будущего мужа. Она не может обращаться к мужу и
к его старшим родственникам в присутствии чужих. В течение всей жизни
она не смеет появиться перед старшими братьями, двоюродными братьями и
дядями своего мужа. Она может говорить только с младшими женщинами, и то
– шепотом.
По одному из сказаний, Сати приняла добровольную смерть, стыдясь отца,
публично оскорбившего ее мужа. Савитри последовала за умершим мужем в
царство теней и освободила его оттуда верной любовью.
В Мадрасе есть древние надписи, прославляющие женщин, которые
сопровождали своих мужей до погребального костра и добровольно сжигали
себя вместе с покойными мужьями. На одном камне изображен муж,
кланяющейся своей верной жене, на другом – месяц и звезды. На камнях
всегда есть поднятая женская рука с браслетами: “Посмотри на меня, я
победила смерть. Я не допустила того, чтобы на меня пала судьба
отверженных. У меня остались мои браслеты – символ моего благословенного
положения.
Я верная жена. Я Сати.” Страх перед жизнью вдовы жив и по сей
день.
Издавна считалось, что участь вдовы – это проклятье. Когда в деревне
умирает женатый мужчина, к его жене сбегаются все вдовы деревни, снимают
у нее с рук браслеты, свадебные стеклянные браслеты разбивают, срывают
остальные украшения, стирают со лба тику и, громко причитая, включают ее
таким способом в свой клан отверженных. Браслет из раковин считается
символом замужних женщин, Овдовев, женщина не имеет права его носить. И
он должен разбиться.
Богиня счастья. В Индии девушки не выходят замуж сами, а юноши не
женятся – их выдают, а родители и родственники подыскивают им партнеров.
Университетский диплом увеличивает цену девушки на свадебном рынке не
менее чем длинные волосы и светлая кожа.
Чтобы удачно выйти замуж, бенгальская девушка должна быть красива.
Излишнюю стройность принимают за нездоровье. Считается плохим, если
невеста высокая. Невеста должна быть целомудренной. Девушка, чье
целомудрие было однажды поставлено под сомнение, невестой в Бенгалии
стать не может. Девушка, которая согласна выйти замуж за жениха,
которого подобрали ей родители – само послушание.
Отец стремился выдать свою дочь как можно раньше. По законам Ману, отец,
который выдаст замуж восьмилетнюю дочь, имеет такую же заслугу, как если
бы он выдавал замуж богиню Гаури. С каждым прибывающим годом дочери эта
заслуга понижается. Если отец не выдаст дочь до одиннадцатилетнего
возраста (возраста половой зрелости), он будет проклят. За избавление
отца от греха семья
жениха получала приданое.
После свадьбы с отца вина снималась, а малолетняя девочка возвращалась
домой. Когда невеста достигала половой зрелости, играли менее
торжественную и менее дорогостоящую вторую свадьбу, и молодую жену в
закрытом паланкине отправляли в дом свекра.
Считается, что бенгальская жена должна принести в дом счастье. Она
словно вошедшая в семью
богиня счастья Лакшми. Как правило, девушка не
обладает божественными способностями своего идеала, поэтому счастье она
должна создать постоянным и упорным трудом или хотя бы приданым.
В 80-е г. ХХ в. в Индии развернулось движение за отмену приданого,
членами которого были молодые люди, добровольно отказывающиеся от
приданого невесты. Индийское правительство запретило требование
приданого, так что сейчас все чаще встречаются свадьбы без приданого.
Бенгальских мужчин и женщин никто не спрашивает, кем они хотели бы
стать. Кастовая система однозначно предписывает будущее. Они трудятся на
своем маленьком жизненном участке, зная – лучшего в этом рождении не
будет. Тяжек кармы груз. Поэтому они стремятся успеть сделать как можно
больше. В конце концов, некоторым удается превратить свой кусочек жизни
в цветущий сад, который радует не только их, но и окружающих.
Задания и упражнения:
1) Чем объясняется популярность индийских фильмов в России?
2) Какой образ семейной жизни рекомендует “Агни-йога”?
3) Чем объясняется обычай ношения браслетов, бус, колец и других
кольцеообразных украшений? К практическому занятию по этой теме
нарисуйте на лбе тику, наденьте индийские украшения.
4) Что такое тантризм?
5) Попробуйте хотя бы немного почистить свою карму.
Рекомендуемая литература:
1. Альбедиль М.Ф. Модель брачного поведения в южно-индийской мифологии
// Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Спб., 1991.
2. Индийская жена. М., 1996.
3. Кама-сутра. М., 1998.
4. Касты в Индии. М., 1965.
5. Кудрявцев М.К. Община и каста в Хиндустане. М., 1971.
6. Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. М., 1982.
7. Прейнгальтерова Г. Мои бенгальские подруги. М., 1984.
8. Фурника В.П. От рождения до погребального костра: Тамильские этюды.
М., 1985.
9. Юрлова Е.С. Индия: гендерные проблемы на рубеже XXI века //
Социологические исследования. 1998. № 12.
Содержание
Sex
www.pseudology.org
|
|