| |
|
Тюгашев Е.А., Попкова Т.В.
|
Семьеведение
Глава VI. Родство и
безродство
|
§ 4. Вдовство
Вдовец деткам не отец,
а сам круглый сирота.
(Русская поговорка)
Разводы и вдовство формировали брачное состояние последовательной
полигамии. Родственная связь с супругом сохранялась: он мысленно был
рядом. Таким образом возникала интерференция последовательно возникавших
семей.
Овдовение – прекращение брака, вызванное смертью одного из супругов.
Вероятность овдовения для женщин, как правило, выше, чем для мужчин. По
мере снижения смертности риск овдовения в поколении отдаляется, но не
сокращается. В Индии в периоды 1911–1921 гг. и 1951–1961 гг. средний
возраст овдовевших женщин составлял соответственно 32,8 и 38 лет,
вследствие чего соответственно 28,4% и 5,5% репродуктивного периода
приходилось на жизнь вне брака.
В конце XIX в. в России к 50 годам овдовевшими оказывались свыше 25%
женщин, к 62 годам – 50%. В бывшем СССР в 1968–1971 гг. для женщин
овдовением заканчивались 53% всех браков, для мужчин – 23,2%. Роль
овдовения относительно невелика в первые годы брака, особенно у мужчин,
но резко возрастает впоследствии. После 20 лет брака около 2,5% мужчин
становятся вдовцами и примерно 9% женщин – вдовами.
Регламентация вдовства. Вдовство – внебрачное состояние, оцениваемое в
народной традиции как социально ущербное (отсутствие пары).
В древности положение вдовы было незавидным. Изгнанная жена, девушка,
изнасилованная и не вышедшая замуж, невеста, жених которой перед
свадьбой умер или исчез, и женщина, у которой умер муж – всех их в
древнесемитских языках называли одним собирательным словом вдова, ибо
всех их, если они не имели средств к существованию, ждала одна судьба.
Десятилетняя девочка могла носить такое же серое, похожее на мешок
вдовье одеяние, как и престарелая матрона.
Как неполноценные члены общества они не могли выполнять ряд ритуальных
функций. Вдовые часто отстраняются от участия в свадьбе, а не вступившим
еще в брак не рекомендуется присутствовать на вдовьих свадьбах. В
Полесье вдовам запрещалось быть повитухами. Вдова, родившая ребенка,
подвергалась такому же позору, что и незамужняя. У поляков считалось,
что вдовы, особенно бездетные, чаще других занимаются колдовством.
Считая жену членом чужого рода, папуас относился к ней с опаской,
постоянно ожидая от нее каких-либо вредоносных действий. В восточных
горных районах Новой Гвинеи по смерти мужа жена должна была даже
кончать жизнь самоубийством, чтобы доказать свою непричастность к
колдовству. При смерти родителей муж был близок к самоубийству, а при
смерти жены он выражал лишь сожаление.
В Китае обычай предписывал вдове совершить самоубийство, чтобы
соединиться с мужем в загробном мире. Она объявляла о таком решении
родственникам и близким, и ее поступок рассматривался как подвиг. Когда
вдова умирала, ее хоронили в одной могиле с мужем или вблизи его могилы.
Когда же вдова не отваживалась на добровольную смерть ради скорейшего
воссоединения с покойным мужем, то она была обязана избегать второго
брака.
Ей не следовало выходить за пределы дома покойного мужа
Вторичное замужество считалось тяжким преступлением женщины перед
памятью о покойном муже. Вдова, осмелившаяся вновь выйти замуж, была
обречена на изгнание из своей среды, подвергалась риску быть убитой
родителями или родственниками покойного мужа. Она могла стать только
наложницей. Целесообразно было обезобразить лицо, утратить
привлекательность. В случае насилия, грозящего ее чести, поощрялось
самоубийство. Вдова, сохранившая верность, награждалась почетной
табличкой, которая выставлялась перед ее домом. Еще более почетной
наградой считалась деревянная почетная арка или каменный обелиск с
надписями: “Как иней, чисты ее стремления”; “Обелиск исключительной
верности”. Если помолвка состоялась в детстве, а будущий муж умирал до
свадьбы, существовал обычай венчать девушку с поминальной дощечкой
умершего жениха: тогда она становилась вдовой в самый момент своего
венчания и не могла выйти вторично замуж.
Вместе с тем вдовство наделяется признаком чистоты, который повышает
ритуальный статус вдовствующих. Как безгрешные, близкие к миру смерти,
вдовые чаще других обмывали, обряжали и хоронили покойников, особенно
преклонных лет. Женатому же обмывать умершего считалось грехом. В
свадебном обряде плачеями нередко бывали лишь вдовы-старушки и старые
девы (арханг.). Считая жену членом чужого рода, папуас относился к ней с
опаской, постоянно ожидав от нёс каких-либо вредоносных действий. В
восточных горных районах Новой Гвинеи по смерти мужа жена должна была
даже кончать жизнь самоубийством, чтобы доказать свою непричастность к
колдовству.
При смерти родителей муж был близок к самоубийству, а при
смерти жены он выражал лишь сожаление.
Вдовство было и возрастной категорией. Старого холостяка (после 30 лет)
считали вдовцом (твер., ярослав., курск.). Бездетная женщина,
провдовствовавшая более 10 лет, подчас вновь обретала добрачный статус и
звалась девкой, молодкой. В Харьковской обл. в случае смерти девочки
вручают платок мальчику, что означает, что он обвенчан с умершей,
является как бы вдовцом и составит с ней пару на том “свете”. В
категории вдовства заметно ослабление или нарушение оппозиции “мужской –
женский”. Так, вдова нередко получает право сама брать себе в дом нового
мужа, который в этом случае “выходит замуж” за вдову.
Многие запреты и предписания мотивируются страхом перед ранним вдовством
и соблюдаются с детства, но особенно на свадьбе и в семейной жизни. Так,
у русских замужней женщине запрещено носить одну косу; во время еды
избегали пересаживаться с места на место, справлять свадьбу в
понедельник; один из новобрачных умрет, если свадебная процессия
встретится с похоронной.
Взаимоотношения с покойным супругом. Для высвобождения живого супруга от
умершего, “развязывания” брачных уз и нового вступления в брак у славян
не завязывают ничего в одежде покойного, не застегивают ему ворот
рубахи, не завязывают пояс (так же поступают и с умершими юношами, чтобы
они справили свадьбу на том свете). И наоборот, чтобы вдовец с детьми не
вступил в новый брак, его покойную жену тайком опоясывают ниткой
(нижегород.). Македонцы не советуют целовать покойную жену, иначе рано
умрет и вторая жена, а скрип гроба означает скорую смерть оставшегося в
живых супруга. В свадебной обрядности, дабы расторгнуть прежние узы
накануне нового брака, македонцы Прилепа посылают на могилу покойной
жены ее мать или другого родственника. Она поливает могилу, прося дочь
успокоить свое сердце, напиться воды и “остыть”.
Согласно кашубским поверьям, покойная жена является с поздравлением на
свадьбу к своему мужу, когда он женится вторично. Избавиться от
посещений покойного мужа, чаще других выступающего в роли ходячего
покойника, можно было с помощью инсценировки новой свадьбы, как правило,
инцестуальной. Мотив инцеста, своим неправдоподобием, “чудесностью”
должен был “нейтрализовать” мертвеца, вмешивающегося в жизнь живых
“Кукушкина свадьба”
Срок запрета вступать в новый брак у славян
колеблется в разных местах от 40 дней (6 недель) до года. Для мужчины
этот срок может быть короче или вообще не выдерживаться, особенно если
на его иждивении находятся малые дети. Для женщины он иногда
растягивается на три года.
Отношение к повторному замужеству изначально было резко отрицательным.
Вдовец практически повсеместно считается незавидным женихом,
обремененным многочисленным потомством. Другим основанием, по которому
девушки избегали вдовцов, было мнение, что на “том свете” супруги по
первому браку воссоединятся, а вторая жена останется одна (станет со
столбом, вят.). Вступающие в брак со вдовыми, кроме того, видели для
себя опасность со стороны покойного супруга от первого брака. В Сербии и
Черногории вдова должна была оградить чем-либо могилу умершего мужа и
лишь после этого могла вновь выходить замуж.
Свадебный обряд в случае вдовства одного из новобрачных или обоих
сокращался или сводился к минимуму. Для невесты-вдовы не устраивались
смотрины, девичник, не требовалось приданого, не пекли каравай. Венчание
с вдовой (но не с вдовцом) или обоих вдовых происходило дома, в
понедельник или в среду. Вдова венчалась без венка (как и “нечестные”
невесты); без фаты и вплетенных живых цветов, как разведенные и родившие
до брака, в особой одежде (вдовьей, розового или черного цвета).
Неодобрение свадеб вдовых выражалось в бесчинствах, которые устраивала
молодежь: “кошачьи концерты”, запреты молодым людям присутствовать на
свадебном пиру.
Задания и упражнения:
1) Каким образом умерший супруг присутствует в жизни живого супруга?
2) Вспомните известные вам примеры длительного сохранения статуса
вдовства. В чем может быть социальная ценность статуса вдовства для
индивида?
3) Что такое «черная вдова»? Посетите с экскурсией ресторан «Черная
вдова».
4) Укажите формы обрядового вдовства.
5) Расспросите знакомых о свадьбе новобрачных, один из которых является
вдовой (вдовцом).
Рекомендуемая литература:
1. Бернс Р. Счастливый вдовец.
2. Вега, Лопе де. Валенсианская вдова.
3. Гарднер Э.С. Рисковая вдова.
4. Давыдов А.А. Самоубийства, пол и золотое сечение // Социологические
исследования. 1991. № 5.
5. Иоанн Златоуст. К молодой вдове // Полное собрание сочинений Св.
Иоанна Златоуста в 12-ти т. Т. I. Кн. 1. М., 1991.
6. Иоанн Златоуст. К той же вдове. Слово второе // Полное собрание
сочинений Св. Иоанна Златоуста в 12-ти т. Т. I. Кн. 1. М., 1991.
7. Легар Ф. Веселая вдова.
8. Мрожек С. Вдовы // Современная драматургия. 1998. № 4.
9. Преловский К. Черная вдова.
Содержание
Sex
www.pseudology.org
|
|