| |
|
Тюгашев Е.А., Попкова Т.В.
|
Семьеведение
Глава VII. Национальные модели семейной культуры
|
§ 2. Семейная культура Китая
Кто не слушается старших, умирает молодым.
Зачем старость тому, кто ее не уважает?
(Китайская мудрость)
Каждый четвертый на Земле – китаец. Следовательно, китайская система
воспроизводства населения – самая удачная, и к ней следует внимательно
присмотреться.
Конфуцианский культ предков. Конфуцианство отличается ярко выраженной
семейственностью. Семья
считалась сердцевиной общества, интересы семьи
превосходили интересы индивида, который рассматривался сквозь призму
вечных – от далеких предков к отдаленным потомкам – интересов семьи
.
Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решению
родителей. Любовь могла прийти после брака, могла и не приходить вовсе
(мужчины из состоятельных семей могли компенсировать ее отсутствие
выбором себе наложницы по вкусу – этому жена не имела права
препятствовать). Но это никогда не мешало выполнению супругами своего
долга – рождения детей, прежде всего, сыновей, призванных продолжить
род, упрочить семью
в веках. Кто не имел сына – считался бездетным, даже
если он имел 10 дочерей. Отсюда – устойчивая тенденция к росту семьи
.
Государство – семья
семей, объединяющая всех китайцев в единую родовую
общность. Но кровные семейные узы считаются важнее, чем более
опосредованные связи, в т. ч. обязательства перед императором. Долг
перед собственным отцом важнее, чем долг перед полицией. В одном
предании говорится о правителе, который хвастался Конфуцию состоянием
добродетели в его стране. Он сказал, что если отец украдет, сын донесет
на него властям. На это Конфуций ответил, что в его стране добродетель
гораздо выше, поскольку сын не посмеет и помыслить о таком поступке.
В Китае индивид не имеет безусловного авторитета, дающего ему право
бунтовать против семьи
. В христианстве высший источник истины и права –
Бог. Его Слово – закон, и главнее всех остальных обязательств. Вспомним,
как Бог потребовал от Авраама принести в жертву своего сына. Именно Бог
позволяет личности на Западе пренебрегать всеми формами общественного
долга, начиная с семьи
и заканчивая государством.
При прочных внутрисемейных связях в традиционном китайском обществе
связи между людьми, не находящимися друг с другом в родственных
отношениях, относительно слабы. В китайском обществе наблюдается
относительно высокая степень недоверия между людьми, которые не являются
родственниками. В деловых отношениях преданность семье
, роду и своей
провинции часто перевешивает принадлежность к китайской нации.
Семейно-клановая организация. Культом предков и сыновней почтительности
конфуцианство стимулировало расцвет семьи
, стремление близких
родственников к совместному проживанию. В результате большие семьи
,
включавшие в себя несколько жен и наложниц главы семьи
, немалое число
женатых сыновей, множество внуков и иных родственников и домочадцев,
стали весьма распространены. Такие семьи
обычно делились лишь после
смерти отца, а то и обоих родителей. Старший сын занимал место главы
семьи
и получал большую долю наследства, в т. ч. дом с храмом предков.
Остальная часть общего имущества делилась поровну между сыновьями. Все
новые семьи
, основанные младшими братьями (а каждый из них становился
главой своего культа предков, бокового по отношению к главному), в
течение длительного времени продолжали находиться в зависимости от
старшего брата – главы основной линии культа, общего для всего клана.
Возникал мощный разветвленный клан сородичей, крепко державшихся друг за
друга и населявших порой целую деревню, особенно на юге страны, где
кланы бывали наиболее сильны.
За десятилетия одни семьи
становились беднее и приходили в упадок,
другие, напротив, могли разбогатеть. Их дом становился центром клана, и
к ним начинали тяготеть обедневшие сородичи. За мелкие подачки бедные
родственники помогали своему разбогатевшему сородичу, а богатый хозяин
клана использовал семейно-клановые традиции для эксплуатации их труда.
Возникала семейно-клановая корпорация, крепко спаянная родством и
традициями.
Сила и авторитет этих корпораций признавались властями, охотно
предоставлявшими им право решения различных мелких тяжб и внутренних
деревенских дел. Кланы ревниво следили за сохранением за ними этих прав.
Символом кланового единства был родовой храм предков с могильными и
храмовыми землями, не подлежащими отчуждению. В храме по торжественным
праздникам собирались все члены клана, подчас сотни сородичей. После
ритуальной части на собраниях решались деловые вопросы. На суд
родственников было принято выносить все споры и заботы, как гражданские
и имущественные, так и сугубо интимные: не было ничего святого, своего,
личного, чего не должны были бы знать семья
и клан.
Асексуальность китайской семьи
Все взаимоотношения в китайском обществе
рассматривались как продолжение отношений «отец – сын». Отношения мужа и
жены репродуцировали эту связь, и жена становилась не столько спутницей
мужа, сколько членом большой семьи
. Свадьба ритуально оформляла то, что
родители брали себе приемную дочь, а не то, что сын брал себе жену.
Жена прежде всего была принадлежностью родителей мужа, а не его самого,
именно им она предназначала исполнение своих первейших обязанностей.
Китайское присловье: “Если жена нравится сыну, но не нравится его
родителям, то он должен расстаться с ней. И наоборот, если жена не
нравится сыну, а его родители говорят, что она хорошо им служит, то он
не смеет расставаться с ней”.
Главное для жены – долг и благодарность, воздаяние перед супругом и
приемными родителями. Бытовало присловье: “Если я выйду замуж за птицу,
я должна летать за ней; если я выйду замуж за собаку, должна следовать
за ней всюду, куда она побежит; если выйду замуж за брошенный комок
земли, я должна сидеть подле него и оберегать его”. Жена должна быть
“чистой тенью и простым отголоском”. Молодожены спали в одной постели
лишь несколько дней. После этого они занимали разные кровати в одной
комнате. На публике они проявляли полное безразличие друг к другу.
Дао любви. Сексуальная культура Китая имеет даосскую основу. Даосские
учителя видели в сексе практику Пути, более того – верховный Путь мира.
сексуальность обостряет сознание, в каждый момент существования она
сталкивает человека с чем-то иным и предлагающим себя узнаванию. В
классических даосских трактатах по сексологии повествование обычно
ведется от лица Желтого Владыки (Хуан-ди) – легендарного основоположника
китайской цивилизации и верховного патрона даоссов.
Для китайцев сексуальные отношения были самым чистым и непосредственным
выражением взаимодействия космических сил: Ян – мужского, светлого,
активного и Инь – женского, темного, пассивного. “Одно инь, одно ян –
вот что такое путь”. Человек – поле деятельности Инь и Ян, который
интериоризирует их эзотерическую сущность, а затем воплощает ее в своей
жизни и поступках. Мужчина и женщина – лишь проекция вовне деятельности
сил Инь и Ян. Половые отношения мужчины и женщины дублируют сношения
высших начал. Повторение “образа”, четкое следование ему,
воспроизведение “Великого образа” в повседневной жизни – путь китайской
традиции. Китайская семья
– имитация Небесной гармонии.
Подобно всем мировым процессам, совершающимся под эгидой Великого Пути,
совокупление мужчины и женщины – это обмен силами инь и ян, который
служит очищению и укреплению обоих начал. Половой акт осмыслялся по
аналогии с органическим процессом роста и созревания всего живого. Со
временем этот процесс стали отождествлять с вызреванием в теле
подвижника эликсира бессмертия или его нового, бессмертного зародыша.
Естественные фазы соития соответствовали определенным ступеням
продвижения в Великом Пути.
Партнерам следовало изменять ритм и характер своих движений, что
предполагало необычайную чувствительность и ясность сознания, душевный
покой и довольство. Такое соитие воспроизводило текучую, извечно
обновляющуюся реальность великого Пути, который есть “тысяча перемен,
десять тысяч превращений”. Смена поз и движения партнеров воспроизводили
превращения Восьми Триграмм, пути небесных светил, различные циклы
течения энергии в теле. Кульминацией просвещенного соития было
впитывание женских эссенций через пенис во время оргазма (“перед тем как
цветы опадают”).
Вызревание уравновешенного и жизненно полного сознания в человеке
предполагает включение в опыт женственной глубины, сумеречной,
ускользающей, чувствующей стихии в нас, которая не ищет отождествления с
собой и не пытается заявить о себе. Сознание “самоопустошающееся” есть
сознание женственное. Обратить умственный взор в непроницаемую глубину
сердца означает начать поиск женщины в себе. Лао-цзы учил “знать мужское
и хранить в себе женское” и именовал духовную реальность Сокровенной
Женщиной. Физическая близость с женщиной – наиболее доступный и
наглядный способ усвоения женской энергии, женского опыта.
Цель секса состояла в накоплении в себе жизненной энергии (ци)
посредством накопления ее субстрата – “семени” (цзин). В половом акте
было необходимо пополнять запасы семени в организме и не изливать семя
вовне. Тогда, как говорится в “Каноне Чистой Девы”, жизненной силы будет
в избытке, самочувствие будет превосходным, можно усилить любовные
переживания и избежать пресыщения. Поэтому предлагалось “возвращать семя
в себя”, т. е., закупорив семявыводящий канал, направить поток семенной
жидкости внутрь тела, вводя жизненную силу семени в круговорот энергии,
творящий “внутренний эликсир”. Женская культивация семени
предусматривала “закалывание красного дракона” – искусственное
прекращение менструаций с помощью медитаций и гимнастических упражнений.
Омолаживающий массаж грудей накапливал в них жизненную энергию.
Вынашивание зародыша в течение трех тысяч дней и просветление
завершается появлением чистого золотого света в области темени.
Золотистая аура – украшение богов. Достойная семейная жизнь объясняется
ответственностью за космогонический процесс. Трудно быть богом, но для
любой женщины «закалывание красного дракона» есть настолько манящая,
притягивающая перспектива, что ею невозможно пренебречь.
Задания и упражнения:
1) Существует ли взаимосвязь между почитанием старших в китайской
культуре и многочисленностью китайцев.
2) Познакомьтесь с данными антропологических исследований о результатах
метисации ханьцев с другими этносами.
3) Оцените морально-психологическую готовность супругов в современной
российской семье
к подбору и введению в дом младшей жены (или мужа).
4) Классифицируйте явления окружающего мира как Ян и Инь.
5) Найдите комплекс упражнений по “возвращению семени в себя” и
“закалыванию красного дракона”. Оцените практическую эффективность этих
упражнений.
Рекомендуемая литература:
1. Думан Л.И. Учение о сыне Неба и его роль во внешней политике Китая (с
древности до нашего времени) // Китай: традиции и современность. М.,
1976.
2. Жолань Д. Дао любви. Алма-Ата, 1992.
3. Крюков М.В. Формы социальной организации древних китайцев. М., 1967.
4. Крюков М.В. Система родства китайцев (Эволюция и закономерности). М.,
1972.
5. Маслов А.А. Образы маскулинности-феминности и супружеских отношений в
традиционном Китае // Этнические стереотипы мужского и женского
поведения. СПб., 1991.
6. Почагина О.В. Модели семейной организации в Китае и на Филиппинах.
М., 1997.
7. Семанов В.И. Из жизни императрицы Цыси. М., 1976.
8. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. М., 1987.
9. Хьюман Ч., Ву В. Инь – Ян: Китайское искусство любви. М., 2000.
Содержание
Sex
www.pseudology.org
|
|