Тюгашев Е.А., Попкова Т.В.
Семьеведение
Глава VI. Родство и безродство
§ 6. Искусственное родство

В поезжанах был, так свой.
(Русская поговорка)

Без родственников не живут. Хотя бы духовный отец, но найдется. Любое совместное пропитание и проживание порождает родственные чувства и обязательства.

Адопция. Наряду с расколом и сегментацией в неолитических обществах наблюдались и процессы объединения, слияния. Ослабевшие от голода, эпидемий или войн группы специально приглашали родственников, свойственников и друзей занять пустующие на их территории участки и инкорпорировали их в свой состав. Или они покидали родину и входили в состав более сильной группы. К инкорпорации и породнению вело простое территориальное соседство. У окебо в Конго субкланы разных родов, которые достаточно долго жили рядом, переставали заключать браки друг с другом и начинали считать себя принадлежащими одному роду.

Вновь инкорпорировавшиеся в род пришельцы получали соответствующие права и обязанности и изъявляли согласие придерживаться принятых здесь традиционных норм. При этом их начинали считать родичами и соответственно к ним относиться, хотя четко отличали их от реальных кровных родственников. Однако на их потомков распространялась концепция кровного родства. Адоптированные в родовую группу чужаки, получавшие полный статус родичей, составляли в ней значительный процент (от 20 до 50%). В ряде районов Новой Гвинеи адопция облегчалась тем, что единая субстанция, объединявшая членов рода, обреталась и участием в дележе пищи с родовой территории, общим трудом, а также совместным проживанием.

Наиболее распространенной формой адопции было усыновление.

• Бездетные семьи усыновляли детей многодетных родственников или посторонних людей (бывало даже, что детей крали), семьи же, имевшие детей, – сирот из семей близкой родни.
• Примирение кровников. Сверх платы, положенной медиаторами “крови”, убийца или его малолетний родственник отдаются роду убитого. Усыновляемый припадает к обнаженной груди усыновляющей его женщины, произнося: “С сегодняшнего дня я твой сын, а ты мне мать”, на что получает следующий ответ: “Я твоя мать, ты мне сын”. Иногда убийца обеспечивал себе такое усыновление силой или хитростью.
• Кровная месть прекращается, если убийца похищает сына убитого, становится его приемным отцом и воспитывает его. Кровник после примирения берет к себе на три-семь лет на воспитание сына, дочь или сестру убитого им, которых обязан одевать в шелк и давать наилучший стол.
• Чужак, чтобы обеспечить себе безопасность еще более полную, чем та, которой пользовался кунак, просил, чтобы его усыновили.
• Усыновление с целью установления отношений патроната-клиентеллы или сюзеренитета-вассалитета: сильный и богатый усыновлял того, кто был послабее и победнее.

В тех раннеземледельческих обществах, где происходило укрепление родовой организации, адопция начинала встречать некоторые трудности. Там адоптированные члены родовой группы были лишены ряда важных прав, и только их внуки становились уже полноправными родичами. Недавно адоптированные в родовую группу чужаки занимали в обществе особое положение и в определенных ситуациях были весьма уязвимы. Именно их обвиняли в неудачах, постигших группу, причем иногда дело доходило до их убийства.
 
Коллективное родство возникало, когда неродственные между собой патронимии или соседские общины вступали в квазиродственный союз, образуя братства.

Побратимство оформлялось различными способами. Осетины, подобно скифам, чаще всего пили из общей чаши, добавляя в напиток и смешивая в нём капли своей крови. Были распространены также клятва на оружии или обмен оружием. Один из них притрагивался губами к груди матери или жены другого. Объявляли об установлении союза “вечной дружбы и братства”, сопровождая это угощением и дарообменом. Могли вступить в такой союз и две семьи в полном составе. Такие люди или семьи поддерживали друг друга материально, например, помогая в выплате калыма или покупке приданого.
Посестримство возникло как вторичное, ассоциированное с побратимством явление. Если побратимство было связано с потребностями вооруженной взаимозащиты, то посестримство имело целью преимущественно психологическую взаимоподдержку. Символика посестримства: у осетин – обет верности, обмен платьями, угощение.

Пути образования братств: 1) путем адопции немногочисленной и слабой группы более крупной и сильной группой; 2) перекрестное породнение на равных основаниях как кровных, так и названных родственников, связанных обязательствами взаимопомощи, вооруженной взаимной защиты и экзогамии.

Присяжные (клятвенные) братства возникали в следующей ситуации. Беглец, просящий покровительства должен принять обряд; он делается безопасным, приводится к присяге и дает обязательство вести себя сообразно с обычаями племени. С этого времени он равняется со всеми коренными жителями, права его и собственность обеспечиваются, и он принимается всеми как товарищ и брат. Народ “усыновлял” пришельца; принимаемый присягал быть верным клану, а тот присягал охранять безопасность своего нового члена.

Жители селений, вступающие в клятвенное братство, собирались и становились друг против друга. Затем выходил из числа жителей одного аула почтеннейший мужчина, а из числа жителей другого – почтеннейшая женщина, и вторая перед лицом всех собравшихся усыновляла первого известным способом молочного усыновления взрослых. Потом почетные представители полов от аулов менялись, и повторялась та же церемония с другой парой. После этого выходило из каждой группы по несколько мужчин на середину между стоящими и на виду у всех клялись на Коране, что они и все однофамильцы обязуются оказывать друг другу во всем взаимную помощь.

Братства были цепью или сетью общин и фамилий, насчитывавших от 750 до 900 человек. Внутри себя такие ячейки на равных основаниях объединяли как кровных, так и названных родственников. Их связывала взаимопомощь в уплате брачного выкупа, в приобретении приданого, в уплате уголовных штрафов, выкупа за кровь человека, принадлежавшего к другому братству. Выкуп за кровь своего сочлена делился внутри братства. Всякое посягательство на жизнь, честь или собственность одного из членов союза рассматривалось как обида всему союзу. Даже тогда, когда член братства совершал преступление, наказать его можно было только по решению или с согласия братства. Браки внутри присяжных братств были запрещены, и нарушение экзогамии строго каралось – некогда смертью, а затем изгнанием и штрафом.

Аталычество (от тюркского “аталык” – “как бы отец”, “названный отец”) – воспитание ребенка не в родной, а в чужой семье . Один аталык вправе иметь только одного воспитанника. Аталыком и воспитанником, а также всей их родней возникала теснейшая связь, приравниваемая адатами к кровной или даже считавшаяся еще более тесной. Она устанавливалась путем молочного породнения, так как жена аталыка или одна из его родственниц, специально приглашавшаяся для этой цели, становилась кормилицей воспитанника. Аталычество предполагало, что ребенок отдавался на воспитание сразу же после рождения и возвращался домой уже юношей. Воспитанник, долго пробывший в семье аталыка, сближался с ее членами и возвращался в родительский дом как в чужую семью . Только через годы он привыкал к своей кровной родне. Как правило, отец воспитанника стоял на феодальной лестнице выше аталыка, и само аталычество вызывалось к жизни получением определенных взаимных выгод. Помимо обмена подарками, подчас очень ценными (особенно от семьи воспитанника), одна сторона получала покровительство, а другая расширяла круг зависимых людей.
 
Бывало даже, например, у кумыков, что аталык княжеского сына переходил на более высокую ступень феодальной лестницы. Поэтому претенденты на роль аталыка чаще всего сами спешили предложить свои услуги, соперничали между собой и подчас даже выкрадывали ребенка. Бывало, что у человека имелось несколько аталыков, у которых он воспитывался поочередно, в результате чего отношения покровительства и зависимости распространялись на большее количество лиц. Но случалось и так, что семья ребенка сама была заинтересована в установлении аталыческих связей с другой семьёй , чтобы превратить эти связи в канал получения феодальной ренты. Так, у балкарцев молодой князь наделял семью своего аталыка землей в пожизненное владение, а та обязывалась вносить ему ежегодные платежи. Нередко (особенно в княжеском сословии) ребенка передавали на воспитание представителю соседнего народа, заключая или укрепляя этим феодальные союзы.
Обрядовые формы искусственного родства включают формы родства, связанные с обрядами семейного цикла.

Породнение, связанное с обрядами детского цикла: 1) с повитухой, 2) с молочной матерью, 3) с нарекшим ребенку имя, 3) с крестными родителями матерью, 4) с впервые постригшим ребенку волосы, 5) с человеком, который по обычаю обязательного воспитания ребенка вне родной семьи в течение многих лет выступал в роли воспитателя, 6) с духовным родителем, наставником.
Породнение, связанное с обрядами свадебного цикла: 1) с человеком, “отобравшим” у поезжан невесту и удочерившим ее; 2) с хозяевами других домов, куда на время помещали жениха и невесту; 3) со свадебным дружкой, 4) с венчальным кумом.
Существовало также породнение, связанное с обрядами похоронного цикла. Его отдельные формы указывались выше.
Искусственное родство (включая требование экзогамии) распространялось только на семьи , но и на другую близкую родню усыновителя и усыновленного (или побратимов).

Задания и упражнения:

1) В чем заключается различие между адопцией и аталычеством?
2) Прокомментируйте в контексте изученного материала кинофильмы “Брат”, “Брат-2”.
3) Охарактеризуйте институт усыновления по семейному праву России.
4) Побратайтесь (посестритесь) с кем-нибудь.
5) С какими людьми вы находитесь в отношениях обрядового родства?

Рекомендуемая литература:

1. Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом (генезис и проблемы типологии). Нальчик, 1990.
2. Боташев М.Д. Побратимство в современном Карачае // Жизнь национальностей. М., 2000. № 1.
3. Боташев М.Д. Установление искусственного родства при обрядах детского цикла у карачаевцев //Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология и фольклор. М., 2001.
4. Гаджиева С.Ш. Аталычество и побратимство в Дагестане (XVIII – начало XX века). Махачкала, 1995.
5. Гарданов В.К. Аталычество. М., 1973.
6. Дарнтон Р. Братство: взгляд еретика // Одиссей. Человек в истории. Картина мира в народном и ученом сознании. 1994. М., 1994.
7. Мафедзев С.Х. Аталычество в системе народного воспитания у адыгов // Общественный быт адыгов и балкарцев. Нальчик, 1986.
8. Смирнова Я.С. Аталычество и усыновление у абхазов // СЭ. 1951. № 2
9. Смирнова Я.С. Усыновление покровителя // Советская этнография. 1984. № 2.
10. Соловьева Л.Т. Родственные объединения адыгов: традиции и современность // Расы и народы. Вып. 26. М., 2001.

Содержание

Sex

 
www.pseudology.org